Напоминание

«Волшебная изонить. Рисуем нитью»


Автор: Кокорина Алёна Андреевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Свердловская обл. г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: «Волшебная изонить. Рисуем нитью»
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»

Г.Екатеринбург

Педагог дополнительного образования

Кокорина АА

«Волшебная изонить. Рисуем нитью»

Изонить - очень интересная и увлекательная техника. Она привлекает

простотой

исполнения

и

оригинальностью.

Техника

изонити

не

требует

дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и твердую основу

(картон).

На первый взгляд, кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее

освоение

требует

невероятных

усилий.

Однако,

в

действительности

все

значительно проще. Я уверена, что это рукоделие сможет освоить любой

человек, а после придумывать и создавать любопытные композиции.

Т е р м и н «ниточный

дизайн»

(нитяная

графика

или

изонить)

используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание

«embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из

линий,

то

же

самое,

но

по-французски

-

broderie

sur

papier.

В

немецкоязычных странах - термин «pickpoints».

История изонити

Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали

следующим

образом:

в

плоскую

деревянную

доску

забивали

гвозди,

на

которые

потом

в

определённой

последовательности

натягивали

нити.

В

результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались

для украшения жилища, в предметах быта, для оформления интерьера, для

изготовления

подарков

и

сувениров.

Интерес

к

нитяной

графике

то

появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века.

Изонить сегодня

В наше время для создания изонити в, качестве основы, чаще всего

используется картон – у него готовый цветовой фон и фактура. Так же можно

использовать и бархатную бумагу.

Особенно эффектно смотрятся работы,

если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. О цвете в изонете, мы с

вами погорим немного позже.

Нити можно использовать разные: простые

катушечные,

шерстяные

и

шёлковые,

мулине,

люрекс,

ирис

и

т.

д.

На

подарочных,

поздравительных

сувенирах

будут

великолепно

смотреться

золотые и серебряные нити.

Современные

расходные

материалы

позволяют

получать

очень

красивые и эффектные изделия. Так же возможно работы не только на новых

материалах,

но

и

на

бросовых

таких

как:

компакт

диски,

одноразовые

картонные тарелки и так далее.

Практическая часть

Техника выполнения изонити проста. Для ее освоения достаточно знать

два основных приема построения фигур:

- заполнение угла;

- заполнение окружности.

и дополнительно заполнение дуги, овала, спирали.

Для

работы

необходимо

иметь

следующие

инструменты

и

материалы:

1. карандаш - остро заточенный;

2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см;

3. циркуль для вычерчивания окружности;

4. иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и

ниток, а также расстояния между точками);

5.

шило

(для

работы

с

пластинками,

СД

дисками)

или

булавка

с

головкой на конце для прокалывания точек;

6.

подложка

для

удобства

прокалывания

дырочек,

лучше

всего

использовать пенопласт;

7. ножницы;

8. скотч, чтобы закреплять кончики ниток, не всегда удобно завязывать

узелок.

9. Цветные нитки (швейные, мулине);

10. Скотч;

11. Плотный картон, «бархатный».

Основные приемы построения фигур

Заполнение угла (прямой, острый, тупой)

( Рис. 1)

Расскажу о технике заполнения угла:

1.

Чертим угол. Выберете, какой именно вам нужен угол: тупой,

острый или прямой, техники заполнения угла одинаковые.

2.

Начертить угол нужно в зеркальном отражении.

3.

Длина одной стороны 7 см, далее нужно разбить стороны на 14

равные отрезки по 5 мм.

4.

Расставляем цифры и прокалываем дырки в картоне булавкой

или шилом.

4. Работу начинаем с точку 1(горизонтальная линия), нить выводим с

изнаночной стороны на лицевую сторону и поднимаем в точку 1 по лицевой

стороне.

5. Далее нить опускается из точки 1 в точку

2 на горизонтальном

отрезке, из точки 2 в точку 3 (по горизонтали) делаем короткий стяжек и

далее из точки 3 по горизонтали в точку 2 по вертикале, длинный стяжек т.е

нужно соединить точки с одинаковыми цифрами: 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, и так

далее, по горизонтали и вертикали.

Запомни! На лицевой стороне стежки всегда длинные, на изнаночной

короткие!

6. Таким образом, заполняем угол до последних точек на горизонтали и

вертикале.

Заполнение окружности

Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла.

Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение.

Заполнение

окружности

на

изнаночной

стороне

выполняется

по

часовой

стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки. С окружностью можно

экспериментировать. Комбинация их в различных вариантах и создает то, что

называется искусством.

(Рис.2)

Расскажу о технике заполнения окружности:

1.

Начертим

окружность

с

помощью

циркуля.

2.

Диаметр

окружности

может

быть

любой, все зависит от выбора вашей идеи и

композиции.

