Напоминание

использование "русской классической прелюдии" в старших классах ДМШ и ДШИ


Автор: Коковина Вера Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Пикалёвская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Пикалёво, Бокситогорский район, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: использование "русской классической прелюдии" в старших классах ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Пикалёвская школа искусств»

Бокситогорский район. Ленинградская область.

Использование «русской классической прелюдии» в репертуаре

учащихся старших классов ДМШ и ДШИ.

подготовила

преподаватель по классу фортепиано

Коковина Вера Анатольевна

г. Пикалёво

2019

Данная работа – небольшая экскурсия в мир музыки с целью пополнить свои знания в

области руссского фортепианого творчества конца XIX-начала XX века и применить их в

своей

педагогической

деятельности,

в

частности

в

выбре

репертуара

для

учащихся

старших классов ДМШ и ДШИ.

Каждый педагог серьёзно и кропотливо относится к подбору репертуара

для своих подопечных, учитывая их музыкальные способности, проблемыные вопросы в

освоении навыков исполнительского майстерства, особенности темперамента, уровень

интелликтуального развития, восприятия окружающего мира, возростные особенности,

музыкальный представления и даже психологическую атмосферу в семье. Разнообразие

пед..репертуара в наше время так велико, что не составляет особого труда обеспечить

учебный процесс в одинаковой степени полезными и таллантливыми музыкальными

произведениями. Однако у каждого педагога есть свои

предпочтения, отвечающие его

эстетическому вкусу и наиболее часто используемые в его пед. практике.

В моём случаи это жанр прелюдии, имеющий давнюю историю ( с XV века)

происхождение

котрого

общеизвестно

определённый

тип

музицирорвания

(добаховский период и творчество Баха) в дальнейшем приобрёл статус самостоятельной

пьесы ( начиная

с Шопена).

Иными словами прелюдия начала свою жизнь с того

момента,

когда

открытая

«интрадная

импровизация

преобразилась

в

замкнутое

оформленное

произведение

лирического

типа».

Привлекательность

прелюдий

объясняется

широким диапозоном жанрових основ: вальс, мазурка, ноктюрн, элегия,

романс. Но специфика прелюдии заключается не только в разнообразии её жанровых

элементов, но и в условиях единой «динамической волны», когда жанровые и фактурные

компоненты

выступают

в

качестве

драматургических

и

формообразующих

факторов.

Притягивает прелюдия и своей универсальностью, так как в процессе её

развития

«прижились»

самые

разнообразные

явления

образного,

жанрового,

музыкально

языкового

и

композиционного

порядка.

Причина

такой

универсальности

кроется

в

основном свойстве

поэтики прелюдии,

как «лирического воплощения

целостной

картины сознания.» В конечном счёте можно использовать такое выражение « прелюдия –

леричнейший

жанр

музыкальной

лирики».

Такой

статус

в

общем

контексте

лирики

прелюдия

получает

главным

образом

через

связь

с

поэзией.

Обширный

диапозон

настроений,

переживаний,

размышлений,

которые

только

в

состоянии

выразить

поэтическая лирика, находит соответствие в лирике музыкальной.

Ярчайший пример этого явления – творчество композиторов, создавших «золотой фонд

русской прелюдии» – А.К.Лядова, А.Н.Скрябина, и С.В.Рахманинова. Ведь

именно

прелюдии

этих

композиторов

заняли

постоянное

и

почётное

место

в

учебном

и

концертном репертуаре пианистов.

Обращая свои взоры в глубь истории предпосылкти возникновения прелюди в русской

фортепианой

музыке

появились

во

второй

половине XIX

века,

когда

развитие

фортепианного творчества было бурным и отмечено небывалым до того разнообразием,

рядом новых тенденций, условно сложившихся в три черты музыкального творчества

конца

XIX

начала XX столетия: 1 – «усиление лирической концепции»; «тенденцію к

сжатию

конструкции»;

активизацию

с

взаиаодействия

с

заподно

европейской

музыкальной

культурой».

Комплекс

этих

факторов

оказал

воздействие

на

развитие

фортепианной музыки в России, в результате чего и появилась классическая русская

прелюдия.

Стимулом к созданию прелюдий явился высокий уровень концертного фортепианного

исполнительства в России того времени. Композиторские устремления к фортепиано

Лядова, Скрябина. Рахманинова несмотря на различия их творческого облика объединила

пианистическая практика; прелюдии закономерно отразили характер их исполнительской

манеры.

Генетически русская прелюдия связана в первую очередь с творчеством Шопена.

Интерес к «малым формам» сливаясь с лирической концепцией, постепенно привёл к

эмоциональному

поэтическому

высказыванию

не

нуждающемуся

в

каком

либо

«переводе», в следствии чего отпала необходимость «программности».

