Напоминание

"Системно–деятельностный подход в ДОО"


Автор: Матюхина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР–детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Лянтор, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Системно–деятельностный подход в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Системно-деятельностный подход в ДОО

Суть системно-деятельностного подхода:

1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,

инновационной

экономики,

задачам

построения

демократического

гражданского

общества

на

основе

толерантности,

диалога

культур

и

уважения

многонационального,

поликультурного

и

поликонфессионального состава российского общества;

2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на

основе

разработки

содержания

и

технологий

образования,

определяющих

пути

и

способы

достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития

обучающихся;

3.

Ориентация

на

результаты

образования

как

системообразующий

компонент

Стандарта,

где

развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и

освоения мира составляет цель и основной результат образования;

4. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной

деятельности

и

взаимодействия

участников

образовательного

процесса

в

достижении

целей

личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

5.

Учет

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей

обучающихся,

роли

и

значения

видов

деятельности

и

форм

общения

для

определения

целей

образования и воспитания и путей их достижения;

6. Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного)

общего образования;

7.

Разнообразие

организационных

форм

и

учет

индивидуальных

особенностей

каждого

обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),

обеспечивающих

рост

творческого

потенциала,

познавательных

мотивов,

обогащение

форм

взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

8. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной

программы

дошкольного

образования,

что

и

создает

основу

для

самостоятельного

успешного

усвоения

воспитанниками

ДОУ

новых

знаний,

умений,

компетенций,

видов

и

способов

деятельности.

Психологическую

основу

концепции

деятельностного

подхода

к

обучению

составляет

положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи

некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Касательно

общего

образования

ещё

в

1988г.

группа

отечественных

учёных

утверждала:

"деятельностный

подход

ориентирует

не

только

на

усвоение

знаний,

но

и

на

способы

этого

усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и

творческого

потенциала

ребёнка.

Этот

подход

противостоит

вербальным

методам

и

формам

догматической

передачи

готовой

информации,

монологичности

и

обезличенности

словесного

преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и

навыков, которые не реализуются в деятельности".

Деятельностный

подход

означает

организацию

и

управление

целенаправленной

учебно

воспитательной

деятельностью

ребенка

дошкольного

возраста

в

общем

контексте

его

жизнедеятельности

направленности

интересов,

жизненных

планов,

ценностных

ориентаций,

понимания

смысла

обучения

и

воспитания,

личностного

опыта

в

интересах

становления

субъектности школьника.

Так, касательно образовательных стандартов общего образования группа его разработчиков

пишет: "…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная

парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося

на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только

как

усвоение

системы

знаний,

умений

и

навыков,

составляющих

инструментальную

основу

компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и

социального

опыта".

Данная

позиция

в

полной

мере

соотносится

с

системой

дошкольного

образования.

Своеобразный

"ренессанс"

интереса

к

деятельностному

подходу

наблюдается

в

отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие.

Системный

подход

к

познанию

и

преобразованию

любого

объекта

является

ведущим

общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной

практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного

подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как

педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация,

уровни

системы

и

их

иерархия,

управление,

цель

и

целесообразное

поведение

системы,

самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.

Сущность

системного

подхода

заключается

в

том,

что

относительно

самостоятельные

компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он

позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые

отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический

аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как

историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системно-деятельностный

подход

обусловливает

изменение

общей

парадигмы

образования, которая находит отражение в переходе:

-

от

определения

цели

дошкольного

образования

как

усвоения

знаний,

умений,

навыков

к

определению

цели

как

формированию

умения

учиться

как

компетенции,

обеспечивающей

овладение новыми компетенциями;

- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание

учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных

задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию

учения как процесса образования и порождения смыслов);

-

от

стихийности

учебной

деятельности

ученика

к

ее

целенаправленной

организации

и

планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

-

от

индивидуальной

формы

усвоения

знаний

к

признанию

решающей

роли

учебного

сотрудничества в достижении целей обучения"

При

этом

такие

популярные

в

последние

годы

в

образовании

подходы,

как

компетентностный, личностно ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и

"поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации

и оценке результатов образования

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день

описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной

деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося

образования.

В «Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", отмечается, что «…

новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и

особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам

найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие,

внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя -

ключевая особенность школы будущего».

