Авторы: Шабалина Елена Игорьевна, Нейман Алла Ивановна
Должность: учитель–логопед, учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 46 комбинированного вида"
Населённый пункт: Гатчина
Наименование материала: Игра по станциям
Тема: Логоквест "Путешествие по сказкам"
Раздел: дошкольное образование
Логоквест «Путешествие по сказкам»
(Игра по станциям)
Старший, подготовительный возраст.
Цели:
-
закреплять
(в
игровой
форме)
умения
образовывать
существительные
множественного числа Им. падежа;
- обогащать словарь родственными словами,
-
закреплять
умения
в
образовании
уменьшительно-ласкательной
формы
существительных;
-
развивать
умения
интонационно
выразительно
передавать
образы
персонажей
при
воспроизведении песенок, развивать четкость речи, дикцию;
- активизировать глагольную лексику;
- развивать диалогическую речь;
-
тренировать
умения
рационально
расходовать
и
своевременно
возобновлять
запас
воздуха во время речи;
- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, долговременную
память, общую и мелкую моторику;
- развивать логоритмические навыки: умение координировать речь с движением;
Задачи: научить детей делать выбор, работать в команде и принимать решения,
слушать мнение других.
Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.
Совершенствовать
умение
устанавливать
и
воспроизводить
отношения
взаимного
расположения геометрических фигур на плоскости: посередине, вверху, справа, слева и
т.д.
Совершенствовать представления детей о числовом ряде, закреплять умение правильно
называть последующее и предыдущее число, смежные числа.
Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, интерес к сказкам.
Подготовка: написание маршрутных листов, обозначение станций, расстановка
сказочниц.
Оборудование: ленты 5 цветов, геометрические фигуры, листы А-4, карточки с
героями, коробка с гречкой, маршрутные листы, следы зверей, пазлы, дидактическая игра
один много, маски героев, театр сказки «Волк и семеро козлят», домик с окошками к
сказке «Теремок», флипчарт, презентация,
видеозапись мультфильма.
Ход игры.
Все команды собираются в спортивном зале.
Ведущий: Здравствуйте ребята. Пока вы отдыхали в саду такое приключилось.
Смотрите какой-то сундук, а там ленточки, вы ребята ленточки оденьте, и в команды по
цветам соберитесь. Молодцы. Ребята вы книги читать любите? Раз такие умные, погуляйте
по сказкам, выполните все задания, клад найдите. Высылаю сказочниц, они покажут
дорогу. (выходят воспитатели – сказочницы, в руках маршрутные листы).
Ваша задача обойти все станции, указанные в маршрутном листе и сделать это в
той
последовательности,
как
указано
в
нём
(в
каждом
маршрутном
листе
последовательность своя). На каждой станции дети выполняют задания. В конце игры
дети находят клад.
Ведущий: отправляйтесь ребята в путь, дорога трудная, заколдованная, но я очень верю,
что вы справитесь со всеми испытаниями и найдете клад.
Станция. По сказке «Гуси- лебеди»
- Ребята, мне на электронную почту пришло необычное письмо – в нем нет букв и слов, в
нем видео. Давайте вместе его посмотрим.
Вы узнали эту сказку? (Это русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
- В какой сказке, речка умеет разговаривать?
Что случилось с Иванушкой? (Гуси-лебеди унесли его к Бабе Яге).
Давайте поможем ему вернуться домой.
А для этого нам нужно будет выполнить задания.
- Но ведь мы с вами не можем попасть в сказку просто так. Полетим туда на ковре-
самолете. У меня есть ковер, но чтобы он полетел, нам надо сделать его волшебным.
А помогут нам геометрические фигуры. Возьмите каждый по одной фигуре и расположите
её так, как я вам скажу.
ИНСТРУКЦИЯ: синий квадрат положите в верхний правый угол, а в верхний левый –
желтый. Между ними положите красный. В нижнем ряду у нас будут лежать треугольники
–
слева
направо
оранжевый,
зеленый,
голубой.
Под
желтым
квадратом
расположите
фиолетовый круг, а справа от него – розовый, между золотой круг. А чтобы проверить,
правильно
ли
вы
расположили
фигуры,
посмотрите,
какой
рисунок
должен
у
вас
получится. (показ образца).
Вы справились. Теперь наш ковер стал волшебным. Возьмите его за края, закройте глаза,
полетели (шум ветра).
Мы прилетели в сказку. Нас встречает яблонька.
Флипчарт:
Под яблонькой лежит тарелочка с яблоками. На каждой яблоньке на стволе – цифра. Вам
нужно посмотреть внимательно на цифру и на количество яблок на яблоньке, и добавить
или сорвать с яблоньки столько яблок, сколько на стволе показывает цифра. (н-р: цифра 6,
а яблок на тарелке – 2, нужно доложить 4 яблока и.т.д).
