Автор: Вдовкина Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: Детский сад "Ёлочка МБОУ "Гимназия №1 Брянского района"
Населённый пункт: с. Глинищево, Брянский район, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие у дошкольников восприятия и эмоциональной отзывчивости"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВОСПРИЯТИЯ
И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
Для того чтобы полюбить музыку, надо прежде всего научиться её
слушать. Слушание – это один из трудных разделов образовательной области
«Музыка».
Здесь
большое
значение
имеет
развитие
восприятия
и
эмоциональной отзывчивости. Работу над этим вопросом я начинаю уже с
группы
раннего
возраста.
Учитывая
возрастные
особенности,
большое
внимание уделяю формированию музыкально – сенсорных способностей:
Высоты, длительности, силы, тембра. Так, на различение разных по высоте
звуков, я использую игрушки: птичек - большую и маленькую и др..
Часто в образовательной деятельности использую металлофон, на котором
проигрываю ноты в верхнем и нижнем регистрах, и соответственно с этими
звуками показываю игрушки медведя, зайчика и др.
Игровые упражнения помогают мне доносить до детей знания и о
длительности звуков. Уже в первой младшей группе я привлекаю самих детей
к отстукиванию ритма, например, когда кукла шагает и бегает. Играя в игру
«Солнышко и дождик», я учу ребят различать характер музыки, беседуем о её
содержании.
Перед
прослушиванием
произведения
большое
внимание
уделяю
выразительному
чтению
текста,
показу
иллюстраций,
внесению
соответствующей игрушки. Стараюсь использовать выразительно. Например,
после
прослушивания
«Осенней
песенки»
А.
Александрова
я
говорила:
«Музыка
тихая,
спокойная,
дети
гуляют
в
саду,
собирают
листочки».
Обобщаю ответы детей и закрепляю
полученные в ходе образовательной
деятельности знания.
В средней группе дети уже пытаются самостоятельно перечислить
отдельные
выразительные
средства.
Например,
прослушав
пьесу
П.И.
Чаковского «Болезнь куклы», дети отзывались о ней: «Музыка печальная:
кукла болеет, жалко её, поэтому и музыка медленная и грустная».
Существенное влияние на формирование художественного вкуса детей,
накопление
музыкальных
впечатлений
оказывает
и
самостоятельная
музыкальная деятельность детей.
Вместе с воспитателями
организуем
музыкальные викторины,
музыкально
–
дидактические
игры,
устраиваем
концерты
на
знакомом
материале. Обогащаем впечатления детей и вечерами досуга. Большое место
среди
них
занимают
музыкальные
развлечения.
Их
тематика
самая
разнообразная: «Русская песня», «Времена года в музыке», тематические
вечера, посвящённые творчеству композиторов и др.
Детский сад поддерживает тесную связь с хоровой студией «Капельки» при
поселковом
Доме
культуры,
участниками
которой
являются
наши
воспитанники. Думаю, что навыки умения слушать, понимать
и любить
музыку, которые дети получили в детском саду, сохранятся у них на всю
жизнь.