3.

Окружность с помощью линейки

нужно разделить на 16 равных отрезков.

4.

Далее

прокалываем

дырки

в

картоне.

5.

Работу выполняем по схеме.

6.

Стежки

на

лицевой

с т о р о н е

длинные на изнаночной короткие.

Заполнение дуги

1.

Начертите дугу с помощью лекала.

2.

Разделите дугу на четное количество отрезком.

3.

Отрезки могут быть как равными по длине, так и разными.

4.

Работу начинаем с изнаночной стороны картона, выведете иглу на

лицевую сторону из точки 1 и уведите в точку 10. С изнаночной стороны

вколите иглу в точку 11, выведете на лицевую сторону и вколите в точку 2.

Стрелки на схеме указывают направление стежков.

Длина

стежков,

которыми

прошивается

дуга,

должна

быть

меньше

половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

( Рис. 3)

Заполнение завитка (спирали)

Лучше всего, работу начинать с элемента завиток, на примере завитка

вы сможете, понят принцип заполнения завитка-спирали и в дальнейшем,

работать со спиралью вам будет гораздо легче.

( Рис. 4)

1.

Нарисуйте с помощью лекала завиток.

2.

Разделите

его

на

произвольное

количество

отрезков,

но

обязательно четное.

3.

Расставите цифры, для удобства на первых парах работы.

4.

Проколите дырки в картоне.

5.

Иголку вводим с изнаночной стороны в 1 и уводим в 2 по лицевой

стороне, стежки делаем по порядку: 1, 2,3, 4, 5 и т.д.

6.

На лицевой стороне у вас идут длинные стежки, на изнаночной

короткие, повторяющие нарисованную линию завитка.

( Рис. 5)

О цвете

Все

многообразие

цветов

и

цветовых

оттенков

в

природе

можно

разделить

на

две

группы:

тёплые

ним

относятся

все

тона

жёлтого,

оранжевого и красного) и холодные (к ним относятся все оттенки голубого,

фиолетового

и

зелёного).

Гармоничное

сочетание

часто

заключается

в

уравновешивании тёплых и холодных тонов.

Тёплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть

выступающие

вперёд,

а

холодные

как

отступающие

назад,

то

есть

удаляющиеся. Пользуясь этим свойством цветов, можно усилить рельефность

деталей изонити, сделать узор более чётким, передать объёмность форм. Фон

для нитяной графики следует брать отступающий, а для рисунка изонити

предпочтительно использовать выступающие тона.

Существуют

ещё

такие

понятия,

как

лёгкость

и

тяжесть

цвета.

Тяжёлыми

цветами

чаще

всего

бывают

тёмные,

насыщенные,

тёплые;

лёгкими – светлые, холодные, воспринимающиеся как воздушные.

Правила

композиции

требуют,

чтобы

нижняя

часть

рисунка

была

тяжелее

верхней.

В

изонити

должна

быть

выдержана

закономерность

соотношения

цветовых

частей

и

общее

равновесие

цвета

цветовая

гармония. Общее равновесие цвета достигается таким соотношением всех

цветов

и

тонов,

которое

подчиняется

общему

(среднему)

тону.

В

многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета, как - красный – с

жёлтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым; - зелёный – с жёлтым и

темно-жёлтым,

лимонным,

кремовым,

оранжевым

и

коричневым;

-

фиолетовый – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым; - коричневый – со

всеми

оттенками

жёлтого,

зелёным,

красным,

оранжевым,

сиреневым

и

серебристо-белым.

Однако следует помнить, что узор рисунка лучше смотрится не тогда,

когда

абсолютно

всё

пространство

заполнено

нитками,

а

когда

между

натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт

показывает,

что

жёлтый

цвет

в

картине

на

темном

фоне

воспринимается как весёлый и бодрящий; белый – гигиеничен, но относится

к числу холодных; красный и оранжевый – очень живые, теплые; зелёный и

голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия;

коричневый – спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет:

тёплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-

видимому,

не

случайно.

Давно

замечено,

что

красный

цвет

увеличивает

активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота

дыхания. Влияние оранжевого несколько мягче. Восприятие чёрного цвета

обратное:

пульс,

давление

и

дыхание

замедляются.

Синий

цвет

снижает

скорость

реакции,

пульс,

давление,

частоту

дыхания.

У

зеленого

цвета

аналогичные отрицательные показатели меньше.

Есть доказательства, что цвета могут влиять на темперамент человека.

Под действием холодных сине-зелёных оттенков холерик может стать почти

флегматиком, а флегматика можно «разогреть» теплым красным цветом.

Принимая

во

внимание

сказанное,

есть

основание

считать,

что

сделанная картина может каким-либо образом влиять на настроение тех, кто

проявит к ней интерес.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!