Автор: Ермоленко Лариса Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Разработка родительского собрания "Конфликты. Пути их решения.
Тема: Взаимодействие школы и семьи. Педагогический лекторий
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2
Методическое объединение
Учителей начальных классов
Родительское собрание
«Конфликты. Пути их решения»
Собрание подготовлено и проведено
Учителем высшей квалификационной категории
Ермоленко Ларисой Викторовной
Тема « Конфликт. Как реагировать?
Цели собрания:
1.
Помочь
родителям
преодолеть
трудности
в
решении
конфликтных
ситуаций.
2.
Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из
неё.
3.
Предоставить
родителям
возможность
с
помощью
теста
дополнить
представление о себе как о родителе.
Форма проведения собрания: обучающий семинар.
Оборудование: Презентация
“Родительское
собрание
“Конфликт.
Как
реагировать?”, тесты для родителей.
Ход собрания
- Добрый день, уважаемые родители!
1 Определение слова «конфликт» (АССОЦИАЦИИ)
Какие ассоциации вызывает слово «конфликт»? (Ссора, хлопанье дверью, спор,
неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.)
Какое же определение слову «конфликт» дано в словарях русского языка?
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных
интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к
борьбе.
2 ТЕСТ «Конфликтный ли вы человек?»
Умение сдерживать себя – ценное качество, однако не все им обладают. Умеете ли вы
контролировать себя и не вступать в открытые конфликты? Данный тест поможет
вам в этом разобраться.
1. В транспорте начинается скандал. Как вы на него отреагируете?
а) ни за что не примете в нем участие – 3 балла;
б) вмешавшись, будете защищать потерпевшего – 2 балла;
в) примете в нем активное участие – 1 балл.
2. Будете ли вы критиковать свое начальство на общем собрании?
а) нет – 3 балла;
б) в зависимости от обстоятельств – 2 балла;
в) будете критиковать – 1 балл.
3. Вы видите, что начальник совершенно не умеет распоряжаться своей должностью.
Он дает никому не нужные задания. Как вы отреагируете на ситуацию?
а) предложите изменения, если вас поддержат – 2 балла;
б) возьмете ситуацию в свои руки – 1 балл;
в) побоитесь лишиться работы – 3 балла.
4. Как часто вы спорите друг с другом?
а) только тогда, когда на вас не обижаются и не портятся отношения – 2 балла;
б) спорите только по важным вопросам – 3 балла;
в) спорите не только с ними, но и с другими людьми – 1 балл.
5. Пропустите ли вы человека, который пытается пролезть к прилавку без очереди?
а) попытаетесь проследовать за ним – 1 балл;
б) будете возмущаться, но не вслух – 3 балла;
в) выскажете свое возмущение открыто – 2 балла.
6. Ваш знакомый – жуткий неудачник, вскоре он собирается совершить очередной не
совсем умный поступок. Как вы его остановите?
а) постараетесь его отговорить – 2 балла;
б) будете питать его иллюзиями, говоря, что он прекрасно справится – 3 балла;
в) выскажете все, что думаете о нем – 1 балл.
7. По дороге домой вы встречаете группу курящих подростков. Как вы отреагируете
на них?
а) промолчите – 3 балла;
б) поругаете их – 1 балл;
в) сделаете замечание – 2 балла.
8. В магазине вы заметили, что с вас взяли больше денег, чем нужно. Как вы
отреагируете?
а) больше никогда не пойдете в этот магазин – 3 балла;
б) попросите пересчитать – 2 балла;
в) устроите большой скандал – 1 балл.
9. На курорте администратор в вашей гостинице совершенно не выполняет своих
обязанностей. Как вы поступите?
а) будете молчать, т. к. ваше возмущение ничего не даст – 3 балла;
б) пожалуетесь на него начальству – 1 балл;
в) будете вымещать свое недовольство на горничной – 2 балла.
10. В споре со своим мужем (женой) вы понимаете, что он(а) прав(а). Что вы
сделаете?
а) ошибку не признаете – 1 балл;
б) признаетесь, что не были правы – 3 балла;
в) решите, что если признаетесь, то будете выглядеть глупо – 2 балла.
Подсчитайте количество набранных баллов.
У вас от 30 до 25 баллов. Вас можно назвать очень тактичным и абсолютно не
конфликтным человеком. Вы предпочитаете все конфликтные ситуации улаживать с
помощью переговоров. Вас можно назвать приятным для окружающих человеком,
который всегда готов прийти на помощь, если потребуется. Для вас очень важно не
потерять уважения в глазах друзей и родных.
У вас от 24 до 19 баллов. Вас можно назвать в меру конфликтным человеком, потому что
если вы видите, что где-то с вами поступили несправедливо, то обязательно выскажетесь
по этому поводу. Даже если на карту поставлена ваша карьера, вы не смолчите и будете до
конца отстаивать свою точку зрения. За это вас уважают окружающие.
