Напоминание

Изучение живой и неживой природы неслышащими учащимися


Автор: Букина Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ ШИ № 1
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Программа по экологии "Исследователи природы" для учащихся 1-4 классов
Тема: Изучение живой и неживой природы неслышащими учащимися
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа

«Исследователи природы»

2018-2022 учебный год

1-4 классы

Составитель:

воспитатель

высшей квалификационной

категории

Букина Н.Н.

Хабаровск, 2019 г

1

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….....................................3

1.1 Неслышащие дети - неоднородная по составу группа обучающихся…………………………………………………………………….5

1.2 Особенности учебно-воспитательного процесса в коррекционно-воспитательном пространстве школы-интерната………………....6

2. Цели и задачи программы……………………………………………………………………………………………………………………..8

3. Принципы и педагогическая целесообразность программы………………………………………………………………………………..9

4. Структура разделов……………………………………………………………………………………………………………………………10

5. Планируемые результаты освоения рабочей программы ………………………………………..................................................................11

6. Приложение……………………………………………………………………………………………………………………………………13

7. Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………………………...38

2

1. Пояснительная записка.

«Природа-это единственная книга, с великим содержанием на каждой странице»

И.Гете

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом

возрасте

в

сознании

учащихся

происходит

формирование

наглядно-образной

картины

мира

и

нравственно-экологической

позиции

личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Однако далеко не все может

быть правильно понято неслышащим ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется

правильное отношение к окружающему миру. Ввести неслышащего ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о ее

объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи

экологического воспитания детей младшего школьного возраста с недостатками слуха и речи. Этому способствуют внеклассные занятия

по рабочей программе «Исследователи природы».

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования для глухих детей.

Актуальность рабочей программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке

содержания образования в школьных учреждениях.

Рабочая программа «Исследователи природы» разработана для внеклассной работы в

специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях и

является дополнением к учебным дисциплинам «Ознакомление с

окружающим миром» (1-2 класс) и «Природоведение» (3-4 класс). В данной программе заложены возможности овладения неслышащими

обучающимися знаниями и представлениями об окружающей среде (экологическое воспитание).

В результате реализации программы у воспитанников развиваются умения использовать полученные знания для осмысленной и

самостоятельной

организации

безопасной

жизни

в

конкретных

природных

и

климатических

условиях.

Развитие

у

неслышащих

обучающихся, воспитанников активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии

с миром живой и

неживой природы. Преодоление ограниченности и искаженности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством

обогащения предметной деятельности неслышащего ребенка, организация практического ознакомления и целенаправленных наблюдений.

Воспитание у неслышащего воспитанника интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе неречевых звучаний (звуков

природы), при реализации индивидуальных возможностей слухового восприятия.

Усиление внимания к формированию «академической компетенции» (оснащение ребенка знаниями, умениями, в большей степени для

их применения в будущем) и полноценной «жизненной компетенции» (использование полученных знаний в реальных условиях).

3

Программа «Исследователи природы» имеет 4 ступени, соответствующие психовозрастным особенностям детей. Деятельность

младших школьников организуется в течение всего учебного года по сезонным циклам в форме внеклассных занятий, игр-экспедиций,

практических работ, экскурсий, конкурсов.

Первый класс «Любознайки», второй класс «Исследователи природы», третий класс «Светлячки», четвертый класс «Загадочная планета».

Процесс

познания,

начинаясь

с

простого

созерцания,

сенсорного

восприятия

окружающего

мира,

расширяется

и

углубляется

до

выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социоприродной средой.

Отличительной особенностью рабочей программы «Исследователи природы» является то, что в содержание включены эколого-

биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и

закономерности. Знания - не самоцель в экологическом воспитании неслышащего ребенка, но они необходимое условие выработки

такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного

интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не

только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Новизна рабочей программы заключается в использовании проблемно-поискового подхода обеспечивающего самостоятельное

«открытие» и анализ неслышащими детьми новых знаний и активного освоения ими различных способов познания окружающего мира с

использованием разнообразных методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-

образовательную среду.

Нормативно - правовая основа Рабочей программы

Закон РФ «Об образовании РФ».

Программа развития КГБОУ ШИ № 1 на 2018-2022 г.г.;

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся, воспитанников КГБ0 УШИ № 1 вида 2018-2022 г.г.

Рабочая программа «Исследователи природы» по направлению воспитательной работы: «Воспитание ценностного отношения к

природе, окружающей среде (экологическое воспитание)» составлена на основе адаптированной основной образовательной программы

(ПрАООП)

начального

общего

образования

глухих

детей

и

на

основе

Базисного

учебного

плана

специальных

(коррекционных)

образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п

от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Ознакомление с окружающим

миром». Авторы: Зыкова Т.С., (1-2 класс), раздела «Природоведение». Автор Хотеева Э.Н.(3-4 класс)

4

При создании рабочей программы учитывалась цель КГБО УШИ I вида 1- создание единого коррекционного пространства для

духовно-нравственного развития личности ребенка с нарушением слуха, способной включаться в социальные отношения на основе

общечеловеческих и национальных ценностей, адаптироваться и полноценно интегрировать в общество слышащих.

Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации

межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа «Исследователи природы» использует и тем самым подкрепляет

умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической

культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

1.1. Неслышащие дети – неоднородная по составу группа обучающихся.

