Автор: Букина Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ ШИ № 1
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Программа по экологии "Исследователи природы" для учащихся 1-4 классов
Тема: Изучение живой и неживой природы неслышащими учащимися
Раздел: начальное образование
Рабочая программа
«Исследователи природы»
2018-2022 учебный год
1-4 классы
Составитель:
воспитатель
высшей квалификационной
категории
Букина Н.Н.
Хабаровск, 2019 г
1
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….....................................3
1.1 Неслышащие дети - неоднородная по составу группа обучающихся…………………………………………………………………….5
1.2 Особенности учебно-воспитательного процесса в коррекционно-воспитательном пространстве школы-интерната………………....6
2. Цели и задачи программы……………………………………………………………………………………………………………………..8
3. Принципы и педагогическая целесообразность программы………………………………………………………………………………..9
4. Структура разделов……………………………………………………………………………………………………………………………10
5. Планируемые результаты освоения рабочей программы ………………………………………..................................................................11
6. Приложение……………………………………………………………………………………………………………………………………13
7. Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………………………...38
2
1. Пояснительная записка.
«Природа-это единственная книга, с великим содержанием на каждой странице»
И.Гете
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом
возрасте
в
сознании
учащихся
происходит
формирование
наглядно-образной
картины
мира
и
нравственно-экологической
позиции
личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Однако далеко не все может
быть правильно понято неслышащим ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется
правильное отношение к окружающему миру. Ввести неслышащего ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о ее
объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи
экологического воспитания детей младшего школьного возраста с недостатками слуха и речи. Этому способствуют внеклассные занятия
по рабочей программе «Исследователи природы».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для глухих детей.
Актуальность рабочей программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке
содержания образования в школьных учреждениях.
Рабочая программа «Исследователи природы» разработана для внеклассной работы в
специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях и
является дополнением к учебным дисциплинам «Ознакомление с
окружающим миром» (1-2 класс) и «Природоведение» (3-4 класс). В данной программе заложены возможности овладения неслышащими
обучающимися знаниями и представлениями об окружающей среде (экологическое воспитание).
В результате реализации программы у воспитанников развиваются умения использовать полученные знания для осмысленной и
самостоятельной
организации
безопасной
жизни
в
конкретных
природных
и
климатических
условиях.
Развитие
у
неслышащих
обучающихся, воспитанников активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии
с миром живой и
неживой природы. Преодоление ограниченности и искаженности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством
обогащения предметной деятельности неслышащего ребенка, организация практического ознакомления и целенаправленных наблюдений.
Воспитание у неслышащего воспитанника интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе неречевых звучаний (звуков
природы), при реализации индивидуальных возможностей слухового восприятия.
Усиление внимания к формированию «академической компетенции» (оснащение ребенка знаниями, умениями, в большей степени для
их применения в будущем) и полноценной «жизненной компетенции» (использование полученных знаний в реальных условиях).
3
Программа «Исследователи природы» имеет 4 ступени, соответствующие психовозрастным особенностям детей. Деятельность
младших школьников организуется в течение всего учебного года по сезонным циклам в форме внеклассных занятий, игр-экспедиций,
практических работ, экскурсий, конкурсов.
Первый класс «Любознайки», второй класс «Исследователи природы», третий класс «Светлячки», четвертый класс «Загадочная планета».
Процесс
познания,
начинаясь
с
простого
созерцания,
сенсорного
восприятия
окружающего
мира,
расширяется
и
углубляется
до
выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социоприродной средой.
Отличительной особенностью рабочей программы «Исследователи природы» является то, что в содержание включены эколого-
биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и
закономерности. Знания - не самоцель в экологическом воспитании неслышащего ребенка, но они необходимое условие выработки
такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного
интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не
только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Новизна рабочей программы заключается в использовании проблемно-поискового подхода обеспечивающего самостоятельное
«открытие» и анализ неслышащими детьми новых знаний и активного освоения ими различных способов познания окружающего мира с
использованием разнообразных методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-
образовательную среду.
Нормативно - правовая основа Рабочей программы
Закон РФ «Об образовании РФ».
Программа развития КГБОУ ШИ № 1 на 2018-2022 г.г.;
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся, воспитанников КГБ0 УШИ № 1 вида 2018-2022 г.г.
Рабочая программа «Исследователи природы» по направлению воспитательной работы: «Воспитание ценностного отношения к
природе, окружающей среде (экологическое воспитание)» составлена на основе адаптированной основной образовательной программы
(ПрАООП)
начального
общего
образования
глухих
детей
и
на
основе
Базисного
учебного
плана
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п
от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Ознакомление с окружающим
миром». Авторы: Зыкова Т.С., (1-2 класс), раздела «Природоведение». Автор Хотеева Э.Н.(3-4 класс)
4
При создании рабочей программы учитывалась цель КГБО УШИ I вида 1- создание единого коррекционного пространства для
духовно-нравственного развития личности ребенка с нарушением слуха, способной включаться в социальные отношения на основе
общечеловеческих и национальных ценностей, адаптироваться и полноценно интегрировать в общество слышащих.
Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации
межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа «Исследователи природы» использует и тем самым подкрепляет
умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
1.1. Неслышащие дети – неоднородная по составу группа обучающихся.
