Автор: Косарева Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа–детский сад №58"
Населённый пункт: г.Курган
Наименование материала: конспект
Тема: "В поисках динозавров"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД (старшая группа)
Тема: «В поисках динозавров»
Цель: Формирование элементарных представлений об эпохе динозавров.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представление детей о среде обитания, способе питания и разновидностях
динозавров.
- Способствовать умению детей классифицировать виды динозавров.
- Дать возможность детям узнать о профессии палеонтолога и о том, как происходит извержение
вулкана, пополнив словарный запас детей словами «палеонтолог» и «вулкан».
Развивающие:
- Развивать любознательность, внимание, память, творческое мышление, инициативу и мелкую
моторику.
- Создавать условия для побуждения детей к речевой активности.
- Содействовать развитию у детей основных компонентов познавательной деятельности и
познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения)
Воспитательные:
- Создать положительный эмоциональный настрой.
- Вызвать интерес к совместной деятельности, умение договариваться, помогать друг другу.
- Воспитывать стремление к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на темы: «Кто такие динозавры и где они жили?», «Какие динозавры
существовали и почему они вымерли?»; рассматривание и обсуждение иллюстраций с
изображением динозавров и их среды обитания; чтение книг «Атлас динозавров», «Динозавры»;
просмотры мини фильмов и мультфильмов о динозаврах; самостоятельные игры детей в фигурки
динозавров, рисование динозавров;
Материал и оборудование:
аудио и мультимедийная установки; магнитные доски; макет лодки; макет вулкана; макет яйца;
бутылка с письмом с загадками; механическая игрушка динозавра; лотки с песком и кисточки;
макет костей; сода, уксус, средство для мытья посуды; банка с крышкой; подсолнечное масло,
вода, пищевой краситель, шипучий аспирин.
Индивидуальная работа:
разучивание стихотворения «Поиски динозавра» с Егором И.
Ход ООД:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. МОТИВАЦИЯ
Дети входят в зал и встают в круг, на экране слайд №1 – заставка.
Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: ребята к нам сегодня пришли очень интересные гости, это научные сотрудники очень
секретной лаборатории и посмотрите, что они нам принесли (демонстрирует яйцо динозавра). Как
вы думаете, чьё это яйцо?
Дети: (дети дают свои ответы)
Воспитатель: это яйцо динозавра? Давайте проверим. У меня есть специальный фонарь, давайте
просветим яйцо и увидим, что же или кто же там внутри? (светит на яйцо, на экране слайд №2 –
зародыш динозавра в яйце) Кто это, ребята? (ответы детей) Действительно, это яйцо динозавра,
оно было найдено на одном загадочном острове. И нам с вами предлагают отправиться в
захватывающее и может быть даже опасное приключение – на поиски динозавров, может они и
не вымерли? Кто-то же должен был оставить яйцо? А может это яйцо сохранилось еще с эры
динозавров? Давайте раскроем эту тайну! Вы согласны?
(обращает внимание на экран, дети встают полукругом. Слайд №3 – динозавры) Прежде, давайте
вспомним, что же нам известно о динозаврах?
Дети:(примерный ответ детей с помощью схемы размещенной на доске). Они жили много лет
назад, когда людей еще не было, а климат был жаркий и влажный. Слово динозавр означает -
чудовищная ящерица. Они были очень большого размера, бегали на двух или четырех лапах.
Динозавры умели плавать, а некоторые из них - летать. Среди них были не только хищные, но и
травоядные динозавры.
Воспитатель: вот как много нам уже известно о динозаврах. С такими знаниями мы точно можем
создать свою группу ученых и отправиться в экспедицию на поиски динозавров. Не будем терять
времени - отправляемся в путь!
Дети берутся за руки, скрестив их по кругу и разбивают со словами:
«Крепко за руки возьмемся, в путь-дорогу соберемся. Нам преграды не страшны, мы дружны и
веселы! В путь!»
Отправляются змейкой к лодке, на которой висит замок.
На экране слайд №4 – море.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чтобы попасть на остров, нам необходимо переплыть океан, а
вот и лодка, но на ней висит замок, чтобы взять ее нам, нужно выполнить задания.
Задания (дети делятся на 2 группы):
Пальчиковая гимнастика:
У динозавра есть мурашки
Очень крупные везде:
На лбу, на ушах,
На шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
Коленях и носках,
У динозавра есть чешуйки
Есть чешуечки везде
На лбу, на ушах
На шее, на локтях,
Есть на носах на животах
Коленях и носках.
1. Найди и обведи силуэты всех динозавров (индивидуально 6 человек)
2. Посмотрите, все динозавры сбились в стадо и перепутались. Давайте поможем им. Ваша задача
разделить динозавров на три стада. 1 – летающие динозавры, 2 – сухопутные, а 3 – плавающие.
(подгруппа 6 человек)
Воспитатель: молодцы, справились с заданием, и теперь мы можем переправиться на остров.
