Автор: Синельникова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 18 общеразвивающего вида" г. Печора
Населённый пункт: Город Печора, республика Коми
Наименование материала: конспект
Тема: «Осень золотая»
Раздел: дошкольное образование
1.
Конспект прогулки для детей средней группы
«Наблюдение за елью и лиственницей»
(Сентябрь «Осень золотая»)
Цель: создание условий для овладения умения сравнивать ель и лиственницу
по внешним признакам.
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей об особенностях строения
хвойных
растений
(хвоя,
строение,
наличие
шишек);
расширить
представления о ели и лиственнице, через сравнение, обогащать сенсорный
опыт детей.
Развивающие:
развивать
наблюдательность,
умение
сравнивать
объекты
находить сходства и различия между ними, обобщать и делать выводы
Воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к растениям
ели и лиственнице. Умение любоваться елью и лиственницей.
Словарная работа:
обогащение: жёсткая, хвоя.
активизация: колючая, лиственница.
Предварительная
работа:
знакомство
с
елью
и
лиственницей
по
отдельности.
Оборудование: инвентарь для уборки листьев.
Ход наблюдения:
Часть
заняти
я
Деятельность воспитателя
Деятельность
детей
Методы и
приемы
Вводна
я
-
Р е б я т а ,
н а з о в и т е
м н е ,
пожалуйста,
деревья
которые
растут у нас на участке.
-
Ребятки,
надо
отыскать
еще
одно
дерево,
про
ко т о р о е
придумана интересная загадка.
Её всегда в лесу найдёшь
пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
зимою в платье летнем.
- Молодцы. Правильно ель.
- А теперь послушайте другую
загадку:
Есть у родственницы елки
не колючие иголки,
но, в отличие от ёлки
опадают те иголки.
- Ребята, вы догадались, что это
Дети называют
деревья, которые
растут на участке.
Берёза, осина,
рябина….
Ель
Лиственница
Актуализац
ия опыта
детей
Художестве
нное слово
Похвала
Художестве
нное слово
за дерево?
-
Я
предлагаю
вам
сейчас,
подойти
к
этим
деревьям,
и
сравнивать их.
- Вы готовы?
- Тогда начнём!
Да
Да
Постановка
мотивации
Получение
согласия
Основ
ная
-
Ребят а,
давайте
с н ач а л а
подойдём к ели.
- А рядом стоит, лиственница.
-Давайте
вме сте
скажем
–
лиственница.
- Вспомните, что мы наблюдали
за этими деревьями.
-
Рассмотрите
поближе
эти
деревья,
можно
п о т р о г ат ь
веточки, только аккуратно, чтобы
не повредить дерево.
Даю время на рассматривание,
через минуту спрашиваю:
- Какие это деревья? Лиственные
или хвойные?
- Как вы догадались?
- Почему они так называются?
-
П р а в и л ь н о ,
р е бя т а ,
э т о
хвойные,
потому
что
вместо
листочков хвоя.
- Посмотрите внимательно на ель
и лиственницу и скажите, что у
них общее?
-
П р а в и л ь н о ,
У
е л и
и
у
лиственницы
есть
хвоя,
ствол,
ветки, шишки.
- А чем они отличаются?
У ели хвоя жёсткая, колючая, а у
л и с т в е н н и ц ы
м я г к а я .
У
лиственницы иголки опадают, а у
ёлки нет, она и летом и зимой
всегда
зелёная.
У
ели
иголки
растут
по
всей
ветке,
а
у
лиственницы пучками.
-
А
шишки
у
этих
деревьев
одинаковые?
Проговаривают
Ребята
рассматривают,
трогают хвою.
Хвойные
Потому что у них
м е с т о
л и с т ь е в
хвоя.
У
е л и
и
у
лиственницы
есть
хвоя, ствол, ветки,
шишки.
Х в о е й ,
у
лиственницы
она
мягкая,
а
у
елки
колючая
Р а з н ы е .
У
е л и
б о л ь ш и е ,
а
у
лиственницы
маленькие
Хоровое
проговарива
ние
Актуализац
ия личного
опыта
ребёнка
Рассматрив
ание
Обобщение
воспитателя
Сравнение
Обобщение
воспитателя
Обобщение
воспитателя
- Правильно! Молодцы.
И
шишки
у
них
разные
у
ели
большие,
а
у
лиственницы
маленькие шишечки.
-
Теперь
послушайте
ещё
раз
загадку
Есть у родственницы елки
не колючие иголки,
но, в отличие от ёлки
опадают те иголки.
- Про какое дерево эта загадка?
Напомните, пожалуйста.
-
Молодцы,
вы
всё
правильно
сказали,
полюбуйтесь
этими
прекрасными деревьями.
- А теперь предлагаю поиграть в
игру: «Раз, два, три к дереву …
беги»
Подвижная игра «Вороны»
Цель игры:
Развивать
у
детей
слуховое
внимание,
умение
двигаться
в
с о о т в е т с т в и и
с о
с л о в а м и
стихотворения,
упражнять
в
правильном произношении звука
[р], учить говорить то громко, то
тихо.
Ход игры:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (громко)
(Дети
бегают
по
ком н ат е ,
р а з м а х и в а я
р у к а м и
к а к
крыльями)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (тихо)
шишечки.
Лиственница
Любуются
По
команде
«ель»
дети
бегут
к
ели,
п о
к о м а н д е
«лиственница»
д е т и
б е г у т
к
лиственнице
Дети
изображают
в о р о н ,
и
выполняют
д в и ж е н и я
в
с о от ве т с т в и и
с
текстом,
который
говорит
нараспев
воспитатель. Слова
«кар-кар-кар»
произно сят
в с е
дети.
С а д я т с я
н а
корточки, руки под
щеку — засыпают
Повторение
Любование
Подвижная
игра
Подвижная
игра
Индивидуальная работа с детьми
дидактическая
игра «отгадайте,
что за растение».
Цель. Обучать детей описывать
объекты
и
узнавать
их
по
описанию.
Предлагаю
ребёнку
описать
растение или загадать загадку о
нём.
Труд в природе.
Цель:
Воспитывать
у
детей
бережное отношение к природе.
Привлекать
детей
к
уборке
детского
сада
и
заботе
об
окружающей природе.
Сбор шишек, для поделок.
Самостоятельная
и г р о в а я
деятельность детей.
Предложить
детям
украсить
куличики из песка шишками.
Ребёнок описывает
растение
Убирают
листьяна
участке.
Индивидуал
ьная работа
положитель
ная оценка.
Труд в
природе.
Самостояте
льная
игровая
деятельност
ь детей.
Заклю
читель
ная
-
Ребята,
вам
понравилась
прогулка?
-
Ребята,
а
какие
деревья
мы
сегодня сравнивали?
- Что нового вы сегодня узнали о
ели и лиственнице.
- Кому вы сегодня расскажите об
этих деревьях.
-
Напомните,
пожалуйста,
мне,
ч е м
о т л и ч а е т с я
е л ь
и
лиственница.
-
Вы
все
молодцы,
правильно
нашли отличия и сходства этих
двух
деревьев.
А
сейчас
мы
пойдём в группу.
Ответы детей
Ель и лиственница
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Рефлексия
Подведение
итогов
Похвала
Последующая работа с детьми для закрепления материала предложить детям
в свободное время нарисовать два дерева.
Сделать дома поделку из шишек с родителями для выставки