Авторы: Зинова Ирина Владимировна, Солнцева Наталья Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1467 ДО №5
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Доклад
Тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Отчет по самообразованию на тему
«Экологическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста »
Подготовили
Воспитатели:
Зинова И.В
Солнцева Н.В
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин.
Актуальность:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды,
экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных
проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны
образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Ведь первые основы
экологической культуры закладываются в детстве.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны
видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба,
листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не
дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний,
неугасимого желания познавать.
Цель:
Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками
является формирование положительного отношения к природе, воспитывать
защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть
милосердными, любить и беречь природу.
Задачи:
• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к
соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами
природы.
• Формирование познавательных, практических и творческих умений
экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в
области экологического воспитания.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с
используемыми программами.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой,
вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Предполагаемый результат:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального
назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям
природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Основные направления работы: это формирование предметно - развивающей
среды, проектная деятельность, взаимодействие и сотворчество с детьми и
родителями.
Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её
максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который
знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными,
проводятся наблюдения за погодой, птицами и многое другое. Большую роль
в экологическом образовании дошкольников играет практическая,
исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок
экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой
дидактических игр и прогулок.
При взаимодействии с детьми нами используются различные формы работы:
Экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого
явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во
время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы
(о свойствах снега, воды, растений.).
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к
природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Большую помощь нам оказали книги это сказки А.Сутеева о растениях и
животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки»
Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н.Чарушина и В Пермяка.
Так же демонстрационный материал серия «Расскажи детям», наглядно
дидактические пособия, конспекты Л.Бурмистрова , Н.Мороз и других
авторов.
Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка,
обладают стимулом познавательной активности детей.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Скворечник», «Улица
мира», «Помоги птицам», «Огонь – друг, Огонь –враг». Конкурс «Лучшая
поделка- кормушка», создание альбома «Птицы нашего края».
Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и
братишек в изготовление поделок.
Также была проведена следующая работа:
1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края;
"Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".
2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой Югры»
3. Акция «Кормушка» (Изготовление кормушек силами родителей)
4. Акция: «С каждого по зернышку» (Сбор корма для птиц)
5. Весенняя Неделя Добра (по плану
6. Всемирный день Земли 19-26 апреля (по плану)
7. Просмотр презентации «Увлекательный затерянный мир».
8. Экологическая игра «Загадки природы».
9. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу».
10 Проект «Экология насекомых».
Анализируя результаты проведенной проектной деятельности можно сделать
вывод: у детей сформировались умения классифицировать насекомых.
Научились различать и называть насекомых по внешнему виду, их среду
обитания. Сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.
Работа с родителями:
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только
опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически
грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического
воспитания детей используем как традиционные формы работы
(родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные
(деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями ведем непрерывно, большое внимание уделяем
совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям,
развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают
возможность родителям ближе узнать своих детей.
Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых
в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные
детьми в ДОУ знания.
Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:
Развивайте, играйте, творите! Пусть для нас будет правилом: «Сегодня не
получилось- обязательно получится завтра, Надо только захотеть! »
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению,
совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот
процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную
окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –
воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших
воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим
миром.