В

своем

выступлении

руководитель

группы

разработчиков

образовательного

стандарта

второго

поколения

А.Кондаков

подчеркнул,

что

«…

в

условиях

введения

Федеральных

государственных образовательных стандартов нового поколения велика роль учителя, поскольку он

производит

практические,

реальные

обновления,

именно

его

работа

претерпевает

наибольшие

изменения».

Центральным, базовым образованием педагогической деятельности учителя, обуславливающим и

процесс,

и

результат

деятельности,

является

система

действий

учителя.

Она

в

свою

очередь

определяется личностью учителя, его ценностными ориентациями, приоритетами. Инновация в

системе

дошкольного

образования

сегодня

основывается

на

внедрении

в

процесс

обучения

системно-деятельностного,

компетентностного

подхода.

В

образовательной

практике

наметился

переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе воспитанников ДОУ над

заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Признание

активной

роли

ребенка

в

учении

приводит

к

изменению

представлений

о

содержании

взаимодействия

взрослого

и

ребенка,

ребенка

со

сверстниками.

Учение

более

не

рассматривается как простая трансляция знаний от педагога детям, а выступает как сотрудничество

– совместная работа педагога и детей в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное

руководство педагога в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе

содержания и методов обучения. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь

учебный

процесс

на

себе,

должен

превратиться

в

«учителя-вагоновожатого»,

который

только

управляет

процессом

учения.

Более

того:

на

определенном

этапе

сами

ученики

становятся

помощниками и сотрудниками педагога в обучении.

При осуществлении системно- деятельностного подхода в образовании во главу угла

ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от педагога организации

следующих условий:

создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения детей к процессу познания;

обеспечение детей необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний ребенка с

учетом его новых достижений;

организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества

Деятельность

педагога

ДОУ

сегодня

предполагает

осознание

своевременности,

целесообразности и необходимости перехода на ФГОС. Решающим фактором будет готовность

педагога ДОУ при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к

деятельностной.

Педагог

должен

освоить

современную

технику

и

технологии,

выбрать

или

разработать УМК, соответствующий требованиям ФГОС, использовать возможности материально-

технической базы, осуществлять индивидуальный подход, реализовывать здоровьесберегающие

технологии, уметь разрабатывать индивидуальные образовательные программы.

Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным

качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать,

"Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему

мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, педагогу

следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы современного

дошкольного

образования,

владеть

и

эффективно

применять

инновационные

методики

и

технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.

Таким

образом,

переход

России

от

индустриального

к

постиндустриальному

информационному

обществу,

основанному

на

знаниях

и

высоком

инновационном

потенциале

предполагает новые цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие

учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Необходимость

оптимизации образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает

существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными

результатами образовательной программы.

Стратегическая задача развития дошкольного образования заключается в обновлении его

содержания, методов обучения детей дошкольного возраста.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты

рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход к

познанию

и

преобразованию

любого

объекта

является

ведущим

общенаучным

подходом;

это

направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого

лежит исследование объектов как систем.

В

системно-деятельностном

подходе

выделяется

результат

деятельности

как

целенаправленной системы. Именно он в итоге должен дать основные результаты обучения и

воспитания в виде сформированных общих и ключевых компетенций.

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты образования должны быть прямо

связаны

с

направлениями

личностного

развития

и

представлены

в

деятельностной

форме.

В

дошкольном

образовании

такие

результаты

представлены

в

интегративных

качествах

детей:

активный, освоивший, физически развитый и т.д.

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день

описывает основные психологические условия и механизмы процесса образования, в том числе

дошкольного образования.

Системно-деятельностный

подход

перспективен

в

качестве

средства

реализации

Федеральных

государственных

требований

к

структуре

и

условиям

реализации

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, доступен для освоения в массовой

практике всеми звеньями системы образования.

Роль педагога в осуществления системно-деятельностного подхода велика, т.к именно педагог

является

ключевой

фигурой

в

образовательном

процессе.

В

процессе

реализации

системно-

деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в

развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его

собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Принцип деятельности

выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора

и управленца этого процесса.

Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и

развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу

демократического,

и

личные

качества

учителя,

и

способность

к

саморазвитию,

и

его

профессиональная компетентность.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!