Автор: Пирогова Ольга Михайловна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ "ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Образная речь младших школьников"
Раздел: начальное образование
Образная речь младшего школьника
Образная речь является составной частью культуры речи. Культура
речи - это соблюдение норм литературного языка, умение передать свои
мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью
высказывания, передавать их содержательно, точно, выразительно и
грамматически правильно. По мнению О.С. Ушаковой, «...образность
относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и
бережного отношения к языковому богатству, умение использовать
разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных
сочинений становится одной из важнейших задач речевого развития в
дошкольном детстве». Высокий уровень речевой культуры включает
следующие признаки: 1. Богатство речи - большой объем словаря, понимание
и употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых
речевых средств. 2. Точность речи - оптимальное словоупотребление - умение
выбрать такие слова, которые наилучшим образом передают содержание
высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической
последовательности. 3. Выразительность речи - отбор языковых средств,
соответствующих условиям и задачам общения. Культура речи является
неотъемлемой частью речевого развития человека. Русский литературный
язык богат своими выразительными возможностями, основанными на
давности его происхождения, постоянном обогащении из народной среды и
благодаря внутренним возможностям развития. Образность речи
предполагает не только ее экспрессивность, но и картинность, красочность,
наглядность. Речь становится образной и в тех случаях, когда она воссоздает
облик самого говорящего. Образность является одним из средств порождения
сопереживания. Конкретная чувственность, присущая всякому образу, -
является источником эмоциональности. Развитие образности речи
предполагает овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими,
грамматическими) и совершенствование выразительных средств языка.
Составными частями образности речи являются: а) Выразительность речи -
умение отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачей
общения. б) Лексическая сторона речи - работа над смыслом слова с целью
научить ребенка употребить точное по смыслу и выразительное слово или
словосочетание в соответствии с контекстом . высказывания. в)
Грамматический аспект — обучение ребенка использованию разнообразных
стилистических средств (построение разных типов предложений, порядок
слов, уместное применение различных частей речи и т.д.) для развития
умения оформлять свое высказывание грамматически правильно и
одновременно выразительно. г) Фонетическая сторона - включает в себя
звуковое оформление текста (дикцию, темп речи, интонационную
выразительность и т.д.) В современной науке используется термин
"изобразительновыразительные средства языка". Иногда понятия
"образность" и "выразительность" рассматриваются как синонимы.
Исследователи так разграничивают эти понятия. Слово "выразительность"
сближается при толковании и употреблении со словами "изобразительность",
"образность". Наличие изобразительных средств способствует
выразительности речи и представляет собой, в первую очередь, лексические
и грамматические средства с чувственно-конкретным значением. Таким
образом, образность речи - сложное, многогранное понятие.