К категории глухих относятся дети cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до

овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным; без специальной систематической

психолого – педагогической помощи весь дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно

ограничивается социальная адаптация. Наиболее полноценное развитие глухих детей достигается при раннем (на первых месяцев жизни)

выявлении нарушений слуха и комплексном медико – психолого – педагогическом сопровождении сразу после установления диагноза,

обеспечении качественного образования на всех его ступенях с учетом структуры нарушения, уровня общего и речевого развития,

индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Глухие школьники - это неоднородная по составу группа обучающихся.

Диапазон различий в их развитии чрезвычайно велик – от детей, способных при специальной поддержке на равных получать образование

при совместном обучении со слышащими нормально развивающимися сверстниками, чему способствует ранняя комплексная медико –

психолого – педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, до детей со множественными первичными нарушениями

развития, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, способствующей овладению

основными элементарными жизненными навыками.

В последние десятилетия в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной

имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе.

Выбор

оптимальных

условий

получения

образования

детьми

с

кохлеарными

имплантами

зависит

от

их

актуального

социально-

психологического статуса, уровня общего и речевого развития. В состав глухих обучающихся входят принципиально разные группы

детей: обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме,

имеют положительный опыта общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого –педагогической помощи

получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников,

находясь в их среде и в те же календарные сроки; обучающиеся, которые могут получать образование, сопоставимое по итоговым

достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих нормально развивающихся детей, но в более

пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной образовательной программе; обучающиеся с дополнительными

5

ограничениями здоровья (с умственной отсталостью, в отдельных случаях с задержкой психического развития церебрально-органического

происхождения

и

др.),

а

также

обучающиеся

с

тяжелыми

множественными

нарушениями

развития,

включая

выраженные

интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, текущие психические заболевания и др.

Различие

структуры

нарушения

разный

уровень

общего

и

речевого

развития

у

глухих

обучающихся

определяют

необходимость

многообразия

специальной

поддержки

в

получении

образования

и

самих

образовательных

маршрутов,

требуют

дифференциации

стандарта – разработку вариантов, обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям;

обеспечение специальной помощи глухим детям, обучающимся совместно со слышащими нормально развивающимися сверстниками;

преодоление ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребѐнка к

освоению образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников.

1.2. Особенности учебно-воспитательного процесса в коррекционно-развивающем образовательном пространстве школы-

интерната.

- Основная категория воспитанников в школе-интернате - это дети, имеющие нарушение слуха, врожденные или приобретенные в

доречевом периоде развития. Часть воспитанников, имеют комплексные нарушения в развитии, в том числе лёгкую степень умственной

отсталости.

- УВП строится на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития ребенка. «То, что ребенок умеет делать сегодня в

сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно» (Л.С. Выготский).

Содержание воспитания обучающихся глухих (слабослышащих) детей, имеющих умственную отсталость включает как общие задачи

обучения и воспитания, так и специальные. Специальные (коррекционные) задачи состоят в коррекции психических и физических

функций воспитанников с целью дальнейшей их социализации и подготовки к самостоятельной жизни и труду.

Словесная речь – важнейший фактор социализации детей с нарушением слуха, средство общения со слышащими, получения и передачи

информации. Развитие слухового восприятия и словесной речи во всех видах деятельности детей в школе-интернате – важнейшее условие

реализации всех намеченных планов развития личности.

Воспитанники

школы-интерната

1

вида требуют

особого

педагогического

внимания.

Кроме

общих

факторов,

оказывающих

отрицательное влияние на

духовно-нравственное воспитание современных Российских школьников, существует ряд дополнительных

факторов, которые так же негативно сказываются на становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

- нарушение слуха разной степени тяжести ограничивает восприятие ими информации через слуховой анализатор, препятствует

возможности полноценной социализации и социальной адаптации в обществе;

- практически у всех воспитанников есть дополнительные отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;

6

- значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения, вследствие проживания длительное время в

условиях

интернатного

учреждения,

ограниченности

социальных

контактов

и

особенностей

психофизического

развития.

И,

как

следствие, большая часть выпускников испытывают затруднения в социальной адаптации и интеграции после окончания школы;

- ситуация ограниченной социальной активности и недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;

Обучающимся присущи такие качества личности, как:

а) бедность мотивационной сферы, односторонность, недоверчивость, агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих,

неумение и нежелание признать свою вину;

б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;

в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации

возникает аффективное реагирование и обида;

г) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;

д) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному

выбору своей судьбы;

е) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Всё эти особенности обучающихся существенно осложняют процесс формирования у них духовно-нравственных представлений.

2.Цель и задачи программы

Цель: создание ситуаций для побуждения обучающихся, воспитанников познавать природное окружение и

самостоятельно решать

доступные познавательные задачи.

Задачи:

1. Формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех видов растений, животных, о тесной связи объектов живой

и неживой природы.

2. Способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;

3. Показать познаваемость явлений живой природы;

4. Дифференцировать знания детей о природе и социальном мире;

5. Воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека

.

7

3.Принципы и педагогическая целесообразность программы

В основе построения программы

лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь

интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.

Принцип прогностичности ориентирует обучающихся,воспитанников на ознакомление с вариантами перспективного состояния

окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в

окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.

Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей

младшего

школьного

возраста

комплексного

взгляда

на

проблемы

взаимодействия

человека

со

средой

обитания

и

трудовой

деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.

Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.

Педагогическая целесообразность программы:

определяется направленностью на организацию социально-значимой деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития

познавательной и творческой активности.

Условия реализации образовательной программы.

Программа предназначена для детей 7-11 лет (младшего школьного возраста), рассчитана на 4 года обучения. В первом классе (66

часов в год), во 2-4 классах (68 часов в год) (два занятие в неделю).