К категории глухих относятся дети cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до
овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным; без специальной систематической
психолого – педагогической помощи весь дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно
ограничивается социальная адаптация. Наиболее полноценное развитие глухих детей достигается при раннем (на первых месяцев жизни)
выявлении нарушений слуха и комплексном медико – психолого – педагогическом сопровождении сразу после установления диагноза,
обеспечении качественного образования на всех его ступенях с учетом структуры нарушения, уровня общего и речевого развития,
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Глухие школьники - это неоднородная по составу группа обучающихся.
Диапазон различий в их развитии чрезвычайно велик – от детей, способных при специальной поддержке на равных получать образование
при совместном обучении со слышащими нормально развивающимися сверстниками, чему способствует ранняя комплексная медико –
психолого – педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, до детей со множественными первичными нарушениями
развития, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, способствующей овладению
основными элементарными жизненными навыками.
В последние десятилетия в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной
имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе.
Выбор
оптимальных
условий
получения
образования
детьми
с
кохлеарными
имплантами
зависит
от
их
актуального
социально-
психологического статуса, уровня общего и речевого развития. В состав глухих обучающихся входят принципиально разные группы
детей: обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме,
имеют положительный опыта общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого –педагогической помощи
получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников,
находясь в их среде и в те же календарные сроки; обучающиеся, которые могут получать образование, сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих нормально развивающихся детей, но в более
пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной образовательной программе; обучающиеся с дополнительными
5
ограничениями здоровья (с умственной отсталостью, в отдельных случаях с задержкой психического развития церебрально-органического
происхождения
и
др.),
а
также
обучающиеся
с
тяжелыми
множественными
нарушениями
развития,
включая
выраженные
интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, текущие психические заболевания и др.
Различие
структуры
нарушения
разный
уровень
общего
и
речевого
развития
у
глухих
обучающихся
определяют
необходимость
многообразия
специальной
поддержки
в
получении
образования
и
самих
образовательных
маршрутов,
требуют
дифференциации
стандарта – разработку вариантов, обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям;
обеспечение специальной помощи глухим детям, обучающимся совместно со слышащими нормально развивающимися сверстниками;
преодоление ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребѐнка к
освоению образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников.
1.2. Особенности учебно-воспитательного процесса в коррекционно-развивающем образовательном пространстве школы-
интерната.
- Основная категория воспитанников в школе-интернате - это дети, имеющие нарушение слуха, врожденные или приобретенные в
доречевом периоде развития. Часть воспитанников, имеют комплексные нарушения в развитии, в том числе лёгкую степень умственной
отсталости.
- УВП строится на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития ребенка. «То, что ребенок умеет делать сегодня в
сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно» (Л.С. Выготский).
Содержание воспитания обучающихся глухих (слабослышащих) детей, имеющих умственную отсталость включает как общие задачи
обучения и воспитания, так и специальные. Специальные (коррекционные) задачи состоят в коррекции психических и физических
функций воспитанников с целью дальнейшей их социализации и подготовки к самостоятельной жизни и труду.
Словесная речь – важнейший фактор социализации детей с нарушением слуха, средство общения со слышащими, получения и передачи
информации. Развитие слухового восприятия и словесной речи во всех видах деятельности детей в школе-интернате – важнейшее условие
реализации всех намеченных планов развития личности.
Воспитанники
школы-интерната
1
вида требуют
особого
педагогического
внимания.
Кроме
общих
факторов,
оказывающих
отрицательное влияние на
духовно-нравственное воспитание современных Российских школьников, существует ряд дополнительных
факторов, которые так же негативно сказываются на становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- нарушение слуха разной степени тяжести ограничивает восприятие ими информации через слуховой анализатор, препятствует
возможности полноценной социализации и социальной адаптации в обществе;
- практически у всех воспитанников есть дополнительные отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
6
- значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения, вследствие проживания длительное время в
условиях
интернатного
учреждения,
ограниченности
социальных
контактов
и
особенностей
психофизического
развития.
И,
как
следствие, большая часть выпускников испытывают затруднения в социальной адаптации и интеграции после окончания школы;
- ситуация ограниченной социальной активности и недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
Обучающимся присущи такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность, недоверчивость, агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих,
неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации
возникает аффективное реагирование и обида;
г) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
д) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному
выбору своей судьбы;
е) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Всё эти особенности обучающихся существенно осложняют процесс формирования у них духовно-нравственных представлений.
2.Цель и задачи программы
Цель: создание ситуаций для побуждения обучающихся, воспитанников познавать природное окружение и
самостоятельно решать
доступные познавательные задачи.
Задачи:
1. Формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех видов растений, животных, о тесной связи объектов живой
и неживой природы.
2. Способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;
3. Показать познаваемость явлений живой природы;
4. Дифференцировать знания детей о природе и социальном мире;
5. Воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека
.
7
3.Принципы и педагогическая целесообразность программы
В основе построения программы
лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь
интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.
Принцип прогностичности ориентирует обучающихся,воспитанников на ознакомление с вариантами перспективного состояния
окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в
окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.
Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей
младшего
школьного
возраста
комплексного
взгляда
на
проблемы
взаимодействия
человека
со
средой
обитания
и
трудовой
деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.
Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.
Педагогическая целесообразность программы:
определяется направленностью на организацию социально-значимой деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития
познавательной и творческой активности.
Условия реализации образовательной программы.
Программа предназначена для детей 7-11 лет (младшего школьного возраста), рассчитана на 4 года обучения. В первом классе (66
часов в год), во 2-4 классах (68 часов в год) (два занятие в неделю).
Программа может быть использована педагогами для работы кружков, факультативов, реализующих экологическое направление развития
ребёнка.
Форма обучения – групповая.
