Автор: Сабирова Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: Педагогическая мастерская
Тема: Художественная литература как успешный залог адаптация детей в социуме
Раздел: начальное образование
Художественная литература как успешный
Художественная литература как успешный
залог адаптация детей в социуме
залог адаптация детей в социуме
Подготовила: Сабирова С.Б.
Подготовила: Сабирова С.Б.
воспитатель высшей
воспитатель высшей
категории
категории
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4»
Норильск – 2018г.
«На каждое произведение мы должны
«На каждое произведение мы должны
смотреть как на окно, через которое
смотреть как на окно, через которое
мы можем показать ту или иную
мы можем показать ту или иную
сторону нашей жизни»
сторону нашей жизни»
К. Д. Ушинский
К. Д. Ушинский
Социальная компетентность ребёнка – это
Социальная компетентность ребёнка – это
уровень адаптации к социальным
уровень адаптации к социальным
предписаниям, которые ему предъявляет
предписаниям, которые ему предъявляет
общество. Герои книг задают образцы
общество. Герои книг задают образцы
поступков и являются носителями норм и
поступков и являются носителями норм и
правил, принятых в обществе. Они знакомят
правил, принятых в обществе. Они знакомят
детей с назначением различных предметов
детей с назначением различных предметов
рукотворного мира и учат ими пользоваться.
рукотворного мира и учат ими пользоваться.
Поступки главных героев книг учат детей
Поступки главных героев книг учат детей
общаться между собой, с взрослыми, что
общаться между собой, с взрослыми, что
обеспечивает ребенку благоприятные
обеспечивает ребенку благоприятные
условия для социального развития.
условия для социального развития.
Педагогический проект
Педагогический проект
«Путешествие в страну «Читалию»»
«Путешествие в страну «Читалию»»
Цель
Цель
– формирование социальной
– формирование социальной
компетентности детей младшего
компетентности детей младшего
школьного возраста посредством
школьного возраста посредством
знакомства с художественной
знакомства с художественной
литературой.
литературой.
Проект«Путешествие в страну Читалию»
ПЕДАГОГИ
ДЕТИ
СЕМЬЯ
ГОРОДСКАЯ
БИБЛИОТЕКА
Задачи проекта
Задачи проекта
По направлению работы с детьми:
По направлению работы с детьми:
Расширять представление об окружающем мире через
Расширять представление об окружающем мире через
знакомство с художественными произведениями и
знакомство с художественными произведениями и
рассматривание иллюстраций в книгах.
рассматривание иллюстраций в книгах.
Способствовать актуализации полученных знаний,
Способствовать актуализации полученных знаний,
умений и навыков в практическом взаимодействии с
умений и навыков в практическом взаимодействии с
окружающими.
окружающими.
Расширять возможности для формирования
Расширять возможности для формирования
собственного жизненного опыта общения.
собственного жизненного опыта общения.
По направлению работы с семьёй
По направлению работы с семьёй
Привлекать родителей к совместной деятельности по
Привлекать родителей к совместной деятельности по
развитию у детей коммуникативных способностей,
развитию у детей коммуникативных способностей,
самостоятельности, творчества.
самостоятельности, творчества.
Способствовать участию родителей в возрождении
Способствовать участию родителей в возрождении
семейных традиций.
семейных традиций.
Создавать условия для приобретения родителями нового
Создавать условия для приобретения родителями нового
опыта конструирования собственного поведения,
опыта конструирования собственного поведения,
транслирующего детям свои знания, установки и ценности.
транслирующего детям свои знания, установки и ценности.
По направлению работы с социальным партнёром:
По направлению работы с социальным партнёром:
Привлечь городские библиотечные фонды и ресурсы для
Привлечь городские библиотечные фонды и ресурсы для
повышения усвоения социальной информации у детей.
повышения усвоения социальной информации у детей.
Способствовать развитию потребности детей и семей
Способствовать развитию потребности детей и семей
воспитанников в общении с книгой в специально организованной
воспитанников в общении с книгой в специально организованной
социокультурной среде (библиотеке).
социокультурной среде (библиотеке).
По направлению работы с педагогами:
По направлению работы с педагогами:
Познакомить с формами и методами работы использования худ.
Познакомить с формами и методами работы использования худ.
литературы для формирования социальной компетентности
литературы для формирования социальной компетентности
младшего школьника.
младшего школьника.
Совместно с педагогами оснастить социально – культурную
Совместно с педагогами оснастить социально – культурную
среду в учебном учреждении по работе с книгой.
среду в учебном учреждении по работе с книгой.
Принципы:
Принципы:
Системности, последовательности и
Системности, последовательности и
непрерывности (мероприятия с детьми проводятся
непрерывности (мероприятия с детьми проводятся
систематически, с обязательным закреплением
систематически, с обязательным закреплением
полученных знаний в совместной деятельности).
полученных знаний в совместной деятельности).
Наглядно–образный принцип (всегда присутствует
Наглядно–образный принцип (всегда присутствует
оформленная выставка книг)
оформленная выставка книг)
Игровой принцип (закрепление информации через
Игровой принцип (закрепление информации через
игровую деятельность).
игровую деятельность).
Сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей).
Сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей).
Принцип «позитивного центризма» (отбора наиболее
Принцип «позитивного центризма» (отбора наиболее
актуальных для ребенка определенного возраста
актуальных для ребенка определенного возраста
знаний).
знаний).
Принцип позитивного взаимодействия с социальным
Принцип позитивного взаимодействия с социальным
партнёром – библиотекой.
партнёром – библиотекой.
2.Месяц Труда –
«Долина труда»
9.Месяц Искусства –
«Страна Лукоморье»
4.Месяц Чудес –
«Остров чудес и
превращений»
7.Месяц Добра –
«Море добра
и дружбы»
8.Месяц Юмора –
«Озеро смеха»
3.Месяц Игр и Забав-
«Звериная полянка»
6.Месяц Сильных –
«Река мужества
и здоровья»
5.Месяц Безопасности –
«Мыс безопасности»
1.Месяц Знаний -
«Книжный океан»
Путешествие
в страну
«Читалию»
2.Месяц Труда –
«Долина труда»
9.Месяц Искусства –
«Страна Лукоморье»
4.Месяц Чудес –
«Остров чудес и
превращений»
7.Месяц Добра –
«Море добра
и дружбы»
8.Месяц Юмора –
«Озеро смеха»
3.Месяц Игр и Забав-
«Звериная полянка»
6.Месяц Сильных –
«Река мужества
и здоровья»
5.Месяц Безопасности –
«Мыс безопасности»
1.Месяц Знаний -
«Книжный океан»
Путешествие
в страну
«Читалию»
2.Месяц Труда –
«Долина труда»
9.Месяц Искусства –
«Страна Лукоморье»
4.Месяц Чудес –
«Остров чудес и
превращений»
7.Месяц Добра –
«Море добра
и дружбы»
8.Месяц Юмора –
«Озеро смеха»
3.Месяц Игр и Забав-
«Звериная полянка»
6.Месяц Сильных –
«Река мужества
и здоровья»
5.Месяц Безопасности –
«Мыс безопасности»
1.Месяц Знаний -
«Книжный океан»
Путешествие
в страну
«Читалию»
Перспективный план
Перспективный план
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ И БИБЛИОТЕКАРЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ
ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
Месяц
Тема, цель
Тематические мероприятия
с детьми и родителями
Работа с родителями
и педагогами
ОКТЯБРЬ
2. Остановка
«Долина труда»
«Всё что делают
мамы и
папы – нужно»
Цель:
расширять
представления детей о
труде взрослых, о
профессиях мам и пап
через чтение,
рассматривание разных
видов художественной
литературы,
Формировать
положительное
отношение к труду
взрослых и
отрицательное к лени.
-
Занятие «По страницам книг о труде»
Цель: помочь детям понять, что
иллюстрированные книги следует
внимательно рассматривать, что создание
книг – это труд многих людей.
-
Путешествие по фотовыставке «Мама, папа
на работе»
Цель: учить составлять небольшой рассказ по
фото о работе родителей, называть их
профессии.
- Совместная выставка детей и родителей «Кто
любит трудиться, тому без дела не
сидится!»
Цель: развивать семейное творчество, фантазию;
выявить творческие способности родителей
и детей.
- Совместное создание страницы с родителями
и детьми «Книжкиной истории» (подбор
пословиц, поговорок, стихов о труде,
сочинение рассказов «Кем бы я хотел
стать, когда вырасту»)
Цель: вовлечение родителей в развитие интереса
к художественной литературе и книге своего
ребёнка
Консультация для
родителей «Какие книги
интересны детям 7 лет»
Подписка на
периодические журналы
«Мурзилка», «Кеша»,
«Весёлые картинки»
Запись и посещение семей
воспитанников школы
«Юного читателя» в
библиотеке
Проведение семинара с
педагогами «Новые
подходы в ознакомлении
детей с художественной
литературой»
Наши выставки
Наши выставки
Наша мини-библиотека
Наша мини-библиотека
«Книжкин дом»
«Книжкин дом»
Начало работы по проекту
Начало работы по проекту
Путешествие в страну«Читалию»
Путешествие в страну«Читалию»
Остановка «Долина Труда» в стране «Читалии»
Остановка «Долина Труда» в стране «Читалии»
1 этап - постановка своеобразной познавательной проблемы,
1 этап - постановка своеобразной познавательной проблемы,
которую решить детям помогают книги.
которую решить детям помогают книги.
2 этап- сотрудничество с семьями
2 этап- сотрудничество с семьями
воспитанников и сотрудником городской библиотеки.
воспитанников и сотрудником городской библиотеки.
3 этап – непосредственная деятельность
3 этап – непосредственная деятельность
педагога с детьми
педагога с детьми
4 этап
4 этап
- презентация решения познавательной
- презентация решения познавательной
проблемы, полученных детьми знаний и опыта.
проблемы, полученных детьми знаний и опыта.
« Кто любит трудиться,
« Кто любит трудиться,
тому без дела не сидится!»
тому без дела не сидится!»
«Книжкина история».
«Книжкина история».
Наши результаты
Наши результаты
на начало года
на начало года
конец года
конец года
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание