Автор: Орлова Ирина Анатольевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 "Дружная семейка"
Населённый пункт: город Нижневартовск,ХМАО–Югра,Тюменская область
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста 6–7лет с ЗПР на тему «Насекомые».
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»
Конспект организованной образовательной
деятельности в группе компенсирующей
направленности для детей старшего дошкольного
возраста 5-6 лет с ЗПР на тему «Насекомые».
Составила
учитель-дефектолог
Орлова Ирина Анатольевна
Цель:
Обобщение и активизация знаний и речи детей по теме Насекомые».
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизация познавательной деятельности, обобщение знаний о насекомых .
Актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование грамматического строя
речи (употребление винительного и родительного падежей имен существительных).
Совершенствование связной речи в составлении предложений . Уточнение и закрепление
умений находить позицию звука в слове
Коррекционно - развивающие задачи:
Развитие зрительного, слухового, фонематического восприятия, концентрации внимания,
мыслительных операций сравнения, обобщения, классификации, совершенствование
артикуляционной, тонкой и общей моторики, графо моторных навыков.
Коррекционно -воспитательные задачи:
Воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование
Большие и маленькие предметные картинки по теме: «Насекомые», цветок с магнитом,
мультимедийное оборудование«Smart» для интерактивных игр и упражнений
«Четвертый- лишний»; «Отгадай загадку»; «Сосчитай насекомых»; модули для
составления парохода, двустороннее изображение Кота Матроскина, палочки Кюизенера.
Ход занятия
Учитель-дефектолог
Предположительные действия и ответы детей
Организационный момент
Дети, к нам сегодня пришел Кот Матроскин из
мультфильма
«Каникулы
в
Простоквашино».
Узнаете его? Давайте поздороваемся с котом,
улыбнемся ему.
Он приглашает в весеннее путешествие на
корабле. Но чтобы попасть на корабль, надо
выполнить задание.
- Два раза топнуть, один раз хлопнуть.
- Один раз хлопнуть, 2 раза присесть.
-Один раз наклониться, один раз присесть.
-Один раз присесть, 3 раза топнуть и т.д
Дети приветствуют Кота.
Дети по очереди выполняют движения и садятся на
места в пароходе.
Пальчиковая гимнастика .
Пароход плывет по речке
И пыхтит он словно печка
Раз, два, три, четыре, пять
Наш корабль плывет опять.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику со словам.
Ладони обеих рук сложены,
большие пальцы подняты вверх.
Сжимание, разжимание пальцев обеих рук.
1.Кот Матроскин грустный, потому что
на
поляне
возле
Простоквашино
случилась
большая неприятность :
Злая волшебница там побывала
И всех насекомых заколдовала.
Чтоб бабочки порхали,
И трудился муравей
муравей.
Что бы осы зажужжали,
Ты им помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги! Хотите помочь
насекомым?
Хотим помочь.
-В какое время года можно увидеть насекомых
в природе? А сейчас какое время года?
Какие весенние признаки вы знаете
-Для чего нужны насекомые?
Весной летом, осенью.
Весна
-Весной распускаются листья на деревьях.
-Весной прилетают птицы с юга.
-Весной тает снег.
Они опыляют растения, служат кормом для птиц.
Бабочки красивые, ими можно любоваться.
Муравей очищает лес от тлей.
Пчела дает мед.
Стрекоза ловит комаров
Пойдем на весеннюю полянку, приговаривая
:
Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги
выше.
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?
Дети шагают и отхлопывают ритм стихотворения,
громко и четко проговаривая текст.
Чтобы расколдовать насекомых, их оживить,
надо нам показать знания о насекомых.
VI . Кот Матроскин грустный, он не может
отгадать загадки о насекомых, поможем ему
(на « Smart» оборудовании- изображение
насекомых)
Игра Отгадай загадку- найди отгадку»
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь.
Шевелилась у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Хоть они и жалят больно,
Мы работой их довольны.
Осенью в щель забьется,
А весной проснется.
Летит, звенит,
Ножки длинные тащит.
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка –
С травки – на былинку,
С ветки – на тропинку
Загадки отгадали правильно,молодцы! Но
насекомых на нашей поляне все еще нет. И
Кот все еще грустный.
(Жук).
(Бабочка)
(Пчела)
(Муха)
(Комар)
(Кузнечик)
Игра с мячом «Подбери признак”.Подбор
признаков, образование относительных
прилагательных. Игра с мячом.