Программа может быть использована педагогами для работы кружков, факультативов, реализующих экологическое направление развития

ребёнка.

Форма обучения – групповая.

В течение четырех лет обучения дети проходят весь курс обучения по рабочей программе «Исследователи природы».

При тематическом планировании особое внимание уделяется практической деятельности.

Почти каждое занятие включает в себя и теоретические знания, и практическую работу.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности

8

4. Структура разделов

1. «Любознайки».

2. «Исследователи природы».

3. «Светлячки».

4. «Загадочная планета».

На первом году обучения «Любознайки» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся

ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача - пробуждать и развивать чувства

ребенка,

знакомить

с

окружающим

миром

через

чувственно-эмоциональное

восприятие,

способствовать

освоению

элементарных

практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.

На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем

информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки

межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Исследователей природы» становится парк, лесная зона,

зоосад. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными

и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о

приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

На третьем году обучения образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам

развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи

организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его

сохранении. Задача заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие

мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной

преобразующей

силы,

способствовать

формированию

понимания

того,

что

усилия

каждого

человека

значимы

для

микро-

и

макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую

деятельность.

Четвертый год обучения образовательного пространства «Загадочная планета» вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и

неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного

возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, «Загадочная планета» обозначает перспективу

жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий. В целом курс «Загадочной планеты» позволит создать

более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах. Таким образом, процесс

познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения

причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.

9

5.Планируемые результаты освоения рабочей программы.

К концу обучения обучающиеся, воспитанники:

-овладеют

элементарными

сведениями

о

неживой

и

живой

природе,

предметах

и

явлениях

окружающей

жизни,

взаимосвязи

и

взаимозависимости живой и неживой природы;

-научатся понимать взаимозависимости жизни человека и природы;

-получат элементарные представления об использовании человеком природных ресурсов;

-смогут

учесть

конкретные

природные

условия

и

климатические

изменения

при

организации

собственной

жизнедеятельности

и

адекватного поведения в связи с изменяющимися условиями в природе в целях собственной безопасности;

-научатся проявлять любознательность и неравнодушие к окружающим объектам природы;

-расширят собственные представления об окружающем растительном и животном мире;

-приобретут желания внести посильный вклад в экологию родного края;

-приобретут умения общаться в различных социальных ситуациях, использовать разнообразные источники для получения значимого

результата, приобретут актуальные знания и практико-ориентированные навыки;

-овладеют необходимой тематической и терминологической лексикой по естествознанию, в том числе способностью ее слухозрительного

восприятия,

достаточно

внятного

и

естественного

воспроизведения,

реализуя

произносительные

возможности

использованием

слуховых аппаратов).

Формы подведения итогов реализации программы.

Результатом на каждом этапе обучения являются контрольные задания. Каждый продукт деятельности наглядно показывает возможности,

усвоенные знания и умения каждого ребёнка.

Способы отслеживания и контроля результатов.

В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на

занятиях с помощью контрольных заданий. Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми

практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской

деятельности. Для проверки знаний в конце учебного года используются диагностика, творческие игры, конкурсы и викторины, проекты.

10

Методическое обеспечение программы

Методы обучения.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

Методы получения знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски Smart ResponseLE);

3) практические (упражнения, лабораторные работы, практические работы)

4) метод дидактической игры.

Методы усвоения учебного материала:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемный;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский.

Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей:

ТРИЗ, методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.

Техническое оснащение и дидактический материал.

1.Инструкции по технике безопасности при работе с инструментами и канцелярскими принадлежностями.

2.Инструменты и вспомогательные приспособления: инвентарь, используемый для ухода за растениями и животными; канцелярские

принадлежности: ножницы, кисточки, карандаши; оптические приборы: лупы; микроскопы; лабораторное оборудование для опытов.

3.Материалы: гуашевые краски; клей-карандаш; восковые мелки.

4.Специальная литература для педагогов, родителей и детей.

5.Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: гербарии; муляжи; таблицы; схемы; раздаточный материал, дидактические

карточки; коллекции; глобус.

6.Натуральные объекты – комнатные растения и обитатели живого уголка.

11

Приложение

Учебно-тематический план 1-го года обучения

«Любознайки»

п/п

Темы внеклассных занятий

Количество часов

Формы деятельности

теория

практика

всего

1

Экскурсия « Школе, привет!»

1

-

1

Социализирующие игры «Знакомство», «Интервью».

2

В гости к огороднику.

Подрастаю

2

2

4

Конкурс загадок «Что растет на огороде»; рисование по теме «Цветовые оттенки».

3

Каждая погода благодать

2

1

3

Занести наблюдение в дневник природы

4

Нас окружает природа

2

2

4

Рисование на тему «Осень», заполнить страницу «Что нужно моему дереву»

5

Объекты природы

2

1

3

Расселить животных по их домам

6

Внимание, автомобиль

2

1

3

Нарисовать 2-3 дорожных знака

7

А осень хохочет, признаться не

хочет…

2

2

4

Рисунки на тему «Золотая осень»

8

Гибкий стебель

2

2

4

Наблюдение за посаженными растениями

9

Знакомство с комнатными

растениями

2

2

4

Приготовить рассказ о комнатном растении

10

Моя родословная

2

1

3

Аппликация «Родословный цветок»