В течение четырех лет обучения дети проходят весь курс обучения по рабочей программе «Исследователи природы».
При тематическом планировании особое внимание уделяется практической деятельности.
Почти каждое занятие включает в себя и теоретические знания, и практическую работу.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности
8
4. Структура разделов
1. «Любознайки».
2. «Исследователи природы».
3. «Светлячки».
4. «Загадочная планета».
На первом году обучения «Любознайки» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся
ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача - пробуждать и развивать чувства
ребенка,
знакомить
с
окружающим
миром
через
чувственно-эмоциональное
восприятие,
способствовать
освоению
элементарных
практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.
На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем
информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки
межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Исследователей природы» становится парк, лесная зона,
зоосад. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными
и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о
приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
На третьем году обучения образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам
развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи
организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его
сохранении. Задача заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие
мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной
преобразующей
силы,
способствовать
формированию
понимания
того,
что
усилия
каждого
человека
значимы
для
микро-
и
макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую
деятельность.
Четвертый год обучения образовательного пространства «Загадочная планета» вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и
неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного
возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, «Загадочная планета» обозначает перспективу
жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Загадочной планеты» позволит создать
более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах. Таким образом, процесс
познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения
причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.
9
5.Планируемые результаты освоения рабочей программы.
К концу обучения обучающиеся, воспитанники:
-овладеют
элементарными
сведениями
о
неживой
и
живой
природе,
предметах
и
явлениях
окружающей
жизни,
взаимосвязи
и
взаимозависимости живой и неживой природы;
-научатся понимать взаимозависимости жизни человека и природы;
-получат элементарные представления об использовании человеком природных ресурсов;
-смогут
учесть
конкретные
природные
условия
и
климатические
изменения
при
организации
собственной
жизнедеятельности
и
адекватного поведения в связи с изменяющимися условиями в природе в целях собственной безопасности;
-научатся проявлять любознательность и неравнодушие к окружающим объектам природы;
-расширят собственные представления об окружающем растительном и животном мире;
-приобретут желания внести посильный вклад в экологию родного края;
-приобретут умения общаться в различных социальных ситуациях, использовать разнообразные источники для получения значимого
результата, приобретут актуальные знания и практико-ориентированные навыки;
-овладеют необходимой тематической и терминологической лексикой по естествознанию, в том числе способностью ее слухозрительного
восприятия,
достаточно
внятного
и
естественного
воспроизведения,
реализуя
произносительные
возможности
(с
использованием
слуховых аппаратов).
Формы подведения итогов реализации программы.
Результатом на каждом этапе обучения являются контрольные задания. Каждый продукт деятельности наглядно показывает возможности,
усвоенные знания и умения каждого ребёнка.
Способы отслеживания и контроля результатов.
В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на
занятиях с помощью контрольных заданий. Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми
практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской
деятельности. Для проверки знаний в конце учебного года используются диагностика, творческие игры, конкурсы и викторины, проекты.
10
Методическое обеспечение программы
Методы обучения.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
Методы получения знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски Smart ResponseLE);
3) практические (упражнения, лабораторные работы, практические работы)
4) метод дидактической игры.
Методы усвоения учебного материала:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемный;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей:
ТРИЗ, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.
Техническое оснащение и дидактический материал.
1.Инструкции по технике безопасности при работе с инструментами и канцелярскими принадлежностями.
2.Инструменты и вспомогательные приспособления: инвентарь, используемый для ухода за растениями и животными; канцелярские
принадлежности: ножницы, кисточки, карандаши; оптические приборы: лупы; микроскопы; лабораторное оборудование для опытов.
3.Материалы: гуашевые краски; клей-карандаш; восковые мелки.
4.Специальная литература для педагогов, родителей и детей.
5.Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: гербарии; муляжи; таблицы; схемы; раздаточный материал, дидактические
карточки; коллекции; глобус.
6.Натуральные объекты – комнатные растения и обитатели живого уголка.
11
Приложение
Учебно-тематический план 1-го года обучения
«Любознайки»
№
п/п
Темы внеклассных занятий
Количество часов
Формы деятельности
теория
практика
всего
1
Экскурсия « Школе, привет!»
1
-
1
Социализирующие игры «Знакомство», «Интервью».
2
В гости к огороднику.
Подрастаю
2
2
4
Конкурс загадок «Что растет на огороде»; рисование по теме «Цветовые оттенки».
3
Каждая погода благодать
2
1
3
Занести наблюдение в дневник природы
4
Нас окружает природа
2
2
4
Рисование на тему «Осень», заполнить страницу «Что нужно моему дереву»
5
Объекты природы
2
1
3
Расселить животных по их домам
6
Внимание, автомобиль
2
1
3
Нарисовать 2-3 дорожных знака
7
А осень хохочет, признаться не
хочет…
2
2
4
Рисунки на тему «Золотая осень»
8
Гибкий стебель
2
2
4
Наблюдение за посаженными растениями
9
Знакомство с комнатными
растениями
2
2
4
Приготовить рассказ о комнатном растении
10
Моя родословная
2
1
3
Аппликация «Родословный цветок»
11
Волшебство воды
2
1
3
Наблюдения за превращениями воды
12
Золотая рыбка
2
2
4
Конкурс рисунков
13
Без воды и не туды, и не сюды
1
2
3
Найти стихи о воде
14
Изучаем живую и неживую
природу
2
1
3
Подготовить схему маршрута по экскурсии
15
Волшебник – невидимка
1
2
3
Рассмотреть листья комнатного растения и объяснить, что растения тоже дышат
12
воздухом
16
Откуда берется ветер
2
1
3
Найти загадки о ветре
17
Из чего состоит почва
1
2
3
Прочитать сказку Н.А.Рыжовой «Как медведь пень потерял»
18
Строение Земли
1
2
3
Изготовить модель Земли из цветного пластилина
19
Прогулка по экологической
дорожке
2
1
3
Подготовиться к игре «Секретная цифра»
20
Собираемся в путешествие
1
1
2
Составить маршрут игры
21
Игры – загадки «Угадай
животное»
2
1
3
Подобрать загадки о животных
Итого:
36
30
66
Содержание деятельности 1-го года обучения
«Любознайки»
1.Экскурсия «Школе, привет!»
