Автор: Матюхина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР–детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Лянтор, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Системно–деятельностный подход в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Системно-деятельностный подход в ДОО
Суть системно-деятельностного подхода:
1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной
экономики,
задачам
построения
демократического
гражданского
общества
на
основе
толерантности,
диалога
культур
и
уважения
многонационального,
поликультурного
и
поликонфессионального состава российского общества;
2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на
основе
разработки
содержания
и
технологий
образования,
определяющих
пути
и
способы
достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
3.
Ориентация
на
результаты
образования
как
системообразующий
компонент
Стандарта,
где
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира составляет цель и основной результат образования;
4. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности
и
взаимодействия
участников
образовательного
процесса
в
достижении
целей
личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
5.
Учет
индивидуальных
возрастных,
психологических
и
физиологических
особенностей
обучающихся,
роли
и
значения
видов
деятельности
и
форм
общения
для
определения
целей
образования и воспитания и путей их достижения;
6. Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного)
общего образования;
7.
Разнообразие
организационных
форм
и
учет
индивидуальных
особенностей
каждого
обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих
рост
творческого
потенциала,
познавательных
мотивов,
обогащение
форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
8. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы
дошкольного
образования,
что
и
создает
основу
для
самостоятельного
успешного
усвоения
воспитанниками
ДОУ
новых
знаний,
умений,
компетенций,
видов
и
способов
деятельности.
Психологическую
основу
концепции
деятельностного
подхода
к
обучению
составляет
положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи
некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Касательно
общего
образования
ещё
в
1988г.
группа
отечественных
учёных
утверждала:
"деятельностный
подход
ориентирует
не
только
на
усвоение
знаний,
но
и
на
способы
этого
усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и
творческого
потенциала
ребёнка.
Этот
подход
противостоит
вербальным
методам
и
формам
догматической
передачи
готовой
информации,
монологичности
и
обезличенности
словесного
преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и
навыков, которые не реализуются в деятельности".
Деятельностный
подход
означает
организацию
и
управление
целенаправленной
учебно
–
воспитательной
деятельностью
ребенка
дошкольного
возраста
в
общем
контексте
его
жизнедеятельности
–
направленности
интересов,
жизненных
планов,
ценностных
ориентаций,
понимания
смысла
обучения
и
воспитания,
личностного
опыта
в
интересах
становления
субъектности школьника.
Так, касательно образовательных стандартов общего образования группа его разработчиков
пишет: "…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная
парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося
на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только
как
усвоение
системы
знаний,
умений
и
навыков,
составляющих
инструментальную
основу
компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и
социального
опыта".
Данная
позиция
в
полной
мере
соотносится
с
системой
дошкольного
образования.
Своеобразный
"ренессанс"
интереса
к
деятельностному
подходу
наблюдается
в
отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие.
Системный
подход
к
познанию
и
преобразованию
любого
объекта
является
ведущим
общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной
практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного
подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как
педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация,
уровни
системы
и
их
иерархия,
управление,
цель
и
целесообразное
поведение
системы,
самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
Сущность
системного
подхода
заключается
в
том,
что
относительно
самостоятельные
компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он
позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые
отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический
аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как
историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
Системно-деятельностный
подход
обусловливает
изменение
общей
парадигмы
образования, которая находит отражение в переходе:
-
от
определения
цели
дошкольного
образования
как
усвоения
знаний,
умений,
навыков
к
определению
цели
как
формированию
умения
учиться
как
компетенции,
обеспечивающей
овладение новыми компетенциями;
- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание
учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию
учения как процесса образования и порождения смыслов);
-
от
стихийности
учебной
деятельности
ученика
к
ее
целенаправленной
организации
и
планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
-
от
индивидуальной
формы
усвоения
знаний
к
признанию
решающей
роли
учебного
сотрудничества в достижении целей обучения"
При
этом
такие
популярные
в
последние
годы
в
образовании
подходы,
как
компетентностный, личностно ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и
"поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации
и оценке результатов образования
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день
описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной
деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося
образования.
В «Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", отмечается, что «…
новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и
особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам
найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие,
внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя -
ключевая особенность школы будущего».