11

Волшебство воды

2

1

3

Наблюдения за превращениями воды

12

Золотая рыбка

2

2

4

Конкурс рисунков

13

Без воды и не туды, и не сюды

1

2

3

Найти стихи о воде

14

Изучаем живую и неживую

природу

2

1

3

Подготовить схему маршрута по экскурсии

15

Волшебник – невидимка

1

2

3

Рассмотреть листья комнатного растения и объяснить, что растения тоже дышат

12

воздухом

16

Откуда берется ветер

2

1

3

Найти загадки о ветре

17

Из чего состоит почва

1

2

3

Прочитать сказку Н.А.Рыжовой «Как медведь пень потерял»

18

Строение Земли

1

2

3

Изготовить модель Земли из цветного пластилина

19

Прогулка по экологической

дорожке

2

1

3

Подготовиться к игре «Секретная цифра»

20

Собираемся в путешествие

1

1

2

Составить маршрут игры

21

Игры – загадки «Угадай

животное»

2

1

3

Подобрать загадки о животных

Итого:

36

30

66

Содержание деятельности 1-го года обучения

«Любознайки»

1.Экскурсия «Школе, привет!»

Цель экскурсии – познакомиться с первоклассниками, познакомить их друг с другом и со школой-интернатом: расположением некоторых

кабинетов, территории школы, способствовать созданию праздничной атмосферы в первый школьный день.

Психопедагогическое упражнение: «Рассказ о себе».

Дидактическая игры: «Знакомство», «Интервью».

2.В гости к огороднику. Подрастаю.

Наблюдение: за огородными растениями - строение.

Практическая работа: с моделями растений.

Дидактические игры: «Знакомство с листьями», «Цветовые оттенки».

3. Всякая погода благодать.

Наблюдение: за погодой.

Практическая работа: занесение наблюдений в дневник природы.

13

Дидактическая игра: «Природные несуразности».

4. Нас окружает природа.

Наблюдение: за живой и неживой природой.

Практическая работа: как оформлять следующие страницы дневника.

Дидактическая игра: «Отгадай, чей голосок».

5. Объекты природы.

Наблюдение: взаимосвязи живой и неживой природы.

Практическая работа: вести наблюдение за объектами природы и фиксировать в дневнике природы.

Дидактическая игра: «Угадай и собери».

6.Внимание, автомобиль.

Наблюдение: за передвижением за ближайшими от школы улицами.

Практическая работа: познакомить детей с дорожными знаками возле школы, с понятиями «проезжая часть дороги», «перекресток».

Поиграть в игры, развивающие слух и реакцию детей.

Дидактическая игра: «Слепой медведь».

7.А осень хохочет, признаться не хочет…

Наблюдение: за изменениями в природе.

Практическая работа: собрать гербарий из осенних листьев.

Дидактическая игра: «Антошка».

8. Гибкий стебель.

Наблюдение: за влиянием света на рост растений.

Практическая работа: посадка фасоли с последующим наблюдением за освещенными и неосвещенными растениями.

9. Знакомство с комнатными растениями.

Наблюдение: за разнообразными комнатными растениями.

Практическая работа: уход за комнатными растениями.

Дидактическая игра: «Найди мышку».

10. Моя родословная.

Наблюдение: Кто я, откуда я, кто мои родители, сколько у меня бабушек и дедушек, кем они были?

Практическая работа: аппликация «Родословный цветок».

11. Волшебство воды.

Наблюдение: за ролью воды в природе.

14

Практическая работа: понаблюдать за разными состояниями воды.

12. Золотая рыбка.

Наблюдение: за приспособленностью к водной среде обитания на примере аквариумных рыбок.

Практическая работа: уход за аквариумными рыбками.

13. Без воды и не туды, и не сюды.

Наблюдение: за тем, как вода попадает в кран.

Практическая работа: понаблюдать сколько капель воды вытекает из неплотно закрытого крана за минуту.

Дидактическая игра: «Ручейки».

14. Изучаем живую и неживую природу.

Наблюдение: за живой и неживой природой в зимний период

Практическая работа: окапать с помощью родителей снежком свое именное дерево, чтобы ему было тепло.

15. Волшебник – невидимка.

Наблюдение: за воздухом и некоторыми его свойствами.

Практическая работа: рассмотреть листья комнатного растения и объяснить, что растения тоже дышат воздухом.

Дидактическая игра: «Мыльные пузыри».

16. Откуда берется ветер.

Наблюдение: за обитателями воздушной среды.

Практическая работа: выяснить, где сильнее ветер: на открытом или на защищенном месте, что делает ветер, прислушаться к звукам

ветра.

Дидактическая игра: «Полетушки».

17. Из чего состоит почва.

Наблюдение: за составом почвы.

Практическая работа: выветривание и образование почвы.

Дидактическая игра: «Корни и листья».

18. Строение Земли.

Наблюдение: за строением Земли.

Практическая работа: изготовить модель Земли из цветного пластилина.

19. Прогулка по экологической дорожке.

Наблюдение: за линиями горизонта и сторонами горизонта.

Практическая работа: определение сторон горизонта и предметов на местности.

15

Дидактическая игра: «Секретная цифра».

20. Собираемся в путешествие.

Обобщение знаний по пройденным темам.

Практическая работа: составление маршрута экскурсии.

21. Игры – загадки «Угадай животное».

Наблюдение: за жизнью животных.

Дидактическая игра: «Быстроногий зверек».

Требования к результатам освоения раздела рабочей программы для первого класса

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о разнообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека;

- о влиянии климатических условий на рост и развитие растений;

- о воде, почве, воздухе, как среде обитания;

-о строении Земли;

- о животных.

