Автор: Горшенина Елена Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ СОШ № 1 Населённый пункт: г. Сердобск Пензенской области Наименование материала: статья Тема: "Работа с одарёнными детьми" Раздел: полное образование
«Работа с одарёнными детьми»
Выполнила: учитель математики
высшей категории
Горшенина Е.А.
2015 г.
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь
пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные
результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А.Бебель
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня цели образования - это
не
просто
сумма
«знаний,
умений,
навыков»,
которыми
должен
владеть
выпускник,
а
характеристика того, как у него сформированы познавательные и личностные способности.
Задачей
современной
системы
образования
становится
освоение
учащимися
не
только
конкретных
предметных
знаний
и
навыков
в
рамках
отдельных
дисциплин,
но
и
всей
совокупности «универсальных учебных действий».
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития
одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями
психолого-педагогической
науки
и
практики.
Так
исследования,
выполненные
в
разных
странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней
интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы
— поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти
способности были реализованы.
Что же можно подразумевать под одарённостью?
Однозначного
ответа
по
этому
вопросу нет. На этот счёт выдвигается много вариантов
определения,
но
наиболее
понятным
является
выражение
психолога
К.К.
Платонова:
«Одаренность –
генетически
обусловленный
компонент
способностей,
развивающийся
в
соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». Наиболее заметна
одарённость у детей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки
зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый
нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и
развить
их.
По
мнению
исследователей,
разделяющих
противоположную
точку
зрения,
одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному
проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц
золота. Ясно одно, что и в первом, и во втором случае, детям необходимо целенаправленное
развитие.
Одарённость подразделяют на несколько видов, исходя из того, в каких сферах
деятельности ребёнок продемонстрировал наиболее высокие достижения:
- интеллектуальная одаренность
(дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта );
- творческая одарённость
(дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники,
математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми);
- академическая одаренность
(дети, хорошо обучающиеся в школе);
- информационно-коммуникативная
(дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности)
- спортивная
1. Интеллектуальная
одаренность . Ребенок
отличается
остротой
мышления,
наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную разностороннюю
любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится,
обладает умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому
приложению знаний, знает многое из того, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет
исключительные способности к решению задач.
2 . Дети, одарённые в сфере академических достижений, у них наиболее развиты
склонности к языку и литературе, математике и естествознанию.
В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово - "обучаемость". Они давно заметили
такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело.
Потом, один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для освоения
учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка
учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети - "это те дети, которые
хорошоучатся".
Вряд ли стоит говорить, что это большое заблуждение. Каждый из нас по собственному
опыту знает, что учителя "делают отличниками" далеко не всегда тех, кто умнее или более
развит творчески, значительно чаще это те, кто послушен, прилежен, исполнителен и т. п.
Поэтому их основные оппоненты в данном вопросе - психологи - не устают повторять:
одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных
исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают
отличниками
или
даже
просто
хорошими
учениками. Увы,
но
чаще
всего
одаренные
в
традиционной школе - троечники.
3.
Дети
с
творческим
и
продуктивным
мышлением
отличаются
независимостью,
способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение. Ребенок
чрезвычайно
пытлив
и
любознателен,
способен
с
головой
уходить
в
интересующее
его
занятие, часто делает все по-своему (независим); изобретателен в играх, изобретательной
деятельности;
легко
высказывает
разные
соображения
по
поводу
конкретной
ситуации;
способен
по-разному
подойти
к
проблеме
или
использованию
материалов
(гибкость);
способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонен к
завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях, играх и т.д.
4. Дети с преобладанием контактности, потребности к лидерству отличаются
инициативностью, высокими организаторскими способностями.
5. У ребёнка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет
склонность к рисованию или музыке.
6.
Одарённость
в
двигательной
сфере,
которая проявляется
высокой
степенью
психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков, физической силы.
Основной подход в поиске юных дарований.
Выявление одаренных детей – процесс достаточно трудный.
Во-первых, потому, что в семье на разных этапах развития такие дети в большинстве
случаев остаются не понятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные
способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания –
видеть своего ребенка таким, как все.
Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-
психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита,
сна, легко возникающих головных болях и т. д. Несвоевременная медико-психологическая
коррекция
этих
проявлений
приводит
к
развитию
неврозов
и
ряда
психосоматических
заболеваний.
В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их
сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и
недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление
не выделяться, не выглядеть “белой вороной” и их творческие возможности со временем
нивелируют.
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий
(медико-психологических,
педагогических),
направленных
не
только
на
детей,
но
и
на
родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в
дальнейшем
непрерывно
наблюдать
за
их
успехами. На
первом,
анамнестическом,
этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо
деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты
групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг
детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй
этап
можно
как
диагностический. На
этом
этапе
проводится
индивидуальная
оценка творческих
возможностей
и
особенностей
нервно-психического
статуса
ребенка
психологом
и
психотерапевтом.
В
зависимости
от
результатов
первого
этапа
ребенок
обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или
иного
варианта
потенциальных
возможностей.
При
предпочтительности
развития
интеллектуальной
сферы
ребенок
отличается
остротой
мышления,
любознательностью,
охотно и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются
методики, направленные, прежде всего, на определение базовых когнитивных и речевых
параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Станфорда-
Бине, тест Слоссона и т. п.).
Особенности познавательной сферы одаренных детей
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
1.
Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над
собой.
2.
Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным
навыкам.
3.
Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и
явлений.
4.
Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и
сущности мироздания.