Цель экскурсии – познакомиться с первоклассниками, познакомить их друг с другом и со школой-интернатом: расположением некоторых
кабинетов, территории школы, способствовать созданию праздничной атмосферы в первый школьный день.
Психопедагогическое упражнение: «Рассказ о себе».
Дидактическая игры: «Знакомство», «Интервью».
2.В гости к огороднику. Подрастаю.
Наблюдение: за огородными растениями - строение.
Практическая работа: с моделями растений.
Дидактические игры: «Знакомство с листьями», «Цветовые оттенки».
3. Всякая погода благодать.
Наблюдение: за погодой.
Практическая работа: занесение наблюдений в дневник природы.
13
Дидактическая игра: «Природные несуразности».
4. Нас окружает природа.
Наблюдение: за живой и неживой природой.
Практическая работа: как оформлять следующие страницы дневника.
Дидактическая игра: «Отгадай, чей голосок».
5. Объекты природы.
Наблюдение: взаимосвязи живой и неживой природы.
Практическая работа: вести наблюдение за объектами природы и фиксировать в дневнике природы.
Дидактическая игра: «Угадай и собери».
6.Внимание, автомобиль.
Наблюдение: за передвижением за ближайшими от школы улицами.
Практическая работа: познакомить детей с дорожными знаками возле школы, с понятиями «проезжая часть дороги», «перекресток».
Поиграть в игры, развивающие слух и реакцию детей.
Дидактическая игра: «Слепой медведь».
7.А осень хохочет, признаться не хочет…
Наблюдение: за изменениями в природе.
Практическая работа: собрать гербарий из осенних листьев.
Дидактическая игра: «Антошка».
8. Гибкий стебель.
Наблюдение: за влиянием света на рост растений.
Практическая работа: посадка фасоли с последующим наблюдением за освещенными и неосвещенными растениями.
9. Знакомство с комнатными растениями.
Наблюдение: за разнообразными комнатными растениями.
Практическая работа: уход за комнатными растениями.
Дидактическая игра: «Найди мышку».
10. Моя родословная.
Наблюдение: Кто я, откуда я, кто мои родители, сколько у меня бабушек и дедушек, кем они были?
Практическая работа: аппликация «Родословный цветок».
11. Волшебство воды.
Наблюдение: за ролью воды в природе.
14
Практическая работа: понаблюдать за разными состояниями воды.
12. Золотая рыбка.
Наблюдение: за приспособленностью к водной среде обитания на примере аквариумных рыбок.
Практическая работа: уход за аквариумными рыбками.
13. Без воды и не туды, и не сюды.
Наблюдение: за тем, как вода попадает в кран.
Практическая работа: понаблюдать сколько капель воды вытекает из неплотно закрытого крана за минуту.
Дидактическая игра: «Ручейки».
14. Изучаем живую и неживую природу.
Наблюдение: за живой и неживой природой в зимний период
Практическая работа: окапать с помощью родителей снежком свое именное дерево, чтобы ему было тепло.
15. Волшебник – невидимка.
Наблюдение: за воздухом и некоторыми его свойствами.
Практическая работа: рассмотреть листья комнатного растения и объяснить, что растения тоже дышат воздухом.
Дидактическая игра: «Мыльные пузыри».
16. Откуда берется ветер.
Наблюдение: за обитателями воздушной среды.
Практическая работа: выяснить, где сильнее ветер: на открытом или на защищенном месте, что делает ветер, прислушаться к звукам
ветра.
Дидактическая игра: «Полетушки».
17. Из чего состоит почва.
Наблюдение: за составом почвы.
Практическая работа: выветривание и образование почвы.
Дидактическая игра: «Корни и листья».
18. Строение Земли.
Наблюдение: за строением Земли.
Практическая работа: изготовить модель Земли из цветного пластилина.
19. Прогулка по экологической дорожке.
Наблюдение: за линиями горизонта и сторонами горизонта.
Практическая работа: определение сторон горизонта и предметов на местности.
15
Дидактическая игра: «Секретная цифра».
20. Собираемся в путешествие.
Обобщение знаний по пройденным темам.
Практическая работа: составление маршрута экскурсии.
21. Игры – загадки «Угадай животное».
Наблюдение: за жизнью животных.
Дидактическая игра: «Быстроногий зверек».
Требования к результатам освоения раздела рабочей программы для первого класса
У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:
Представления:
- о разнообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека;
- о влиянии климатических условий на рост и развитие растений;
- о воде, почве, воздухе, как среде обитания;
-о строении Земли;
- о животных.
Знания:
- среды обитания растений;
- строения цветкового растения;
- условий живой и неживой природы;
- приспособлений растений к местному климату;
- различных признаков растений;
- о воде, как среде обитания;
- о почве, как среде обитания;
- о воздухе, как среде обитания;
- о строении Земли и т.д.