Знания:

- среды обитания растений;

- строения цветкового растения;

- условий живой и неживой природы;

- приспособлений растений к местному климату;

- различных признаков растений;

- о воде, как среде обитания;

- о почве, как среде обитания;

- о воздухе, как среде обитания;

- о строении Земли и т.д.

Умения:

- находить связи между органами растений и окружающей средой;

- узнавать комнатные растения по внешнему виду;

- пояснять значение растений в жизни человека;

16

- ухаживать за комнатными растениями: чистка и мытьё листьев, опрыскивание;

- показывать роль воды в природе и необходимость бережного отношения к ней;

- уметь раскрыть понятия «вода», «почва», «воздух»

Учебно-тематический план 2-го года обучения

«Исследователи природы»

п/п

Темы внеклассных занятий

Количество часов

Формы деятельности

теория

практика

всего

1

Правила исследователей природы

2

1

3

Придумать свои правила исследователей природы

2

Этажи леса

2

3

5

Рисунок в технике «Мятая бумага»

3

Прогулка-игра «Где клад»

2

2

4

Составление схемы маршрута для поиска «клада»

4

В гости к сосне

2

3

5

Зарисовать строение дерева

5

Экологический спектакль «Сосна

и все вокруг нее»

3

-

3

6

Воздух и его обитатели

2

3

5

Продемонстрировать

некоторые

свойства

воздуха

с

помощью

несложных опытов

7

Куда дует ветер

2

2

4

Нарисовать ветер

8

Экскурсия на предприятие

микрорайона

3

-

3

Выставка рисунков

9

Кто как приготовился к зиме

2

3

5

Вычерчивание

маршрута

для

наблюдений,

которые

произошли

в

природе

10

Свет, тепло и жизнь

2

2

4

Сделать зарисовки в календаре по наблюдениям и написать вывод

17

11

Зимняя сказка: на снегу и под

снегом

2

2

4

Рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе

фотосинтеза

12

Здравствуй, Солнце!

3

1

4

Изготовить коллаж «Восход Солнца»

13

Кто живет в почве

2

3

5

Нарисовать обитателей почв

14

Через ров, через ручей

2

2

4

Сдать выполненную схему маршрута

15

Встреча с весенним лугом

2

2

4

В календарях природы сделать схему взаимоотношений растений и

животных луга

16

Прогулка к озеру

3

1

4

Написать цепь питания

17

Путешествие по экологической

тропе «К тайнам природы»

2

-

2

Обобщение полученных знаний

Итого:

38

30

68

Содержание деятельности 2-го года обучения

«Исследователи природы»

1.Правила исследователей природы.

Практическая работа: придумать правила исследователей природы.

2.Этажи леса.

Наблюдение: за этажами леса.

Практическая работа: выполнить рисунок в технике «мятая бумага».

Дидактические игры: «Старичок Листовичок».

3. Прогулка-игра «Где клад».

Практическая работа: ориентирование и преодоление препятствий на примере тренировочных игр.

Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке».

4. В гости к сосне.

Наблюдение: за строением сосны.

18

Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями.

5. Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее».

6. Воздух и его обитатели.

Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды.

Практическая работа: демонстрирование некоторых свойств воздуха с помощью несложных опытов.

7. Куда дует ветер.

Наблюдение: за ветром и его ролью в жизни растений.

Практическая работа: несложные опыты по образованию ветра.

Дидактическая игра: «Летающие семена».

8. Экскурсия на предприятие микрорайона.

Наблюдение: за взаимосвязями в обществе.

9. Кто как приготовился к зиме.

Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных.

Практическая работа: сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать свое дерево снегом.

10. Свет, тепло и жизнь.

Наблюдение: за ростом лука в разных условиях.

Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы, с созданными для роста разными условиями.

11. Зимняя сказка: на снегу и под снегом.

Наблюдение: за приспособлением животных и растений к среде обитания в зимних условиях.

Практическая работа: рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза.

12. Здравствуй, Солнце!

Наблюдение: за солнечной системой, созвездиями, сторонами горизонта.

Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца».

13. Кто живет в почве.

Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными.

Практическая работа: проделывание несложных опытов.

14. Через ров, через ручей.

Учить детей составлять схему маршрута с использованием топографических знаков.

Практическая работа: зарисовка природных объектов при помощи топографических знаков и определение сторон горизонта по местным

признакам.

19

Дидактические игры: «С кочки на кочку», «Узелок».

15. Встреча с весенним лугом.

Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга.

Практическая работа: зарисовать схему взаимоотношений растений и животных на лугу.

Дидактическая игра: «На лугу».

16. Прогулка к озеру.

Наблюдение: за водоемом, как природным сообществом.

Практическая работа: составить цепь питания водоема.

Дидактическая игра: «Рыбаки».

17. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы».

Обобщение полученных знаний.

Требования к результатам освоения раздела рабочей программы для второго класса.

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о экологическом значении растений на Земле;

- о воздухе и его обитателях;

- о сезонных изменениях в жизни растений и животных;

- о образовании почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными.

Знания:

- строения и размножения растений;

- приспособлений животных и растений к среде обитания в зимних условиях;

- роли ветра в жизни растений;

- свойств воздуха.

Умения:

- находить связи между растениями и окружающей средой;

- зарисовывать природные объекты при помощи топографических знаков;

- определять стороны горизонта по местным признакам;

- составлять различные цепи питания.

