Напоминание

Сенсорное развитие детей младшего возраста


Автор: Неданова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Центр развития ребёнка– детский сад №20" г. Пермь
Населённый пункт: Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное развитие детей младшего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Неданова Людмила Ивановна

МАДОУ « Центр развития ребёнка-

детский сад № 20» г. Пермь

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А

истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем

дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – время наиболее интенсивного физического и

психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются

различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные

качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания,

мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей

действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный

опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени

зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает

окружающее.

В основе лежат цитаты из книг:

Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение»,

1983

Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В

этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и

всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет

чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую

роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического,

трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому

сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних

свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст

наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об

окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных

процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности

игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой,

живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или

иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического

руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на

помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной

культурой.

состоит в том, что оно:

Является

основой для

интеллектуальн

ого развития

Является

основой для

интеллектуальн

ого развития

Обеспечивает

освоение

навыков учебной

деятельности

Обеспечивает

освоение

навыков учебной

деятельности

Дает ребенку

возможность овладеть

новыми способами

предметно-

познавательной

деятельности

Дает ребенку

возможность овладеть

новыми способами

предметно-

познавательной

деятельности

Обеспечивает

усвоение сенсорных

эталонов

Обеспечивает

усвоение сенсорных

эталонов

Влияет на

расширение

словарного

запаса ребенка

Влияет на

расширение

словарного

запаса ребенка

Развивает

наблюдательность

Развивает

наблюдательность

Является основой

для развития

воображения

Является основой

для развития

воображения

Готовит к

реальной жизни

Готовит к

реальной жизни

Развивает

внимание

Развивает

внимание

Позитивно

влияет на

эстетическое

чувство

Позитивно

влияет на

эстетическое

чувство

Влияет на

развитие

зрительной,

моторной,

образной и других

видов памяти

Упорядочивает

хаотичные

представления

ребенка,

полученные при

взаимодействии с

внешним миром

Упорядочивает

хаотичные

представления

ребенка,

полученные при

взаимодействии с

внешним миром

Виды восприятия и новообразования в возрасте от 1-го до 3-х лет:

восприятие формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится

различать предметы прежде всего по форме;

восприятие цвета,

восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой

предмет;

восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и

речи (в словах закрепляются пространственные понятия);

восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания

происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений –

складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;

восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных,

вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее

представление о любом предмете или явлении;

восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному

объединению информации от всех видов восприятия;

восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными

процессами мышления, речи, памяти и воображения.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые

образцы внешних свойств предметов.

Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Этапы усвоение сенсорных эталонов:

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые

формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец.

Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет

вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале

дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть

большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко –

маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает

ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с

вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными».

Цель: развитие у детей познавательных интересов,

интеллектуального развития детей.

Задачи:

*

сенсорное развитие;

*

развитие познавательно – исследовательской и продуктивной

(конструктивной) деятельности;

*

формирование элементарных математических представлений;

*

формирование целостной картины мира, расширение кругозора

детей.

дидактические

игры и

упражнения

Игровая

деятельность

конструирование

изобразительная

деятельность

(рисование,

лепка,

аппликация)

Связь с другими образовательными областями.

Безопасность

Художественное

творчество

Коммуникация

Социализация

Чтение

художественной

литературы

Физическая

культура

Уголок

Уголок

творчества

творчества

(музыка, театр,

(музыка, театр,

изо)

изо)

Дидактическое

Дидактическое

панно

панно

Уроки живой

Уроки живой

природы

природы

*

Родительские собрания;

*

Индивидуальные консультации по сенсорному

развитию детей;

*

Наглядная информация для родителей по данному

вопросу;

*

Создание библиотечки для родителей по сенсорному

развитию младших дошкольников;

*

Выставка дидактических игр по сенсорному развитию

младших дошкольников.

Гипотеза проекта такова

– повышение уровня сенсорного развития детей возможно в результате

совершенствования учебно–методического комплекса.

На протяжении многих лет мы в детском саду успешно внедряем принцип

тематического планирования детской деятельности. Еженедельно учебно-

воспитательный процесс строится на основании определенной лексической темы.

Поквартально в рамках темы идет усложнение материала. Внедряя педагогический

проект «Системный подход в сенсорном развитии детей раннего возраста», мы

выстраиваем систему, в которой не только чередуем изучение сенсорных эталонов

(цвет, форма, величина), но связываем их с определенной лексической темой недели.

Например, в рамках лексической темы «Одежда» используем дидактическую игру

«Оденем матрешек», в которой идет закрепление цвета, в рамках темы «Транспорт» -

дидактическая игра «Машины», в которой, кроме цвета, закрепляется форма и т.д.

При таком подходе единое содержание, повторяясь в разных формах и видах

деятельности в течение недели, лучше осмысливается детьми. Дети становятся

увереннее и активнее принимают участие в различных действиях в знакомой

ситуации.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности

через игры с дидактическим материалом.

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с

предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению

положительного результата и т.д.)

