Автор: Радченко Ирина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Комаричской СОШ №1
Населённый пункт: Брянская область, п.Комаричи
Наименование материала: конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2–й урок)
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе
по теме «Повторение темы «Наречие»»
УМК Л.М.Рыбченковой
(2-й урок)
Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Наречие», полученные в течение периода изучения материала; собрать воедино информа-
цию, связанную с темой «Наречие»; привлечь информацию, собранную из разных источников; продумать логичную подачу материала, привести инфор-
мацию в структуру, удобную для восприятия, реализация проекта «Героям России посвящается», патриотическое воспитание обучающихся;
усилить
практическую направленность обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать, как пишутся наречия, уметь находить наречия среди других частей речи;
продолжить знакомство с экзаменационными заданиями.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, передаче и
сохранению информации, полученной в результате чтения и аудирования; задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание
или непонимание вопроса.
Личностные: осознание базовых российских гражданских ценностей
Методы и формы обучения: эвристический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация, выполненная учителем.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: наречие, члены предложения
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация к
учебной
деятельности
Цель этапа:
включение
учащихся в
деятельность на
личностно-
значимом уровне
Включение в деловой ритм
- Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке,
потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть
наше с вами совместное творчество. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я
улыбнусь вам, вы – мне, нашим гостям.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
*Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте строчку для темы
урока.
Я тоже готова к уроку. Приступим.
Готовятся к работе, слушают
учителя и участвуют в
диалоге. Демонстрируют
готовность к уроку.
Самоопределение (Л)
2. Актуализация
знаний и пробное
учебное действие
Цель этапа:
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания», и
выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого учащегося
1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, наречия
подчеркните как члены предложения
Чес(?)но исполнял долг, мужестве(?)о, свят(?) чтут память погибш(?)х,
служ(?)ть сам(?)отверже(?)о, ответстве(?)о выполнять задание, (?)тважно,
бе(?)заветно служат Отчизн(?), много вооруже(?)ых к(?)нфликтов, п(?)триот,
г(?)рой, Р(?)ссия.
2. Подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте. Выпишите
их
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно,
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
3. Запишите предложение. Выполните синтаксический разбор.
Герои России – гордость России.
1. ЧесТно исполнял долг,
мужествеННо, святО чтут
память погибшИх, служИть
самОотвержеННо,
ответствеННо выполнять
задание, Отважно,
беЗзаветно служат ОтчизнЕ,
много вооружеННых
кОнфликтов, пАтриот,
гЕрой, РОссия.
2. (13 наречий)
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно,
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
3.
сущ. сущ. сущ.
Герои России – гордость
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __________________
сущ.
России.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(Повест., невоскл., прост.,
двусост, распр., неосл.)
Познавательные:
выполняют учебно-
познавательные
действия в
материализованной и
умственной форме,
осуществляют для
решения учебных задач
операции анализа,
синтеза, сравнения,
классификации.
Коммуникативные:
слушают, задают
вопросы, отвечают на
вопросы других,
формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения.
3. Выявление
места и причины
затруднения
Выполните самопроверку (слайд).
- Проверьте себя сами. Поставьте себе оценку. (1. - 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки
– «4», 3-4 ошибки – «3»; 2 – верно определено количество наречий, наречия
выписаны правильно – «5»; 3 – синтаксический разбор выполнен верно – «5»)
? Как вы думаете, какой темой объединены записанные слова?
Формулируют ответы на
вопросы, высказывают и
обосновывают свою точку
зрения. В сотрудничестве с
одноклассниками и учителем
делают выводы, обсуждают
ответы товарищей.
Личностные: имеют
желание осознавать
свои трудности,
желание преодолевать
их, проявляют
способность к
самооценке своих
действий, поступков.
Познавательные:
устанавливают
причинно-
следственные связи,
делают выводы.
Регулятивные:
осознают
недостаточность своих
знаний
Коммуникативные:
задают вопросы для
получения
информации,
необходимой для
решения
Проблемы.