Давайте проверим, верно ли вы сделали? (Маша, сколько яблок ты положила? Почему?
Следующее задание.
У меня на столе лежат картинки, выберите только те которые подходят к сказке «Гуси-
лебеди» объясните свой выбор.
Ребята, кому мы сегодня помогали? Какие задания вам понравились больше? Почему? Что
показалось трудным, что было выполнить легко?
А мне понравилось, что вы сегодня дружно работали, помогали друг другу.
Отправляйтесь дальше.
С последней командой отправляются искать клад.
Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?
Вам понравилось наше путешествие?
Станция.
По сказке «Волк и семеро козлят»
- Ребята, отгадайте мои загадки:
Седоват, зубоват, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк) Дети ищут отгадки в песке .
У кого рога длиннее хвоста? (коза)
- Кто догадался, о какой сказке мы будем сегодня говорить?
- Верно. Мы отправляемся в путешествие по сказке «Волк и семеро козлят».
Вы хотите помочь козе победить волка? Тогда мы должны преодолеть много препятствий,
чтобы помочь маме-козе. Вы готовы?
Дидактическая игра «Один-много».
- Карта нашего путешествия (на песке изображение леса, фигурка волка и козы, и первое
препятствие – бревно). Первое препятствие, которое приготовил нам волк – это бревно,
лежащее на нашем пути. Поиграв в игру «Один-много», мы сможем убрать бревно с
нашей дороги. Я называю один предмет, а вы много.
Лес – леса, куст-кусты, избушка-избушки, дорога-дороги, дверь-двери коза-козы
- Молодцы. Первое препятствие мы преодолели.
Дидактическая игра «Слова-родственники»
- Но волк не сдается, у нас новое препятствие. Впереди река. Ее нужно перейти, но для
этого нужно придумать слова-родственники для слова «коза». Как называются детеныши
козы? (козлята) Назовите их ласково (козлятки). У козы молоко чье? (козье) Назовите папу
козлят (козел). А теперь придумаем слова-родственники к слову «волк».
(Аналогично подбираются родственные слова)
- Молодцы, ребята!
Пальчиковая гимнастика. Развитие речевого дыхания.
- Покажем пальчиками, какой злой волк (упражнение «Волк»: соединить ладони так,
чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в сторону. Это
волчьи «уши». Согнуть указательные пальцы - это волчий «лоб». Остальные пальцы
образуют «морду»).
Волк воет грубым голосом: у-у-у-у, тоненьким голосом (тихо): у-у-у….
- А какая рогатая коза? (упр. «Коза» - аналогично предыдущему)
Как кричит коза? (ме-е-е) А какой у нас лес? (упр. «Деревья») – густой, красивый,
смешанный, ….
Как шумит лес? (ш-ш-ш-ш) – Молодцы, нам удалось перейти реку.
Дидактическая игра «Назови ласково»
- Ребята, кто это? Охотники? Я думаю нам не надо с ними встречаться. Если вы назовете
мои слова ласково, то они уйдут с нашей дороги.
зеленая трава – зелененькая травка, добрая коза, студеная вода, старая изба, тонкий голос,
зеленый лес.
- Молодцы, охотники уходят с нашей дороги.
- У нас осталось последнее препятствие – это костер. Чтобы его перепрыгнуть, надо
ответить на мои вопросы:
- О какой сказке мы сегодня говорим? Кто еще был в сказке? Каким голосом пела коза? А
каким голосом пел волк? Зачем коза пошла в лес? Что наказывала коза козляткам? Почему
козлята впустили волка? Какая мама-коза? Какой волк? Какие козлята? Когда мама-коза
уходила, а козлята оставались одни, что они делали? (печку топили, чай пили, и т. д.)
- Спасибо, ребята. Вот и закончилась наша сказка.
С последней командой отправляются искать клад.
Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?
Вам понравилось наше путешествие?
Станция. По сказке "Три медведя"
-Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами – волшебный сказочный
лес. Что бы в нем очутиться, нужно сказать волшебные слова. Какие волшебные слова вы
знаете? Ответы детей.
А,- чтобы волшебство произошло, как надо произнести эти слова?
Ответы детей: загадочно, ласково, тихо, таинственно.
- А я для вас приготовила новые волшебные слова, давайте их вместе произнесем, и
посмотрим, что произойдет.
- «Я на ножке покручусь
В сказочном лесу окажусь!»
Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этом лесу? Ответы детей.
-Дети, смотрите елочка, а под елочкой корзинка. А в корзинке что? Достает из корзинки
письмо.
«Дорогие ребята! Помогите нам. Злой волшебник проник в наш лес и перепутал все сказки
и всех сказочных героев». Как вы думаете, кто просит нас о помощи?
-Поможем сказочным героям?
Дети: Да!
-Злой волшебник перепутал добрых и злых героев.
(Детям
предлагаются
картинки
сказочных
героев,
их
надо
разделить
на
две
группы
«злые», «добрые»). Помогите разобраться.
Красная шапочка – добрая.
Волк – злой.
Змей Горыныч – злой.
Иван царевич – добрый
Колобок – веселый.
Баба яга – злая.
-Отгадайте, о какой сказке идет речь загадке:
Возле леса на опушке
Трое их живет в лесу.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки?
В какой сказке мы оказались?
(Выставляется картина по сказке «Три медведя»)
-Как
бы
вы
назвали
эту
картину?
Ответы
детей.
Логопед:
А
может,
назовем
«Изба
медведей».
В сказке изба – в наше время дом, в наше время комната – а в сказке горница, еда –
похлебка, тарелка – миска, печка – плита.
Что находится в избе? Ответы детей.
-Подумайте, поразмышляйте. Чья это кровать? Как вы думаете?
Дидактическая игра «Назови семейство»
(На елочке висят картинки животных).
Логопед: Ребята, в сказке «Три медведя» есть семья?
Назовите членов медвежьей семьи?
Ответы детей: медведь – медведица – медвежонок.
Дидактическая игра «Чей предмет?»
-На нашем пути еще одна необычная елочка, она украшена предметами.
Большая ложка в сказке чья?
А маленькая ложечка чья?
Большая ложка – медведя, маленькая ложечка – медвежонка.
Большая чашка – медведя, а маленькая чашечка – медвежонка.
Большой стул - медведя, а маленький стульчик – медвежонка.
Большая кровать – медведя, а маленькая кроватка медвежонка
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Большой – маленький, высокий – низкий, голодный – сытый.
Открыть – закрыть, пустой – полный, громко – тихо.
Тонкий – толстый, сломанный – отремонтированы.
-В сказке Маша присела на стульчик Мишутки и что случилось?
Как поступила Маша?
Что плохого сделала Маша?
Как вы считаете, можно так вести себя в незнакомом месте?
Как нужно вести себя в незнакомом месте?
-Всегда и везде надо вести себя воспитанно, и тебе все будут рады. Об этом есть
пословица «Доброму гостю и хозяин рад».
С последней командой отправляются искать клад.
Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?
Вам понравилось наше путешествие?
Станция. По сказке «Заюшкина избушка».
- Ребята, вы любите сказки? (Да). А какие сказки вы знаете? (Ответы). Сегодня я
вас хочу пригласить пройти по звериной тропе где живут сказки. Хотите? (Да). Тогда
повторяйте за мной:
-
На
пути
нас
встречает
«звериная
тропа».
По
чьим
следам
идём,
в
того
зверя
превращаемся.
Дидактическая игра «Звериная тропа»
(на координацию движения, развитие творческих способностей) (Дети двигаются друг за
другом по следам, изображая: медведя, зайца, лису)
«Чьи следы?» (Дети проговаривают по очереди по чьим следам они идут)
- медвежьи, заячьи, лисьи; по медвежьим, по заячьим, по лисьим.
- Солнышко встаёт, в сказку нас зовёт.
- Что это? Куда мы попали?
- В какую-то сказку. А кто живёт в этой сказке? (Дети называют).
(На фланелеграфе персонажи сказки: лиса, заяц, петух, собака, медведь).
- Садитесь на пенёчки. Давайте послушаем, о чём они говорят.
Дидактическая игра «Угадай сказку и героев этой сказки».
(сказочница читает фразы с интонацией за ширмой, а дети угадывают, если правильно, то
выставляется игрушка персонажа)
(Голосами героев):
- Как выскочу, как выпрыгну… (Лиса)
- Как мне не плакать… (Заяц)
- Не плачь зайка, я её выгоню …. (Собака)
- А ну, лиса, пошла вон… (Медведь)
- Несу косу на плечах …, хочу лису засечи … (Петушок)
- Правильно, молодцы.
- Ребята, кто вспомнил, а из какой сказки эти герои? Как называется сказка.
Ответ: (Рус. нар. сказка «Заюшкина избушка»)
- Кто обидел зайчика? (Зайчика обидела лиса)
Какая лиса? (Лиса очень хитрая, коварная, злая).
- Давайте изобразим лису. (дети показывают характер лисы, её повадки). -
Почему зайчик пустил лису? (Зайчик был гостеприимным) (открывайтесь ворота, заходи
ко мне лиса; действия руками с поклоном).
- Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам в сказке было жалко? Почему?
- (Было жалко зайчика, потому что он добрый, а лиса воспользовалась его добротой).
Покажите, как зайчик огорчился, плачет. (Дети изображают плачущего зайчика).
- У зайчика появилось много друзей. Сколько? Назовите их. (Собака, мишка, петушок)
- Кто пришёл на помощь первым? (Собака)
- Каким по счёту пришёл медведь? (Вторым) Какой мишка? (Большой, неуклюжий,
сердитый). А в сказке он, каким оказался (Трусливым)
- А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? (Беда …)
- Что победило в сказке – добро или зло?
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса … (Смеётся).
- Собака трусливая, а петух …. (Смелый).
- Зимой было холодно, а весной …. (Тепло).
- Зайчик маленький, а медведь … (Большой).
- Весна пришла, а зима… (Ушла).
В гречке спрятаны кусочки пазлов , пазлы отыщи сказку собери.
1. В какой сказке мы сегодня побывали?
2. Что вам запомнилось больше всего?
С последней командой отправляются искать клад.
Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?
Вам понравилось наше путешествие?
Станция. По сказке«Теремок»
Сказку вы, ребята, ждали?
Сказку в гости к себе звали?
Сказка здесь уже, друзья,
Сказка вновь пришла сюда.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг, и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(К магнитной доске прикреплен дом с 9 окошечками).
- В этом волшебном доме живет сказка. Для каждого героя сказки свое окошечко.
- Дети, герои нашей доброй сказки спрятаны в загадках.
Живет в норке, грызет корки, короткие ножки
Боится кошки, у нее длинный хвостик, ходит к детям в гости.
-Дети, а где живет мышка? А как ее по-другому называют?
(Мышка - норушка)
-Почему ее так называют?
(Потому что она живет в норке).
(Прикрепить картинку мышки к магнитной доске).
-Вот окошечко для мышки.
- А это окошечко ждёт тут кто
На болоте проживает, ловит мух и комаров
Только ква она и знает, кто назвать ее готов.
(лягушка)
- А как лягушку еще называют?
(лягушка-квакушка)
- А почему она квакушка?
(Потому что она квакает)
- Вот это окошечко для лягушки.
- Ребята, а что здесь за сюрприз?
(Маски волка и зайца).
-Волк и заяц – герои нашей сказки.
Я -волк А я – заяц
Я не живу в доме
И я не живу в доме
Я живу в лесу
И я живу в лесу
Я дикое животное
И я дикое животное
Я большой
А я маленький
Моё туловище покрыто густой серой шерстью
А я зимой –белый, а летом – серый
У меня острые зубы. Я острозубый.
А у меня длинные уши. Я длинноухий.
Я хищник. Люблю мясо, грызу косточки.
А я травоядное животное. Грызу веточки, ем морковку, капусту.
Моих детёнышей зовут волчата А моих детенышей зовут зайчата
(сказочница для волка и зайца находит окошечки)
- В этом окошке зайчик, а здесь волк.
- Ребята, а у нас есть еще пустые окошечки. Может кто из вас догадался герои какой
сказки к нам пришли в гости?
(Теремок).
- Все ли герои этой сказки пришли сюда?
(нет, нет ещё лисы медведя)
- Кто пришёл раньше?
(лиса)
А как по-другому можем назвать лису?
(Лисонька, лисичка)
Какая лиса?
(Хитрая, рыжехвостая)
(Прикрепить картинку в окошечко.)
За лесочком на опушке
Чья та спряталась избушка,
Не избушка, теремок.
Он не низок, не высок.
Терем, терем покажись
Терем, с нами подружись.
- Дружно и весело жили звери в теремочке. Но однажды в этот теремок постучался….
(Медведь)
А зачем он туда постучался?
(Ему очень захотелось жить в этом теремочке)
Ребята, смог ли медведь войти в этот теремочек?
(Нет, потому что он большой. Он залез на крышу и сломал теремок)
Всем зверюшкам хотелось жить с медведем, но терем был маленький. Но на этом наша
сказка не заканчивается. У нашей сказки будет добрый конец.
Подойдите
к
лего.
Герои
сказки
«Теремок»
у
каждого
из
вас.
Будьте
внимательны!
Постройте домик для героев сказки вместе.
Хоть и виноват медведь
Мы ему поможем!
Чем о домике жалеть,
Лучше новый сложим!
(Конструирование из мягких модулей-блоков домика для героев под музыку.)
- Как вы думаете, эта сказка добрая или нет?
(Добрая).
Почему она добрая?
(Жить надо дружно, вместе интереснее, не ссориться, не обижать других, вместе ничего не
страшно, все можно преодолеть.)
С последней командой отправляются искать клад.
Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?
Вам понравилось наше путешествие?
\
Литература:
1.Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: ООО «Гном
– Пресс», 2012.
2.Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/
Ладутько Л.К., Шкляр С.В.
3.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. –М.: ООО «ГНОМиД», 2012.