Напоминание

Реализация программы по УП "Композиция" в условиях детской художественной школы


Автор: Поспелова Валентина Александровна
Должность: преподаватель Изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа им. Р. С. Мэрдыгеева"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: публикация
Тема: Реализация программы по УП "Композиция" в условиях детской художественной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Реализация программы по УП «Композиция» в условиях детской

художественной школы.

Для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области изобразительного искусства

«Живопись»

Валентина Александровна Поспелова, преподаватель высшей категории

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа им. Р. С. Мэрдыгеева» г. Улан-Удэ

Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Композиция»,

предназначена для обучения детей в детской художественной школе, рассчитана

на 5 лет обучения детей в возрасте 10 – 15 лет. Программа составлена на

основе

примерной

комплексной

программы

автора

-

составителя

В.Е.

Елизарова

«Композиция»

(рисунок,

живопись,

пленэр)

для

ДХШ,

ДШИ(М.,2008), а также с учетом многолетнего педагогического опыта в

области

изобразительного

искусства

в

детской

художественной

школе.

Программа

является

комплексной:

решена

таким

образом,

что

художественный процесс не разделен на разные предметы, а существует в

триедином лице: Композиция – Рисунок – Живопись.

Композиция

связывает

в

систему

живопись

и

рисунок.

Композиция является важнейшим предметом на

протяжении всего курса

обучения в школе. Критерии композиции вводятся при анализе и оценке любой

учебной работы на каждом этапе её выполнения, независимо от жанровой

принадлежности.

Целью данной программы являются:

Творческое развитие личности обучающегося;

Овладение

основами

композиции,

методами,

знаниями

законов

и

приемов композиции.

Выявление одаренных детей с целью их подготовки к поступлению в

художественные образовательные учреждения.

Реализация

программы

строится

на

основе

аудиторных

занятий;

самостоятельной работы и поисковой внеурочной деятельности. В процессе

обучения используется личностно ориентированный подход;

учитываются

индивидуальные

особенности

каждого;

инновационные

педагогические

технологии:

использование

исследовательского

метода

в

обучении,

технологии

блочного

метода

обучения.

Основной

формой

проведения

занятий является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической

работой).

Отличительной

чертой

данной

рабочей

программы,

является

систематизация

учебного

материала,

относительно

его

адаптации

к

следующей

ступени

образовательного

процесса:

ДХШ

ССУЗ

ВУЗ

соответствующего профиля.

В программе выполнена систематизация учебного материала по годам

обучения. Главная задача первого класса освоение «эскиза», научить ребёнка

пластически мыслить, работать с форматом. Привычка грамотно начинать работу

над композицией, умение работать над эскизом является основой практических

знаний. На

примере

натюрморта,

обучающиеся

знакомится

с

базовыми

принципами и средствами композиции. Работая над небольшими по размеру

эскизами

простых

натюрмортов,

первоклассники

легче

усваивают

профессиональную терминологию, приучаются к вариативности художественного

мышления,

начинают

принимать

решения

творческого

характера.

На

практических занятиях, обучающиеся получают базовые знания:

1.

Формат. Компоновка одного простого натюрморта с трёх разных точек,

в трёх разных форматах.

2.

Силуэт. Фронтальное изображение предметов, черное на белом,

белое на черном.

3.

Линия. Фронтальное изображение предметов, линия одной толщины,

линия разной толщины.

4.

Равновесие. Статика, динамика.

5.

Уравновешенность. Взаимодействие пятен и поля в формате.

6.

Пропорции. Соотношение элементов изображаемой формы.

7.

Доминанта - выделение главного: контраст по тону, цвету, величине,

форме, фактуре; подчинение второстепенного главному в композиции,

8.

Целостность - как главный принцип композиции.

В работе над сюжетной композицией особое внимание уделяется

методической последовательности выполнения учебного задания по

следующим этапам:

1.

Глубокое изучение темы, выявление главной идеи.

2.

Сбор материала по теме: выполнение набросков, зарисовок с

натуры, по представлению. Зарисовки из книг объектов

архитектуры, костюмов, предметов быта необходимых для

работы.

3.

Разработка большого количества фор-эскизов.

4.

Выполнение эскизов линейных, тональных, цветовых, поиск

художественного решения темы.

5.

Утверждение самого удачного варианта.

6.

Увеличение эскиза до нужного размера.

7.

Работа над рисунком, выполнение композиции по эскизу.

Умение

собирать материал является важнейшей частью в

работе над

сюжетной композицией. Этот этап требует постоянного контроля и активного

участия со стороны преподавателя. Обучающиеся должны научиться работать с

книгой, пользоваться библиотекой, делать зарисовки. Особо надо сказать о

калькировании, как о древнейшем способе обучения изобразительному искусству

(темы: Древний Египет, Древняя Греция).

Работа с

калькой приучает к

дисциплине, внимательности, повышает изобразительную культуру;

ученик

естественным образом усваивает пропорциональные соотношения в фигурах

людей и животных. В старших классах калькирование заменяется копированием с

книг,

натурными

зарисовками.

Просмотры

альбомов

по

искусству,

репродукций,

анализ

композиционных

построений

в

произведениях

художников, посещение музеев, выставок, мастерских художников, мастер –

классов являются необходимой частью в обучении композиции. Программа

построена на постепенном усложнении задач и закреплении полученных

знаний,

умений

и

навыков

в

ходе

выполнения

последующих заданий.

Предлагается более профессиональный методически выстроенный подход к

самому процессу обучения и созданию работ.

Продолжается изучение основных

типов композиционных построений, изучение основ перспективы и анатомии.

Раскрывая перед

учащимися весь

сложный процесс создания композиции,

преподаватель должен обращать внимание, на такие важные моменты решения

замысла, как выделение главного и подчинение ему второстепенного, установление

связей между отдельными частями композиции

и подчинение их целому, на

необходимость всех средств колорита, тона, светотени, силуэта и контрастов,

статики и динамики, линейного, цветового и светового ритма для достижения

равновесия и цельности в композиции. Обращать внимание на многообразие

способов решения темы, на использование системы контрастов: света и цвета,

типов, характеров и т. д. Необходимо объяснять различие решения одно – фигурной

и многофигурной композиции, особенности передачи пространства, движения,

времени, цвета и света. А также в старших классах важно предоставление

обучающемуся большей, чем раньше, самостоятельности. Надо дать возможность

обучающемуся глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для

проявления его творческой индивидуальности.

Композиция – это самый трудный и интересный предмет, требующий

высокого интеллектуального уровня, обширных знаний в области истории

искусств, истории, литературы, общей образованности, глубоких

профессиональных знаний. В процессе обучения происходит формирование

творческой личности, способной решать сложные задачи композиции. Талант

композитора присущ далеко не всем в равной мере. Это природный дар,

который надо ценить и развивать.

Литература

1. Елизаров В.Е. Комплексная программа «Композиция». - М., 2008.

2. Борисов В.И. Лекции руководителя семинара МАХЛ, Москва, 2006.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!