Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"


Автор: Небогатых Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им.Г.И.Шелехова"
Населённый пункт: город Рыльск ,Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий на уроках

математики в начальной школе

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Начальная школа играет важную роль в общей системе образования. Это то

звено, которое обязано обеспечить целостное развитие личности ребенка, его

социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения,

формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные

требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования -

основная и главная задача федеральных государственных образовательных

стандартов второго поколения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования представляет собой

совокупность требований, обязательных при реализации основных

образовательных программ начального общего образования образовательными

учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования должен обеспечивать: единство образовательного пространства

Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ

начального общего и основного общего образования.

Теперь роль начальной школы заключается в интеграции, обобщении,

осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на

основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении

которой школе сегодня замены нет!

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику

главной целью школьного образования становится развитие способности

ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их

реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря –

формирование умения учиться. Достижение данной цели становится

возможным благодаря формированию системы универсальных учебных

действий (УУД).

Универсальные учебные действия

Овладение универсальными учебными действиями дает возможность учащимся

самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности на

основе формирования умения учиться. Эта возможность связанна с тем,

что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и

позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях

познания.

Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его

способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и

организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это

навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных

блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, связывая их с

реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия

направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей,

позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать

свою жизненную позицию.

Познавательные действия включают действия поиска, исследования отбора и

структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого

содержания.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления

познавательной и учебной деятельностью благодаря постановке целей,

планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности

усвоения.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества:

умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и согласованно

выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,

правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно

сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование УУД на уроках математики.

В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает

необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов

умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации,

аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно

ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать

их для решения практических и жизненных задач.

Уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала

вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность

учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Любая

задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности

УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом

виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ –

синтез - оценка.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом,

который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Основным механизмом реализации целей и задач современного образования

является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и

заключается принцип деятельности. Нацеленность курса математики на

формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в

практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на

компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача,

способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические

условия для овладения УУД.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности

для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе

начального математического образования зависит от способов организации

учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только

обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но

и учить мыслить.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются

вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени,

выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся,

наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение

различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в

соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей

анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных

признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и

классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам

(основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить

рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре,

свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда

единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс

обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения

учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное

обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий

оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов

учащихся и способствует формированию у учащихся положительного

отношения к школе (к процессу познания).

Уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала

вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность

учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Любая

задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности

УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом

виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ –

синтез - оценка.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом,

который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Учитель

формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы,

формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять

смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику,

какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В

учебниках есть задания для их выполнения в парах, что позволяет ученикам

использовать полученные знания в практических ситуациях, вопросы и задания,

задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД

На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля)

приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как

фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или

индивидуально.

Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так

и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей

не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования

коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнёра,

планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять

роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться

учитывать позицию собеседника). Самостоятельно определять и высказывать

самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и

сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В процессе такой работы формируются умения: контролировать, оценивать свои

действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом

необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой

цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация

целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных

точек зрения; установление соответствия между предметной-вербальной-

графической-символической моделями; предложение заведомо неверного

способа выполнения задания-«ловушки»; сравнение данного задания с другим,

которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных

способов действий. При этом дети учатся правилам работы в группе (паре),

прививаются умения осознанности и критичности своих действий.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим

языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с

использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и

ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности

выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Математика является одним из основных предметов для развития у учащихся

познавательных действий, в первую очередь логических. Особое значение

имеет математика для формирования общего приема решения задач как

универсального учебного действия.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение

следующих целей:

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных

представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

развитие образного и логического мышления, воображения,

математической речи, формирование предметных умений и навыков,

необходимых для успешного решения учебных и практических задач и

продолжения образования;

воспитание интереса к математике.

Формирование УУД на уроках математики в начальной школе – дело непростое,

но сегодня – это требование времени. На уроках математики универсальным

учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее

логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика

выделять тип задачи и способ ее решения. Формирование познавательных

универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

решает следующие образовательные задачи:

формирование умений работать с информацией, представленной в разных

видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица,

диаграмма);

формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности;

формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной

работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации,

планирования познавательной деятельности и самооценки;

знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение,

сравнение, измерение, моделирование) и способами представления

информации;

Уроки математики реализуют следующие цели обучения: полноценное

интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов,

логического мышления, а так же математическую подготовку учащихся.

Коммуникативные УУД формируются, когда:

ученик учится отвечать на вопросы;

ученик учится задавать вопросы;

ученик учится вести диалог;

ученик учится пересказывать сюжет;

учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем

внимательно».

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств,

как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей

деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и

настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Основным на уроках математики в сфере личностных УУД считаю действие

смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем,

что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен

задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение,

изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников

формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза,

классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и

необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи,

производить анализ и преобразование информации (используя при решении

самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые,

графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в

соответствии с содержанием задания).

В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:

при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.

Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая

дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к

формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания,

умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса

усвоения, т. е. умения учиться.

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на

выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.

Действия, позволяющие учителю сформировать универсальные учебные

действия на уроках математики.

Для развития умения оценивать свою работу дети учатся выстраивать алгоритм

оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность

любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает

достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Привлечение детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего

нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Обучение детей приемам работы в группах (дети вместе с учителем исследуют,

как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют

учебные конфликты и находят совместно пути их решения).

Необходимо большое внимание на уроке уделять самопроверке детей, обучая их,

как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что

все учатся на ошибках.

Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или

недостаточность знаний, вместе с детьми у учителя есть возможность

определить цель урока.

Уроки математики учат детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с

информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками,

используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного

запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические

операции мышления детей.

В рамках работы с ценностным материалом и его анализом учитель учит

ребенка делать нравственный выбор.

Важно показывать и объяснять, за что была поставлена та или иная отметка. Это

учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии

для оценки. В дальнейшем согласно этим критериям учеников учат оценивать и

свою работу.

Главным моментом на уроках математики является обучение детей ставить цели

и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед

началом решения составляется совместный план действий.

Важно также учить детей на уроках математики разным способам выражения

своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения

мнения других.

Важно выстраивать на уроке общение с детьми с позиции сотрудничества, при

этом активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное

сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

Использование ФГОС на уроках математики.

С принятием ФГОС в системе российского начального образования перед

учителями встают следующие вопросы:

Каким теперь должен выглядеть современный урок?

Что нам теперь следует учитывать при подготовке к современному уроку в

соответствии с требованиями ФГОС?

На уроках математики, так же как и на других уроках начального образования,

необходимо общаться с учениками как равноправные партнеры (определять

цель, составлять план, осуществлять поиск решения проблемы). Важно

внимательно выслушивать выступление каждого ученика, давать им

возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное.

Современный ребенок привык получать знания в форме развлекательных

программ по телевидению, что нужно учитывать на уроках математике,

используя медиасредства. Помочь учителю в решении этой непростой задачи

может сочетание традиционных методов обучения и современных

информационных технологий, в том числе и компьютерных. Трудно представить

современное образовательное учреждение без компьютерного класса.

Использование компьютеров помогает учителям лучше оценить способности и

знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и

методы обучения.

Важно в современном уроке использовать дидактические игры, которые можно

так же организовать по средствам ИКТ, ведь для младшего школьного возраста

учение – новое и непривычное дело. Дидактические игры особенно необходимы

в воспитании и обучении детей начальной школы. В процессе игры у детей

вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,

развивается внимание, стремление к знаниям, умения оценивать роль знаний и

видеть их применение на практике, ощущать взаимосвязь разных наук. Для

учителя урок-игра, с одной стороны - возможность лучше узнать и понять

учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние

проблемы (например, обучения), с другой стороны, это возможность для

самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных

идей. Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого

материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет

обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии

информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить её в

новых ситуациях. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам

обучения на уроках, усматривает в них возможности эффективной организации

взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с

присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного

интереса.

Например, при изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка”

используются, прежде всего, такие игры, с помощью которых дети осознают

приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом

этапе можно применить игру “Составим поезд”. На уроках закрепления нового

материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий,

вычислительных приёмов целесообразно проводить игры в группах и в виде

соревнования. В конце урока вместе с детьми подводя итоги соревнования, я

обращаю внимание на дружную работу участников команд, что способствует

формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим

тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не

в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры. Для

закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра “Цепочка”,

при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе

иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с

другом.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей

младшего школьного возраста. Благодаря играм формируются у учащихся

коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается

уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все

дети класса. Ученики с желанием работают в группах. К концу 4 класса дети

формулируют свои мысли сложными синтаксическими конструкциями в виде

текста, не боятся выступать публично, корректно оценивают выступления

одноклассников. Формирование универсальных учебных действий, в том числе

и коммуникативных, значительно повышает качество образования.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:

при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.

Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии:

уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная

деятельность.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к

формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания,

умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса

усвоения, т. е. умения учиться.

Заключение

Изучив внимательно Федеральный государственный образовательный стандарт

обучения, я выяснила для себя, что обучение младших школьников больше не

заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и

осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. При обучении математике

так было всегда. Такое обучение встроено в данный предмет. Так что, по сути,

ФГОС проецирует методы обучения математике на остальные предметы. Чем

лучше мы учим детей решать конкретные примеры и задачи, чем больше даем

им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые.

Ученики пасуют перед новым. Перед собой на будущее я ставлю решение

следующей задачи путем применения ФГОС на уроках математике и других

уроках начальной школы: развитие у детей универсальных учебных действий с

целью формирования умения ориентировать в новых и сложных ситуациях,

умения самостоятельно находить из них выход. Если у ученика сформирована

«стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной

ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно

расставить приоритеты и определить цели. В настоящее время все более

актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении

приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать

знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать

выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке

математики.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!