Напоминание

"Использование национальных обрядов Азербайджана в постановке хореографических номеров для групп ансамблей народного танца"


Автор: Андреев Олег Антонович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО Центр искусств "Эдельвейс"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование национальных обрядов Азербайджана в постановке хореографических номеров для групп ансамблей народного танца"
Дата публикации: 04.06.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт-Петербурга

Статья

«Использование национальных обрядов Азербайджана в постановке

хореографических номеров для групп ансамблей народного танца»

Автор:

Андреев Олег Антонович

педагог дополнительного образования

Санкт- Петербург

2019

1

Изучение традиций и танцевальной культуры других народов влияет на

развитие личности ребёнка, его творческих способностей.

Азербайджанское

танцевальное

наследие

по

праву

считается

достоянием

мировой

танцевально-музыкальной

культуры.

Песенно-

танцевальный фольклор Азербайджана очень богат и разнообразен. Круг

сюжетов и тем для танцев очень широк: это и обрядовые, и военные, и

трудовые, и игровые, и празднично-календарные танцы. Именно по ним

можно судить о многих деталях жизни, характера и быта народа. Наиболее

сложными

для

исполнения

являются

мужские

танцы,

в

которых

много

тяжелых

синкопированных

движений,

многочисленных

танцевальных

элементов: прыжков, сложных шагов, трюков.

Несмотря

на

темпераментность

ритмов,

быстроту

темпов,

сами

азербайджанцы исполняют свои танцы собранно и подтянуто. Корпусу и

всему облику танцоров свойственна горделивость, и только ноги, как точно

говорят в народе, «ходят веретеном». Таким образом, детям, которые будут

учиться танцевать азербайджанские танцы, предстоит не только освоить одну

из самых сложных техник в народном танце, но и перенять характер и

постановку корпуса свойственную этим народам.

В танцевальной образовательной деятельности развитие и воспитание

личности

ребёнка

является

одной

из

основных

задач,

требующих

обобщенного

научного

анализа

и

осмысления.

Изучение

танцевальной

народной

культуры

станет

особенно

актуальным,

если

развить

у

детей

особый интерес и мотивацию к танцу, как к средству воспитания личности.

Танец

представляет

структурно-

организованный

диалог

психических

и

телесных субстанций человека, направленный на решение личностных и

социальных проблем.

Для

того,

чтобы

поставить

азербайджанский

народный

танец

необходимо

исследовать

имеющийся

этнографический

материал

по

2

Азербайджанской

республике:

быт,

нравы,

легенды,

обычаи,

традиции,

костюмы, обряды.

Азербайджан

относительно

небольшая

по

численности

и

площади

страна.

У каждого народа есть свои праздники, традиции. В Азербайджане

одним из больших праздников является Новруз, состоящий из большого

количества

обрядов.

На

его

основе

я

проанализировал

и

разработал

драматургическую основу и композиционное построение номера.

При

поиске

информации

для

постановки

танцевального

номера

сталкиваемся с недостаточным количеством методического материала. Все

прочитанные

источники

к

сожалению,

похожи

один

на

другой,

вся

информация носит поверхностный характер, поэтому проблемно найти более

полное раскрытое описание выбранной темы.

Материал

азербайджанского

народного

танца

не

распространен

в

детских хореографических коллективах. В репертуаре коллективов можно

найти

кавказские,

грузинские

и

армянские

народные

танцы,

но

танцы

Азербайджана не пользуются популярностью в детских коллективах из-за

сложной техники исполнения.

Национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны.

Женские платья отличаются изящным силуэтом и покроем, подчеркивающим

гибкие

станы

азербайджанских

красавиц.

Они

украшены

замысловатой

вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой. Мужская одежда также

очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняя их

стремительных движений. Женскую одежду шили, в основном, из шелка и

бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.

Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда.

Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У

богатых же красавиц - из шелка.

3

История

танцевального

искусства

Азербайджана

уходит

корнями

в

глубину веков. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Из

глубины

веков

пришли

массовые

обрядовые

танцы

-

«сэмэни»,

«хыдыр

ильяс», «коса-коса», «году-году» и др.

