Напоминание

Логоквест "Путешествие по сказкам"


Авторы: Шабалина Елена Игорьевна, Нейман Алла Ивановна
Должность: учитель–логопед, учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 46 комбинированного вида"
Населённый пункт: Гатчина
Наименование материала: Игра по станциям
Тема: Логоквест "Путешествие по сказкам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логоквест «Путешествие по сказкам»

(Игра по станциям)

Старший, подготовительный возраст.

Цели:

-

закреплять

игровой

форме)

умения

образовывать

существительные

множественного числа Им. падежа;

- обогащать словарь родственными словами,

-

закреплять

умения

в

образовании

уменьшительно-ласкательной

формы

существительных;

-

развивать

умения

интонационно

выразительно

передавать

образы

персонажей

при

воспроизведении песенок, развивать четкость речи, дикцию;

- активизировать глагольную лексику;

- развивать диалогическую речь;

-

тренировать

умения

рационально

расходовать

и

своевременно

возобновлять

запас

воздуха во время речи;

- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, долговременную

память, общую и мелкую моторику;

- развивать логоритмические навыки: умение координировать речь с движением;

Задачи: научить детей делать выбор, работать в команде и принимать решения,

слушать мнение других.

Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.

Совершенствовать

умение

устанавливать

и

воспроизводить

отношения

взаимного

расположения геометрических фигур на плоскости: посередине, вверху, справа, слева и

т.д.

Совершенствовать представления детей о числовом ряде, закреплять умение правильно

называть последующее и предыдущее число, смежные числа.

Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, интерес к сказкам.

Подготовка: написание маршрутных листов, обозначение станций, расстановка

сказочниц.

Оборудование: ленты 5 цветов, геометрические фигуры, листы А-4, карточки с

героями, коробка с гречкой, маршрутные листы, следы зверей, пазлы, дидактическая игра

один много, маски героев, театр сказки «Волк и семеро козлят», домик с окошками к

сказке «Теремок», флипчарт, презентация,

видеозапись мультфильма.

Ход игры.

Все команды собираются в спортивном зале.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Пока вы отдыхали в саду такое приключилось.

Смотрите какой-то сундук, а там ленточки, вы ребята ленточки оденьте, и в команды по

цветам соберитесь. Молодцы. Ребята вы книги читать любите? Раз такие умные, погуляйте

по сказкам, выполните все задания, клад найдите. Высылаю сказочниц, они покажут

дорогу. (выходят воспитатели – сказочницы, в руках маршрутные листы).

Ваша задача обойти все станции, указанные в маршрутном листе и сделать это в

той

последовательности,

как

указано

в

нём

каждом

маршрутном

листе

последовательность своя). На каждой станции дети выполняют задания. В конце игры

дети находят клад.

Ведущий: отправляйтесь ребята в путь, дорога трудная, заколдованная, но я очень верю,

что вы справитесь со всеми испытаниями и найдете клад.

Станция. По сказке «Гуси- лебеди»

- Ребята, мне на электронную почту пришло необычное письмо – в нем нет букв и слов, в

нем видео. Давайте вместе его посмотрим.

Вы узнали эту сказку? (Это русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

- В какой сказке, речка умеет разговаривать?

Что случилось с Иванушкой? (Гуси-лебеди унесли его к Бабе Яге).

Давайте поможем ему вернуться домой.

А для этого нам нужно будет выполнить задания.

- Но ведь мы с вами не можем попасть в сказку просто так. Полетим туда на ковре-

самолете. У меня есть ковер, но чтобы он полетел, нам надо сделать его волшебным.

А помогут нам геометрические фигуры. Возьмите каждый по одной фигуре и расположите

её так, как я вам скажу.

ИНСТРУКЦИЯ: синий квадрат положите в верхний правый угол, а в верхний левый –

желтый. Между ними положите красный. В нижнем ряду у нас будут лежать треугольники

слева

направо

оранжевый,

зеленый,

голубой.

Под

желтым

квадратом

расположите

фиолетовый круг, а справа от него – розовый, между золотой круг. А чтобы проверить,

правильно

ли

вы

расположили

фигуры,

посмотрите,

какой

рисунок

должен

у

вас

получится. (показ образца).

Вы справились. Теперь наш ковер стал волшебным. Возьмите его за края, закройте глаза,

полетели (шум ветра).

Мы прилетели в сказку. Нас встречает яблонька.

Флипчарт:

Под яблонькой лежит тарелочка с яблоками. На каждой яблоньке на стволе – цифра. Вам

нужно посмотреть внимательно на цифру и на количество яблок на яблоньке, и добавить

или сорвать с яблоньки столько яблок, сколько на стволе показывает цифра. (н-р: цифра 6,

а яблок на тарелке – 2, нужно доложить 4 яблока и.т.д).