Что касается вышеупомянутой взаимосвязи музыки с поэзией, то не оспоримо

влияние многоголоcой «русской лирики» того времени (конец XIX

начала XX века) на

интересующий нас музыкальный жанр. Достаточно упомянуть имена лучших поэтов той

поры

-

Блок

и

Брюсов,

Ахматова

и

Мандельштам,

Бальмонт

и

Белый.

При

многих

отличиях творческого облика им всем свойственно «лирико - филосовское построение

мира», возоблодавшее в поэзии и нашедшее своё преломление в музыке. ( в частности , в

жанре прелюди). Это и обусловило общность поэтики в литературной и музыкальной

лириике, а именно:

-

«обобщённость, и опосредованность поэтической и музыкальной идеи»

-

тенденцию « непрограммности»;

-

« сжатие поэтического и музыкального высказывания при сильнейшей концентрации

образного смысла, позволяющий дать лирический поворот монументальних тем.

-

своеобразное претворение монументального стиля в мелких формах.

На этом фоне « зарождается» понятие русской классической прелюди, впитавшей в

себя как национальные черты русской музыки, так и свойства данного жанра заподно –

европейской музыки.

Композиторами, давшими жизнь русской классической прелюдии, сохраняя и развивая

особенности жанра, стали Лядов, Рахманинов и Скрябин. Объеденив этих художников,

нужно отметить их исключительное «несходство», начиная от мировосприятия, идейно –

эстетических взглядов, индивидуального стиля и даже свойств темперамента. Достаточно

отчётливо это сказалось в различии типологий излюбленного ими жанра. Например: у

Лядова

возникла

прелюдия - багатель, содержание которой было пропущено сквозь

призму «народного художества». В прелюдиях

Рахманинова «видятся»

картинные

представления,

имеющие

большую

непосредственность

изображение

им

земных

реальностей в отличии от Лядова и Скрябина. Можно назвать рахманиновскую прелюдию

– поэтической картинй. У Скрябина, учитывая особенности внедрения в лирический мир

прелюдий отвлечённого филосовского смысла возникает схожесть прелюдии с поэмой.

Возвращаясь к теме выбора ученического репертуара, считаю в высшей степени

полезным использовать «прилюдийное» творчество русских композиторов, прививая тем

самым музыкальную и пианистическую культуру своим подопечным.

По степени сложности считаю наиболее приемлимыми для учащихся старших классов

ДМШ и ДШИ произведения А.К. Лядова. Великолепно выразился о пьесах Лядова его

друг Я. Витол: «Разве не похоже почти всё, что он создал, особенно для своего любимого

инструмента – фортепиано - на изящные изделия из слоновой кости, которые не решишься

взять

в

руки

из

боязни

их

раздавить?»

Безупречный

профессиализм,

высокая

эмоциональная

культура,

обаятельная

лиричность

таковы

качества

всех

лядовских

призведений, в том числе и прелюдий.

В создании

индивидуально – фортепианного стиля композитора большую роль

сыграли

традиции

русской

классики.

От

М.И.Глинки

он

уноследовал

мелодическое

богатство, ясность, простоту и изящество фортепианного изложения. Так же и любовь к

народной

музыке,

своеобразие

полифонической

разработки

музыкального

материала.

Прослеживается и влияние старших современников – композиторов « Могучей кучки и

П.И. Чайковского. Ощутимы в прелюдиях Лядова отзвуки музыки Скрябина (особенно

раннего). Иная художественная индивидуальность не мешала композитору ощущать в

миниатюрах Скрябина много общего с собственными устремлениями.

Бесспорно узнаются в произведениях Лядова и отголоски фортепианной музыки

Ф.Шопена

(«фигуративность»,

ритмические

сочетания

«3

на

5»).

Известно,

что

современники называли Лядова русским Шопеном, хотя по эмоциональному содержанию

музыка Лядова имеет иной смысл. Оригинальность преломления шопеновского стиля

отмечена ярко выраженными особенностями русской песенности: интонационный язык,

ладогормоническая основа, методы развития, фактура, своеобразие размеров.

Включая в репертуар прелюдии А.К. Лядова целесообразно познакомить учащегося с

изложенным выше материалом, чтобы ученик имел представление об исторической эпохе,

художественной

направленности,

национальной

особенности,

авторской

индивидуальности жанра «русская классическая прелюдия».

Рассмотрим Прелюдию Des dur op.40, которая

отличается прозрачной фактурой,

ясностью гармонического плана, «извилистой» мелодией, насыщенной задержаниями и

проходящими звуками. Поражает мастерство автора в умении достичь значительного

развития

музыкального

материала

в

столь

небольшой

по

размеру

пьесе

(34

такта).

Достаточно

ограниченный

динамический

диапозон

требует

кропотливой

работы

над

поиском «тонких градаций звука» наряду с « выявлением выразительных интонаций в

мелодии». Точное исполнение полиритмии потребует отдельного внимания, впрочем как

и использование правой педали, а иногда и «полупедали» (такт 1-5, 11-12). Стремление

передать привлекающее своей мягкой

и задушевной лирикой настроение прелюдии

потребует от исполнителя тщательной, вдумчивой работы.