Умения:
- находить связи между органами растений и окружающей средой;
- узнавать комнатные растения по внешнему виду;
- пояснять значение растений в жизни человека;
16
- ухаживать за комнатными растениями: чистка и мытьё листьев, опрыскивание;
- показывать роль воды в природе и необходимость бережного отношения к ней;
- уметь раскрыть понятия «вода», «почва», «воздух»
Учебно-тематический план 2-го года обучения
«Исследователи природы»
№
п/п
Темы внеклассных занятий
Количество часов
Формы деятельности
теория
практика
всего
1
Правила исследователей природы
2
1
3
Придумать свои правила исследователей природы
2
Этажи леса
2
3
5
Рисунок в технике «Мятая бумага»
3
Прогулка-игра «Где клад»
2
2
4
Составление схемы маршрута для поиска «клада»
4
В гости к сосне
2
3
5
Зарисовать строение дерева
5
Экологический спектакль «Сосна
и все вокруг нее»
3
-
3
6
Воздух и его обитатели
2
3
5
Продемонстрировать
некоторые
свойства
воздуха
с
помощью
несложных опытов
7
Куда дует ветер
2
2
4
Нарисовать ветер
8
Экскурсия на предприятие
микрорайона
3
-
3
Выставка рисунков
9
Кто как приготовился к зиме
2
3
5
Вычерчивание
маршрута
для
наблюдений,
которые
произошли
в
природе
10
Свет, тепло и жизнь
2
2
4
Сделать зарисовки в календаре по наблюдениям и написать вывод
17
11
Зимняя сказка: на снегу и под
снегом
2
2
4
Рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе
фотосинтеза
12
Здравствуй, Солнце!
3
1
4
Изготовить коллаж «Восход Солнца»
13
Кто живет в почве
2
3
5
Нарисовать обитателей почв
14
Через ров, через ручей
2
2
4
Сдать выполненную схему маршрута
15
Встреча с весенним лугом
2
2
4
В календарях природы сделать схему взаимоотношений растений и
животных луга
16
Прогулка к озеру
3
1
4
Написать цепь питания
17
Путешествие по экологической
тропе «К тайнам природы»
2
-
2
Обобщение полученных знаний
Итого:
38
30
68
Содержание деятельности 2-го года обучения
«Исследователи природы»
1.Правила исследователей природы.
Практическая работа: придумать правила исследователей природы.
2.Этажи леса.
Наблюдение: за этажами леса.
Практическая работа: выполнить рисунок в технике «мятая бумага».
Дидактические игры: «Старичок Листовичок».
3. Прогулка-игра «Где клад».
Практическая работа: ориентирование и преодоление препятствий на примере тренировочных игр.
Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке».
4. В гости к сосне.
Наблюдение: за строением сосны.
18
Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями.
5. Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее».
6. Воздух и его обитатели.
Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды.
Практическая работа: демонстрирование некоторых свойств воздуха с помощью несложных опытов.
7. Куда дует ветер.
Наблюдение: за ветром и его ролью в жизни растений.
Практическая работа: несложные опыты по образованию ветра.
Дидактическая игра: «Летающие семена».
8. Экскурсия на предприятие микрорайона.
Наблюдение: за взаимосвязями в обществе.
9. Кто как приготовился к зиме.
Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных.
Практическая работа: сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать свое дерево снегом.
10. Свет, тепло и жизнь.
Наблюдение: за ростом лука в разных условиях.
Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы, с созданными для роста разными условиями.
11. Зимняя сказка: на снегу и под снегом.
Наблюдение: за приспособлением животных и растений к среде обитания в зимних условиях.
Практическая работа: рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза.
12. Здравствуй, Солнце!
Наблюдение: за солнечной системой, созвездиями, сторонами горизонта.
Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца».
13. Кто живет в почве.
Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными.
Практическая работа: проделывание несложных опытов.
14. Через ров, через ручей.
Учить детей составлять схему маршрута с использованием топографических знаков.
Практическая работа: зарисовка природных объектов при помощи топографических знаков и определение сторон горизонта по местным
признакам.
19
Дидактические игры: «С кочки на кочку», «Узелок».
15. Встреча с весенним лугом.
Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга.
Практическая работа: зарисовать схему взаимоотношений растений и животных на лугу.
Дидактическая игра: «На лугу».
16. Прогулка к озеру.
Наблюдение: за водоемом, как природным сообществом.
Практическая работа: составить цепь питания водоема.
Дидактическая игра: «Рыбаки».
17. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы».
Обобщение полученных знаний.
Требования к результатам освоения раздела рабочей программы для второго класса.
У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:
Представления:
- о экологическом значении растений на Земле;
- о воздухе и его обитателях;
- о сезонных изменениях в жизни растений и животных;
- о образовании почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными.
Знания:
- строения и размножения растений;
- приспособлений животных и растений к среде обитания в зимних условиях;
- роли ветра в жизни растений;
- свойств воздуха.
