Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Бабенышева Нина Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: село Арбаты, Таштыпский район Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в соответствии с ФГОС.

Учитель-логопед Бабенышева Нина Викторовна

МБДОУ детский сад «Колокольчик»

В

последние

годы

отмечается

увеличение

числа

детей

с

речевыми

нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным

с л у хо м

и

п е р в и ч н о

с о х р а н н ы м

и н т е л л е к т о м

о к а з ы в а ю т с я

несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика

и грамматика. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее

эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень

часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно

для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не

хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов,

называние картинок с целью автоматизации звука.

Известно,

что

использование

в

коррекционной

работе

разнообразных

нетрадиционных

методов

и

приемов

предотвращает

утомление

детей,

поддерживает

у

детей

с

различной

речевой

патологией

познавательную

активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

В

настоящее

время

создано

огромное

количество

компьютерных

игр,

увлекательных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными

для

коррекционно-речевого

развития

детей

дошкольного

возраста,

соответствующих

современным

психолого-педагогическим

и

санитарно-

гигиеническим требованиям и успешно применяемых в практике решения

задач

познавательного,

социального

и

эстетического

развития

детей.

Информационно-коммуникационные

технологии

обладают

большими

дидактическими

возможностями,

которые

эффективно

и

творчески

применяет учитель – логопед.

Целью

применения

мною

компьютерных

презентаций

в

логопедической

работе

является

улучшение

коррекционного

процесса

такого

сложного

речевого расстройства, как общее недоразвитие речи.

Актуальным направлением введения информационных технологий в работу

считается использование мультимедийны презентаций,созданных с помощью

программы PowerPoint и интернет игр от Мерсибо.

Использование

презентационных

инструментальных

средств

позволяет

привнести эффект наглядности в занятия и может помочь ребенку, имеющему

необходимость в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в

полном

объеме.

Презентации

предоставляют

мне

возможность

подать

в

привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность

- это главный аргумент применения мультимедийных презентаций.

Мультимедийные

презентации

позволяют

представить

информацию

не

только

в

удобной

для

восприятия

последовательности,

но

и

эффектно

сочетать звуковые и зрительные образы, выбирать преобладающие цвета и

цветовые

сочетания,

которые

создают

у

дошкольников

положительное

отношение к представляемой информации. Использование мультимедийных

презентаций

в

коррекционно-образовательном

процессе

способствует

комплексному восприятию и наилучшему запоминанию материала. При всем

этом

включаются

4

вида

памяти

детей:

зрительная,

слуховая,

моторная,

ассоциативная. В ходе коррекционной логопедической работы на их базе у

детей формируются правильные речевые способности, а в дальнейшем и

самоконтроль за собственной речью.

Благодаря последовательному возникновению изображений на экране, дети

имеют

возможность

выполнять

упражнения

наиболее

внимательно

и

в

полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает

коррекционный процесс увлекательным и живым. Дети получают одобрение

не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов,

сопровождающихся звуковым оформлением.

Работу

с

использованием

информационно-компьютерных

технологий

провожу

со

всеми

участниками

образовательного

процесса:

старшими

дошкольниками,

их

родителями

и

педагогами.

Занятия

в

детском

саду

проводятся по лексическим темам, поэтому стараюсь к любой теме сделать

презентацию,

которая

содержит

в

себе

разные

задания

по

лексике,

грамматике,

также

видеофайлы

с

необходимым

материалом.

Это

очень

удобно. Если раньше к каждому занятию необходимо было искать материал,

то сейчас это все находится в одной презентации. В своей работе активно

использую игры для проведения занятий на портале Мерсибо.

Работа с использованием ИКТ ведётся по все направлениям:

- для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн;

- для развития артикуляционной моторики, для выработки правильных

артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости

движений;

- для автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, связной

речи;

- для работы над фонематическим восприятием, умение слышать и различать,

дифференцировать звуки родного языка;

-для работы над обогащением словарного запаса;

- для совершенствования и формирования грамматического строя.

- для развития связной речи.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

заключается в том, что усвоение учебного материала следует в определенном

порядке, системе. Мультимедийные презентации подбираю в соответствии с

тематическим планом.

При применении компьютерных программ на своих занятиях я соблюдаю

правила безопасной работы с компьютером, предусматриваю и негативные

факторы при работе с техникой. В работе с детьми соблюдаю санитарно-

гигиенические, технические, эргономические и эстетические требования.

Образовательную деятельность организую в соответствии с СанПиН, где

разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном

учреждении.

• Занятия с использованием компьютера провожу с дошкольниками 5-7 лет

не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. В ходе занятий

провожу гимнастику для глаз.

• На подгрупповых занятиях использую специальное оборудование:

мультимедийный проектор и экран или компьютер.

• Обеспечиваю разумную организацию рабочего места: соотношение мебели

росту ребенка, необходимый уровень освещенности.

• Экран видеомонитора при проведении индивидуальных занятий

располагается на уровне глаз ребенка на дистанции не ближе 50 сантим.

• Фон презентаций выбираю однотонный, не отвлекающий внимание от

содержания слайда, размеренных, не раздражающих зрение цветов. Время от

времени меняю его несколько раз на протяжении презентации. Это позволяет

удерживать непроизвольное внимание детей.

• Картинки применяю большие и реалистичные, не перегруженные

излишними элементами, эффектами;

• Небольшое использование эффектов может помочь удерживать внимание,

увеличивает интерес, создает позитивный эмоциональный настрой.

Таким образом, внедрение информационных компьютерных технологий в

коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует

положительному эмоциональному состоянию детей в ходе занятий,

существенно увеличивает, на мой взгляд, эффективность работы логопеда.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!