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а
вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
Жук какой?
Бабочка какая?
Стрекоза какая?
Ребенок. Большой, рогатый и т.д.
Игра «Четвертый лишний» На
мультимедийном «Smart» экране.
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, пчела, муравей,комар.
Лишний
грач,
потому
что
это
птица,
а
остальные-
насекомые.
Лишняя собака ,потому что это животное, а остальные-
насекомые
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные
насекомые летают.
Упражнение»Сосчитай до 5»
Упражнение «Угадай, кого не стало?»
С использованием мультимедио
Не стало комара.
Не стало мухи.
Не стало жука.
не стало кузнечика.
Не стало стрекозы.
Ребята, послушайте отрывок из сказки и
назовите сказку и его автора.
Включается отрывок из сказки «Муха-цокотуха» К.И
Чуковского
VII. Физкультминутка. Речевая подвижная игра
«Пчелки»
Дети имитируют движения насекомых и произносят
слова:
бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»
загибают по одному пальчику на название каждого
насекомого
показывают пальцами два круга у глаз
бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»
Приседают на ковер.
V.
Вот мы и пришли на полянку. Здесь кто-то
жужжит, стрекочет, пищит, но никого не
видно? Кто же это, как вы думаете? Мы сейчас
попробуем расколдовать насекомых с помощью
волшебного цветка.
Игра «Посади насекомое на цветок, назови
I-й звук в слове».
Звучит аудио «Звук поляны»
Это насекомые.
Дети по очереди произносят слова:
Раз, два, три, насекомое оживи!
Дети по очереди с помощью большого цветка с
магнитом сажают насекомое, называют I-й звук в слове.
-Это бабочка. I-й звук [Б ]
-Это кузнечик I-й звук [К ]
-Это стрекоза I-й звук [С ]
-Это комар I-й звук [К ]
-Это муравей I-й звук [М ]
IX.Вот мы и расколдовали всех насекомых. А
сейчас придумаем предложения о своих
насекомых.
Будьте внимательны, отвечайте правильно на
мои вопросы.
-Куда села бабочка?
Кто ползет по бревну?
-Кто жужжит в траве?
- Кто дает мед?
-кто стрекочет на поляне?
- Куда бежит божья коровка?
Где летает стрекоза?
Бабочка села на цветок.
Муравей ползет по бревну.
В траве жужжит жук.
Пчела дает мед.
На полянке стрекочет кузнечик.
Божья коровка бежит домой.
Стрекоза летает на поляне.
Дети, отнесите картинки насекомых на
полянку. Послушайте и полюбуйтесь какая
стала поляна.
Дети относятся картинки с насекомыми на полянку
Звучит аудио «Звук поляны»
Красивая, веселая, шумная.
И Кот Матроскин снова улыбается .
Пусть ползают по земле
муравьи и жуки, пусть прыгают
по траве кузнечики, пусть летают
бабочки и стрекозы и пусть мир,
в котором мы живем, всегда
остается голубым и зеленым!
Насекомые хлопочут,
Наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут,
Тут комарики звенят.
Вот в кустах возле тропинки
Деловитый муравей,
Уцепившись за травинку,
Доит усиками тлей.
Каждый занят важным делом:
Золотистая пчела
На цветок душистый села,
Сок медовый собрала.
Ты не трогай их, не надо,
Ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом
Мотыльки и муравьи.
А нам пора возвращаться в детский сад.
Садитесь в корабль.
Пока мы плывем в детский сад, «Сделай как
я».
Ребята, на борту корабля, я нашла палочки,
давайте выложим стрекозу из них. Ребята, Коту
Матроскину надо возвращаться назад. И наших
стрекоз он пусть выпустит на свою полняку.
Давайте попрощаемся с ним.
Ребята, какой стал кот Матроскин?
Итог занятия Ребята, мы вернулись в детский
сад. Где мы сегодня побывали?
Что вам больше всего понравилось?
Упражнения биоэнергопластики. Дети выполняют
упражнения.
Палочки Кюизенера
Веселый, улыбающийся, радостный, добрый,
счастливый.
На весенней полянке.
Игры, упражнения.
Предварительная работа:
Беседа по теме «Насекомые» с использованием наглядного материала;наблюдение на
прогулке за насекомыми;просмотр видеоролика «Бабочки»;
чтение и рассматривание иллюстраций сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха»;
дидактические игры »Сложи картинку»; «Что сначала,что потом».