Умения:
- находить связи между растениями и окружающей средой;
- зарисовывать природные объекты при помощи топографических знаков;
- определять стороны горизонта по местным признакам;
- составлять различные цепи питания.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
20
«Светлячки»
№
п/п
Темы внеклассных занятий
Количество часов
Форма деятельности
теория
практика
всего
1
Кодекс юного эколога
2
-
2
Составление нравственного кодекса юного эколога
2
Лес – природное сообщество
2
3
5
Сформулировать
1-й
экологический
закон:
«Все
со
всем
взаимосвязано»
3
Кто чем питается
3
3
6
Сделать карточки с изображением кормов различных животных
4
К древнему морю
2
3
5
Вычертить маршрут своей экскурсии
5
Знакомый незнакомец
2
3
5
Изготовить коллаж «Радуга»
6
Дает корова молоко
2
3
5
Конкурс рисунков
7
Откуда берутся дождь и снег
2
3
5
Выполнить несложные опыты
8
«Все куда-нибудь девается»
2
3
5
Провести скрининг воды в своей квартире
9
Идем по следу
3
2
5
Зарисовать взаимосвязи в лесном сообществе
10
Сокращение места обитания
3
-
3
Записать причины сокращения мест обитания
11
Жизненное пространство
3
2
5
Составить график процесса роста растения
12
Энергия
2
3
5
Конкурс рисунков
13
Солнечная система
3
2
5
Наблюдение за Луной в различных фазах
21
14
Все животные важны, все
животные нужны
3
2
5
Определить к какой группе относится животное
15
Поход «По экологической тропе»
2
-
2
Обобщение знаний
Итого:
36
32
68
Содержание деятельности 3-го года обучения
«Светлячки»
1. Кодекс юного эколога.
Составление нравственного кодекса юного эколога.
2.Лес – природное сообщество.
Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано».
Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано».
3. Кто чем питается.
Наблюдение: за питанием разных групп животных.
Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных.
4. К древнему морю.
Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта».
Практическая
работа:
учиться
исследовать
рельеф
местности,
тренироваться
в
ориентировании
с
помощью
компаса
и
местных
признаков.
5. Знакомый незнакомец.
Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера» и некоторыми свойствами воздуха.
Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга».
6. Дает корова молоко.
Наблюдение: за дикими и домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в
природе.
Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных.
22
7. Откуда берутся дождь и снег.
Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды.
Практическая работа: проведение несложных опытов.
Дидактическая игра: «Дерево».
8. «Все куда-нибудь девается».
Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы.
Практическая работа: скрининг воды в своей квартире.
9. Идем по следу.
Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе.
Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в крае.
10. Сокращение места обитания.
Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания.
11. Жизненное пространство.
Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды.
Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения.
12. Энергия.
Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания.
Практическая работа: нарисовать круговорот энергии.
13. Солнечная система.
Наблюдение: за планетами солнечной системы и явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека.
Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах.
14. Все животные важны, все животные нужны.
Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе.
Практическая работа: определить к какой группе относятся животные.
15. Поход «По экологической тропе».
Обобщение полученных знаний.
Требования к результатам освоения раздела рабочей программы для третьего класса.
У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:
Представления:
- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;
23
- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;
- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;
- о круговороте воды
Знания:
- главного экологического закона;
- природных сообществ;
- планет солнечной системы;
- роли растений в круговороте воды
Умения:
- исследовать рельеф местности;
- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;
- определять к какой группе относятся животные;
- составлять график процесса роста растения.
Учебно-тематический план 4-го года обучения
«Загадочная планета»
№
п/
п
Темы внеклассных занятий
Количество часов
Формы деятельности
теория
практика
экскурсии
всего
1
Тайны за горизонтом
4
4
-
8
Работа с картой
2
Жили - были динозавры…и не
только они
4
4
1
9
Конкурс рисунков; работа с энциклопедиями
3
Тайны камней
5
3
1
9
Рассмотрение образцов камней и определение названий
4
Загадки растений
4
4
1
9
Работа с гербарием
5
Утконос и компания
7
-
1
8
Работа с энциклопедиями
24
6
Планета насекомых
4
4
1
9
Работа с коллекциями насекомых и определение названий
7
Загадки под водой и под
землей
4
4
1
9
Конкурс рисунков
8
Что такое НЛО
7
-
-
7
Работа с энциклопедиями
Итого:
39
23
6
68
Содержание деятельности 4-го года обучения
«Загадочная планета».
1.
Тайны за горизонтом.
Наблюдение: за географическими открытиями в древности.
Практическая работа: работа с картой.
2.
Жили – были динозавры…и не только они.
Наблюдение: за развитием жизни на нашей планете в разные периоды.
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
3. Тайны камней.
Наблюдение: за разнообразием камней.
Практическая работа: рассматривание образцов.
4. Загадки растений.
Наблюдение: за удивительными открытиями растений.
Практическая работа: рассматривание растений в гербариях.
5. Утконос и компания.
Наблюдение: за открытиями удивительных животных.
6. Планета насекомых.
Наблюдение: за разнообразием и многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека.
Практическая работа: рассматривание насекомых в коллекциях.
25
7. Загадки под водой и под землей.
Наблюдение: за подводным миром.
Практическая работа: определение животных по карточкам.
8. Что такое НЛО?
Наблюдение: за свидетельствами, сомнениями, предположениями о существовании НЛО.
Требования к результатам освоения раздела рабочей программы для четвертого класса.
У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:
Представления:
- о разнообразии и многочисленности насекомых;
- о роли насекомых в природе и жизни человека;
- о подводном мире;
- о за развитии жизни на нашей планете в разные периоды.
Знания:
- географических открытий в древности;
- исторических и палеонтологических сведений;
- о разнообразии растений, животных, насекомых
Умения:
- работать с картой;
- работать с коллекциями, гербариями;
- самостоятельно пользоваться энциклопедиями.
Уровни освоения рабочей программы по классам.
