Автор: Вилюкова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299
Населённый пункт: город Ростов –на– Дону
Наименование материала: проект
Тема: " Шестиногие друзья – насекомые"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект «Шестиногие друзья».
Срок реализации проекта: май 2019г.
Выполнила: Вилюкова Л.Н.
Пояснительная записка.
Экологическое воспитание в дошкольном образовании остаётся одним из важных направлений.
Основным содержанием экологического воспитания дошкольников, это формирование у детей
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим
способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются
надолго.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации
получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. ФГОС вносит существенные
изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях:
совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей. Особая
роль отводится игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т. к. ведущим
видом деятельности для них, это игра.
Проект направлен на формирование у детей бережного отношения к насекомым об их значимости
в растительном и животном мире.
Паспорт проекта:
Вид проекта: творческий, исследовательско – игровой
По содержанию: обучающий
Интеграция: (охватывает все образовательные области)
По времени проведения: краткосрочный
По числу участников: групповой
Актуальность:
В настоящее время родители уделяют мало внимания на развитие кругозора у детей, так как
большая часть родителей не имеет свободного личного времени. Во время беседы, на прогулке,
выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Участие детей в проекте
позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие
способности и поисковую деятельность.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления о разнообразии насекомых, не
умеют выделять их главные признаки (шесть ног, усики, крылышки), недостаточные знания о том,
как насекомые защищаются от врагов, их ролью в жизни растений и животных.
Цель проекта:
1.
познакомить детей с миром насекомых
2. привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Задачи проекта по образовательным областям:
1. Познание: формировать у детей представления о многообразии насекомых; формировать
навыки исследовательской деятельности.
2. Речевое развитие: развитие коммуникативные навыки; формирование целостной картины
мира, в том числе первичных ценностных представлений о насекомых, посредством чтения
детской художественной литературы.
3 Художественно-эстетическое развитие: развитие эстетического восприятия образа насекомых и
умение передавать увиденное в рисунках и поделках.
4 Физическое развитие: накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Ожидаемый результат:
знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела,
количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает),
издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
находить сходства и различия;
владеть обобщающим понятием «насекомые»;
проявление высокой активности в различных играх, охотное включение в совместную
деятельность со взрослыми;
формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
План реализации проекта:
Первый этап - подготовительный
1.Модель трёх вопросов:
1. Насекомые просыпаются весной, осенью прячутся и засыпаю.
2. Насекомые могут: летать, прыгать, бегать, ползать.
3. Что общего у всех насекомых? (усики, крылышки, шесть ног).
2. Беседы
3. Рассматривание альбома «Насекомые»
4. Просмотр презентаций.
5. Чтение художественной литературы.
6. Спросить у взрослых
Разработка плана реализации проекта.
Выявить у детей имеющиеся знания о насекомых, степени заинтересованности детей данной
темой.
Наблюдения;
-Беседы;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Речевые игры;
- Продуктивная деятельность;
- Чтение художественной литературы;
- просмотр презентации, мультфильма.
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками,
рассказами о насекомых, усилиями педагога, детей и их родителей
Второй этап - основной (исследовательский
Наблюдения: «Какие насекомые живут на нашей площадке?», «Как передвигаются насекомые?»
«Что общего у всех насекомых?» (усики, шесть ног, крылья)
Просмотр:
- презентаций «Кто в яичке живёт?»,«Насекомые», «Удивительный мир насекомых»
- познавательных мультфильмов, клипов «Про божью коровку», «Насекомые», «Жу-жу песенка
пчёлки», «Божья коровка» - мульт -песенка
- Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Буклет для родителей «Что нужно знать о насекомых?»
Игровая деятельность:
* Дидактические игры: «Насекомые», «Найди по описанию», «Кто, что делает?», «Волшебный
мешочек», «Каждой бабочке свой цветочек». «На полянке»
- на развитие речевого дыхания: «На лугу», «Жуки-короеды», «Чья бабочка дальше улетит»,
«Жуки».
- «Собери насекомое» из многоугольников;
- «Четвёртый лишний»
*Выполнение танцевальных движение под музыкальные клипы.
* Пальчиковые игры: «Домик маленький для пчёлки», «Весёлые насекомые»
* Словесная игра: «Подскажи словечко»
*физминутки: «Бабочка», «Божьи коровки», «Кузнечики».
Социально-коммуникативная деятельность:
o
Рассматривание картин: «На лугу»
o
Беседы: «Кто такие насекомые», «Безопасное обращение с насекомыми», «Шестиногие
друзья», «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»,
o
Помощь родителей в создании книжки-малышки «Шестиногие друзья»
Двигательная деятельность:
Подвижные игры: «Жуки и комарики», «Гусеница», «Водят пчёлы хоровод», «Поймай комарика»,
Игра-имитация «Пчела»
Трудовая деятельность:
Практические работы: помощь в посадке и поливе цветов на участке (для наблюдений за
насекомыми).
Продуктивная деятельность:
Рисование :
детские раскраски «Насекомые»,
ватными палочками «Пятнышки для божьей коровки», «Божья коровка», «Бабочка», «Спрячь
кузнечика».
Лепка:
(коллективная работа) «Насекомые», «Цветок для бабочки».
Аппликация:
«Муха –Цокотуха».
Создание альбома «Шестиногие друзья».
Чтение:
К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»,
В. Зотов «Лесная мозаика»(«Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»),
А. Бианки «Путешествие муравьишки»
С.Маршак «Под высокой сосной необыкновенный дом», А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-
чистюха».
Т.А.Шорыгина «Насекомые, какие они», Экологическая сказка «Спор насекомых»;
Разучивание стихотворений «Не обижайте муравья», «Пчела», «Шмель», «Кузнечик».
Загадки.
Песенки и потешки про насекомых.
Музыкальная деятельность:
Р-Корсаков «Полёт шмеля», «Жил на свете добрый жук», песенки Железновой «Жук», «Бабочка»
музыкальные клипы «Божья коровка – маленький жучок»
Заключительный этап проекта:
1. Оформление книжки-малышки совместных работ детей и родителей «Шестиногие друзья».
2.Выставка детских работ (рисунки, поделки) по теме «Насекомые».
3. Презентация проекта
Проведенная мною работа показала актуальность выбранной темы. Таким образом, успех
экологического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от
атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию
интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:
познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
дети готовы охранять и защищать насекомых;
у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к
насекомым и их среде обитания.