Автор: Амосова Анжелла Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Междуреченская СОШ
Населённый пункт: п.Междуреченский ХМАО–Югра
Наименование материала: Как я учу решать расчетные задачи по химии в основной школе
Тема: Как я учу решать расчетные задачи по химии в основной школе
Раздел: среднее образование
Учитель химии МБОУ Междуреченская СОШ
Амосова А.Н.
Как я учу решать расчетные задачи по химии в основной школе
Курс химии основной школы включает в себя обучение решению расчетных задач. К
ним относятся расчеты по формуле, а также расчеты по уравнениям химических реакций.
Решение расчетных задач на уроках химии используется для:
• раскрытия количественных отношений в химических объектах;
• подтверждения того, что химия – это точная наука;
• применения имеющегося у учащихся знания;
• проверки химических знаний учащихся.
Важно иметь в виду, что решение задач – важный компонент методики, направленной
на развитие школьников. Математические умения, используемые при решении задач на
уроках химии, должны быть сформированы у школьников на уроках математики. Однако
опыт показывает, что у большинства учащихся эти умения не сформированы в должной
мере. Трудности при решении задач на уроках химии нередко возникают и потому, что
школьникам бывает трудно осуществить перенос знаний с уроков математики на уроки
химии. Это приводит к ситуации, когда учитель вынужден формировать на своих уроках
не только знания по химии, но и математические умения, на что в программе по химии
времени не отводится. В таких условиях обучение школьников решению расчетных задач
проводится с опорой на алгоритм.
Первая основная трудность возникает при обучении решению расчетных задач по теме
«Расчеты по химическим уравнениям» в 8 классе. При обучении простейшим расчетам
использую алгоритм, который получает каждый ученик и вклеивает в свою тетрадь.
Внимательно прочитай текст задачи и запиши краткое условие задачи, что ДАНО и
что необходимо найти, т.е. ВОПРОС.
Составьте химическое уравнение на основании текстовой информации в задаче.
Подчеркните формулы веществ о которых идет речь в условии задачи и в вопросе.
Под подчеркнутыми формулами подпишите количество молей исходных веществ и
продуктов
реакции
(количество
вещества
(моль)
определяется
коэффициентом
перед формулой вещества).
Если в условии задачи дана масса, объем или число молекул вещества то данную
физическую характеристику переведите на количество вещества, используя
формулы:
n = m / M, n= V /V
m
, n = N / N
A
Над
подчеркнутой
формулой
подпишите
количество
вещества
в
молях,
определенное по расчету.
Над
второй
подчеркнутой
формулой
поставьте n,
указав
в
скобках
формулу
вещества.
Составьте пропорцию из двух дробей (дроби возьмите из уравнения химической
реакции) и решите ее.
Если по условию задачи необходимо определить массу, объем или число молекул
вещества, то определите данные величины по формулам:
m = n M, V = n V
m
, N= n N
A
Запишите краткий ответ задачи.
На первый взгляд алгоритм достаточно громоздкий, но как показывает практика ученика
даже со средними математическими способностями успешно овладевают данным учебным
навыком, что позволяет учащимся осваивать более сложные задачи. Из стандарта основного
общего образования по химии исключены задачи на «избыток-недостаток», но я их
включаю на занятиях внеурочной деятельности по химии. Приведу алгоритм по которому
я обучаю решению задач и ученики с успехом осваивают его в течении одного занятия.
Составьте химическое уравнение на основании текстовой информации в задаче.
Если
по
условию
задачи
даны
массы,
количества
или
объемы двух исходных
веществ, то такой тип задачи называется задачей «на избыток».
Подчеркните формулы веществ о которых идет речь в условии задачи и в вопросе.
Под подчеркнутыми формулами подпишите количество молей исходных веществ и
продуктов
реакции
(количество
вещества
(моль)
определяется
коэффициентом
перед формулой вещества).
Рассчитываем количества двух исходных веществ и подписываем значения над
соответствующими формулами в химическом уравнении.
Для того, чтобы определить какое вещество взято в избытке, выписывают две
дроби
из химического уравнения и ставят между ними знак сравнения «БОЛЬШЕ» или
«МЕНЬШЕ».
Та
дробь,
которая
больше
по
значению,
следовательно,
данное
вещество взято в избытке.
Дальнейший расчет проводим по веществу, которое израсходовалось полностью.
Над
третьей
подчеркнутой
формулой
поставьте n,
указав
в
скобках
формулу
вещества.
Составьте пропорцию из двух дробей (дроби возьмите из уравнения химической
реакции) и решите ее.
Если по условию задачи необходимо определить массу, объем или число молекул
вещества, то определите данные величины по формулам:
m = n M, V = n V
m
, N= n N
A
Запишите краткий ответ задачи.
На мой взгляд такой подход оправдан и ни в коем случае не приводит к ригидности
(стереотипности) мышления. Ведь для того, чтобы решать более сложные задачи и развивать
логическое мышление необходимо до автоматизма отработать навыки простейших расчетных
задач с использованием химического уравнения по алгоритму, учитывая, что основной
физической величиной в химии при решении задач является количество вещества.