Напоминание

"Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского"


Автор: Лаврова Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: Муниципального казенного учреждения образования "Детская школа искусств имени А.И. Баева"
Населённый пункт: Северного района Новосибирской области
Наименование материала: Музыкальная гостиная
Тема: "Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.И. Баева»

Северного района Новосибирской области

Музыкальная гостиная

Путешествие по страницам «Детского альбома»

П.И. Чайковского

Подготовила

преподаватель теоретических дисциплин

Лаврова Людмила Анатольевна

с. Северное, 2019 г.

Цель:

Новый взгляд на цикл «Детский альбом» П.И. Чайковского с точки зре-

ния синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И. Чайковского,

поэзии Виктора Лунина и иллюстраций Веры Павловой.

Задачи:

Образовательные:

Обзор жизни и творчества П.И. Чайковского;

Расширить знания о истории создания цикла для фортепиано

«Детский Альбом» через цитирование

некоторых фрагментов переписки

композитора;

Познакомить ребят с поэзией Виктора Лунина, автора стихов к

циклу П.И. Чайковского «Детский альбом», а также продемонстрировать ис-

полнение хорошо знакомых пьес цикла в новой интерпретации;

Подчеркнуть образность восприятия ряда пьес цикла через твор-

чество художницы Веры Павловой.

Воспитательные:

Приобщение детей к истории создания цикла «Детский альбом» и

демонстрация современности и актуальности творчества П.И. Чайковского в

наши дни;

Провести анализ инструментального исполнения и вокальной ин-

терпретации пьес «Детского альбома»;

Воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к разви-

тию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.

Развивающие:

Формирование музыкального вкуса;

Формировать образное мышление;

Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым реперту-

аром.

Методы:

Наглядный;

Игровой;

Объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

Компьютер;

Проектор;

Звукоусиливающая аппаратура (колонки);

Рояль.

Материалы:

слайдовая презентация

нотный материал;

музыкальные фонограммы.

Добрый вечер дорогие гости! Мы собрались в нашем уютном зале по

уже давно сложившейся традиции. Сегодня концертный зал школы гостепри-

имно распахнул свои двери, встречая всех желающих погрузиться в прекрас-

ный мир, мир Музыки! Наша школа искусств - оазис культурной жизни села,

это – центр искусства, системы музыкального воспитания, проверенной вре-

менем. Взволнованные лица преподавателей, ответственные дети, гости – все

это придает особую торжественность праздничному вечеру.

Сегодня в нашей музыкальной гостиной состоится встреча с великим

русским

композитором

П.И.

Чайковским.

Я

познакомлю

вас

с

его

творчеством, и особое внимание уделим его сборнику легких пьес для детей

под названием «Детский альбом».

Слайд 1

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск,

расположенном на территории современной Удмуртии. Его отцом стал Илья

Петрович

Чайковский,

инженер,

происходящий

от

казачьего

рода

Чаек,

известного в Украине. Матерью будущего прославленного композитора стала

Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских

сирот

незадолго

до

смерти

отца.

Александра

Андреевна

была

обучена

литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На

Урале

семейство

оказалось

из-за

того,

что

Илье

Петровичу

предложили

должность

руководителя

Камско-Воткинского

сталелитейного

завода,

который

по

тем

временам

был

очень

крупным

предприятием.

В

Воткинске Чайковский-старший получил большой дом с прислугой и даже

свое собственное войско, состоявшее из ста казаков. В этот дом нередко

заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие

достопочтенные личности.

Слайд 2

В своей семье Петр оказался вторым ребенком. У него также был

старший

брат

Николай,

младший

брат

Ипполит

и

младшая

сестра

Александра. В большом доме Чайковских жила не только сама семейная чета

со своими детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для

обучения детей из Санкт-Петербурга была вызвана гувернантка-француженка

Фанни

Дюрбах,

которая

впоследствии

стала

практически

членом

семьи

Чайковских.

Слайд 3

Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра

Ильича. Его отец умел играть на флейте, матушка – на фортепиано и арфе, а

также

она

весьма

умело

исполняла

романсы.

Гувернантка

музыкальным

образованием была обделена, однако тоже питала страсть к музыке. В доме

Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Юный музыкант

брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела

музыкальной грамотой.

