Напоминание

"Приемы активизации устной речи на уроках английского языка"


Автор: Куранова Юлия Николаевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГАПОУ ЛО "Лужский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: город Луга, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы активизации устной речи на уроках английского языка"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Приемы активизации устной речи

на уроках английского языка

Куранова Юлия Николаевна, преподаватель

английского языка

Ключевые слова: монологическая речь, диалогическая речь, активизация

обучения, монологическое высказывание, опоры, классификация, речевые

упражнения

С т уд е н т ы

п о с т у п а ю т

в

т е х н и к у м

с

р а з н ы м

у р о в н е м

общеобразовательной

и

языковой

подготовки.

Для

такой

аудитории

повышение

интереса,

создание

положительной

мотивации

к

изучению

иностранного

языка

является

очень

важной

задачей.

Так

как

учебная

деятельность

носит

профессионально

направленный

характер,

то

задача

преподавателя

заключается

в

том,

чтобы

акцентировать

практическое

значение владения иностранным языком.

Обучение

говорению

как

процессу

продуктивному

требует

от

обучающегося

построения

высказывания,

обусловленного

ситуацией

общения,

представляет

собой

сложную

методическую

задачу,

поскольку

овладение

им

связано

с

наибольшими

трудностями

для

обучающихся

и

требует больших временных затрат и усилий как со стороны преподавателя,

так и аудитории. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если

обучающиеся эффективно справляются с этой деятельностью на начальном

этапе

на

строго

отработанном

минимальном

материале,

который

обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования

других видов речевой деятельности.

В

учебных

условиях

основной

формой

говорения

выступает

монологическая речь (учебный материал по специальности воплощается в

этой форме речи). Как правило, к диалогу обращаются в целях разъяснения,

уточнения, проверки понимания отдельных частей содержания той или иной

темы. Диалогическая речь не исключается из учебного процесса и обучение

монологической речи не изолированы друг от друга. Монологическая речь и

диалогическая

речь

взаимосвязаны

и

взаимообусловлены,

но

в

условиях

образовательного учреждения акцент в обучении делается всё же на монолог.

Проблема активизации обучения. Активизация обучения – это процесс,

направленный

на

достижение

состояния

активности

преподавателя

и

обучающегося, как субъектов учебного процесса, на выявление и сохранение

этой способности. Активность преподавателя заключается в эффективной

передаче

знаний,

в

эффективном

формировании

навыков,

умений

в

монологической речи обучающегося, в оптимальной организации учебного

материала,

выборе

средств,

приемов,

способов

обучения.

Активность

обучающихся,

в

свою

очередь,

направлена

на

усвоение

знаний

и

приобретение необходимых речевых умений и навыков.

Основные

трудности,

с

которыми

сталкивается

обучающийся

при

построении монологического высказывания и которые преподаватель должен

помочь ему преодолеть – следующие:

- обучающиеся часто не осознают цели монологического высказывания;

- обучающиеся иногда плохо ориентируются в теме, по которой

необходимо высказаться;

- обучающиеся могут не владеть навыками построения структуры

высказывания, не знают с чего начать, что сказать далее и как завершить

высказывание.

Роль опор в обучении монологическому высказыванию. Любая опора - это,

по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той

или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют

опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и

другое деление опор - на содержательные и смысловые, которые учитывают

два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и

уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то

получим следующую классификацию опор:

Содержательно-словесные

(вербальные)

Текст

(зрительно/аудитивно),

микротекст

(зрительно/аудитивно),

план,

л о г и ко -

синтаксическая схема.

Смысловые

К л юч е в ы е

с л о в а ,

л о зу н г,

а ф о р и з м ы

(поговорки), подпись

Изобразительные

Видео

(короткометражный

фильм,

реклама),

презентация,

серия

рисунков,

картина,

фотография,

диаграмма

(схема,

таблица),

цифры, даты, символика, плакат, и.т.д.

Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута

(содержательные опоры), в других - сжата (смысловые опоры), но в любом

случае она - лишь толчок к размышлению. В связи с этим у обучающихся

возникают

определенные

ассоциации,

которые

могут

быть

направлены

в

нужное русло установками речевых упражнений.

Текст,

являющийся

опорой

должен

являться

отправной

точкой

высказывания, заинтересовывать и мотивировать действия обучающихся. Он

должен содержать:

- значимую для обучающегося проблему и основной объем информации,

необходимой для ее решения;

- основные, наиболее важные словосочетания, фразы, опираясь на которые

ученик может высказаться в монологической форме;

- иметь личностно-направленный характер, иметь материал для рассуждений,

размышлений, развития мыслей и т.д.

Работа

с

подобным

текстом

вызывает

у

обучающихся

интерес,

усиливает мотив для выражения отношения, снижает «страх» совершения

речевого поступка, убеждает в возможности правильного выбора языковых

средств для высказывания.

Основой

для

применения

наглядных

опор

являются

следующие

положения:

- необходимость учета трех уровней речетворчества;

- обязательность отбора обучающимися языковых и речевых средств

для усвоения и дальнейшего использования в процессе перехода от заданной

к собственной программе высказывания;

-обязательность соблюдения последовательности, структурированности

построения

зрительной

опоры,

что

обеспечит

эффективное

запоминание

языковых и речевых единиц, будет способствовать развитию зрительной,

долговременной и оперативной памяти обучающихся;

- необходимость учета накопленных знаний в памяти обучающихся

Более эффективный процесс активизации обучения монологу реализуется за

счет

систематического

использования

наглядных

и

текстовых

опор

в

обучении.