Направления моей работы:

Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

Обучение способам обследования предметов

Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина)

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени

познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие

формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами

их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает

особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к

развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все

зависит от стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему

реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.

С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает

незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение

чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь –

пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов,

положении в пространстве и т.п.

Начинается в раннем возрасте вместе с развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений

предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки.

(По материалам статьи Т.В. Башаевой "Как ребенок воспринимает окружающее")

Принципы организации работы:

1.

Посильность требований

2.

Постепенность усложнений

3.

Последовательность

Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю, по 10-15 минут. Само слово «игра» используется условно как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. За

время такой игры часто происходит смена форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание детей. В игру

входит 2-3 игровых упражнения.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

*

Принцип дифференцированного подхода

Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.

После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками. Так, Сережа, пришел к нам в начале ноября (3

года), диагностическое исследование показало, что ребенок не знает и не называет цвета. Для него я подбираю задания более легкие, чем те которые я даю детям, посещающим детский сад с

сентября. Если детям я даю задание на соотношение цветов, например, «Подбери пару для варежки», то Славе даю задание на их различение: «Найди такую же, как у меня». И прошу обозначить

результат словами «такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы, размера.

*

Принцип сотрудничества

Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же справишься». Например,

собрать пирамидку по принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со мной соберем пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень,

теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с удовольствием выбирал кольца и выполнил задание.

*

Принцип психологического комфорта каждого ребенка

Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка

уверенности в себе и в своих возможностях.

В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей

помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты

сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.

*

Принцип вариативности

Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий

близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Собери цветок»,

«Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на

прогулке.

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

*

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

*

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

*

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Занятия.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

В ходе реализации проекта созданы серии дидактических игр:

• На различение и называние цвета (“Собери букет”, “Спрячь мышку”, “Цвета”, "Найди солнышку лучики"

«Подбери бантик к платью», «Подбери бабочку оп цветку», Положи шарик в свой домик»; игры – "вкладыши";

игры – мозаики);

• На развитие восприятия ("Собери чашку", "Составь солнышко", "Машины”, "Оденем матрешек",);

• На различие и называние предметов по величине и форме (игры-лото; “Построим дом”, “Собери пирамидку”,

«Починим одежду зайчатам», «Найди нужное ведёрко»).

• Игры на восприятие и развитие ощущений, определение свойств предметов – твердый, мягкий, колючий и т.д.

("Сенсорные пластинки");

• Игры на развитие мелкой моторики (Игры-шнуровки), настенное панно.

• Было составлено перспективное планирование игр по сенсорному развитию с детьми младшего возраста.

Месяц

Название игры

Программные задачи

Сентябрь

1. Математическая игра «Разноцветные

фонарики»

Учить детей видеть не только множество в целом ,но и его составные

части ,каждая из которых отличается определённым цветом

предметов.

2. Математическая игра «Раскладывание

однородных предметов разной величины

на две группы»

Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, примеривать

вкладыши к отверстиям, понимать слова «такой», «не такой»,

«большой», «маленький»

3. Игра В. Воскобовича « Кораблик Плюх-

Плюх»

Учить собирать кораблики с одинаковыми мачтами, определять, где

флажков много ,где мало. Развивать внимание.

4. Математическая игра «Разложи

предметы на группы»

Учить группировать предметы по цвету.

Октябрь

1. Математическая игра «Разноцветные

ленточки»

Учить детей различать цветовые тона путём сравнения их друг с

другом и прикладывание к образцу.

2. Математическая игра «Отгадай, что в

мешочке»

Способствовать формированию умения обследовать формы

предметов.

3. Математическая игра «Разложи в

коробки»

Учить детей различать геометрические фигуры, называть их,

группировать по цвету, величине.

4. Игра «Осенние листья»

Знакомить детей с признаками осени. Учить подбирать два

одинаковых листочка, называть их цвет. Закреплять знания о

деревьях(дуб, берёза, клён). Развивать внимание, речь, память,

мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе.

Ноябрь

1. Математическая игра «Разноцветные

колечки».

Учить устанавливать связь между цветовыми тонами и их

названиями, развивать внимание.

Перспективное планирование игр по сенсорному развитию с детьми

младшего возраста.

1. Математическая игра «Разноцветные колечки».

Учить устанавливать связь между цветовыми тонами и их

названиями, развивать внимание.

2. Математическая игра «Найди такую же»

Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат,

треугольник.

3. Математическая игра «Какой это формы»

Учить чередовать предметы по форме.

4. Математическая игра «куда плывёт рыбка?»

Помочь детям понять сюжет картины, формировать умение

отвечать на вопросы. Учить складывать рыбку из геометрических

фигур, формировать понятие «целое», «часть», развивать память,

внимание.

5. Математическая игра «Соотношение предметов

по цвету»

Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из

четырёх возможных.

Декабрь

1. Математическая игра «Курочка и цыплята»

Обратить внимание детей на то, что цвет является признаком

разных предметов и может служить для их обозначения.

