Автор: Задумина Ирина Петровна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ КК "КМедК"
Населённый пункт: город Петропавловск–Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье сберегающая педагогическая деятельность
Раздел: среднее профессиональное
Здоровье сберегающие педагогические технологии представляют собой
процесс, при котором происходит педагогическое воздействие на студента с
использованием научно-обоснованных форм, средств и методов обучения.
Применение системы здоровье сберегающих педагогических технологий
освободит педагога от произвольности в настроении и даст возможность
двигаться к прогнозируемому конечному результату при строгой
обоснованности каждого компонента и этапа процесса обучения.
Реализация здоровье сберегающих педагогических технологий может
быть ориентирована по двум направлениям. Одно из них включает и
Создание комфортного психологического микроклимата занятия в
коллективе.
Преподаватель должен показывать наличие потребности в общении со
студентами, интерес к ним как к личности, а именно: поддерживать, хвалить,
отмечать деловые и волевые качества, личностный рост, сознательное
отношение к учебе.
Формировать эмоциональное настроение группы, применяя средства
педагогической импровизации, повышающее эффективность воздействия на
студентов.
«приспособление» - система приемов (мимических,
речевых, психологических): одобрение, совет, юмор, доверие,
пожелание;
«подстройка» - приспособление своей интонации и стиля
общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его
поведение к целям преподавателя;
усиления воздействия на аудиторию посредством:
повышения голоса в начале фразы по сравнению с
предыдущей;
рельефного выделения фраз;
частотой смены способов общения.
Использовать стратегии поведения в конфликтной ситуации:
Уклонение – стремиться уйти от конфликта. Тема разногласий не
представляет большой ценности и ситуация может разрешиться
сама собой (ситуация преподаватель – студент).
Сглаживание – старается не выпустить наружу признаки
конфликта, призывая к солидарности, не проявляя отрицательные
эмоции. Основан на «Давайте жить дружно» и «Не стоит
раскачивать лодку» (конфликт между студентами в период
адаптации).
Принуждение – заставить принять свою точку зрения, во что бы
то ни стало, не учитывая мнения и взгляды других. Эффективен в
ситуациях угрожающих существованию групповых отношений, в
организации действий препятствующих достижению своих целей
(при проведении всех видов контроля в учебном процессе).
Компромисс – принятие точки зрения другой стороны до
определенной степени. Уменьшает недоброжелательность и
позволяет быстро разрешить конфликт (ситуации: студент-
студенты-педагог, студент-преподаватель).
Сотрудничество – по которой обе стороны пытаются найти
конкретное решение проблемы, а не добиваются каждый своей
цели за счет других (для сплоченности студент-студент, студент-
преподаватель).
Исключить из учебного процесса монотонность передачи информации,
не доводя до сенсорного голодания, меняя технологию преподавания.
Для сохранения и создания благоприятного социально-
психологического климата рекомендуется соблюдать принципы
толерантности (терпимость, миролюбие, чуткость, внимание к проблемам
окружающих).
Активно применять приемы переключения эмоций от скуки и
безучастия к заинтересованности. Улыбайтесь, контролируйте выражения
своего лица. Улыбка – хорошее отношения к собеседнику, психологический
«плюс», ответ на который – расположение собеседника к нам. Иногда силу
воздействия улыбки на окружающих трудно переоценить, искренняя,
доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее
большинство делает более привлекательным.
Импровизировать при возникновении неожиданной ситуации,
применяя разные типы поведения:
Естественный – плодотворные импровизационные действия
преподавателя без психологических и эмоциональных
затруднений.
Преобразовательный – мобилизация всех ресурсов личности на
преодоление возникшей трудности.
Преднамеренно-уклончивый – сознательное уклонение
преподавателя от преодоления неожиданной ситуации – «не
заметить».
Внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это
искренне. Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых
естественных и характерных черт человеческих слабостей. Иногда человеку
достаточно дать возможность осознать собственную значимость, чтобы он с
радостью согласился сделать то, что мы просим.
Постарайтесь называть студента по имени. Само звучание имени
оказывает большое воздействие на человека. «Имя – это самый сладостный и
самый важный для него звук на любом языке».
При проведении самостоятельных работ студентов рекомендуется
использовать дополнительные очаги, которые помогают сохранению
сосредоточенности и внимания (музыка, рабочий шумок).
Формирование здорового образа жизни студентов должно начинаться с
первого курса и в определенной системе продолжаться на протяжении всех
лет обучения. Только так можно действительно сформировать тот образ
жизни, которого студенты будут придерживаться и после окончания
колледжа, пропагандируя его в профессиональной деятельности.