У вас от 18 до 13 баллов. Вы не можете жить спокойно. Если с вами не спорят и не
скандалят, вы сами находите повод для этого, что еще хуже, вы способны без труда
устроить скандал на пустом месте. Как правило, таким способом вы спускаете
накопившуюся энергию. Вы очень критичны и постоянно чем-то недовольны. Может
быть, вам имеет смысл направить свою энергию в позитивное, созидательное русло.
У вас 12 и меньше баллов. Вы обладаете разрушительной энергией. Малейшая критика в
вашу сторону или неосторожно сказанное слово грозит сказавшему крупными
неприятностями. Вы способны одним взглядом «испепелить» своего противника. Остается
только догадываться, на что вы способны. Многие люди вас побаиваются, а те, кто знает о
вашем характере, стараются держаться от вас подальше и лишний раз не попадаться вам
на глаза. Такими темпами вы можете растерять тех друзей, которые у вас еще остались!
Тема
нашего
собрании "Конфликты в школе как реагировать".
Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в
конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт… Никто из нас не
встал. Это подтверждает то, что каждый из нас был участником конфликта. Конфликты это
неизбежная часть нашей жизни. И школьную жизнь они не обходят стороной. Изжить
конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на
конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение
вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во
взаимодействии учеников, учителей и родителей. Участниками конфликта становятся
одновременно и классный руководитель, и родители, и учитель, и ученик.
Задача нашего собрания:
Научиться предупреждать конфликт, а если он возник - разрешить его быстро и спокойно,
без взаимных унижений и обид.
3. Упражнение «ЯБЛОКО»
- (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы
– яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит
на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам
червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза
и запишите свой ответ
Я уверена, что вы по-разному отреагировали на эту ситуацию, доказав что мы разные и
по-разному
Есть 5 способов разрешения конфликтных ситуаций:
1.Конкуренция или Соперничество.
2. Уклонение или Избегание.
3. Приспособление.
4. Компромисс.
5. Сотрудничество.
1.
Стиль конкуренции(соперничество) – один из участников конфликта достигает
своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт «загоняется» вглубь:
психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное
состояние соперника;
2.
Стиль уклонения (избегания)– один из участников уходит от конфликта, избегает
его. Это происходит в следующих ситуациях : когда он чувствует себя неправым,
ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не
получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
3.
Стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что
он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только
своими интересами, но и достоинством;
4.
Стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу,
заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения
проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
5.
Стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей
конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения,
позволяющего удовлетворить каждого.
А сейчас вернёмся к вашим ответам, которые вы записали, по ним определите, какой
способ выхода из конфликтной ситуации вы предпочитаете.
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым
хозяевам!»
Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже
вкусные!»
- Как вы думаете, какие способы наиболее эффективные, при решении конфликта?
Аргументируйте свой ответ.
Высказывания родителей
Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в
конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта
предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости
партнёров.
Стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как
бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как
конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
- Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При
соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая
проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе в выигрыше оказываются обе
стороны.
Но какой бы способ разрешения конфликта вы не выбрали, помните о правилах поведения
в конфликте.
Правила эффективного поведения в конфликте:
1. Дайте оппоненту выпустить пар
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии
3. Не давайте своему оппоненту отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах
4. Предложите ему высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и
свои варианты решения
5. В любом случае дайте оппоненту “сохранить свое лицо”
6. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий
7. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину
8. Ничего не надо доказывать
9. Замолчите первым
10. Говорите, когда оппонент остыл
11. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать
отношения
5. (Упражнение «Если бы моего ребёнка обижал одноклассник, я бы …»)
А сейчас..
Уважаемые родители, давайте с вами проведём упражнение. Упражнение выполняется по
кругу. Я начну предложение, а вы по кругу заканчиваете его. Если бы моего ребёнка
обижал одноклассник, я бы…………
Высказывания родителей.
Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый
папа ищут свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми.
Остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый,
наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.
6.ПРАВИЛА
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям
получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда вмешательство
взрослого необходимо.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию своего
ребёнка, старайтесь вникнуть в суть конфликта.
Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору,
ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому,
вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из
трудной ситуации, который устроил бы их обоих, делайте акцент не на «кто виноват?», а
на «что делать?».
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и
злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.
Решение
1.В школьной жизни не доводить дело до конфликта
2.Если возник конфликт, решить его путём компромисса и сотрудничества.
Хочется пожелать всем: не конфликтуйте по пустякам; будьте терпимей друг к другу;
старайтесь понимать и прощать друг друга; внимательней относиться, быть
милосердными; уметь слушать друг друга и, конечно, самое важное любить друг друга.
Воспитание детей – тонкое искусство, требующее величайшей мудрости, терпения и
преданности.
Пусть в нашей школе
воцарятся мир и счастье,
Пусть мы все почувствуем
стремление к пониманию,
Пусть уважение друг к другу
наполнит нас!
Пусть свет добра и свет любви
наполнит наши сердца!