Еще одним увлечением юного Чайковского, помимо изучения основ

игры на рояле, стала поэзия. Петр с упоением сочинял на французском языке

многочисленные стишки. Кроме того, он старался узнать все, что только

можно, из биографии Людовика XVII. Благоговение перед этой исторической

личностью он пронес через всю свою жизнь.

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович

ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Буквально через пару

месяцев семейство снова переехало, на этот раз – в Санкт-Петербург. Там

старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.

В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также

ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Там же

юноша

переболел

корью,

из-за

чего

впоследствии

у

него

периодически

случались припадки.

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в

Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями

вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост

руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени

покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра Ильича к

получению

дальнейшего

образования

была

нанята

другая

гувернантка

Анастасия Петрова.

В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата:

близнецы Модест и Анатолий.

Слайд 4

Хотя молодой Петр Чайковский уже не первый год демонстрировал

повышенный интерес к музыке, был в восторге от именитых опер и обожал

ходить на балет, его родители вовсе не рассматривали музыку как достойную

профессию для своего сына. Поначалу его хотели отправить в Институт

Корпуса горных инженеров, как и старшего сына Николая, но потом отдали

предпочтение Императорскому училищу правоведения, располагавшемуся в

Санкт-Петербурге. Петр Ильич поступил в него в 1850 году.

В училище музыкант проучился вплоть до 1859 года. Первые годы

учебы

были

для

Чайковского

самыми

трудными:

он

тяжело

переживал

расставание

с

родными,

которые

не

могли

часто

навещать

его.

А

попечительство

друга

семьи

Модеста

Вакара

было

омрачено

тем,

что

десятилетний Чайковский нечаянно занес в его дом скарлатину, из-за чего

маленький сын Модеста скоропостижно скончался.

Слайд 5

В 1852 году, когда Илья Петрович оставил службу, вся семья переехала

в Санкт-Петербург. В эти годы Петр Ильич активно знакомился с русской

оперой и балетом, а также подружился с одноклассником, поэтом Алексеем

Апухтиным, который оказал большое влияние на его взгляды и убеждения.

В

1854

году

мать

Чайковского

скончалась

после

продолжительной

борьбы

с

холерой.

Илья

Петрович

распределил

старших

детей

в

образовательные

учреждения

закрытого

типа,

а

с

четырехлетними

близнецами временно поселился у своего брата.

В

период

с

1855

по

1858

годы

Петр

Ильич

брал

уроки

игры

на

фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Его

молодому Чайковскому нанял отец, но весной 1858 года уроки пришлось

прекратить: из-за безуспешной аферы Илья Петрович потерял практически

все свои деньги, и платить зарубежному музыканту стало нечем. К счастью,

вскоре

Чайковскому-старшему

предложили

возглавить

руководство

Технологического института и предложили большую казенную квартиру, куда

он переехал с детьми.

Учебу в Училище правоведения Петр Ильич завершил в 1859 году.

Интересно, что он пользовался большой симпатией как со стороны учителей,

так и со стороны других воспитанников училища. В отличие от многих

других

талантливых

творческих

деятелей,

которые

отличались

нелюдимостью

и

слабой

социализацией,

Петр

Чайковский

комфортно

чувствовал себя в обществе и прекрасно вписывался в любую компанию.

По

завершении

учебы

молодой

человек

получил

работу

в

Министерстве юстиции. Там он занимался, чаще всего, ведением различных

дел крестьян. В свободное время он продолжал ходить в оперный театр и

заниматься музыкой.

Слайд 6

«Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в

фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям

фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной

литературе

сочинение

более

популярной,

чем

«Детский

альбом»

П.И.

Чайковского.

Первое

упоминание

о

замысле

«Детского

альбома»

относится

к

февралю

1878

года.

Чайковский

в

это

время

находится

длительном

заграничном путешествие. В письме в П. Юргенсону: «Завтра примусь я за

сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не

мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной

литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких

отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у

«Шумана».

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете

творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся

впервые.

Слайд 7

«Детский

альбом»

ор.

39

написан

в

мае

1878

года.

История

его

создания неразрывно связано с Каменкой, большим украинским селом близ

Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка –

«родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев

Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и

мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Слайд 8

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых.

Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец

семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр

Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго

связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного

благоденствия.

