Автор: Пугачева Елена Ласловна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: КГА ПОУ "Приморский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Мои педагогические технологии"
Раздел: среднее профессиональное
Мои педагогические технологии
Пугачева
Елена
Ласловна
–
преподаватель
КГА
ПОУ
«Приморский
политехнический колледж», г. Владивосток
В современном обществе происходит изменения ценностных ориентаций,
заметное
во
всех
сферах
жизнедеятельности
мирового
сообщества:
политике,
экономике, социальной сфере, культуре. Это обусловлено сменой цивилизаций,
которая
происходит
на
рубеже
столетий.
Век
техники
уступает
место
Веку
Человека, Веку новейших технологий и человечество ведет творческий поиск путей
перехода
от
техногенной
цивилизации
ХХ
века
к
антропогенной
цивилизации
будущего. Состоится ли Век Человека, оправдает ли он надежды, которые мир на
него возлагает? Это во многом зависит от образования, формирующего потенциал
общества.
В
современной
России
происходят
процессы
преобразований,
жизнь
предъявляет
высокие
требования
к
образованию
и,
следовательно,
к
профессиональным и деловым качествам, как преподавателя, так и обучаемого.
Исходя из этого, я вижу следующие задачи образовательно-воспитательного
процесса:
-
формирование
безопасной
личности,
не
способной
причинять
вред
ни
людям, ни природе, ни самому себе;
-
воспитание
личности,
знающей
мировую
историю,
культуру,
открытой
диалогу;
-
воспитание
гражданина
способного
быть
участником
и
организатором
сложных общественных, экономических процессов и структур управления;
- содействие целостности Российского государства;
- подготовка высококвалифицированного специалиста.
Прежде
чем
начать
сам
образовательный
процесс,
важно
сформировать
соответствующую психоэмоциональную атмосферу, в которой потом уже будут
работать и преподаватель и обучающийся.
Каким
образом
формируется
эта
атмосфера?
Конечно,
только
на
положительный
эмоциях,
на
поддержке
обучаемых,
на
взаимоуважении
и
сотрудничестве.
Поэтому,
основой
моей
педагогической
концепции
является
педагогика сотрудничества. Я вижу в современной студенте будущего специалиста,
свободную личность, поэтому строю рабочие отношения со студентом, не заостряя
внимание на его негативных поступках, а обращаю внимание на положительные
стороны его души. Нахожу время для общения, обмена мнениями, увлечениями
(обмен книгами, обсуждение фильмов, статей, рассказы о семье).
Существуют различные жизненные ситуации, ведь у каждого человека есть
«неудачные дни», важно вовремя заметить такой момент в жизни студента и оказать
ему необходимую поддержку.
Таким
образом,
постепенно
складывается
атмосфера
взаимопонимания,
доверительности, взаимной требовательности педагога и обучаемых. Это приводит
к
лучшему
пониманию
внутреннего
мира
каждого
студента.
Выявляются
потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает.
В последующем остается помочь студенту понять самого себя, осознать и
осмыслить
свой
потенциал,
определить
и
вербализировать
цель
собственного
развития. Роль педагога здесь заключается в том, чтобы подвести индивида к
осознанию своего собственного «Я», своей значимости, своей исключительности.
Цель моей педагогической деятельности заключается в том, чтобы вселить в
студента уверенности в свои силы. Я принимаю высказывание В.А. Сухомлинского:
«Искусство
и
мастерство
обучения
и
воспитания
заключается
в
том,
чтобы
раскрыть
силы
и
возможности
каждого
ребенка,
дать
ему
радость
успехов
в
умственном труде».
Когда сформирована доброжелательная атмосфера будущей деятельности,
можно приступать к самому процессу обучения. Студенты готовы воспринимать
информацию, заинтересованы получать знания. Студенты постепенно включаются
в организацию обучения. Существуют несколько уровней обучения:
1.
Общеустановочный
–
выявляются
потребности
студента
мыслить,
размышлять;
здесь
учитывается
мнение
студента,
происходит
побуждение
к
приобретению
знаний.
Поэтому
на
уроках
ставлю
важные,
затрагивающие
потребности студента вопросы, ответы на которые требуют диалога, дискуссии,
обсуждения.
Например:
по
дисциплине
«Основы
философии»
это
–
проблема
смысла
жизни
человека,
по
дисциплинам
«История»,
«Основы
социологии
и
политологии» - перспективы развития Приморья в ХХI веке и другие.
2.
Методический – это использование различных технологий обучения
для достижения тех целей, которые я ставлю. В своей педагогической деятельности
я
использую
следующие
технологии:
модульную,
технологию
развивающего
обучения, информационно-коммуникационные технологии.
На этом уровне учитываются индивидуальные способности студентов.
Развитие личности студента возможно лишь тогда, когда ему дают задания, которые
соответствуют уровню его индивидуального развития. Ребята, которые приходят
учиться
на
1
курс
после
окончания
9
классов,
имеют
слабую
подготовку
по
истории. У многих учащихся базы 9 и 11 классов уже изначально проявляется
негативное
отношение
к
изучению
предметов
(особенно
философии),
чтобы
нейтрализовать такое отношение и изменить его в последующем на положительное,
я
использую
индивидуальную
работу.
Индивидуализация
облад ает
дополнительными возможностями – вызывает у студентов положительные эмоции,
благотворно влияет на их учебную мотивацию. Неоценимую роль в этом играют
внеклассные
формы
обучения:
КВН,
конкурс
знатоков,
экскурсии
в
музей
и
выставочные залы.
3.
Технический.
Я
использую
психологические
и
педагогические
техники,
которые
направлены
на
создание
в
учебных
аудиториях
атмосферы
свободы
мышления,
взаимоуважения.
В
этих
техниках
отсутствует
какое-либо
давление на студента. Использую вербальные и невербальные приемы для создания
сознательной дисциплины в аудитории. Применяю психологические технологии
«STEP»
и
«Демократическое
поведение
в
группе»
во
взаимодействии
со
студентами.
Одним из главных аспектов этого поведения является высокая культура
самого преподавателя.