Физминутка
«Богатырская наша сила»
Повороты головы – налево, прямо, направо.
Ходьба на месте
Движения руками – подтягивание
Бег на месте, на носках
Изобразить прицеливание с поворотами, стоя на месте
Прыжок, хлопок- ноги в стороны.
Ходьба на месте
Взмахи руками поочередно
Встретились ли в нашей физкультминутке наречия?
«Богатырская наша сила»
Повороты головы – налево,
прямо, направо.
Ходьба на месте
Движения руками – подтяги-
вание
Бег на месте, на носках
Изобразить прицеливание с
поворотами, стоя на месте
Прыжок, хлопок- ноги в сто-
роны.
Ходьба на месте
Взмахи руками поочередно
4. Целеполагание
и построение
выхода из
затруднения
Можно ли сказать, что записанные слова составляют предложение?
материалпотеменаречиеповторить.
Познакомитьсясзаданиямигосударственногоэкзамена
- А теперь сформулируйте тему урока и его цель, опираясь на опорные слова и
его тему.
1) Повторить, что …
2) Уметь отличать …
4) Познакомиться с…
Повторить материал по
теме «Наречие».
Познакомиться с
заданиями
государственного экзамена.
(такое наречие)
(наречие) от других …
(частей речи)
(заданиями
государственного
Личностные:
осознают свои
возможности в учении,
способны адекватно
рассуждать о причинах
своего успеха-
неуспеха в учении
связывая успехи с
усилиями,
трудолюбием.
Познавательные:
извлекают
экзамена).
Формулируют цель учебной
деятельности совместно с
учителем,
Знакомятся с материалом,
выделяют главное,
устанавливают причинно-
следственные связи между
отдельными языковыми
явлениями.
необходимую
информацию,
систематизируют
знания.
Регулятивные:
планируют
необходимые действия,
операции, работают по
плану.
5. Творческая и
практическая
деятельность по
реализации
построенного
проекта
? Ребята, а случайно ли мы заговорили о героях, патриотах?
Что вы о нем знаете?
Что хотели бы узнать?
Как свяжем это с темой нашего урока?
Какой день отмечают 15 февраля в России?
Кто такие воины-интернационалисты?
Кого из воинов-интернационалистов Комаричского района, погибших при
исполнении священного долга вы можете назвать?
Герои Отечества - звучно, весомо,
Надежно, ответственно, с детства знакомо!
Красивая, емкая, четкая фраза,
В ней - честь и достоинство, святость приказа!
В ней вера, любовь и солдатская совесть,
В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!
В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,
Военная служба - Олимп героизма!
Кто Русью рожденный, в Россию влюбленный,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.
? А зачем нам нужно помним о событиях вооруженных конфликтов и их ге-
роях?
? Какие пословицы и поговорки о мужестве, героях, подвиге вы нашли?
Найдите в них наречия
Формулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают собственную
точку зрения, в
сотрудничестве с учителем и
одноклассниками делают
выводы.
Реализация заданий по
группам
6. Первичное
закрепление с
проговариванием
во
внешней речи
- Ребята, мы уже имели возможность познакомиться со структурой
экзаменационной работы, с вопросами устного собеседования по русскому
языку. Продолжаем эту работу дальше.
- В задании 15.3 (сочинение-рассуждение) есть такое задание: «Как вы
понимаете значение записанных слов. Сформулируйте данное Вами
Выполняют упражнение,
отвечают на вопросы.
Реализация домашних
заданий
Познавательные :
выполняют учебно-
познавательные
действия в
материализованной и
определение». Вы работали со значением таких слов: герой, героизм,
бесстрашие, самопожертвование, мужество, подвиг.
- Как вы определили значение данных слов?