2. Математическая игра «Принеси и покажи»

Способствовать развитию умения применять приёмы

зрительного обследования формы.

3. Математическая игра «Какой мяч больше?

«Математическая игра «Ёлочки и грибочки»

Учить детей чередовать предметы по величине.

4. Математическая игра «Поручения»

Обучать малышей различать и называть игрушки, выделять их

основные качества (цвет, размер)

5. Математическая игра «Найди свой домик»

Закрепить знания о геометрических фигурах.

6. Игра «Подбери бантик к платью»

Учить детей группировать оттенки одного цветового тона.

Развивать мелкую моторику.

Январь

1. Математическая игра «Что делают матрёшки»

Учить малышей различать величину матрёшек, формировать

доброжелательные отношения.

2. Математическая игра «Приходите на лужок»

Учить сравнивать и различать предметы по величине.

3. Математическая игра «прозрачный

квадрат»

Учить различать геометрические фигуры, активизировать речь детей,

развивать творческие способности.

4. Математическая игра «Поезд»

Формировать умение находить в окружающей обстановке один и несколько

предметов.

5. Игра «Подбери бабочку по цвету»

Учить подбирать бабочку к цветку соответственного цвета. Закреплять знания

цветов. Воспитывать любовь к природе. Развивать мелкую моторику.

6. Игра «Укрась бабочку»

Учить детей группировать предметы по цвету. Закрепить знания о

геометрической фигуре круг, о понятиях много - один, большой – маленький.

Развивать мелкую моторику.

Февраль

1. Математическая игра «Герои сказки

пришли в гости»

Работа над понятиями «один» - «много», сравнение совокупностей предметов

по качеству и количеству.

2. Математическая игра «Ёлочки и

грибочки»Математическая игра «Гуси и

гусята»

Учить чередовать предметы по цвету.

3. Математическая игра «что ещё такого

же цвета?»

Развитие сенсорных способностей.

4. Математическая игра «Что

изменилось?»

Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

5. Игра « Подбери чашки к блюдцам»

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.

Развивать мелкую моторику, внимание.

Март

1. Математическая игра «Фигуры»

Учить сортировать фигуры по цветам, находить одинаковые.

2. Математическая игра «Найди все»

Учить находить предметы определённого цвета и формы.

3. Математическая игра «Разноцветные

бусы»

Продолжать учить чередовать элементы по цвету.

4. Игра «Воздушные шары»

Учить сравнивать шары по размеру, цвету, форме. Закрепить правильное

произношение слов : «большой», «маленький», «красный», «синий»,

«жёлтый», «круглый», «овальный», «красный», «синий», «жёлтый»,

«круглый», «овальный».

5. Математическая игра «Что

ещё такой же формы?»

Продолжать учить детей находить предметы одинаковой формы.

6. Игра «Спрячь мышку»

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить

различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление.

Закреплять знания о животных. Отгадывать загадки описательного

характера.

Апрел

ь

1. Игра «Мыльные пузыри»

Закрепление формы, размера.

2. Игра «Найди знакомые

фигуры»

Закреплять знание геометрических фигур. Учить обследовать с

помощью тактильно- двигательных ощущений, развивать мелкую

моторику руки.

3. Математическая игра «Что

лишнее»

Учить выделять сходство и различие между предметами.

4. Игра «Собери чайник»

Упражнять детей в составлении предмета из отдельных частей.

Закреплять знания о цвете, о посуде. Развивать словарный запас,

мелкую моторику.

5. Игра «Почини одежду

зайчатам»

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в

речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и

называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую

моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

6. Игра «Найди палочку»

Научить детей выбирать предметы 2 заданных цветов из 4

возможных; закрепить умение группировать предметы по цвету;

познакомить с последовательностью размещения цветов в спектре.

Май

1. Математическая игра

«Разноцветные фонарики»

Учить детей выделять множество в целом.

2. Математическая игра «Помоги

Матрёшке найти свои игрушки»

Закрепить умение группировать однородные и соотносить

разнородные предметы по цвету.

2. Математическая игра «Помоги

Матрёшке найти свои игрушки»

Закрепить умение группировать однородные и

соотносить разнородные предметы по цвету.

3. Математическая игра «Найди свой

домик»

Закрепить представления о размерах: большой –

маленький.

4. Игра «Найди нужное ведёрко»

Учить детей обращать внимание на величину

предметов, фиксировать внимание на их размере;

раскладывать однородные предметы разной величины

на две группы. Закрепить понимание и называние

слов «большой», «маленький».

5. Игра «Положи шарик в свой домик»

Учить детей обращать внимание на цвет предметов,

группировать однородные объекты по цвету, учить

сопоставлять по цвету разнородные объекты.

Закрепить понятие цвета: красный, синий, жёлтый,

зелёный.

6. Игра «Подбери пёрышко»

Учить детей раскладывать цветные пёрышки в

определённом порядке в соответствии с образцом.

Закреплять цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий.

Развивать мелкую моторику.

7. Игра «Шары и кубы»

Помочь детям усвоить особенности и назначение

простейших геометрических тел (шар и куб).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!