Напоминание

ознакомление старших дошкольников с искусством


Автор: Баймастрюк Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 78
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ознакомление старших дошкольников с искусством
Раздел: дошкольное образование





Назад




Составила воспитатель Баймастрюк Татьяна Васильевна

МБДОУ № 78 г. Липецка

«Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ники Гольц

( работа к сказке Э. Гофмана " Щелкунчик"».

Конспект ОД с детьми подготовительной группы

Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о

сложности труда художника – иллюстратора, процессе и

последовательности его работы над иллюстрацией. Поддержать у

детей интерес к рассматриванию иллюстраций уже знакомых

художников( Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачева, Е.И.Чарушина) подвести

детей к пониманию того, что книга - это произведение искусства,

поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно.

Методы и приемы:

1. беседа по вопросам;

2. дидактическая игра " Узнай художника", дидактическая игра

" Будь внимателен";

3. рассказ, показ, рассматривание книг разной конструкции;

4. создание детьми книги о животных;

5. игровой прием - волшебный колокольчик.

Оборудование:

1. книги с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева, В.

Конашевича, В. Сутеева и других художников;

2. книжки разного типа : книжка-малышка, книжка-картонка, книжка-

игрушка, книжка-раскладушка, книжка-дом;

3. иллюстрации Н.Гольц;

4. иллюстрации для игры " Будь внимателен";

Предварительна работа:

1. чтение литературных произведений с иллюстрациями художников

(Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);

2. знакомство с биографией вышеуказанных художников

3. рассматривание иллюстраций к различным сказкам, потешкам,

рассказам;

4. изобразительная деятельность детей на темы разных сказок,

потешек, рассказов;

Ход работы:

1. Беседа о книгах.

Воспитатель звонит в колокольчик.

- Дети, волшебный колокольчик приглашает нас в Мир Книги.

Здесь нас ждут любимые книги, иллюстрации знакомых художников.

Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть какие же

здесь есть книги, полюбоваться ими. ( Дети ходят, смотрят,

беседуют друг с другом. Воспитатеть присоединяется к беседе,

поддерживает ее)

Вновь звенит колокольчик, воспитатель собирает детей вокруг

себя.

- Я вижу, что вам интересно, вы любите книги, у вас много

впечатлений. Давайте немного поговорим.

- Почему вы любите книги?

(За интересный сюжет и красочные рисунки.)

- А знаете кто создает этот самый сюжет, то есть, придумывает и

пишет книгу?

( Писатель)

- А как называются рисунки в книгах?

( Иллюстрации)

- Кто создает эти иллюстрации?

( Художник - иллюстратор)

- Сегодня мы поговорим о художниках-иллюстраторах.

Для чего же нужна иллюстрация в книге

( Для того, чтобы помочь понять содержание книги. Она

наглядно рассказвает о том, какие герои, нравятся ли они

художнику, как они поступают.)

- Можно ли по рисункам догадаться о чем эта книга?

Воспитатель показывает 2-3 книги.

2. Дидактическая игра " Узнай художника"

- А сейчас поиграем в игру " Узнай художника " Я вам расскажу о

художнике, а вы внимательно слушайте и отгадайте кто это.

- этот художник родился в городе Вятка. Он очень любил животных,

и в доме у него всегда кто-нибудь жил : собаки, кошки, птицы.

Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток,

тетерок. Родные часто дарили ему животнх и птиц. Он всегда за

ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни.

(Евгений Иванович Чарушин)

- Дети, я знаю, что вы очень любите потешки. Кто нам расскажет?

- А какой художник рисовал иллюстрации к этим потешкам?

( Юрий Алексеевич Васнецов)

- Отгадайте какой художник иллюстрировал сказки о животных?

Он одевал своих героев-животных в русскую народную одежду,

рисовал гуашью, акварелью и углем.( Евгений Михайлович Рачев)

Книжные иллюстрации называются графикой.

Графика - это рисунок, выполненный художником на бумаге с

помощью графитного карандаша или угольного карандаша.

Главными выразительными средствами в графике являются линии.

штрихи, точки, пятна.В графике выполняется и портрет, и

натюрморт, и пейзаж.

( показ иллюятраций)

- А сейчас я расскажу вам еще об одном художнике-иллюстраторе

вернее, художнице. Зовут ее Ника Георгиевна Гольц. Отец Ники

Георгиевны был архитектором, художником и великолепным

графиком. Сама Ника георгиевна говорила, что "...книга - это театр.

Художник-иллюстратор разыгрывает спектакль. Он и автор, и актер

и мастер по свету..."

Перед вами иллюстрация Ники Георгиевны Гольц к сказке Эрнста

Гофмана " Щелкунчик". Она выполнена в графике.

Посмотрите, художница с помощью карандаша нарисовала девочку,

перед которой выстроилось целое войско Мышиного короля.

обратите внимание как выразительно автор передал нам чувства

девочки : она, вроде бы и отшатнулась от мышей, но вместе с тем

не очень-то их боится, скорее презирает, и готова дать им отпор.

обратите внимание на штрихи на полу. Они нам передают вихрь,

который пытается закружить девочку, сбить ее с ног. Но девочка

очень смелая, она обязательно выстоит...

- Я приготовила вам еще несколько иллюстраций Ники Гольц к

сказке " Щелкунчик". Посмотрите.

( звенит колокольчик)

Гимнастика для глаз

- Сейчас прошу всех закрыть глаза и дать им немного отдохнуть.

Чтобы ваши глазки отдохнули, выполним несколько упражнений :

закрытыми глазами нарисуйте круг. теперь посмотрите направо,

налево, откройте глаза.

( звенит колокольчик)

- Посмотрите, я приготовила еще один стеллаж для выставки.

Предлагаю вам выбрать иллюстрации, выполненные в графике, и

расположить их на этом стеллаже.

( дети выполняют задание)

- С каким видом искусства мы сегодня познакомились?

( графика)

- Что такое графика?

( это рисунок, выполненный художником на бумаге с помощью

карандаша или угля)

- Кто изображал иллюстрации к книгам в графике?

( Чарушин, Рачев)

- С творчеством какого художника-графика мы сегодня

познакомились?

( Ника Гольц)

- Иллюстрации к какой сказке мы видели с вами?

( Щелкунчик)

- У вас дома, наверное, у каждого много книг. пересмотрите их и

найдите рисунки, выполненные в графике. Покажите их родителям и

расскажите о них. Еще я приготовила вам раскраски, с которыми вы

поработаете во второй половине дня. Вы будете художниками-

иллюстраторами. На этом занятие закончено, спасибо за внимание.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!