Среди прелюдий А.К. Лядова чаще всего встречаются пьесы лирико – созерцательного

плана. Как редкий пример драматически насыщенного произведения можно рассмотреть

Прелюдию fis mol op.39., где автор выходит за рамки камерных, интимных настроений.

От

прозрачности

фактуры,

задушевной

лирики,

миниатюрности,

ограниченности

динамики прелюдии Des dur не осталось и следа. Им на смену пришла драмматическая

напряжённость,

аккордовое

изложение,

активное

динамическое

нарастание,

яркая

лаконичная

кульминация,

мощное

звучание

басового

регистра

в

заключении.

Исполнитель

должен

передать

внутреннюю

возбуждённость

музыки

и

неуклонное

стремление вперёд, что неразрывно связано с развитием мелодии. Проследить её при

аккордовом

изложении возможно при вычленении и проигрывании верхнего голоса

соответствующей

аппликатурой,

динамикой

и

нюанситовкой.

Насыщенного

звучания

аккордов

поможет

достичь

свободные,

незаторможенные

движения

всей

руки

при

использовании её веса и хорошей опоры на кончики пальцев. Определённую трудность

составляет октавное проведение в сопровождении а также ритмические преломления

(выписанное ускорение) и декломационный характер фразировки (кульминация).

Пианистические трудности в сочинениях Лядова обусловлены спецификой его

отношения к фортепиано, своеобразием фактуры: сочетание прозрачности изложения с

рафинированностью

голосоведения,

отсутствие

стандартных

типов

фортепианного

изложения (гаммообразных пассажей и арпеджио), полифоничность и многоэлементность,

изящество

фигураций,

насыщенных

выразительным

орнаментом

и

неаккордовыми

звуками. Отсюда и невозможность ограничиться принципами классической аппликатуры

и

приспосабливаясь к фортепианному стилю композитора возможно использование

перекладования,

скольжения,

беззвучной

подмены

пальцев,

а

в

отделных

случаях

использование 1го и 5го пальцев на чёрных клавишах. Учитывая часто встречающееся

широкое расстояние между голосами, на помощь пальцам приходит педаль, продляющая

звучание.

Исполнение сочинений Лядова вообще требует обдуманности и мастерства

педализации, так как многие звуковые колориты прелюдий зависят от использования

правой педали. К примеру в Прелюдии №1 ор.39 педаль, сохраняя все извлечённые звуки

даёт возможность присоединить к ним «звучание резонирующих струн» и создаёт

интересную, красочную звучность. Также педализация в сочинениях композитора

способствует выявлению логики гармонического развития, контурному подчёркиванию

мелодических ходов, а во многих случаях используется «полупедаль». В работе с

учащимися требуется тщательная работа над умением обращаться с механизмом правой

педали и конечно предполагает высокую чуткость слуха. Беспедальные варианты тоже

присутствуют в пьесах, привлекающих к себе чистым фортепианным звуком. Примером

служит Прелюдия С dur ор. 40, в которой иллюзию педализируемого гармонического фона

создаёт сопровождение

И наконец большую пользу учащимся приносят виртуозные прелюдии Лядова, где

органично сочетаются интересное музыкальный материал с техническим заданием.

Ловкости движений, гибкости перемещений кисти в вертикальной плоскости и в боковых

направлениях, хорошого контакта кончиков пальцев с клавиатурой требуют от

исполнителя конструкция многих фигураций и романтический характер фортепианной

фактуры Лядова.

Прелюдии Лядова выглядят весьма скромно сравнительно с достижениями в этой

области его младших современников – Скрябина и Рахманинова. Но склад дарования

композитора и его ориентация на народное и профессиональное искусство как пример

собственного творчества привёл Лядова к созданию миниатюрной, эмоционально

открытой, высокохудожественной прелюдии, обращённой к широкому слушателю.

Первой ступенькой в постижении богатства внутреннего мира русской классической

прелюдии, её доверительности, красоты духовной и музыкальной, считю сочинения А.К.

Лядова и с особым чувством подхожу к использованию уникального

музыкального

материала для обучения, воспитания и развития юных музыкантов.

Список используемой литературы:

Н. Спектор «Фортепианная прелюдия в России»(конец XIX -начало XX века). Москва «Музыка» 1991

Ю.Келдыш «История русской музыки» Москва ««Музыка» 1997

О.С.Виноградова. «Произведения А.К. Лядова в стапрших классах ДМШ и музыкальном училтще. Статья

из сборника «Как исполнять русскую музыку». Составитель Е. Ключникова. Классика XXI Москва 2009.

Фортепианно-педагогический альманах от урока до концерта Классика XXI Москва 2009.

А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» Музгиз 1961.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!