Автор: Хорошенькова Нинель Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО ДДЮТ
Населённый пункт: Ленинградская область Всеволожский район
Наименование материала: Статья по обмену опытом
Тема: Создание условий для развития творческих способностей ребенка на занятиях по дополнительному образованию.
Раздел: дополнительное образование
Создание условий для развития творческих способностей ребенка на
занятиях по дополнительному образованию.
Обучение для детей на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
станет творческим процессом, если оно с самого начала будет строиться на
развитии креативности. Творческие способности в учащихся могут
проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом.
Развивать творческие способности - это, значит, развивать воображение.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил,
познавательной активности и самостоятельности ребенка. В одних случаях
он носит характер подражательный, в других поисковый, творческий. Именно
характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень
приобретенных знаний, умений и навыков.
На занятиях нельзя требовать от всех одинаково высокого уровня освоения
способов деятельности. Обосновано это многими причинами:
неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их
способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п. поэтому
одни сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в
средства художественной деятельности. Другие достигают этого позже.
Можно выделить основные компоненты, развитие которых влияет на
развитие творческих способностей:
o
развитие композиционно – образного мышления, воображения;
o
развитие зрительной памяти, способствующей созданию ярких
зрительных образов;
o
развитие эстетических чувств: эмоциональное отношение к
воспринимаемому и изображаемому предмету;
o
развитие свойств мышления, необходимых для дальнейшей
плодотворной работы.
Следовательно, в центре занятий по развитию творческих способностей
должны стоять специальные задания и упражнения, направленные на
развитие этих качеств.
Уровень развития творческих способностей зависит от содержания методов
и приемов обучения. Используя на занятиях разнообразные методы обучения,
в том числе и игровые, систематически, целенаправленно стремлюсь
развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления, учить их
рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные
подходы, доказательства.
Особое место в развитии творческих способностей на занятиях
занимает метод проектов. Именно метод проектов способен наиболее полно
раскрыть и развить творческий потенциал личности ребенка в процессе
обучения. Известно, что познавательная деятельность складывается из
творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в
определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки ребенка.
На занятиях данный метод реализую в форме выполнения творческих
проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная
творческая работа, выполненная под руководством преподавателя. Качество
же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны
знания, умения и навыки, приобретенные на уроках изобразительного
искусства. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного
обобщенного критерия их оценки.
Каждый студент под руководством преподавателя проходит все этапы
художественного проектирования.
1. Предпроектное исследование.
Фиксация вариантов решения работы в виде зарисовок.
2. Художественно-конструкторский поиск. Разработка и воплощение
творческих идей в эскизах.
3.
Разработка эскизного проекта. Композиционное решение.
4.
Выполнение чистового варианта проекта (папка-проект, презентация)
В результате совместной работы преподавателя с каждым ребенком
выход проектов равен 100%. Каждый проект индивидуален и показывает
уровень, который достиг за период обучения. Защита проектов заканчивается
итоговой выставкой.