- Слово «герой» рождает в памяти калейдоскоп ярких событий. При слове
«подвиг» сознание признательно высвечивает имена соотечественников,
которые перед лицом смертельной опасности оказались способными сделать
больше других, своим примером продвинуть армии и общество на какой-то
новый рубеж, полнее раскрыть возможности человека, силу его духа и воли.
- В задании 4 (диалог) устного собеседования просят дать полные ответы на
поставленные вопросы.
- Как вы на них ответили?
- Какими чертами должен обладать герой?
- Герои – это люди особой профессии?
- Назовите известных вам героев-защитников Отечества
- Докажите верность высказывания: «Нужно помнить: в жизни всегда есть ме-
сто подвигу!»
-И наше время и вы тоже можете совершить подвиг. Для этого нужно преодолеть
свой страх, свою лень, не думать о себе.
-Если в вашей жизни кто-то из близких будет погибать, останетесь ли вы стоять в
стороне?
-Что же вы будете делать?
-А можно ли совершать подвиг ради награды?
- А.М.Горький писал: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И
те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не пони-
мают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оста-
вить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесслед-
но…»
- Комаричане свято чтут память погибших в военных конфликтах своих земляков
умственной форме,
осуществляют для
решения учебных задач
операции анализа,
синтеза, сравнения,
классификации.
Регулятивные:
адекватно оценивают
свои достижения,
осознают возникающие
трудности, ищут их
причины и пути их
устранения
Выпускнику школы Миронову Алексею.
Погиб Алексей 22 сентября 2003 года при исполнении воинского долга в Чечне, в ме-
стечке Дубаюрт в районе Аргунского ущелья.
Алексей Миронов награжден медалью А. Суворова. Посмертно.
Долго еще эти войны и военные конфликты будут напоминать о себе скорбью
родных и близких о погибших, ранами на теле и в душах воинов, вернувшихся с
полей сражений.
Минута молчания
7.
Самостоятельная
работа
Знакомимся с новым заданием на устном собеседовании.
Задание 3. Монологическое высказывание.
1. Опишите фотографию.
2. Мой прадедушка (моя прабабушка), папа, брат … – участник Великой
Отечественной войны, вооруженных конфликтов за рубежом (повествование на
основе жизненного опыта).
Не забудьте кратко рассказать
о боевом пути ветерана, участника вооруженных конфликтов за рубежом
о наградах, полученных за защиту Отечества,
чем занимался ветеран в мирное время;
участвуете ли вы в акции «Бессмертный полк»?
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не
более 3 минут.
Составьте текст из 10 предложений, описывающих фотографию. Можете
работать в паре.
(звучит «Герои России моей»)
Выполняют задание
Л.: нравственно-
этическое оценивание
усваиваемого
содержания
П.: самостоятельно
выделяют и
формулируют
Цель; осуществляют
поиск информации
К.: формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения.
8. Включение в
систему знаний и
повторение
Что узнали о 15 февраля? Какие разделы науки вспомнили, говоря о наречиях?
Синтаксис, морфология,
орфография, пунктуация
9. Рефлексия
учебной
Ребята, давайте сейчас украсим звезду. Потому что звезда – символ героизма.
каждый ее кончик– это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мне-
ние:
УУД: познавательные,
регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить,
деятельности на
уроке
верхний – для меня это важно и интересно …
левый средний - я получил конкретные рекомендации…
правый средний - мне было трудно (не понравилось)…
нижний левый – моя оценка психологической атмосферы…
нижний правый - для меня было недостаточно…
Ге
рой России – это много или мало? Мгновенно отданная жизнь или полководческий
талант, это военная хитрость или кропотливый труд изо – дня в день? Это молодость
или старость? Это слезы или радость? Ясно одно – это служение Родине, земле, семье.
Это умение отдать свою жизнь именно там и тогда, где и когда она была нужна.
сделать выводы,
самооценка
10. Домашнее
задание
- подготовиться к контрольному диктанту;
- выполнить задание 3.2.составить монологическое высказывание
- инд.: «Герои России – гордость России» (размышления после урока)