Свой

цикл

детских

пьес

Чайковский

посвятил

Володе

Давыдову,

одному

из

многочисленный

детей

Льва

Васильевича

и

Александры

Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет.

Слайд 9

На заглавном листе значилось «Детский альбом сборник легких пьесок

для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с

удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

Чайковский

любил

детей.

Часами

готов

был

возиться

с

ребятами,

наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным

детям,

стремясь

доставить

радость

и

удовольствие

каждому

ребенку,

с

которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к

Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый

мир

детских

игр,

танцев

и

случайных

впечатлений.

Он

делится

на

микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

Слайд 10

Утренний цикл

Утренняя молитва

Зимнее утро

Мама

Утренняя молитва

Господи Боже

Грешных паси

Сделай, чтоб лучше

Жилось на Руси

Сделай чтоб стало

Тепло и светло

И чтобы весеннее солнце взошло

Людей, и птиц, и зверей,

Прошу тебя отогрей

Прошу Боже мой

Слайд 11

«Мама»

Мир

в

душу

героя

цикла

возвращает

«Мама».

Нежные,

ласковые

певучие

звуки

пьесы

«Мама»

будто

успокаивают,

объясняют

что-то.

Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром

всю

жизнь

он

помнил

её

чудесные

глаза,

плавные,

полные

достоинства

движения, глубокий грудной голос.

«Мама»

Я так люблю тебя!

Мне нужно, чтобы ты

И в час, и в день любой

Всегда была со мной.

Я так люблю тебя

Что и сказать нельзя!

Но не люблю когда

В слезах твои глаза

Я так люблю тебя

Хоть обойди весь свет

Тебя красивей нет

Тебя нежнее нет

Добрее нет тебя

Любимей нет тебя

Никого

Нигде

Мама моя,

Мама моя,

Мама моя!

Исполняет Тафимцева Анастасия (учащаяся)

Слайд 12

Дневной цикл

Состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья

пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем «Детский альбом»

Чайковского,

содержание

его

дневного

цикла

в

частности,

имеет

четкое

подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

Сюда вошли:

«Марш деревянных солдатиков»

«Болезнь куклы»

«Похороны куклы»

«Вальс»

«Новая кукла»

Слайд 13

Болезнь куклы

Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая

принимает

свою

игру

как

бы

всерьёз.

А

может

быть,

любимая

кукла

действительно безнадёжно сломалась (заболела).

- Кукла Маша заболела.

- Врач сказал, что плохо дело.

- Маше больно, Маше тяжко!

- Не поможешь ей, бедняжке.

- Нас покинет Маша вскоре.

Вот уж горе, так уж горе, горе, горе, го…

У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Что

необычно

в

музыкальном

языке

этой

пьесы?

Слушая

музыку,

вы

сразу

обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она

как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох…

ах…».

Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух

периодов с кодой. Жалобно звучат «вздохи» куклы в первом предложении,

переходящие затем в приглушённые стоны, когда они переносятся в низкий

регистр.

«Страдания»

куклы

достигают

предела

во

втором

периоде,

содержащем напряжённую кульминацию. Период завершается кадансом на

тоническом аккорде. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула…

Исполняет Дудинская Дарья (учащаяся 3 класса ф-но)

Слайд 14

Новая кукла

Девочка

так

рада

новой

игрушке!

Вместе

со

своей

куклой

она

кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Музыка

наполнена чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Выдержанный

на протяжении всей пьесы ритмический пульс, который даёт аккомпанемент,

напоминает взволнованное биение сердца.

Ах, мам, мам, неужели

Куклу скоро приведут?

Ах мама, мама, в самом деле

Кукла скоро будет тут?

Ах, где же кукла моя?

Её хочу увидеть я.

Ах, что? Уже? Тогда молю-

Ну, дай мне куколку мою.

Ах, как она прекрасна, мама!

Как я рада, Боже мой!

Ах, кукла, кукла! Никогда мы

Не расстанемся с тобой,

Теперь с тобой, теперь с тобой,

С тобой, с тобой, с тобой, с тобой.

«Новая кукла» завершает маленькую сюиту. Лёгким ветерком радости

предстаёт эта миниатюрная пьеса. Она и звучит меньше минуты. В ней слиты

воедино разные оттенки чувства: изумление, восторг, охватывающие ребёнка

при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Словно девочка с

куклой кружится по комнате, залитой солнечным светом…

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и

бальные

танцы

того

времени.

