Напоминание

Развивающая среда по познавательно – речевому развитию детей младшего и старшего дошкольного возраста.


Автор: Лакман Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№6
Населённый пункт: пгт. Зеленогорский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развивающая среда по познавательно – речевому развитию детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая среда по познавательно - речевому развитию

детей младшего и старшего дошкольного возраста.

(методические рекомендации)

Оглавление

Введение................................................................................................................... 3

Формирование познавательного – речевого развития ребенка в ДОО...............4

Роль предметно - развивающей среды в познавательно - речевом развитии

ребенка......................................................................................................................6

Организация предметно - развивающей среды с целью познавательно -

речевого развития детей..........................................................................................9

Заключение.............................................................................................................13

Список литературы:...............................................................................................14

Приложение............................................................................................................15

2

Введение

Мод е р н и з а ц и я

о б р а з о в а н и я

в

Д О О

п о в л е к л а

з а

с о б о й

совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего

эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в

самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов,

позволяющих ребенку более полно проявить себя и проявить активность.

Интегративным

результатом

реализации

указанных

требований

является

создание развивающей образовательной среды.

Классики отечественной психологии Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,

В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин говорили, что

развивающая

среда

это

определенным

образом

упорядоченное

образовательное

пространство,

в

котором

осуществляется

развивающее

обучение.

Федеральный стандарт дошкольного образования выдвигает требования

к

условиям,

необходимым

для

создания

ситуации

развития

детей,

соответствующей специфике дошкольного возраста.

На

развитие

ребенка-дошкольника

большое

влияние

оказывает

окружающее пространство, его наполняемость, то есть полноценное развитие

ребенка дошкольного возраста будет успешно формироваться в условиях

развивающей

среды,

которая

обеспечивает

разнообразную

игровую,

двигательную, творческую, продуктивную и речевую деятельность ребенка.

Организация

предметно–развивающей

среды

несет

эффективность

воспитательного

воздействия,

направленного

на

формирование

у

детей

активного

познавательного

отношения

к

окружающему

миру

предметов,

людей, природы.

Особое внимание необходимо уделять предметной среде, прежде всего

ее развивающему характеру. Одной из основных задач является обогащение

среды

такими

элементами,

которые

бы

стимулировали

познавательную,

речевую, двигательную и иную активность детей.

Речь как ведущее

3

средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества

речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и

обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и

т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками,

авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком

окружающего мира-

Познавательно-речевое развитие может рассматриваться как основа для

полноценного развития личности каждого ребенка.

Формирование познавательного – речевого развития ребенка в

ДОО

Формирование

правильной

речи

является

одной

из

основных

задач

дошкольного

образования.

Однако,

динамический

анализ

практической

ситуации

за

последние

несколько

лет

свидетельствует

о

ежегодном

увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и

описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В

речи

детей

существует

множество

проблем.

Поэтому

педагогическое

воздействие

при

развитии

и

речи

дошкольников

очень

сложное

дело.

Необходимо

научить

детей

связно,

последовательно,

грамматически

правильно

излагать

свои

мысли,

рассказывать

о

различных

событиях

из

окружающей жизни.

Хорошая

речь

-

важнейшее

условие

всестороннего

полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему

высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности,

содержательнее

и

полноценнее

отношения

со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании

речи

детей,

о

ее

чистоте

и

правильности,

предупреждая

и

исправляя

различные

нарушения,

которыми

считаются

любые

отклонения

от

общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на

деятельности

и

поведении

ребенка.

Дети

плохо

говорящие,

начиная

осознавать

свой

недостаток,

становятся

молчаливыми,

застенчивыми,

нерешительными. Важное значение имеет, правильное четкое произношение

детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь

4

формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к

неуспеваемости.

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1.

Развитие

мыслительной

деятельности

(овладение

мыслительными

операциями, познавательными процессами и способностями).

2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по

осмыслению своего опыта.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.

В связи с этим передо мной, как педагогом, дошкольного образования

встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для

полноценного познавательно - речевого развития детей.

Создание условий для полноценного познавательно - речевого развития

детей предусматривает:

-

обеспечение

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

группе;

- целенаправленную работу над речевым развитием детей во всех видах

детской деятельности;

- повышение профессионального роста в вопросах речевого развития

дошкольников;

- участие родителей в речевом воспитании детей.

5

Роль предметно - развивающей среды в познавательно -

речевом развитии ребенка

Одно из условий для полноценного познавательно - речевого развития

детей

предусматривает

обе спечение

развивающей

п р ед м е т н о -

пространственной среды в группе.