Учебно-тематический план 3-го года обучения

20

«Светлячки»

п/п

Темы внеклассных занятий

Количество часов

Форма деятельности

теория

практика

всего

1

Кодекс юного эколога

2

-

2

Составление нравственного кодекса юного эколога

2

Лес – природное сообщество

2

3

5

Сформулировать

1-й

экологический

закон:

«Все

со

всем

взаимосвязано»

3

Кто чем питается

3

3

6

Сделать карточки с изображением кормов различных животных

4

К древнему морю

2

3

5

Вычертить маршрут своей экскурсии

5

Знакомый незнакомец

2

3

5

Изготовить коллаж «Радуга»

6

Дает корова молоко

2

3

5

Конкурс рисунков

7

Откуда берутся дождь и снег

2

3

5

Выполнить несложные опыты

8

«Все куда-нибудь девается»

2

3

5

Провести скрининг воды в своей квартире

9

Идем по следу

3

2

5

Зарисовать взаимосвязи в лесном сообществе

10

Сокращение места обитания

3

-

3

Записать причины сокращения мест обитания

11

Жизненное пространство

3

2

5

Составить график процесса роста растения

12

Энергия

2

3

5

Конкурс рисунков

13

Солнечная система

3

2

5

Наблюдение за Луной в различных фазах

21

14

Все животные важны, все

животные нужны

3

2

5

Определить к какой группе относится животное

15

Поход «По экологической тропе»

2

-

2

Обобщение знаний

Итого:

36

32

68

Содержание деятельности 3-го года обучения

«Светлячки»

1. Кодекс юного эколога.

Составление нравственного кодекса юного эколога.

2.Лес – природное сообщество.

Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано».

Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано».

3. Кто чем питается.

Наблюдение: за питанием разных групп животных.

Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных.

4. К древнему морю.

Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта».

Практическая

работа:

учиться

исследовать

рельеф

местности,

тренироваться

в

ориентировании

с

помощью

компаса

и

местных

признаков.

5. Знакомый незнакомец.

Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера» и некоторыми свойствами воздуха.

Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга».

6. Дает корова молоко.

Наблюдение: за дикими и домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в

природе.

Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных.

22

7. Откуда берутся дождь и снег.

Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды.

Практическая работа: проведение несложных опытов.

Дидактическая игра: «Дерево».

8. «Все куда-нибудь девается».

Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы.

Практическая работа: скрининг воды в своей квартире.

9. Идем по следу.

Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе.

Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в крае.

10. Сокращение места обитания.

Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания.

11. Жизненное пространство.

Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды.

Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения.

12. Энергия.

Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания.

Практическая работа: нарисовать круговорот энергии.

13. Солнечная система.

Наблюдение: за планетами солнечной системы и явлениями в природе, которые происходят не зависимо от воли человека.

Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах.

14. Все животные важны, все животные нужны.

Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе.

Практическая работа: определить к какой группе относятся животные.

15. Поход «По экологической тропе».

Обобщение полученных знаний.

Требования к результатам освоения раздела рабочей программы для третьего класса.

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;

23

- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;

- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;

- о круговороте воды

Знания:

- главного экологического закона;

- природных сообществ;

- планет солнечной системы;

- роли растений в круговороте воды

Умения:

- исследовать рельеф местности;

- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;

- определять к какой группе относятся животные;

- составлять график процесса роста растения.

Учебно-тематический план 4-го года обучения

«Загадочная планета»

п/

п

Темы внеклассных занятий

Количество часов

Формы деятельности

теория

практика

экскурсии

всего

1

Тайны за горизонтом

4

4

-

8

Работа с картой

2

Жили - были динозавры…и не

только они

4

4

1

9

Конкурс рисунков; работа с энциклопедиями

3

Тайны камней

5

3

1

9

Рассмотрение образцов камней и определение названий

4

Загадки растений

4

4

1

9

Работа с гербарием

5

Утконос и компания

7

-

1

8

Работа с энциклопедиями

24

6

Планета насекомых

4

4

1

9

Работа с коллекциями насекомых и определение названий

7

Загадки под водой и под

землей

4

4

1

9

Конкурс рисунков

8

Что такое НЛО

7

-

-

7

Работа с энциклопедиями

Итого:

39

23

6

68

Содержание деятельности 4-го года обучения

«Загадочная планета».

1.

Тайны за горизонтом.

Наблюдение: за географическими открытиями в древности.

Практическая работа: работа с картой.

2.

Жили – были динозавры…и не только они.

Наблюдение: за развитием жизни на нашей планете в разные периоды.

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

3. Тайны камней.

Наблюдение: за разнообразием камней.

Практическая работа: рассматривание образцов.

4. Загадки растений.

Наблюдение: за удивительными открытиями растений.

Практическая работа: рассматривание растений в гербариях.

5. Утконос и компания.

Наблюдение: за открытиями удивительных животных.

6. Планета насекомых.

Наблюдение: за разнообразием и многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека.

Практическая работа: рассматривание насекомых в коллекциях.

25

7. Загадки под водой и под землей.

Наблюдение: за подводным миром.

Практическая работа: определение животных по карточкам.

8. Что такое НЛО?

Наблюдение: за свидетельствами, сомнениями, предположениями о существовании НЛО.

Требования к результатам освоения раздела рабочей программы для четвертого класса.

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о разнообразии и многочисленности насекомых;

- о роли насекомых в природе и жизни человека;

- о подводном мире;

- о за развитии жизни на нашей планете в разные периоды.

Знания:

- географических открытий в древности;

- исторических и палеонтологических сведений;

- о разнообразии растений, животных, насекомых

Умения:

- работать с картой;

- работать с коллекциями, гербариями;

- самостоятельно пользоваться энциклопедиями.

Уровни освоения рабочей программы по классам.