(снимает замок, дети рассаживаются в лодке, звучит звук моря и чаек. Воспитатель просит ребенка
продекламировать заранее выученное стихотворение)
«Поиски динозавра»
Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то прибило волнами к нашей лодке (слайд №5 – бутылка с
письмом, демонстрирует настоящую бутылку с письмом). Давайте скорее откроем ее и
посмотрим, что же там внутри. Загадки:
1. Травой и листьями питались,
Бронёй костистой одевались,
Анкилозавры, стегозавры,
Их называли …
Ответ: Динозавры (слайд № 6)
2. Что за чудище летало,
Клюв усеян весь зубами,
Вместо перьев, шерсти — кожа,
На кого оно похоже?
Ответ: Динозавр летающий (птеродактиль) (слайд № 7)
3. Длинная, шея,
Так же, как хвост,
Сам он огромный,
Но маленький мозг!
Ответ: Динозавр (диплодок) (слайд № 8)
4. С незапамятных времён,
Страх вселяет в сердце он,
И ходил на задних лапах,
Мощными зубами клацал!
Ответ: Динозавр (тираннозавр) (слайд № 9)
Воспитатель: молодцы! Все загадки разгадали.
На экране слайд №10 – остров.
Воспитатель: А мы приплыли на остров. (дети высаживаются из лодки и встают полукругом у
монитора, звучит звук джунглей. )Давайте после долгого плавания – немного разомнемся
Физминутка: («Динозаврик» на экране)
Воспитатель: Ребята, давайте разобьемся на две команды, девочки и мальчики (упражнение
«Хищник – травоядное» Каждая группа получает «свои» пазлы)
- Ребята, что изображено на пазлах?
- Давайте посмотрим на внешний вид хищников, чем они отличаются?
- Теперь давайте посмотрим на травоядных динозавров, что для них характерно?
- А чем отличаются травоядные от хищников?
Воспитатель: ребята, а зачем мы приплыли на остров?
Дети: мы приплыли на поиски динозавра.
Воспитатель: совершенно верно. А знаете ли вы, как называют ученых, которые изучают
динозавров?
Дети: нет.
На экране слайд №13 – палеонтолог за работой.
Воспитатель: ученых, которые изучают останки животных (их косточки и окаменелые следы)
называют ПАЛЕОНТОЛОГИ. Палеонтологи ездят по разным странам и городам на раскопки, туда,
где раньше обитали динозавры. Они копают глубокие ямы, выкапывают из них останки
динозавров (косточки) и изучают их. Чтобы потом рассказать нам, какие динозавры жили, как
выгладили и чем занимались. Динозавры вымерли задолго до появления человека, никто из
людей их не видел. Возможно, из-за похолодания детеныши динозавров не смогли появиться на
свет, так как оболочка яйца стала твердой, и им не по силам было ее пробить. Люди знают, как они
выглядели и что ели по найденным останкам их костей, зубов, отпечаткам лап. И все это благодаря
палеонтологам. Мы с вами тоже сегодня ученые и ищем динозавров. Как можно нас назвать?
Дети: палеонтологи. (хоровой и индивидуальные ответы)
Воспитатель: верно. И, как настоящим палеонтологам, я предлагаю вам отправиться на раскопки.
(дети делятся на пары и с помощью кисточек расчищают песок в лотках – там останки
динозавров). Ребята, посмотрите какая находка! Я предлагаю вам собрать динозавра.
Воспитатель: отлично! Посмотрите, как вы думаете, какого динозавра, мы с вами нашли?
Дети: трицератопс.
Воспитатель: правильно (слайд № 14 – трицератопс). А как вы догадались? (ответы детей)
Только мы с вами так увлеклись раскопками, что забыли про наши поиски. Давайте продолжим
наш путь. (идут змейкой к вулкану) Ого! Ребята, смотрите, куда это мы вышли? (ответы детей)
Вулкан. А вы знаете, что такое вулкан?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: вулкан - это гора, внутри которой находится огненная земная жидкость. Вот как он
выглядит.
На экране слайд №15 – вулкан, звучит звук извергаемого вулкана.
Воспитатель: Слышите? Похоже, что это действующий вулкан. И он вот-вот начнет извергаться,
давайте положим наше яйцо под вулкан, может быть оно отогреется и динозаврик сможет
вылупиться? (прячет яйцо под стол)
Дети встают в полукруг у стола, воспитатель показывает эксперимент «Извержение вулкана» в
сопровождении соответствующего звука. По окончании опыта включает механического динозавра,
он выходит из - под стола.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: ребята, посмотрите! Наш динозаврик вылупился! Что же нам с ним делать?
Дети: (дают свои ответы)
Воспитатель: а давайте, дадим ему имя и оставим его у себя, мы поселим его в нашем музее
динозавров? (варианты детей - голосование). Ребята, а давайте расскажем ему, какой долгий путь
мы проделали, чтобы помочь ему? Что мы для этого сделали? А что бы вы рассказали родителям о
нашей экспедиции?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас пора возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и скажем 1,2,3,4,5 –
вернемся в группу мы опять (слайд № 11 – дети возвращаются в группу).