В

качестве

основных

составляющих

речевой

развивающей

среды

дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

1. Речь педагога.

2. Методы и приемы разных сторон речи детей.

3. Специальное оборудование для каждой группы.

Одной

из

самых

важных

речевой

развивающей

среды

является

грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры

детской

речи,

формирует

основы

культуры

речевой

деятельности

детей,

приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное

влияние

на

все

стороны

речи.

Речь

педагога

имеет

обучающую

и

воспитательную

направленность.

Качества

речи

педагога:

правильность,

точность, логичность, чистота, выразительность.

«В пустых стенах ребенок не заговорит»… заметила в свое время Е.

И. Тихеева.

Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то,

чтобы

дети

могли

в

группе

удовлетворить

свои

важные

жизненные

потребности в познании, и общении. Исходя из этого развивающую среду в

группе строю на основе принципов ФГОС ДОО

Принципы построения развивающей среды:

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий

на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в

6

глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми,

который реализуется через уголок «уединения»

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у

детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения,

осуществляется

в

уголках

групп:

«дом»,

«строительный»,

«гараж»,

«спортивный».

3.

Принцип

«стабильности

-

динамичности»,

ориентирующий

на

создание

условий

для

изменения

и

созидания

окружающей

среды

в

соответствии

со

«вкусами,

настроениями,

меняющимися

возможностями

детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность

+ настольные игры»

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий

возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий

детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не

мешая

друг

другу;

только

в

зонированных

уголках

«дом»,

«магазин»,

«больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает

ребенку

чувство

психологической

защищенности,

помогает

развитию

личности,

способностей,

овладению

способами

деятельности

в

каждом

возрасте.

Развивающая среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе

для

удовлетворения

потребности

в

двигательной

активности.

Правильно

организованная

развивающая

среда

позволяет

каждому

малышу

найти

занятие

по

душе,

поверить

в

свои

силы

и

способности,

научиться

взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их

чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего

обучения.

При

создании

развивающего

пространства

в

групповом

помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в

свою

очередь

обеспечит

эмоциональное

благополучие

каждого

ребёнка,

развитие

его

положительного

самоощущения,

компетентности

в

сфере

отношений

к

миру,

к

людям,

к

себе,

включение

в

различные

формы

сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и

воспитания.

Развивающая среда в среднем дошкольном возрасте:

7

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены

на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к

ним

доброжелательное

отношение,

стремиться

к

общению

и

взаимодействию.

Предметно-развивающая

среда

группы

организуется

с

учётом

возможностей

для

детей

играть

и

заниматься

отдельными

подгруппами.

Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному

перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения

дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Развивающая среда в старшем дошкольном возрасте:

В

старшем

дошкольном

возрасте

происходит

интенсивное

развитие

интеллектуальной,

нравственно-волевой

и

эмоциональной

сфер

личности.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции

детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в

детском

саду.

Воспитатель

помогает

дошкольникам

понять

это

новое

положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок

имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по

секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам

(конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,

экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы,

активизирующие

познавательную

деятельность,

развивающие

игры,

технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы,

побуждающие детей к освоению грамоты.

8

Организация предметно - развивающей среды с целью

познавательно - речевого развития детей.

Основные направления развития детей вносит в его жизнь партнер -

взрослый,

которые

затем

реализуются

в

его

свободной

самостоятельной

деятельности – индивидуально или совместно с другими детьми.

К таким развивающим дошкольника видам деятельности относятся:

игровая, продуктивная, познавательно - исследовательская деятельность и

чтение художественной литературы.

Создавая предметно-развивающую среду в нашей группе «Ягодки», мы

учитывали возрастные особенности детей, их интересы, склонности, уровень

активности, а главное, мы взяли за основу годовую задачу по развитию речи и

определили

для

себя,

что

наполнение

речевой

развивающей

среды

определяется

приоритетной

линией

целостного

оформления

группового

пространства.

Образовательные

и

игровые

материалы

расположены

по

центрам

согласно содержанию образовательных областей и постоянно обновляются.

Дети

имеют

возможность

заниматься

как

с

воспитателем,

так

и

самостоятельно или со сверстниками.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды

по

познавательному - развитию речи дошкольников, мы красочно оформили

центральную

стену

-

«Страна

знаний».

Где

дети

могут

самостоятельно

использовать и закреплять знания, полученные на занятиях по обучению

грамоте,

развитию

речи

и

познавательному

развитию

(предметные

и

сюжетные иллюстрации по теме занятий, буквенное панно, числовой ряд,

материал по составу числа и др.).

Здесь же каждую неделю оформляется

стенд

«Дом

тематических

недель»,

где

для

воспитанников

размещается

9

иллюстрационный материал в соответствии тематической неделе.

Среда

пополнена

разнообразным

практическим

материалом

для

организации

речевых

игр

и

занятий

это

картотека

и

пособия

для

проведения

артикуляционных

гимнастик,

комплексы

пальчиковых

игр,

игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания,

игры

для

обогащения

пассивного

и

активного

словаря,

формирования

грамматически

правильного

строя

речи,

связной

речи,

развития

фонематического слуха. Картотека предметных картинок для автоматизации и

дифференциации звуков, кассы с буквами. Пособия для развития мелкой

моторики: прописи, шнуровки и д.р. Материалы для звукового, слогового

анализа слов, анализа предложений. Дидактические игры на составление

слов из слогов, составление простого предложения, на умение находить место

звука в слове.

Для

того

чтобы

дети

могли

брать

на

себя

роль

персонажей

сказок

изготовлен тростевой кукольный театр с атрибутами, имеется большая

и

маленькая

ширмы,

пальчиковые

кукольные

театры,

костюмы,

маски,

атрибуты для постановки сказок, куклы и игрушки для различных видов

театра способствующий развитию диалогической речи воспитанников.

В

группе

имеется

игровое

оборудование,

наглядный,

игровой

и

демонстрационный

материал,

обеспечивающий

более

высокий

уровень

познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Так

же, нами созданы необходимые условия для проведения сюжетно - ролевых

игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Станция АЗС»,

«Школа», «Гараж», «Автобус» и т. д., что способствует развитию ролевой

речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером –

взрослым, развивает умение пробовать себя в разных социальных ролях.

В

книжном

уголке

группы

литература

подобранна

соответственно

возрасту и программному списку – это книжки малышки, сказки, рассказы на

разные темы, былины, стихи детских писателей, скороговорки, загадки. Так

же

печатные

издания

газеты,

детские

журналы,

поздравительные

и

тематические

открытки.

Иллюстративный

материал

по

разным

сказкам,

папки

художников

иллюстраторов

и

писателей

детских

книг.

Для

самостоятельного

чтения

оформлена

папка

«Прочитай

слова

по

слогам»,

буквари. Книжки - самоделки, созданные самими детьми.

Работа

в

этом

уголке

способствует

развитию

всех

сторон

речевого

развития:

это

обогащение

словарного

запаса,

умение

правильно

строить

высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие

рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи.

В группе созданы все условия для развития мелкой моторики по всем

10

видам деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования). Здесь

же размещены раскраски, штриховки, трафареты по разным тематикам. Дети

могут выбирать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность

и инициативу в изготовлении поделок. Все это в свою очередь развивает

моторику рук и способствует развитию речи детей.

Для повышения педагогической культуры родителей и привлечения их в

совместную образовательную деятельность в вопросах речевого развития

детей, в информационном уголке для родителей, в рубрике «Тематическая

неделя», в течение года мы размещаем:

- перечень игр по познавательно – речевому развитию детей дома;

- стихотворения для заучивания на определенную тематику;

-

консультации:

«

Речевое

развитие

детей»

с

рекомендациями

по

созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно-речевом

развитии ребенка»;

-

дидактические

игры

и

упражнения

для

развития

фонематического

слуха, дыхательная и артикуляционная гимнастика;

- вниманию родителей предоставляем периодические методические и

познавательные издания;

- список литературы для прочтения дома по программе «Детство».

Речевое развитие не может быть обособленным центром в групповом

пространстве,

оно

особенно

хорошо

интегрируется

с

другими

образовательными областями. Такое объединение и продуманный подход к

насыщению

и

содержанию

всех

групповых

центров,

позволяет

нашим

воспитанникам в полной мере выполнять требования Стандарта, а именно:

развивать детскую инициативу и самостоятельность, постоянно добиваться

новых результатов и достижений, а значит, становится успешнее.

Так для этого в центре познавательного развития размещены игры и

пособия по развитию у детей элементарных математических представлений.

У каждого ребенка есть: математические наборы, математические веера с

цифрами и знаками, тетради, простые карандаши, ручки, счетные палочки.