В
своем
выступлении
руководитель
группы
разработчиков
образовательного
стандарта
второго
поколения
А.Кондаков
подчеркнул,
что
«…
в
условиях
введения
Федеральных
государственных образовательных стандартов нового поколения велика роль учителя, поскольку он
производит
практические,
реальные
обновления,
именно
его
работа
претерпевает
наибольшие
изменения».
Центральным, базовым образованием педагогической деятельности учителя, обуславливающим и
процесс,
и
результат
деятельности,
является
система
действий
учителя.
Она
в
свою
очередь
определяется личностью учителя, его ценностными ориентациями, приоритетами. Инновация в
системе
дошкольного
образования
сегодня
основывается
на
внедрении
в
процесс
обучения
системно-деятельностного,
компетентностного
подхода.
В
образовательной
практике
наметился
переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе воспитанников ДОУ над
заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Признание
активной
роли
ребенка
в
учении
приводит
к
изменению
представлений
о
содержании
взаимодействия
взрослого
и
ребенка,
ребенка
со
сверстниками.
Учение
более
не
рассматривается как простая трансляция знаний от педагога детям, а выступает как сотрудничество
– совместная работа педагога и детей в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное
руководство педагога в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе
содержания и методов обучения. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь
учебный
процесс
на
себе,
должен
превратиться
в
«учителя-вагоновожатого»,
который
только
управляет
процессом
учения.
Более
того:
на
определенном
этапе
сами
ученики
становятся
помощниками и сотрудниками педагога в обучении.
При осуществлении системно- деятельностного подхода в образовании во главу угла
ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от педагога организации
следующих условий:
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения детей к процессу познания;
обеспечение детей необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний ребенка с
учетом его новых достижений;
организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества
Деятельность
педагога
ДОУ
сегодня
предполагает
осознание
своевременности,
целесообразности и необходимости перехода на ФГОС. Решающим фактором будет готовность
педагога ДОУ при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к
деятельностной.
Педагог
должен
освоить
современную
технику
и
технологии,
выбрать
или
разработать УМК, соответствующий требованиям ФГОС, использовать возможности материально-
технической базы, осуществлять индивидуальный подход, реализовывать здоровьесберегающие
технологии, уметь разрабатывать индивидуальные образовательные программы.
Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным
качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать,
"Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему
мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, педагогу
следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы современного
дошкольного
образования,
владеть
и
эффективно
применять
инновационные
методики
и
технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.
Таким
образом,
переход
России
от
индустриального
к
постиндустриальному
информационному
обществу,
основанному
на
знаниях
и
высоком
инновационном
потенциале
предполагает новые цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие
учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Необходимость
оптимизации образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает
существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными
результатами образовательной программы.
Стратегическая задача развития дошкольного образования заключается в обновлении его
содержания, методов обучения детей дошкольного возраста.
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты
рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход к
познанию
и
преобразованию
любого
объекта
является
ведущим
общенаучным
подходом;
это
направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого
лежит исследование объектов как систем.
В
системно-деятельностном
подходе
выделяется
результат
деятельности
как
целенаправленной системы. Именно он в итоге должен дать основные результаты обучения и
воспитания в виде сформированных общих и ключевых компетенций.
Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования.
Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты образования должны быть прямо
связаны
с
направлениями
личностного
развития
и
представлены
в
деятельностной
форме.
В
дошкольном
образовании
такие
результаты
представлены
в
интегративных
качествах
детей:
активный, освоивший, физически развитый и т.д.
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день
описывает основные психологические условия и механизмы процесса образования, в том числе
дошкольного образования.
Системно-деятельностный
подход
перспективен
в
качестве
средства
реализации
Федеральных
государственных
требований
к
структуре
и
условиям
реализации
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, доступен для освоения в массовой
практике всеми звеньями системы образования.
Роль педагога в осуществления системно-деятельностного подхода велика, т.к именно педагог
является
ключевой
фигурой
в
образовательном
процессе.
В
процессе
реализации
системно-
деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в
развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его
собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Принцип деятельности
выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора
и управленца этого процесса.
Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и
развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу
демократического,
и
личные
качества
учителя,
и
способность
к
саморазвитию,
и
его
профессиональная компетентность.