Давайте проверим, верно ли вы сделали? (Маша, сколько яблок ты положила? Почему?

Следующее задание.

У меня на столе лежат картинки, выберите только те которые подходят к сказке «Гуси-

лебеди» объясните свой выбор.

Ребята, кому мы сегодня помогали? Какие задания вам понравились больше? Почему? Что

показалось трудным, что было выполнить легко?

А мне понравилось, что вы сегодня дружно работали, помогали друг другу.

Отправляйтесь дальше.

С последней командой отправляются искать клад.

Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?

Вам понравилось наше путешествие?

Станция.

По сказке «Волк и семеро козлят»

- Ребята, отгадайте мои загадки:

Седоват, зубоват, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк) Дети ищут отгадки в песке .

У кого рога длиннее хвоста? (коза)

- Кто догадался, о какой сказке мы будем сегодня говорить?

- Верно. Мы отправляемся в путешествие по сказке «Волк и семеро козлят».

Вы хотите помочь козе победить волка? Тогда мы должны преодолеть много препятствий,

чтобы помочь маме-козе. Вы готовы?

Дидактическая игра «Один-много».

- Карта нашего путешествия (на песке изображение леса, фигурка волка и козы, и первое

препятствие – бревно). Первое препятствие, которое приготовил нам волк – это бревно,

лежащее на нашем пути. Поиграв в игру «Один-много», мы сможем убрать бревно с

нашей дороги. Я называю один предмет, а вы много.

Лес – леса, куст-кусты, избушка-избушки, дорога-дороги, дверь-двери коза-козы

- Молодцы. Первое препятствие мы преодолели.

Дидактическая игра «Слова-родственники»

- Но волк не сдается, у нас новое препятствие. Впереди река. Ее нужно перейти, но для

этого нужно придумать слова-родственники для слова «коза». Как называются детеныши

козы? (козлята) Назовите их ласково (козлятки). У козы молоко чье? (козье) Назовите папу

козлят (козел). А теперь придумаем слова-родственники к слову «волк».

(Аналогично подбираются родственные слова)

- Молодцы, ребята!

Пальчиковая гимнастика. Развитие речевого дыхания.

- Покажем пальчиками, какой злой волк (упражнение «Волк»: соединить ладони так,

чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в сторону. Это

волчьи «уши». Согнуть указательные пальцы - это волчий «лоб». Остальные пальцы

образуют «морду»).

Волк воет грубым голосом: у-у-у-у, тоненьким голосом (тихо): у-у-у….

- А какая рогатая коза? (упр. «Коза» - аналогично предыдущему)

Как кричит коза? (ме-е-е) А какой у нас лес? (упр. «Деревья») – густой, красивый,

смешанный, ….

Как шумит лес? (ш-ш-ш-ш) – Молодцы, нам удалось перейти реку.

Дидактическая игра «Назови ласково»

- Ребята, кто это? Охотники? Я думаю нам не надо с ними встречаться. Если вы назовете

мои слова ласково, то они уйдут с нашей дороги.

зеленая трава – зелененькая травка, добрая коза, студеная вода, старая изба, тонкий голос,

зеленый лес.

- Молодцы, охотники уходят с нашей дороги.

- У нас осталось последнее препятствие – это костер. Чтобы его перепрыгнуть, надо

ответить на мои вопросы:

- О какой сказке мы сегодня говорим? Кто еще был в сказке? Каким голосом пела коза? А

каким голосом пел волк? Зачем коза пошла в лес? Что наказывала коза козляткам? Почему

козлята впустили волка? Какая мама-коза? Какой волк? Какие козлята? Когда мама-коза

уходила, а козлята оставались одни, что они делали? (печку топили, чай пили, и т. д.)

- Спасибо, ребята. Вот и закончилась наша сказка.

С последней командой отправляются искать клад.

Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?

Вам понравилось наше путешествие?

Станция. По сказке "Три медведя"

-Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами – волшебный сказочный

лес. Что бы в нем очутиться, нужно сказать волшебные слова. Какие волшебные слова вы

знаете? Ответы детей.

А,- чтобы волшебство произошло, как надо произнести эти слова?

Ответы детей: загадочно, ласково, тихо, таинственно.

- А я для вас приготовила новые волшебные слова, давайте их вместе произнесем, и

посмотрим, что произойдет.

- «Я на ножке покручусь

В сказочном лесу окажусь!»

Как вы думаете, какие сказочные герои могут жить в этом лесу? Ответы детей.

-Дети, смотрите елочка, а под елочкой корзинка. А в корзинке что? Достает из корзинки

письмо.

«Дорогие ребята! Помогите нам. Злой волшебник проник в наш лес и перепутал все сказки

и всех сказочных героев». Как вы думаете, кто просит нас о помощи?