Для реализации данной цели в процессе активизации устной речи можно

использовать следующие тренировочные речевые упражнения:

1.

«Chain

retelling».

Обучающимся

предлагается

прослушать

небольшой

текст. После этого они делятся на две команды и по цепочке поочередно

формируют

монологические

высказывания

согласно

содержанию

прослушанного текста. Команда, допустившая ошибку в высказывании, или

нарушившая логику событий пропускает ход.

2.

«PROS

and

CONS

».

Это

-

в

принципе

общепринятое

упражнение,

выражения обучающимися мнения «за» и «против» по какой-либо проблеме.

После прочтения текста, к примеру, на тему «How we see our planet in ten

years time» обучающимся предлагается формулировка проблемы. Например:

- «Are you pessimistic or optimistic about our future? Give your reasons».

В качестве наглядной речевой опоры прилагается упражнение, содержащее

лексические

единицы

и

речевые

конструкции,

которые

могут

помочь

обучающимся в составлении высказываний. Например:

- It seems to me, that…; In my opinion…; As I see it…; I believe that…;

- to be optimistic; to have a chance to…, to travel in space; to have cure for

dangerous diseases; to study at home, using a computer; to make progress

in… etc.

-

to

be

afraid

of…;

to

have

a

lot

of

serious

problems/new

dangerous

diseases/pollution/a lot of crime/new local wars etc.

С целью повышения мотивации 2-ю часть упражнения следует провести в

условиях соревнования, разделив обучающихся на две команды.

3. «Make a word web». Обучающимся предлагается тема для рассуждения в

виде ключевого центрального слова. Например: «Automobile» обучающиеся

могут

соревноваться

в

составлении

наиболее

полной

спайдограммы

по

предложенной

теме в индивидуальном или командном порядке. Данное

упражнение также предваряет прочтение текста и его обсуждение.

4. «Let’s finish!» - упражнение, на основе которого обучающиеся учатся

творчески подходить к построению монологического высказывания. Ребятам

предлагается

группа

незаконченных

предложений

в

соответствии

с

изучаемой темой. Например:

- Computer/mobile phone is…

- It helps to…

- I like to… most of all.

- And I’d like to…

В процессе завершения незаконченного предложения создаются условия для

закрепления в устной речи изученных лексических единиц и грамматических

конструкций.

Предлагаемая

группа

является

по

сути

заготовкой

для

логически выстроенного монологического высказывания.

5. «Riddles». Данное упражнение практически универсально, т.к. может быть

использовано при изучении любой темы. Обучающиеся могут составлять

описание любого объекта, не называя его (человека, населенного пункта,

правил игры, краткого содержания книги, фильма и т.д.)

6. «Change a character». Это упражнение выполняется на основе текста,

содержащего описание последовательности событий, либо проблемы с 2-3

действующими лицами. При пересказе текста от разных лиц, у обучающихся

появляется возможность употреблять речевые конструкции, используемые в

тексте, в различной интерпретации и давать собственную оценку описанным

событиям.

7. «Missing information» . Упражнение проводится на основе аудио-текста.

Обучающиеся прослушивают его, а затем знакомятся с текстом визуально и

восполняют пропущенную в нем информацию на основе прослушанного.

8.

«Make

a

project».

Несомненно,

проектная

деятельность

является

эффективным

средством

развития

и

совершенствования

навыков

монологической речи обучающихся и позволяет подвести своего рода итог

изученного материала и оценить уровень владения им обучающимися именно

в контексте монологической речи.

9.

Своим

«KNOW

HOW»

в

данной

области

я

считаю

систематическое

применение

такого

приема

как

пение

на

уроке

английского

языка,

естественно

не

в

смысле

его

изобретения,

а

в

смысле

использования.

Современная музыкальная культура всегда вызывает у них интерес, а работа

над

переводом

песен,

запоминанием

ее

текста

создает

предпосылки

для

последующего использования новых речевых конструкций в устной речи на

уровне автоматизма.

10.

«Cinquain»-это

творческая

работа,

которая

имеет

короткую

форму

стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1-ая строка-одно существительное, выражающее главную тему:

2-ая строка –два прилагательных;

3-я строка- три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4-ая строка- фраза, несущая определенный смысл;

5-ая строка-заключение в форме существительного (ассоциации с первым

словом).

Примеры упражнений не ограничиваются приведенным перечнем.

По своему характеру опоры выполняют разные функции. Они способствуют

порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным

и речевым опытом обучающихся; создают смысловую основу высказывания,

влияют на его содержание, объем, структуру, языковые и речевые средства;

учат логично и полно излагать мысли; снимают психологические трудности;

мотивируют обучающегося к говорению.

Комплексное

систематическое

использование

на

уроке

данных

тренировочных упражнений на основе текстовых и наглядных опор создает

условия

для

активизации

обучения

построения

устной

(монологической)

речи.

Литература:

1.

Пассов

Е.И.

Коммуникативный

метод

обучения

иноязычному

говорению 2-е изд. М.: Просвещение, 2001.

2.

Калинина

С.В.

К

концепции

обучения

монологиче скому

высказыванию// Иностранный язык в школе. – 1991. №1

.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!