5.
Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для
их сверстников.
6.
Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо
(перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае
невозможности их достижения.
7.
Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые
«помехи».
8.
Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9.
Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская
ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для
самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и
сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать
материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и
отношений.
Проблемы одаренных детей.
Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.
1.
Неприязнь к школе , если учебная программа скучна и неинтересна.
2.
Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те,
которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок
оказывается в изоляции, уходит в себя.
3.
Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к
конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным
развитием. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как
одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение
принимать участие в коллективных спортивных играх. Одаренные дети часто
предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно
становиться лидерами.
5.
Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как
уже с первых слов схватывает суть проблемы.
6.
Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот
делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
7.
Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и
способности идти на компромисс. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку
зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
8.
Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно
задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные
верования и философские проблемы.
9.
Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя
потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной
неадекватности и низкая самооценка.
10. Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети
нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это
вызывает трения в отношениях с другими детьми.
11. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в
интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями,
выражающими презрение или нетерпение.
Формы работы с одарёнными детьми.
Формы работы с одарёнными детьми, которые применяются в нашей школе:
1. Групповые занятия с одарёнными учащимися.
Как правило, эти занятия проходят очень плодотворно, т.к. идет общее обсуждение задачи,
выдвигаются различные способы решения, каждый обосновывает свою точку зрения на
данную проблему. Учащиеся учатся анализировать поставленную проблему, размышлять
логически, обобщать и систематизировать имеющиеся знания, применять их при решении
задач. Развивается умение работать в группах.
2. Индивидуальные консультации.
Эта форма работы направлена на подготовку к конкретным вида деятельности : участие в
предметных
олимпиадах,
интеллектуальных
конкурсах.
Учитель
знакомит
учащегося
с
нестандартными методами и приемами решения задач, которые в школьной программе не
и
з
у
ч
а
ю
т
с
я
.
3.Факультативы.
Мы поставлены сейчас в такие рамки, что на факультативах наша работа направлена на
подготовку к экзаменам, но даже в этих рамках мы стараемся обратить внимание на задачи из
второй части экзаменационной работы, то есть на задачи повышенной трудности.
4. Участие во всероссийских, областных и районных интеллектуальных играх и
конкурсах.
Наши дети, особенно начальное звено и среднее, с удовольствием принимают участие в
различных всероссийских и международных математических конкурсах. В международной
конкурс-игре по математике «СЛОН» в этом году мы приняли участие первый раз. Задания
были настолько интересны и необычны, что на следующий год желающих будет больше.
Результаты мы пока ожидаем. В прошлом году мы принимали участие в сверхпрограмном
конкурсе
Мультитест
по
математике,
объявленном
Институтом
Развития
Школьного
Образования и выступили достойно. Из 44 участника 5-11 классов 4 были лауреаты: ученики
8-х классов Сидорова М. и Буйдова Л. заняли соответственно 4 и 5 место и получили в
подарок энциклопедию, а ученики 8-х классов Добровольский А. и Маслов А. заняли 8 и 9
место и получили дипломы лауреата. Вот уже шестой год мы активно принимаем участие в
Международном конкурсе по математике «Кенгуру».
В 2014 году приняли участие 81
учащийся с третьего по десятый классы, из них в десятку лучших по региону попали 9
учеников, а по району 25 учеников. В 2015
число участников было 47, среди них Китов
Данила получил диплом 2степени и еще 7дипломов лауреата (в том числе и начальное звено).
В этом году мы уже формируем заявку на участие.
5. Участие в олимпиадах.
Наши ученики ежегодно принимают участие в районных предметных олимпиадах.
Также
наши
ученики
являются
участниками
различных
всероссийских
олимпиад
по
математике: Парамонова С. Корчагин О. и Колтунова Т. получили дипломы второй степени
Межрегиональной
заочной
физико-математической
олимпиады
в
2 0 1 4 год у.
6. Интеллектуальный марафон.
Вот уже два года мы принимаем участие в интеллектуальном Ломоносовском марафоне,
проводимом на базе лицея № 2. На осенних каникулах ученики 7-8 классов заняли первое
место в интеллектуальном марафоне на базе школы № 9 в физико-математическом цикле.
Также ученики 5-7-х классов приняли участие в интеллектуальном марафоне на базе нашей
школы.
8. Проекты.
Большую роль в организации работы с одаренными учащимися играют их индивидуальные
проекты и исследования: это деятельность по развитию интеллектуальных, лекторских и
творческих способностей учащихся на основе работы с материалами музея и личного архива,
это
проектно-исследовательская
работа. Ежегодно
наши
ученики
принимают
участие
в
научно-практической конференции с проектами в области математики и информатики или в
области краеведения. В 2013 году ученик 10 класса Барышников А. достойно представил
нашу школу на 11 Кикинском фестивале «Одаренные дети» и получил поощрение за работу
«Жизнь и деятельность Худобина А.И.». И достойным окончанием этого проекта стало
открытие мемориальной доски, посвященной земляку и учителю нашей школы. В 2015 г.
ученица
5
«Б»
Берсанова
Анастасия
на
научно-практической
конференции
выступила
с
докладом «Старинные
русские меры длины», где рассказала не только мерах длины в
Древней Руси, но и привела примеры употребления этих названий в народном творчестве.
Заключение.
В целом работа с одаренными детьми представляется нам достаточно интересной и
перспективной,
направленной
на
развитие
школы.
Эта
деятельность
педагогического
коллектива повышает конкурентоспособность нашего образовательного учреждения, вносит
вклад в формирование его положительного имиджа.