Автор: Овсянникова Ольга Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» Камчатский край.
Населённый пункт: С.Мильково
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Влияние игры на развитие
речи детей дошкольного возраста.
Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.
Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием
всестороннего развития личности и интеллекта.
Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка она оказывает
специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к
общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению
навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи,
обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д. Существует
множество концепций игры, созданных крупными психологами и педагогами, стоящими на
разных теоретических позициях и по-разному трактующими игру. Большое влияние на
развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является
инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они
способствуют формированию связной речи. А детям дошкольного возраста характерно
нарушение связности изложения, смысловые пропуски, трудности в передаче содержания
знакомой сказки. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента
распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтной ситуации до
выхода ребенка из игры. В ходе игры неизбежны конфликты. Выход из создавшейся
ситуации не возможен без объяснения точки зрения сторон, причины конфликта – «ты
делаешь не так, а надо так…». Это построение сложных, сложноподчиненных предложений.
Поиск путей выхода из конфликта – «ты должен сделать так…»
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и
согласованности слов с движениями.
Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность
произношения.
Неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый
действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко
выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с
одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра
развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка с появлением
новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и
постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У малышей
появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что,
помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые
эпизоды создаются с помощью слова.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня
развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои
пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он
будет в тягость им.
Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для
проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь,
использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение,
вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет
имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно
организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе
предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Участие
воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором
игрового материала.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один,
манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Большое влияние на развитие
игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается
возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это
способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями.
Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными
обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов
действий с игрушками и самого игрового процесса.
Есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это
игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры,
которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игра
в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной
бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они
закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества.
Дидактическая игра - эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению
родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на
игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые
из них.
Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети
опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди
разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей особое значение
придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти
подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы,
овощи, фрукты, орудия труда.
В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических
действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото,
домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для
тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую
роль в речевом развитии детей отводят словесным и дидактическим играм. В словесной
дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не
воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в
решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по
признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам,
признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением
"небылиц" и так далее.
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение
прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же
звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны
слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми,
которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса
слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети
овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому
педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в
противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия
содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной
активной речи
.