Геометрические

плоскостные

фигуры

и

объемные

формы,

картинки

с

изображением частей суток и их последовательность, полоски различной

длинны и ширины, числовые карточки и карточки - задачи.

В группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают

детям

играть

вместе

и

индивидуально:

«Пазлы»,

«Лото»,

«Домино»

по

изучаемым

лексическим

темам,

«Шашки»,

«Лего»

комплекты

дидактических

и

настольных

игр

таких,

как

«Профессии»,

«Логика»,

«Инструменты», «Дары природы», «Зоологическое лото», «Учись

играя»,

«Найди где живет», «Времена года» и т.д..

11

Насыщая групповое пространство, мы заботимся в первую очередь о

том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные

потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

Поэтому, мы стараемся, что бы в группе было интересно, уютно, удобно,

доступно и, конечно же, красиво.

Все, что есть в нашей группе создано нашим старанием, желанием и

творчеством:

кухонный

гарнитур

и

шкафы

сделаны

из

старой

мебели

с

участием родителей; корзины под игровой материал сплетены из газетных

трубочек;

в

уголок

ИЗО

и

книжный

уголок

-

сделали

подставки

для

карандашей и периодических изданий из бросового материала. Постоянно

обращаемся к интернет ресурсам за новинками

в оформлении, просим

помощи

у

родителей

в

приобретении

познавательных

книг

и

игрового

материала.

В

начале

года

родители

распечатали

тетради

для

занятий

по

обучению грамоте и математике.

Мы считаем, что нами была проведена большая работа по обновлению и

оснащению развивающей среды группы, и полученный результат нравится не

только детям, но и нам, и родителям. Ведь при изготовлении какого-либо

предмета человек вкладывает в него тепло своих рук, передает частичку себя.

Поэтому это не просто работа, а работа, позволяющая творить и получать от

этого удовольствие и передавать его другим - нашим детям.

12

Заключение

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются

задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления

физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из

главных

задач

дошкольного

образования.

Одно

из

важнейших

познавательных

процессов

человека

эта

речь. Решение

этих

задач

невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет

эффективность

воспитательного

воздействия,

направленного

на

формирование

у

детей

активного

познавательного

отношения

к

окружающему миру предметов, людей, природы.

Каждый

раз,

перед

тем

как

приступить

к

оформлению

группового

пространства, задайте себе вопрос: «А, что нужно от каждого из нас, как

педагога?» Это, конечно же, наше с вами желание и профессионализм. Как

гласит русская поговорка: «Под лежачий камень вода не потечет!», поэтому

правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу

найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться

взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их

чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего

обучения.

Свободная

деятельность

детей

помогает

им

самостоятельно

осуществлять

поиск,

включаться

в

процесс

исследования,

а

не

получать

готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как

любознательность,

инициативность,

самостоятельность,

способность

к

творческому самовыражению.

13

Список литературы:

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую

среду [Текст]: /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. — 1999. — №5. – С.32 –

34.

2. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной

среды

в

дошкольном

учреждении

/

Дошк.

образоват.

учрежд.

122

“Солнышко”

г.

Тольятти

[Текст]:

/С.В.Железнова,

Т.А.Фалькова.

Ульяновск, 2001. — 72 с.

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические

рекомендации

по

проектированию

вариативных

дизайн

проектов

развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных

комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.

4. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей

предметной

среды

в

дошкольном

образовательном

учреждении

[Текст]

:автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. — М., 2000. — 18 с.

5.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] :

/Н.А.Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.

6.

Новоселова

С.

Развивающая

предметная

среда:

Методические

рекомендации

по

проектированию

вариативных

дизайн-проектов

развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных

комплексах /С.Новоселова. — М.: Просвещение, 2001. — 89 с.

7. Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как

средство познавательно-речевого развития дошкольников // Вопросы дошкол

8

. “Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования”:

Приказ

Министерства

образования

и

науки

14

Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 г.

Москва.

Приложение

Центр познавательно - речевого развития.

15

Театральный

Патриотический Математический

Уголок школьника

Книжный уголок

16

Природный уголок и экспериментирования.

17

Уголок «Дом и семья»

Спортивный уголок

18

Уголок безопасности

Уголок конструирования

19

Уголок изобразительной деятельности

Уголок сюжетно – ролевых игр.

«Парикмахерская»

20

Информационно – просветительская информация для

родителей

21

Творческая выставка достижений воспитанников.

22



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!