1 класс
Представления, знания, умения:
26
Низкий: недостаточные представления о разнообразии видов растений на Земле; не точно определяет
влияние
климатических
условий
на
рост
и
развитие
растений;
не
проявляет
желания
ухаживать
за
растениями
и
животными; не замечает изменения в природе; имеет недостаточные знания о воде, воздухе, Земле.
Средний: иногда допускает ошибки в определении различных видов растений; недостаточно хорошо находит связи
между органами растений и окружающей средой; имеет недостаточные представления о влиянии климатических
условий на рост и развитие растений; проявляет желание ухаживать за животными и комнатными растениями.
Высокий:
имеет
достаточные
представления
о
разнообразии
животных
и
растений;
определяет
влияние
климатических условий на рост и развитее растений; имеет достаточные знания о строении Земли; раскрывает
понятия «вода», «почва», «воздух», умеет вести наблюдения за объектами природы и фиксировать их в дневнике
природы.
2 класс
Представления, знания, умения:
Низкий: не имеет представлений о роли растений в природе; недостаточные представления о сезонных изменениях
в жизни растений и животных; не знает роль ветра в жизни растений, о свойствах воздуха, об образовании почвы;
не использует при рисовании природных объектов
топографических знаков, не умеет определять
стороны
горизонта; не правильно выполняет практические задания; не проявляет желания наблюдать за окружающим
миром.
Средний: недостаточные представления о приспособлении растений к среде обитания в зимних условиях;
не
до
конца
составляет
различные
цепи
питания;
допускает
ошибки
при
выполнении
практических
заданий;
допускает ошибки при рисовании природных объектов топографическими знаками; не точно определяет стороны
горизонта.
Высокий: имеет достаточные представления о разнообразии животных и растений, о строении Земли, о воде,
почве, воздухе, использует в речи слова и выражения; умеет составлять различные цепи питания; определяет
стороны горизонта; хорошо выполняет все практические задания.
3 класс
27
Представления, знания, умения:
Низкий: не имеет представлений о жизненном пространстве, о пресмыкающихся, о круговороте воды в природе; не
может
ориентироваться
с
помощью
компаса,
составлять
график
процесса
роста
растений;
не
правильно
выполняет практические задания.
Средний: недостаточные представления о жизненном пространстве, о пресмыкающихся и
их роли в природе;
допускает ошибки при использовании компаса; выполняет практические задания под руководством педагога или
учащихся.
Высокий: имеет достаточные представления по всем разделам программы; умеет исследовать рельеф местности;
может ориентироваться с помощью компаса; правильно выполняет все практические задания.
4 класс
Представления, знания, умения:
Низкий: не имеет представлений о разнообразии и многочисленности насекомых; о разнообразии представителей
подводного
мира;
не
умеет
работать
с
энциклопедиями,
картой;
при
рассматривании
объектов
внимание
отвлеченное.
Средний: недостаточные представления о разнообразии насекомых, представителях подводного мира; пользуется
энциклопедией с помощью педагога.
Высокий: имеет представления о разнообразии насекомых, представителях подводного мира; самостоятельно
пользуется энциклопедиями, картой.
Диагностическая таблица. «Изучение уровней воспитанности» учащиеся 1-2 классов (методика Н.П.Капустина)
Критерии
Я оцениваю себя
Меня оценивают
родители
Меня оценивают
учителя
Итоговые оценки
28
1.Любознательность:
-мне интересно учиться;
-я люблю мечтать:
-мне интересно находить ответы на непонятные
вопросы;
-мне нравится выполнять домашние задания;
-я стремлюсь получить хорошие отметки
2.Трудолюбие:
-я стараюсь в учебе;
-я внимателен;
-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за
помощью;
-мне нравится помогать в семье, выполнять
домашнюю работу;
-мне нравится дежурство в школе.
3.Бережное отношение к природе:
-к земле;
-к растениям;
-к животным;
-к природе.
29
4.Мое отношение к школе:
-я выполняю правила для учащихся;
-я добр в отношениях с людьми;
-я участвую в делах класса и школы.
5.Красивое в моей жизни:
-я аккуратен в делах;
-я опрятен в одежде;
-мне нравится все красивое вокруг меня;
-я вежлив в отношениях с людьми.
6.Как я отношусь к себе:
-я самоуправляю собой;
-я соблюдаю санитарно-гигиенические правила
ухода за собой;
-у меня нет вредных привычек.
Оценивание проводится в 5-балльной системе:
5- это есть всегда
4- часто
3- редко
2- никогда
1- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл:
30
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Диагностическая таблица. «Изучение уровня воспитанности» учащиеся 3- 4 классов
(методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя
Меня оценивает
учитель
Итоговые оценки
1.
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2.
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
3.
Отношение к природе:
31
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4.
Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
5.
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто
В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
32
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Диагностика «Древо желаний» (методика В.С. Юркевич) 1 класс
Диагностика проводилась с группой детей.
33
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются
первые 5 ответов) – 6 мин.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что
должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел
узнать из этой книги? – 5 мин.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей
душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
«Методика выявления отношения и интереса к природе» 1 класс
(автор Бухтоярова А.И.)
34
Диагностика «Отношение к природе».
1. Непосредственное общение с природой
2. Чтение книг о природе
3. Уроки окружающего мира, природоведения
4. Посещение музеев
5. Участие в практических делах по охране природы
6. ТВ-передачи, к/ф о природе
7. Беседы и лекции о природе, ее охране
Поставить цифру пункта, который больше подходит ученику в тот кружок, который ближе к нему, и удалять по мере снижения
важности и интереса названного пункт.
