Напоминание

Окружающий мир в душе ребёнка


Автор: Горстка Евгения Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Общеобразовательный лицей "АМТЭК"
Населённый пункт: г. Череповец Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Окружающий мир в душе ребёнка
Раздел: полное образование





Назад




Окружающий мир в душе ребенка.

В статье обобщен материал о приемах и формах работы на уроках русского

языка, помогающих раскрыть внутренний мир обучающихся 5 -7 классов.

Ключевые слова: пейзаж, цветопись, свето-цветовая картина мира, «цветной

слух», наблюдения, ощущения.

Мир природы … Давайте остановимся, оглянемся и посмотрим вокруг.

Сегодня ни для кого не секрет, что обучающиеся недостаточно хорошо могут (а

иногда и совсем не могут) изложить свое мнение, впечатление об увиденной им

картине, иллюстрации. Тексты учащихся часто бедны лексикой,

синтаксическими конструкциями. В работах допускаются речевые и

грамматические ошибки и недочеты.

Чтобы помочь ребенку увидеть окружающий мир, его богатство, на уроках

русского языка (не только на уроках развития речи) учитель использует

сочинения-описания природы (по картинам художников, фотографиям, личным

наблюдениям).

Таким образом, учитель решает важный и необходимый вопрос –

коммуникативная культура учащегося. В 5 – 7 классах обучающиеся знакомятся

с такой разновидностью работы, как сочинение – описание. Основным

материалом для этого вида деятельности являются наблюдения и ощущения.

Приведем пример. Урок развития речи: Сочинение – описание картины

И. С. Остроухова «Золотая осень».

Какие наблюдения и ощущения от картины были отмечены обучающимися?

Наблюдения: на картине изображено – по жанру пейзаж – на переднем

плане – на заднем плане – общий колорит выдержан – на золотом фоне –

различные оттенки желтого и коричневого цветов – плавно ниспадают – земля

усеяна опавшими листьями – поблескивает маленький участок голубого неба.

Ощущения: своим произведением художник хотел выразить – эмоциональный

настрой картины – чувства автора передаются с помощью – кисть мастера –

пробуждает воспоминания – вызывает в душе похожие чувства.

Так «рождается» произведение учащегося:

«На картине изображен осенний лес. По жанру такая картина называется

пейзаж. На переднем плане изображены клен и береза в золотом уборе. … Вся

земля усеяна опавшими желтыми и бурыми листьями. …Общий колорит картины

выдержан в различных оттенках желтого и коричневого цветов. В левом верхнем

углу поблескивает маленький участок голубого неба… Своим произведением

художник хотел выразить восхищение красотой золотой осени….»( выдержки из

сочинения по картине С. Остроухова «Золотая осень» ученика 5 класса)

А вот урок развития речи в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению-описанию

по картине А. Пластова «Летом».

Предлагаю ученикам обратиться к картине художника и начинается коллективная

работа с репродукцией в учебнике.

Провожу обсуждение увиденного ребятами через вопросы:

Что вы ощущаете

Видите

Слышите

Чувствуете

Какое настроение охватывает

Очень важно, чтобы ребята не остались равнодушными. И ребята начинают

высказываться:

Тепло летнего утра, дуновение ветерка, запах трав и грибов, шорох листвы

березы, чувство покоя, легкой и приятной усталости.

Обращаться к описанию природы можно не только на уроках развития речи.

Были проведены следующие нетрадиционные типы уроков:

Урок фантазирования

Урок творчества

Урок – путешествие

Актуальное интервью и др.

Большую роль в совершенствовании речи учащихся играет словарная работа,

организованная по тематическому принципу.

Чтобы дети правильно и уместно использовали эти слова в своих работах, они

должны не только правильно писать эти слова, но и знать их значение, сферу их

употребления. Опыт этот накапливается постепенно в процессе работы над

упражнениями по развитию связной речи учащихся во всех классах.

Поэтому при отборе материала стараюсь подобрать такой материал, в

котором есть повторяемость заданий, обращаю внимание учащихся на

особенности употребления того или другого слова в разных текстах. Анализ

употребления слов - важный этап работы на уроках по развитию речи учащихся,

обогащению словарного запаса слов.

Необходимо сказать о том, что цвет в картине имеет большое значение.

Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к

изображаемым предметам, вызывает определенное настроение. Так, желтый,

розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами. Они

наполнены теплом и помогают автору передать радостное, хорошее настроение.

Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и

передают грустные мотивы.

Чтобы развить способность обучающихся выражать свои чувства, эмоции

через свето-цветовую картину мира, на уроке развития речи можно обратиться к

приему «цветного слуха» - использование букв русского алфавита в качестве

скрытых, символических обозначений цвета. Каждая буква, попадающая в

какую-либо группу, характеризуется своими цветовым ассоциациями. Обратимся

к «желтой группе», где Ё – оранжевый, Е – охряный (желто-коричневый), Д –

палевый (соломенный, светло-желтый),

Н – светло-палевый, Ю – латунный (оттенок нежно-оливкового и темно-

грушевого). Поразмышляем о цветописи в стихотворении «Листопад»

В. Нирович.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Чаще всего у учащихся осень ассоциируется с желтым цветом. Дополнительные

«осенние» оттенки: золотой, красный. Анализируя цветопись в стихотворении

«Листопад», дети узнают лексические значения слов палевый, охряный,

латунный и другие.

Таким образом, идет лексико-орфографическая работа на уроке.

Итогом деятельности учащихся на уроке становится потребность написать о

своих наблюдениях и впечатлениях. Кто-то из ребят пишет стихи. Так появился

поэтический альманах «Ах, зимушка – зима…».

«Снег на деревьях,

Солнце и лед,

Белой бабочки

Снежный полет…»

Таким образом, на уроках русского языка (и на уроках литературы) происходит

«движение» внутреннего мира детей: изучая картины художников, фотографии и

др., они познают окружающий мир и учатся строить высказывания о своих

впечатлениях и восприятиях окружающего мира.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!