Обряд «Сэмэни» посвящается приходу весны и оживлению природы.

Он сопровождался песнопениями, играми и танцами.

Обряд «Хыдыр Ильяс» совершался для вызова дождя. Слово «Хыдыр»

является олицетворением воды. Этот обряд исполнялся в начале весны.

Обряд «Кос-Коса» посвящается приходу весны. В идею этого обряда-

игры вложено борьба двух сил – лютой зимы и молодой весны.

Еще

одним

обрядом,

магически

действующего

на

урожай

является

«Году». Это культ вызова солнца.

Женский

и

мужской

танцы

резко

отличаются

друг

от

друга.

Особенность

исполнения

женского

танца

было

обусловлено

костюмом:

длинная

юбка

определяла

плавность

движения

ног,

все

внимание

танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части

корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Мужской танец определяет

техника

ног.

Танцовщик

с

легкостью

встает

на

пальцы,

стремительно

опускается на колено и т.д.

В азербайджанских женских танцах руки являются одним из основных

выразительных

средств.

Рисунок

рук

исполнительницы

тщательно

разработан.

Движения

обычно

бывают

мягкие

и

плавные.

Переходы

из

позиции в позицию, из одного положения в другое обычно выполняются

медленно,

певуче,

иногда

сопровождаются

волнообразным

или

вращательным движением кистей в один поворот. Однако некоторым танцам

свойственны более быстрые движения рук.

Говорят,

что

радость

и

горе

близнецы.

Наверное,

поэтому

танцевальное искусство - не только ода радости, торжества и победы, но и

проявление грусти, печали, тоски. Танец – искусство, выражающее чувства

4

человека, его любовь к жизни. В этом искусстве заключена огромная история.

Не случайно самые древние народы мира являются обладателями наиболее

богатого и разнообразного танцевального наследия.

Как правило, азербайджанские народные танцы состоят из трех частей:

первая часть ритмичная, танец по кругу; вторая часть лирическая. Танцор

словно застывает (парит) на месте, корпус держится высоко и горделиво;

третья часть - тоже по кругу, ей характерна ритмичность, торжественность и

большой эмоциональный всплеск.

Стоит

отметить,

что

в

национальных

танцах

Азербайджана

очень

хорошо отображены особенности азербайджанского народа. Быстрый темп и

оптимизм

танцев

говорит

о

смелости

народа

этой

страны.

Также

примечательно

то,

что

национальная

одежда

Азербайджана

до

сих

пор

повсеместно используется в национальных танцах.

При первобытнообщинном строе люди в танцах делились радостью

совместной победы над голодом, природой, дикими животными. Эволюция

человечества

не

обошла

стороной

и

его

танцы.

После

возникновения

классового

общества

танцы

стали

использовать

для

развлечения

представителей господствующих классов. Для этого во дворцах содержали

специальных

танцоров,

плясунов.

Но

даже

в

эти

времена

танцевальное

искусство сохранило свою истинную суть. В азербайджанских народных

танцах

отражены

чувства

народа

радость,

милосердие,

тонкий

юмор,

обычаи

и

традиции.

Борьба

народа

против

иноземных

захватчиков,

его

несгибаемая воля также являлись темой ряда наших народных танцев.

В годы советской власти в Азербайджане появились новые танцы,

п о с в я щ е н н ы е

г е р о я м

т р уд а ,

с б о р у

в и н о г р а д а

и

х л о п к а .

Лауреат

международных

конкурсов,

танцор-хореограф,

преподаватель

Азербайджанской хореографической гимназии Тахир Эйнуллаев отмечает,

что танцы возникли из самых различных движений и жестов, связанных с

эмоциональным состоянием, порожденным трудом и окружающей средой.

5

"Движения

изменялись

постепенно,

подвергаясь

художественному

обобщению, и в результате сформировалось танцевальное искусство – одно

из древнейших проявлений народного творчества. На основе танцевальных

традиций, языка хореографии, пластической выразительности, соотношения

движения и музыки у каждого народа сложились свои танцевальные пути", -

г о в о р и т

Т . Э й н у л л а е в .