-Поможем сказочным героям?

Дети: Да!

-Злой волшебник перепутал добрых и злых героев.

(Детям

предлагаются

картинки

сказочных

героев,

их

надо

разделить

на

две

группы

«злые», «добрые»). Помогите разобраться.

Красная шапочка – добрая.

Волк – злой.

Змей Горыныч – злой.

Иван царевич – добрый

Колобок – веселый.

Баба яга – злая.

-Отгадайте, о какой сказке идет речь загадке:

Возле леса на опушке

Трое их живет в лесу.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки?

В какой сказке мы оказались?

(Выставляется картина по сказке «Три медведя»)

-Как

бы

вы

назвали

эту

картину?

Ответы

детей.

Логопед:

А

может,

назовем

«Изба

медведей».

В сказке изба – в наше время дом, в наше время комната – а в сказке горница, еда –

похлебка, тарелка – миска, печка – плита.

Что находится в избе? Ответы детей.

-Подумайте, поразмышляйте. Чья это кровать? Как вы думаете?

Дидактическая игра «Назови семейство»

(На елочке висят картинки животных).

Логопед: Ребята, в сказке «Три медведя» есть семья?

Назовите членов медвежьей семьи?

Ответы детей: медведь – медведица – медвежонок.

Дидактическая игра «Чей предмет?»

-На нашем пути еще одна необычная елочка, она украшена предметами.

Большая ложка в сказке чья?

А маленькая ложечка чья?

Большая ложка – медведя, маленькая ложечка – медвежонка.

Большая чашка – медведя, а маленькая чашечка – медвежонка.

Большой стул - медведя, а маленький стульчик – медвежонка.

Большая кровать – медведя, а маленькая кроватка медвежонка

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Большой – маленький, высокий – низкий, голодный – сытый.

Открыть – закрыть, пустой – полный, громко – тихо.

Тонкий – толстый, сломанный – отремонтированы.

-В сказке Маша присела на стульчик Мишутки и что случилось?

Как поступила Маша?

Что плохого сделала Маша?

Как вы считаете, можно так вести себя в незнакомом месте?

Как нужно вести себя в незнакомом месте?

-Всегда и везде надо вести себя воспитанно, и тебе все будут рады. Об этом есть

пословица «Доброму гостю и хозяин рад».

С последней командой отправляются искать клад.

Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?

Вам понравилось наше путешествие?

Станция. По сказке «Заюшкина избушка».

- Ребята, вы любите сказки? (Да). А какие сказки вы знаете? (Ответы). Сегодня я

вас хочу пригласить пройти по звериной тропе где живут сказки. Хотите? (Да). Тогда

повторяйте за мной:

-

На

пути

нас

встречает

«звериная

тропа».

По

чьим

следам

идём,

в

того

зверя

превращаемся.

Дидактическая игра «Звериная тропа»

(на координацию движения, развитие творческих способностей) (Дети двигаются друг за

другом по следам, изображая: медведя, зайца, лису)

«Чьи следы?» (Дети проговаривают по очереди по чьим следам они идут)

- медвежьи, заячьи, лисьи; по медвежьим, по заячьим, по лисьим.

- Солнышко встаёт, в сказку нас зовёт.

- Что это? Куда мы попали?

- В какую-то сказку. А кто живёт в этой сказке? (Дети называют).

(На фланелеграфе персонажи сказки: лиса, заяц, петух, собака, медведь).

- Садитесь на пенёчки. Давайте послушаем, о чём они говорят.

Дидактическая игра «Угадай сказку и героев этой сказки».

(сказочница читает фразы с интонацией за ширмой, а дети угадывают, если правильно, то

выставляется игрушка персонажа)

(Голосами героев):

- Как выскочу, как выпрыгну… (Лиса)

- Как мне не плакать… (Заяц)

- Не плачь зайка, я её выгоню …. (Собака)

- А ну, лиса, пошла вон… (Медведь)

- Несу косу на плечах …, хочу лису засечи … (Петушок)

- Правильно, молодцы.

- Ребята, кто вспомнил, а из какой сказки эти герои? Как называется сказка.

Ответ: (Рус. нар. сказка «Заюшкина избушка»)

- Кто обидел зайчика? (Зайчика обидела лиса)

Какая лиса? (Лиса очень хитрая, коварная, злая).

- Давайте изобразим лису. (дети показывают характер лисы, её повадки). -

Почему зайчик пустил лису? (Зайчик был гостеприимным) (открывайтесь ворота, заходи

ко мне лиса; действия руками с поклоном).

- Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам в сказке было жалко? Почему?

- (Было жалко зайчика, потому что он добрый, а лиса воспользовалась его добротой).

Покажите, как зайчик огорчился, плачет. (Дети изображают плачущего зайчика).