1 класс

Представления, знания, умения:

26

Низкий: недостаточные представления о разнообразии видов растений на Земле; не точно определяет

влияние

климатических

условий

на

рост

и

развитие

растений;

не

проявляет

желания

ухаживать

за

растениями

и

животными; не замечает изменения в природе; имеет недостаточные знания о воде, воздухе, Земле.

Средний: иногда допускает ошибки в определении различных видов растений; недостаточно хорошо находит связи

между органами растений и окружающей средой; имеет недостаточные представления о влиянии климатических

условий на рост и развитие растений; проявляет желание ухаживать за животными и комнатными растениями.

Высокий:

имеет

достаточные

представления

о

разнообразии

животных

и

растений;

определяет

влияние

климатических условий на рост и развитее растений; имеет достаточные знания о строении Земли; раскрывает

понятия «вода», «почва», «воздух», умеет вести наблюдения за объектами природы и фиксировать их в дневнике

природы.

2 класс

Представления, знания, умения:

Низкий: не имеет представлений о роли растений в природе; недостаточные представления о сезонных изменениях

в жизни растений и животных; не знает роль ветра в жизни растений, о свойствах воздуха, об образовании почвы;

не использует при рисовании природных объектов

топографических знаков, не умеет определять

стороны

горизонта; не правильно выполняет практические задания; не проявляет желания наблюдать за окружающим

миром.

Средний: недостаточные представления о приспособлении растений к среде обитания в зимних условиях;

не

до

конца

составляет

различные

цепи

питания;

допускает

ошибки

при

выполнении

практических

заданий;

допускает ошибки при рисовании природных объектов топографическими знаками; не точно определяет стороны

горизонта.

Высокий: имеет достаточные представления о разнообразии животных и растений, о строении Земли, о воде,

почве, воздухе, использует в речи слова и выражения; умеет составлять различные цепи питания; определяет

стороны горизонта; хорошо выполняет все практические задания.

3 класс

27

Представления, знания, умения:

Низкий: не имеет представлений о жизненном пространстве, о пресмыкающихся, о круговороте воды в природе; не

может

ориентироваться

с

помощью

компаса,

составлять

график

процесса

роста

растений;

не

правильно

выполняет практические задания.

Средний: недостаточные представления о жизненном пространстве, о пресмыкающихся и

их роли в природе;

допускает ошибки при использовании компаса; выполняет практические задания под руководством педагога или

учащихся.

Высокий: имеет достаточные представления по всем разделам программы; умеет исследовать рельеф местности;

может ориентироваться с помощью компаса; правильно выполняет все практические задания.

4 класс

Представления, знания, умения:

Низкий: не имеет представлений о разнообразии и многочисленности насекомых; о разнообразии представителей

подводного

мира;

не

умеет

работать

с

энциклопедиями,

картой;

при

рассматривании

объектов

внимание

отвлеченное.

Средний: недостаточные представления о разнообразии насекомых, представителях подводного мира; пользуется

энциклопедией с помощью педагога.

Высокий: имеет представления о разнообразии насекомых, представителях подводного мира; самостоятельно

пользуется энциклопедиями, картой.

Диагностическая таблица. «Изучение уровней воспитанности» учащиеся 1-2 классов (методика Н.П.Капустина)

Критерии

Я оцениваю себя

Меня оценивают

родители

Меня оценивают

учителя

Итоговые оценки

28

1.Любознательность:

-мне интересно учиться;

-я люблю мечтать:

-мне интересно находить ответы на непонятные

вопросы;

-мне нравится выполнять домашние задания;

-я стремлюсь получить хорошие отметки

2.Трудолюбие:

-я стараюсь в учебе;

-я внимателен;

-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за

помощью;

-мне нравится помогать в семье, выполнять

домашнюю работу;

-мне нравится дежурство в школе.

3.Бережное отношение к природе:

-к земле;

-к растениям;

-к животным;

-к природе.

29

4.Мое отношение к школе:

-я выполняю правила для учащихся;

-я добр в отношениях с людьми;

-я участвую в делах класса и школы.

5.Красивое в моей жизни:

-я аккуратен в делах;

-я опрятен в одежде;

-мне нравится все красивое вокруг меня;

-я вежлив в отношениях с людьми.

6.Как я отношусь к себе:

-я самоуправляю собой;

-я соблюдаю санитарно-гигиенические правила

ухода за собой;

-у меня нет вредных привычек.

Оценивание проводится в 5-балльной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл:

30

5 - 4,5 - высокий уровень

4,4 - 4 - хороший уровень

3,9 - 2,9 - средний уровень

2,8 - 2 - низкий уровень

Диагностическая таблица. «Изучение уровня воспитанности» учащиеся 3- 4 классов

(методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1.

Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

2.

Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

3.

Отношение к природе:

31

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

4.

Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

5.

Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто

В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

32

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Диагностика «Древо желаний» (методика В.С. Юркевич) 1 класс

Диагностика проводилась с группой детей.

33

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются

первые 5 ответов) – 6 мин.

Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать?

(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что

должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел

узнать из этой книги? – 5 мин.

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей

душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

«Методика выявления отношения и интереса к природе» 1 класс

(автор Бухтоярова А.И.)

34

Диагностика «Отношение к природе».

1. Непосредственное общение с природой

2. Чтение книг о природе

3. Уроки окружающего мира, природоведения

4. Посещение музеев

5. Участие в практических делах по охране природы

6. ТВ-передачи, к/ф о природе

7. Беседы и лекции о природе, ее охране

Поставить цифру пункта, который больше подходит ученику в тот кружок, который ближе к нему, и удалять по мере снижения

важности и интереса названного пункт.

