Автор: Баймастрюк Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 78
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ознакомление старших дошкольников с искусством
Раздел: дошкольное образование
Составила воспитатель Баймастрюк Татьяна Васильевна
МБДОУ № 78 г. Липецка
«Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ники Гольц
( работа к сказке Э. Гофмана " Щелкунчик"».
Конспект ОД с детьми подготовительной группы
Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о
сложности труда художника – иллюстратора, процессе и
последовательности его работы над иллюстрацией. Поддержать у
детей интерес к рассматриванию иллюстраций уже знакомых
художников( Ю.А.Васнецова, Е.М.Рачева, Е.И.Чарушина) подвести
детей к пониманию того, что книга - это произведение искусства,
поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно.
Методы и приемы:
1. беседа по вопросам;
2. дидактическая игра " Узнай художника", дидактическая игра
" Будь внимателен";
3. рассказ, показ, рассматривание книг разной конструкции;
4. создание детьми книги о животных;
5. игровой прием - волшебный колокольчик.
Оборудование:
1. книги с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачева, В.
Конашевича, В. Сутеева и других художников;
2. книжки разного типа : книжка-малышка, книжка-картонка, книжка-
игрушка, книжка-раскладушка, книжка-дом;
3. иллюстрации Н.Гольц;
4. иллюстрации для игры " Будь внимателен";
Предварительна работа:
1. чтение литературных произведений с иллюстрациями художников
(Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);
2. знакомство с биографией вышеуказанных художников
3. рассматривание иллюстраций к различным сказкам, потешкам,
рассказам;
4. изобразительная деятельность детей на темы разных сказок,
потешек, рассказов;
Ход работы:
1. Беседа о книгах.
Воспитатель звонит в колокольчик.
- Дети, волшебный колокольчик приглашает нас в Мир Книги.
Здесь нас ждут любимые книги, иллюстрации знакомых художников.
Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть какие же
здесь есть книги, полюбоваться ими. ( Дети ходят, смотрят,
беседуют друг с другом. Воспитатеть присоединяется к беседе,
поддерживает ее)
Вновь звенит колокольчик, воспитатель собирает детей вокруг
себя.
- Я вижу, что вам интересно, вы любите книги, у вас много
впечатлений. Давайте немного поговорим.
- Почему вы любите книги?
(За интересный сюжет и красочные рисунки.)
- А знаете кто создает этот самый сюжет, то есть, придумывает и
пишет книгу?
( Писатель)
- А как называются рисунки в книгах?
( Иллюстрации)
- Кто создает эти иллюстрации?
( Художник - иллюстратор)
- Сегодня мы поговорим о художниках-иллюстраторах.
Для чего же нужна иллюстрация в книге
( Для того, чтобы помочь понять содержание книги. Она
наглядно рассказвает о том, какие герои, нравятся ли они
художнику, как они поступают.)
- Можно ли по рисункам догадаться о чем эта книга?
Воспитатель показывает 2-3 книги.
2. Дидактическая игра " Узнай художника"
- А сейчас поиграем в игру " Узнай художника " Я вам расскажу о
художнике, а вы внимательно слушайте и отгадайте кто это.
- этот художник родился в городе Вятка. Он очень любил животных,
и в доме у него всегда кто-нибудь жил : собаки, кошки, птицы.
Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток,
тетерок. Родные часто дарили ему животнх и птиц. Он всегда за
ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни.
(Евгений Иванович Чарушин)
- Дети, я знаю, что вы очень любите потешки. Кто нам расскажет?
- А какой художник рисовал иллюстрации к этим потешкам?
( Юрий Алексеевич Васнецов)
- Отгадайте какой художник иллюстрировал сказки о животных?
Он одевал своих героев-животных в русскую народную одежду,
рисовал гуашью, акварелью и углем.( Евгений Михайлович Рачев)
Книжные иллюстрации называются графикой.
Графика - это рисунок, выполненный художником на бумаге с
помощью графитного карандаша или угольного карандаша.
Главными выразительными средствами в графике являются линии.
штрихи, точки, пятна.В графике выполняется и портрет, и
натюрморт, и пейзаж.
( показ иллюятраций)
- А сейчас я расскажу вам еще об одном художнике-иллюстраторе
вернее, художнице. Зовут ее Ника Георгиевна Гольц. Отец Ники
Георгиевны был архитектором, художником и великолепным
графиком. Сама Ника георгиевна говорила, что "...книга - это театр.
Художник-иллюстратор разыгрывает спектакль. Он и автор, и актер
и мастер по свету..."
Перед вами иллюстрация Ники Георгиевны Гольц к сказке Эрнста
Гофмана " Щелкунчик". Она выполнена в графике.
Посмотрите, художница с помощью карандаша нарисовала девочку,
перед которой выстроилось целое войско Мышиного короля.
обратите внимание как выразительно автор передал нам чувства
девочки : она, вроде бы и отшатнулась от мышей, но вместе с тем
не очень-то их боится, скорее презирает, и готова дать им отпор.
обратите внимание на штрихи на полу. Они нам передают вихрь,
который пытается закружить девочку, сбить ее с ног. Но девочка
очень смелая, она обязательно выстоит...
- Я приготовила вам еще несколько иллюстраций Ники Гольц к
сказке " Щелкунчик". Посмотрите.
( звенит колокольчик)
Гимнастика для глаз
- Сейчас прошу всех закрыть глаза и дать им немного отдохнуть.
Чтобы ваши глазки отдохнули, выполним несколько упражнений :
закрытыми глазами нарисуйте круг. теперь посмотрите направо,
налево, откройте глаза.
( звенит колокольчик)
- Посмотрите, я приготовила еще один стеллаж для выставки.
Предлагаю вам выбрать иллюстрации, выполненные в графике, и
расположить их на этом стеллаже.
( дети выполняют задание)
- С каким видом искусства мы сегодня познакомились?
( графика)
- Что такое графика?
( это рисунок, выполненный художником на бумаге с помощью
карандаша или угля)
- Кто изображал иллюстрации к книгам в графике?
( Чарушин, Рачев)
- С творчеством какого художника-графика мы сегодня
познакомились?
( Ника Гольц)
- Иллюстрации к какой сказке мы видели с вами?
( Щелкунчик)
- У вас дома, наверное, у каждого много книг. пересмотрите их и
найдите рисунки, выполненные в графике. Покажите их родителям и
расскажите о них. Еще я приготовила вам раскраски, с которыми вы
поработаете во второй половине дня. Вы будете художниками-
иллюстраторами. На этом занятие закончено, спасибо за внимание.