Они

символизируют

мечты

детей,

их

разговоры,

прогулку

в

деревню.

Различными

по

звучанию

танцами

чередуются

песни

Чайковского.

«Детский

альбом»

передает

всю

непоседливость детского возраста.

«…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой

красотой характеристических черт русской народной музыки…» - писал

Чайковский Н.Ф. фон Мекк. Детские впечатления композитора, его любовь к

народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах «Детского альбома»:

это «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская». Они

составляют еще одну маленькую сюиту.

1.

«Русская песня»

2.

«Мужик на гармонике играет»

3.

«Камаринская»

4.

«Полька»

Слайд 15

Следующую

сюиту,

которую

мы

назвали

бы

«О

чужих

странах

и

людях» образуют «песенки»:

1.

«Итальянская песенка»

2.

«Старинная французская песенка»

3.

«Немецкая песенка»

4.

«Неаполитанская песенка»

В них мы ощущаем и ритмическую живость итальянских мелодий, и

мудрую грусть старинного французского напева, и степенную размеренность

немецкого танца.

И всё же предпочтение Чайковский отдает итальянским «песенкам». Их

в

«Детском

альбоме»

три.

Это

не

случайно.

Пьесы

отразили

свежие

музыкальные впечатления композитора, полученные в Италии.

Осень и зиму 1877-1878 годов Чайковский провёл за границей. Он

побывал в Италии, Франции, Швейцарии.

Слайд 16

Итальянская песенка

Итальянская

песенка

очень

грациозная,

милая,

нежная,

игривая.

Похожа

она

на

какой-нибудь

танец?

Да,

она

похожа

на

вальс.

В

пьесе

чувствуется вальсовость, но вальс этот не плавный, а игривый, оживленный.

В этот ласковый утренний час

Солнце нежно глядит на нас.

Мы по травам росистым идём

И все вместе поём:

- Прекрасны здесь небеса!

Прекрасны птиц голоса!

Льёт солнце с высоты

На эту землю мягкий свет.

Лучше нашей Италии нет!

Прекрасны наши поля!

Прекрасна наша земля!

Прекрасен каждый дом

И каждый купол золотой

Под рассветной звездой!

В музыке много акцентов, которые придают ей энергичный характер

отчётливость. В аккомпанементе слышится подражание распространённым в

Италии музыкальным инструментам – мандолине и гитаре.

«Итальянская

песенка»

-

один

из

ярких

примеров,

во-первых,

заимствований

П.И.

Чайковским

музыкальных

идей

из

внешнего

музыкального мира и, во-вторых, тех композиторских приёмов, которыми он

пользовался, превращая чужие мелодии в сои собственные музыкальные

творения.

Слайд 17

Вечерний цикл

Напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя

сказка, мечты перед сном, боязнь темноты.

«Нянина сказка»

«Баба-Яга»

«Песенка жаворонка»

«Шарманщик поёт»

«Сладкая грёза»

«В церкви»

Слайд 18

В исполнении Костенко Алисы прозвучит пьеса «Баба-Яга»

Слайд 19

Сладкая грёза

Пьеса передает мечтательное трепетное состояние души.

Засыпая, ребёнок мечтает. Его мечту воплощает прекрасная мелодия

пьесы. Истоки её – в вокальной музыке широкого дыхания – оперной арии,

романсе.

Мне не играется с куклой любимою –

Что-то неясное, неуловимое в сердце.

Что-то неясное, что-то прекрасное…

М вдруг предстал предо мной

Принц юный и живой.

Мы по реке плывём,

Нам хорошо вдвоём.

В этот час всё для нас:

Свет луны, вздох волны.

Нежны его слова…

Кружится голова…

Этот сон, светлый сон –

Сон ли он? Явь ли он?

Но тут растаял принц.

Нет никого вокруг.

Снова сижу одна.

Может воззвать подруг?

Только звать мне не хочется.

Сердце стучит в груди.

Что же случилось со мной?

Ах, принц, не уходи…

Исполняет Мамакова И.Г. (преподаватель)

А

сейчас

мы

посмотрим

мультфильм

автор

сценария

и

режиссёр,

которого И.Ковалевская.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!