Диагностика «Интерес к природе».

1. Сбор ягод, грибов, цветов и т.п.

2. Получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций

3. Безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний

4. Купание, загорание

5. Рисование природы

6. Помощь природе в ее охране

7. Пение на природе

8. Игры на природе

9. Нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя,

самосознанию

10. Исследовательская деятельность в природе

Методика работы такая же.

Диагностическая таблица.

Уровень экологической культуры.

«Отношение школьников к природе»

35

Фамилия, имя

Компоненты

Узнавать

комнатные

растения

1

Чтение книг о

природе

2

Уроки

окружающего

мира,

природоведени

я

3

Посещение

музеев

4

Участие в

практических

делах по охране

природы

5

ТВ-передачи, к/ф

о природе

6

Беседы и

лекции о

природе, ее

охране

7

1

1

3

2

6

4

7

5

2

3

4

6

1

2

7

5

Диагностическая таблица.

Уровень экологической культуры.

«Интерес школьников к природе»

(автор Бухтоярова А.И.)

Фамилия, имя

Компоненты

Сбор

ягод,

грибов,

листов и

т. п.

1

Получение

вдохновен

ия,

наслажден

ия,

положител

ьных

эмоций

2

Безграничные

возможности

открытия

чего-то

нового,

получения

новых знаний

3

Купани

е,

загоран

ие

4

Рисование

природы

5

Помощь

природе и

ее охрана

6

Пение на

природе

7

Игры на

природе

8

Нахожден

ие на

природе

9

Исследовате

льская

деятельност

ь в природе

10

1

4

1

8

9

5

7

6

2

3

10

2

4

8

1

9

5

7

6

2

3

10

По результатам диагностики можно видеть, как компоненты экологической культуры расставлены по степени важности для каждого школьника.

Делаются выводы.

Список использованной литературы:

1. Акимушкин, И. Мир животных [Текст] /И.Акимушкин. // Мир животных - М., 1984.

36

2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана [Текст]

/В.А.Алексеев. // 300 вопросов и ответов о жизни животных океана - Ярославль: Академия развития, 1997.- 239с.

3. Брем, А.К. Жизнь животных [Текст] / А.К.Брем.// Юный натуралист.- 1995.-

№5.- С.42.

4. Брукс, Ф. Моря и океаны: энциклопедия окружающего мира [Текст]

/Ф.Брукс. // Моря и океаны: энциклопедия окружающего - М.: Росмэн, 1997.

5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц [Текст]

/К.Н.Благосклонов. // Охрана и привлечение птиц - М.: Просвещение, 1972.-237с.

6. Головкин Б.Н. Комнатные растения [Текст] /Б.Н.Головкин. // Комнатные растения - М.,1989

7. Дитрих А.К. Почемучка [Текст] /А.К.Дитрих, Юрмин Г.А., Кошурникова

Р.В. // Почемучка – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 384с.:ил.

8. Ефремов А.В. Аквариум и его обитатели [Текст] /А.В.Ефремов // Аквариум и его обитатели.-

Новосибирск, 1992.-19с.

9. Крылов Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст]. /Г.В.Крылов, // Зелёная аптека Кузбасса

Н.Ф.Козакова, Э.В.Степанов.- Кемерово, 1989.-325с.

10. Кошо В.Н. Живой океан [Текст] / В.Н.Кошо. // Живой океан - М.: Планета, 1997.- 240с.

11. Колвин А. Живой мир: энциклопедия для детей [Текст] /А.Колвин. // Живой мир: энциклопедия для детей - М.:

Росмэн,1997.- 32с.

12. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей [Текст]

/А.Ликум // Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М., 1994.

13. Лысанов В.Г. 1000 загадок [Текст] /В.Г.Лысанов. // 1000 загадок - М.: АСТ, 2006.- 318с.ил.

14. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии

[Текст]. /Л.П.Симонова. // Ключи от природы, или этические беседы по экологии - М.: Агар, 1997.- 134с.

15. Уот Ф. Планета Земля: энциклопедия окружающего мира [Текст] / Ф.Уот // Планета Земля: энциклопедия

окружающего мира.- М.: Росмэн, 1997.

37

16. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях [Текст] /Д.Г.Хессайон.-

М.,1996.- 255с.

17. Черкасова М.В. Амфибии, рептилии, рыбы [Текст] / М.В. Черкасова. // Амфибии, рептилии, рыбы - М.:

Агропромиздат, 1988.

18. Энциклопедия лекарственных растений [Текст] /Эммануэль Грассар,

Поль Изерен, Реми Лежен,Женевьев Мартен. // Энциклопедия лекарственных - ЗАО Издательский дом

Ридерз Дайджест, 2003.

19. Я познаю мир: детская энциклопедия. Растения [Текст] /Сост.

Л.А.Багрова, О.Г.Хинн. // Я познаю мир: - М.: ТКО «АСТ», 1996.- 512с.

20. Я познаю мир: детская энциклопедия.Экология [Текст] / Авт-сост.

А.Е.Чижевский. // Я познаю мир: - М.: ООО «Издательство АСТ»,1997.- 432с.

21. Я познаю мир: детская энциклопедия. География [Текст] / Авт-сост.

В.А.Маркин // Я познаю мир:.- М.: ТКО «АСТ», 1995.- 560с.

22. Я познаю мир: детская энциклопедия. Животные [Текст] / сост.

П.Р.Ляхов. // Я познаю мир: - М.: ООО «Фирма, издательство АСТ», 1998.- 544с.

38

39



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!