Напоминание

Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста


Автор: Овсянникова Ольга Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» Камчатский край.
Населённый пункт: С.Мильково
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста
Дата публикации: 10.04.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние игры на развитие

речи детей дошкольного возраста.

Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.

Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием

всестороннего развития личности и интеллекта.

Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка она оказывает

специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к

общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению

навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи,

обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Существует

множество концепций игры, созданных крупными психологами и педагогами, стоящими на

разных теоретических позициях и по-разному трактующими игру. Большое влияние на

развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является

инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они

способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно

нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания

знакомой сказки. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента

распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до

выхода ребенка из игры. В ходе игры неизбежны конфликты. Выход из создавшейся

ситуации не возможен без объяснения точки зрения сторон, причины конфликта – «ты

делаешь не так, а надо так…». Это построение сложных, сложноподчиненных предложений.

Поиск путей выхода из конфликта – «ты должен сделать так…»

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и

согласованности слов с движениями.

Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность

произношения.

Неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый

действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко

выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с

одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра

развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением

новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и

постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У малышей

появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что,

помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые

эпизоды создаются с помощью слова.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня

развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои

пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он

будет в тягость им.

Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для

проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь,

использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение,

вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет

имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно

организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе

предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Участие

воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором

игрового материала.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один,

манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Большое влияние на развитие

игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается

возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это

способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями.

Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными

обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов

действий с игрушками и самого игрового процесса.

Есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это

игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры,

которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игра

в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной

бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они

закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества.

Дидактическая игра - эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению

родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на

игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые

из них.

Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети

опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди

разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей особое значение

придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти

подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы,

овощи, фрукты, орудия труда.

В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических

действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото,

домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для

тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую

роль в речевом развитии детей отводят словесным и дидактическим играм. В словесной

дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не

воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в

решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по

признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам,

признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением

"небылиц" и так далее.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение

прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же

звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны

слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми,

которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса

слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети

овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому

педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в

противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия

содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной

активной речи

.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!