Напоминание

"Образная речь младших школьников"


Автор: Пирогова Ольга Михайловна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ "ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Образная речь младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Образная речь младшего школьника

Образная речь является составной частью культуры речи. Культура

речи - это соблюдение норм литературного языка, умение передать свои

мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью

высказывания, передавать их содержательно, точно, выразительно и

грамматически правильно. По мнению О.С. Ушаковой, «...образность

относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и

бережного отношения к языковому богатству, умение использовать

разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных

сочинений становится одной из важнейших задач речевого развития в

дошкольном детстве». Высокий уровень речевой культуры включает

следующие признаки: 1. Богатство речи - большой объем словаря, понимание

и употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых

речевых средств. 2. Точность речи - оптимальное словоупотребление - умение

выбрать такие слова, которые наилучшим образом передают содержание

высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической

последовательности. 3. Выразительность речи - отбор языковых средств,

соответствующих условиям и задачам общения. Культура речи является

неотъемлемой частью речевого развития человека. Русский литературный

язык богат своими выразительными возможностями, основанными на

давности его происхождения, постоянном обогащении из народной среды и

благодаря внутренним возможностям развития. Образность речи

предполагает не только ее экспрессивность, но и картинность, красочность,

наглядность. Речь становится образной и в тех случаях, когда она воссоздает

облик самого говорящего. Образность является одним из средств порождения

сопереживания. Конкретная чувственность, присущая всякому образу, -

является источником эмоциональности. Развитие образности речи

предполагает овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими,

грамматическими) и совершенствование выразительных средств языка.

Составными частями образности речи являются: а) Выразительность речи -

умение отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачей

общения. б) Лексическая сторона речи - работа над смыслом слова с целью

научить ребенка употребить точное по смыслу и выразительное слово или

словосочетание в соответствии с контекстом . высказывания. в)

Грамматический аспект — обучение ребенка использованию разнообразных

стилистических средств (построение разных типов предложений, порядок

слов, уместное применение различных частей речи и т.д.) для развития

умения оформлять свое высказывание грамматически правильно и

одновременно выразительно. г) Фонетическая сторона - включает в себя

звуковое оформление текста (дикцию, темп речи, интонационную

выразительность и т.д.) В современной науке используется термин

"изобразительновыразительные средства языка". Иногда понятия

"образность" и "выразительность" рассматриваются как синонимы.

Исследователи так разграничивают эти понятия. Слово "выразительность"

сближается при толковании и употреблении со словами "изобразительность",

"образность". Наличие изобразительных средств способствует

выразительности речи и представляет собой, в первую очередь, лексические

и грамматические средства с чувственно-конкретным значением. Таким

образом, образность речи - сложное, многогранное понятие.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!