- У зайчика появилось много друзей. Сколько? Назовите их. (Собака, мишка, петушок)

- Кто пришёл на помощь первым? (Собака)

- Каким по счёту пришёл медведь? (Вторым) Какой мишка? (Большой, неуклюжий,

сердитый). А в сказке он, каким оказался (Трусливым)

- А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? (Беда …)

- Что победило в сказке – добро или зло?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса … (Смеётся).

- Собака трусливая, а петух …. (Смелый).

- Зимой было холодно, а весной …. (Тепло).

- Зайчик маленький, а медведь … (Большой).

- Весна пришла, а зима… (Ушла).

В гречке спрятаны кусочки пазлов , пазлы отыщи сказку собери.

1. В какой сказке мы сегодня побывали?

2. Что вам запомнилось больше всего?

С последней командой отправляются искать клад.

Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?

Вам понравилось наше путешествие?

Станция. По сказке«Теремок»

Сказку вы, ребята, ждали?

Сказку в гости к себе звали?

Сказка здесь уже, друзья,

Сказка вновь пришла сюда.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты – мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(К магнитной доске прикреплен дом с 9 окошечками).

- В этом волшебном доме живет сказка. Для каждого героя сказки свое окошечко.

- Дети, герои нашей доброй сказки спрятаны в загадках.

Живет в норке, грызет корки, короткие ножки

Боится кошки, у нее длинный хвостик, ходит к детям в гости.

-Дети, а где живет мышка? А как ее по-другому называют?

(Мышка - норушка)

-Почему ее так называют?

(Потому что она живет в норке).

(Прикрепить картинку мышки к магнитной доске).

-Вот окошечко для мышки.

- А это окошечко ждёт тут кто

На болоте проживает, ловит мух и комаров

Только ква она и знает, кто назвать ее готов.

(лягушка)

- А как лягушку еще называют?

(лягушка-квакушка)

- А почему она квакушка?

(Потому что она квакает)

- Вот это окошечко для лягушки.

- Ребята, а что здесь за сюрприз?

(Маски волка и зайца).

-Волк и заяц – герои нашей сказки.

Я -волк А я – заяц

Я не живу в доме

И я не живу в доме

Я живу в лесу

И я живу в лесу

Я дикое животное

И я дикое животное

Я большой

А я маленький

Моё туловище покрыто густой серой шерстью

А я зимой –белый, а летом – серый

У меня острые зубы. Я острозубый.

А у меня длинные уши. Я длинноухий.

Я хищник. Люблю мясо, грызу косточки.

А я травоядное животное. Грызу веточки, ем морковку, капусту.

Моих детёнышей зовут волчата А моих детенышей зовут зайчата

(сказочница для волка и зайца находит окошечки)

- В этом окошке зайчик, а здесь волк.

- Ребята, а у нас есть еще пустые окошечки. Может кто из вас догадался герои какой

сказки к нам пришли в гости?

(Теремок).

- Все ли герои этой сказки пришли сюда?

(нет, нет ещё лисы медведя)

- Кто пришёл раньше?

(лиса)

А как по-другому можем назвать лису?

(Лисонька, лисичка)

Какая лиса?

(Хитрая, рыжехвостая)

(Прикрепить картинку в окошечко.)

За лесочком на опушке

Чья та спряталась избушка,

Не избушка, теремок.

Он не низок, не высок.

Терем, терем покажись

Терем, с нами подружись.

- Дружно и весело жили звери в теремочке. Но однажды в этот теремок постучался….

(Медведь)

А зачем он туда постучался?

(Ему очень захотелось жить в этом теремочке)

Ребята, смог ли медведь войти в этот теремочек?

(Нет, потому что он большой. Он залез на крышу и сломал теремок)

Всем зверюшкам хотелось жить с медведем, но терем был маленький. Но на этом наша

сказка не заканчивается. У нашей сказки будет добрый конец.

Подойдите

к

лего.

Герои

сказки

«Теремок»

у

каждого

из

вас.

Будьте

внимательны!

Постройте домик для героев сказки вместе.

Хоть и виноват медведь

Мы ему поможем!

Чем о домике жалеть,

Лучше новый сложим!

(Конструирование из мягких модулей-блоков домика для героев под музыку.)

- Как вы думаете, эта сказка добрая или нет?

(Добрая).

Почему она добрая?

(Жить надо дружно, вместе интереснее, не ссориться, не обижать других, вместе ничего не

страшно, все можно преодолеть.)

С последней командой отправляются искать клад.

Ребята, в каких сказках вы сегодня побывали?

Вам понравилось наше путешествие?

\

Литература:

1.Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: ООО «Гном

– Пресс», 2012.

2.Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/

Ладутько Л.К., Шкляр С.В.

3.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. –М.: ООО «ГНОМиД», 2012.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!