Автор: Горстка Евгения Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Общеобразовательный лицей "АМТЭК"
Населённый пункт: г. Череповец Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Окружающий мир в душе ребёнка
Раздел: полное образование
Окружающий мир в душе ребенка.
В статье обобщен материал о приемах и формах работы на уроках русского
языка, помогающих раскрыть внутренний мир обучающихся 5 -7 классов.
Ключевые слова: пейзаж, цветопись, свето-цветовая картина мира, «цветной
слух», наблюдения, ощущения.
Мир природы … Давайте остановимся, оглянемся и посмотрим вокруг.
Сегодня ни для кого не секрет, что обучающиеся недостаточно хорошо могут (а
иногда и совсем не могут) изложить свое мнение, впечатление об увиденной им
картине, иллюстрации. Тексты учащихся часто бедны лексикой,
синтаксическими конструкциями. В работах допускаются речевые и
грамматические ошибки и недочеты.
Чтобы помочь ребенку увидеть окружающий мир, его богатство, на уроках
русского языка (не только на уроках развития речи) учитель использует
сочинения-описания природы (по картинам художников, фотографиям, личным
наблюдениям).
Таким образом, учитель решает важный и необходимый вопрос –
коммуникативная культура учащегося. В 5 – 7 классах обучающиеся знакомятся
с такой разновидностью работы, как сочинение – описание. Основным
материалом для этого вида деятельности являются наблюдения и ощущения.
Приведем пример. Урок развития речи: Сочинение – описание картины
И. С. Остроухова «Золотая осень».
Какие наблюдения и ощущения от картины были отмечены обучающимися?
Наблюдения: на картине изображено – по жанру пейзаж – на переднем
плане – на заднем плане – общий колорит выдержан – на золотом фоне –
различные оттенки желтого и коричневого цветов – плавно ниспадают – земля
усеяна опавшими листьями – поблескивает маленький участок голубого неба.
Ощущения: своим произведением художник хотел выразить – эмоциональный
настрой картины – чувства автора передаются с помощью – кисть мастера –
пробуждает воспоминания – вызывает в душе похожие чувства.
Так «рождается» произведение учащегося:
«На картине изображен осенний лес. По жанру такая картина называется
пейзаж. На переднем плане изображены клен и береза в золотом уборе. … Вся
земля усеяна опавшими желтыми и бурыми листьями. …Общий колорит картины
выдержан в различных оттенках желтого и коричневого цветов. В левом верхнем
углу поблескивает маленький участок голубого неба… Своим произведением
художник хотел выразить восхищение красотой золотой осени….»( выдержки из
сочинения по картине С. Остроухова «Золотая осень» ученика 5 класса)
А вот урок развития речи в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению-описанию
по картине А. Пластова «Летом».
Предлагаю ученикам обратиться к картине художника и начинается коллективная
работа с репродукцией в учебнике.
Провожу обсуждение увиденного ребятами через вопросы:
Что вы ощущаете
Видите
Слышите
Чувствуете
Какое настроение охватывает
Очень важно, чтобы ребята не остались равнодушными. И ребята начинают
высказываться:
Тепло летнего утра, дуновение ветерка, запах трав и грибов, шорох листвы
березы, чувство покоя, легкой и приятной усталости.
Обращаться к описанию природы можно не только на уроках развития речи.
Были проведены следующие нетрадиционные типы уроков:
Урок фантазирования
Урок творчества
Урок – путешествие
Актуальное интервью и др.
Большую роль в совершенствовании речи учащихся играет словарная работа,
организованная по тематическому принципу.
Чтобы дети правильно и уместно использовали эти слова в своих работах, они
должны не только правильно писать эти слова, но и знать их значение, сферу их
употребления. Опыт этот накапливается постепенно в процессе работы над
упражнениями по развитию связной речи учащихся во всех классах.
Поэтому при отборе материала стараюсь подобрать такой материал, в
котором есть повторяемость заданий, обращаю внимание учащихся на
особенности употребления того или другого слова в разных текстах. Анализ
употребления слов - важный этап работы на уроках по развитию речи учащихся,
обогащению словарного запаса слов.
Необходимо сказать о том, что цвет в картине имеет большое значение.
Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к
изображаемым предметам, вызывает определенное настроение. Так, желтый,
розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами. Они
наполнены теплом и помогают автору передать радостное, хорошее настроение.
Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и
передают грустные мотивы.
Чтобы развить способность обучающихся выражать свои чувства, эмоции
через свето-цветовую картину мира, на уроке развития речи можно обратиться к
приему «цветного слуха» - использование букв русского алфавита в качестве
скрытых, символических обозначений цвета. Каждая буква, попадающая в
какую-либо группу, характеризуется своими цветовым ассоциациями. Обратимся
к «желтой группе», где Ё – оранжевый, Е – охряный (желто-коричневый), Д –
палевый (соломенный, светло-желтый),
Н – светло-палевый, Ю – латунный (оттенок нежно-оливкового и темно-
грушевого). Поразмышляем о цветописи в стихотворении «Листопад»
В. Нирович.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Чаще всего у учащихся осень ассоциируется с желтым цветом. Дополнительные
«осенние» оттенки: золотой, красный. Анализируя цветопись в стихотворении
«Листопад», дети узнают лексические значения слов палевый, охряный,
латунный и другие.
Таким образом, идет лексико-орфографическая работа на уроке.
Итогом деятельности учащихся на уроке становится потребность написать о
своих наблюдениях и впечатлениях. Кто-то из ребят пишет стихи. Так появился
поэтический альманах «Ах, зимушка – зима…».
«Снег на деревьях,
Солнце и лед,
Белой бабочки
Снежный полет…»
Таким образом, на уроках русского языка (и на уроках литературы) происходит
«движение» внутреннего мира детей: изучая картины художников, фотографии и
др., они познают окружающий мир и учатся строить высказывания о своих
впечатлениях и восприятиях окружающего мира.