Диагностика «Интерес к природе».
1. Сбор ягод, грибов, цветов и т.п.
2. Получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций
3. Безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний
4. Купание, загорание
5. Рисование природы
6. Помощь природе в ее охране
7. Пение на природе
8. Игры на природе
9. Нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя,
самосознанию
10. Исследовательская деятельность в природе
Методика работы такая же.
Диагностическая таблица.
Уровень экологической культуры.
«Отношение школьников к природе»
35
№
Фамилия, имя
Компоненты
Узнавать
комнатные
растения
1
Чтение книг о
природе
2
Уроки
окружающего
мира,
природоведени
я
3
Посещение
музеев
4
Участие в
практических
делах по охране
природы
5
ТВ-передачи, к/ф
о природе
6
Беседы и
лекции о
природе, ее
охране
7
1
1
3
2
6
4
7
5
2
3
4
6
1
2
7
5
Диагностическая таблица.
Уровень экологической культуры.
«Интерес школьников к природе»
(автор Бухтоярова А.И.)
№
Фамилия, имя
Компоненты
Сбор
ягод,
грибов,
листов и
т. п.
1
Получение
вдохновен
ия,
наслажден
ия,
положител
ьных
эмоций
2
Безграничные
возможности
открытия
чего-то
нового,
получения
новых знаний
3
Купани
е,
загоран
ие
4
Рисование
природы
5
Помощь
природе и
ее охрана
6
Пение на
природе
7
Игры на
природе
8
Нахожден
ие на
природе
9
Исследовате
льская
деятельност
ь в природе
10
1
4
1
8
9
5
7
6
2
3
10
2
4
8
1
9
5
7
6
2
3
10
По результатам диагностики можно видеть, как компоненты экологической культуры расставлены по степени важности для каждого школьника.
Делаются выводы.
Список использованной литературы:
1. Акимушкин, И. Мир животных [Текст] /И.Акимушкин. // Мир животных - М., 1984.
36
2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана [Текст]
/В.А.Алексеев. // 300 вопросов и ответов о жизни животных океана - Ярославль: Академия развития, 1997.- 239с.
3. Брем, А.К. Жизнь животных [Текст] / А.К.Брем.// Юный натуралист.- 1995.-
№5.- С.42.
4. Брукс, Ф. Моря и океаны: энциклопедия окружающего мира [Текст]
/Ф.Брукс. // Моря и океаны: энциклопедия окружающего - М.: Росмэн, 1997.
5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц [Текст]
/К.Н.Благосклонов. // Охрана и привлечение птиц - М.: Просвещение, 1972.-237с.
6. Головкин Б.Н. Комнатные растения [Текст] /Б.Н.Головкин. // Комнатные растения - М.,1989
7. Дитрих А.К. Почемучка [Текст] /А.К.Дитрих, Юрмин Г.А., Кошурникова
Р.В. // Почемучка – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 384с.:ил.
8. Ефремов А.В. Аквариум и его обитатели [Текст] /А.В.Ефремов // Аквариум и его обитатели.-
Новосибирск, 1992.-19с.
9. Крылов Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст]. /Г.В.Крылов, // Зелёная аптека Кузбасса
Н.Ф.Козакова, Э.В.Степанов.- Кемерово, 1989.-325с.
10. Кошо В.Н. Живой океан [Текст] / В.Н.Кошо. // Живой океан - М.: Планета, 1997.- 240с.
11. Колвин А. Живой мир: энциклопедия для детей [Текст] /А.Колвин. // Живой мир: энциклопедия для детей - М.:
Росмэн,1997.- 32с.
12. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей [Текст]
/А.Ликум // Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М., 1994.
13. Лысанов В.Г. 1000 загадок [Текст] /В.Г.Лысанов. // 1000 загадок - М.: АСТ, 2006.- 318с.ил.
14. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии
[Текст]. /Л.П.Симонова. // Ключи от природы, или этические беседы по экологии - М.: Агар, 1997.- 134с.
15. Уот Ф. Планета Земля: энциклопедия окружающего мира [Текст] / Ф.Уот // Планета Земля: энциклопедия
окружающего мира.- М.: Росмэн, 1997.
37
16. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях [Текст] /Д.Г.Хессайон.-
М.,1996.- 255с.
17. Черкасова М.В. Амфибии, рептилии, рыбы [Текст] / М.В. Черкасова. // Амфибии, рептилии, рыбы - М.:
Агропромиздат, 1988.
18. Энциклопедия лекарственных растений [Текст] /Эммануэль Грассар,
Поль Изерен, Реми Лежен,Женевьев Мартен. // Энциклопедия лекарственных - ЗАО Издательский дом
Ридерз Дайджест, 2003.
19. Я познаю мир: детская энциклопедия. Растения [Текст] /Сост.
Л.А.Багрова, О.Г.Хинн. // Я познаю мир: - М.: ТКО «АСТ», 1996.- 512с.
20. Я познаю мир: детская энциклопедия.Экология [Текст] / Авт-сост.
А.Е.Чижевский. // Я познаю мир: - М.: ООО «Издательство АСТ»,1997.- 432с.
21. Я познаю мир: детская энциклопедия. География [Текст] / Авт-сост.
В.А.Маркин // Я познаю мир:.- М.: ТКО «АСТ», 1995.- 560с.
22. Я познаю мир: детская энциклопедия. Животные [Текст] / сост.
П.Р.Ляхов. // Я познаю мир: - М.: ООО «Фирма, издательство АСТ», 1998.- 544с.
38
39