С

древних

времен

в

Азербайджане

существуют

самые

различные

по

характеру

и

содержанию

танцы,

многочисленные

типы

танцевальных

движений.

Здесь

каждый

регион,

каждая

деревня

имеет

свои

танцы

и

танцевальные

традиции,

и

в

силу

множества

существенных

причин

в

азербайджанских танцах фольклор занимает важное место.

Передаваясь

из

поколения

в

поколение,

азербайджанские

народные

танцы

жили

в

народе

и

развивались.

Наряду

с

такими,

как

"Газахы",

"Хейвагюлю", "Лале", "Гызылгюл", "Иннабы", есть и танцы, увековечившие в

себе

географические

названия

"Ашгабади",

"Гарс",

"Дярбянди"

и

др.

Многие азербайджанские народные танцы оказались неподвластны времени,

дойдя до наших дней в первичной форме. Но названия некоторых из них

претерпели

изменения.

Например,

хотя

изначально

название

веселого,

ритмичного танца "Шалахо" и происходило от слова "шялякум", а точнее –

"шялякя

юкюм",

позднее

оно

получило

нынешнее

звучание.

К

примеру,

«Абайи»

является

азербайджанским

танцем,

который

ведет

свое

происхождение из Шеки и Закатальского района Азербайджана. Этот танец

обычно исполняется людьми среднего возраста, которые в этой области носят

название

«абайи».

Создателями

мелодии

для

этого

танца

являются

композиторы Шеки. Танец, по обыкновению, ранее исполнялся в медленном

темпе только группой людей, но позже он превратился в индивидуальный

танец.

Агир Карадаги - азербайджанский танец, созданный в горах Карадага.

О н

оч е н ь

п о п ул я р е н

в

Ш е ке

и

З а г ат а л е

в

А з е р б а й д ж а н е .

6

"Энзели" — традиционный танец, его исполняют, в основном, на свадьбах.

Практически

на

любой

азербайджанской

свадьбе

можно

увидеть,

как

старики,

зачастую

и

молодые

люди,

танцуют

романтичный

энзели.

"Джейран-бала".

Джейран

красивое,

нежное

животное.

В

танце

подчеркивается

легкость

его

движений,

стройность,

симметрия

фигуры.

Исполняется и мужчинами, и женщинами.

"Яллы" - коллективный танец, один из самых распространенных и

популярных

в

Азербайджане.

Уходит

корнями

к

древнейшим

обрядам.

Известно более 240 видов танца "Яллы", из которых до нас дошли только 120.

Танцующие встают в круг, держа друг друга за раскрытые руки или сплетая

мизинцы. Танец состоит из двух частей. Начинается он торжественно, с

размашистых шагов. Постепенно темп ускоряется, завершаясь быстрыми,

сложными

в

техническом

плане

"прыжковыми"

движениями.

Во

главе

танцующих следует один человек с платком в руке – "яллыбашы". Он –

инициатор

в

танце.

Исполняется

мужчинами

и

женщинами,

как

по

отдельности, так и совместно.

Асма Касма - один из старейших азербайджанских танцев, обычно

исполняемый на свадьбах. Его название происходит от одноименной музыки,

которую традиционно играют на свадьбах во время сопровождения невесты

домой к жениху. Характерной особенностью танца является то, что в нем

много прыжков.

Авари — танец, названный в честь народа авари, проживающего в

Азербайджане. Стоит отметить, что этот танец очень популярен в стране. Он

состоит из трех частей. Сначала он очень медленный, и постепенно начинает

набирать темп. В финальной части авари — это быстрый бешеный танец под

музыки лезгинки.

Перечень национальных азербайджанских танцев можно продолжать и

продолжать, их достаточно много и каждый из них представляет интерес для

исполнения.

7

Подводя

итог,

следует

отметить,

что

участие

в

хореографических

постановках

помогла

учащимся

осознать

важность

обрядов

в

азербайджанском этнографическом фольклоре. В результате работы у них

сформировался целый комплекс знаний, умений и навыков эстетического,

познавательного

и

физического

порядка,

который

во

многом

определяет

новые

стороны

поведения

школьника,

осмысляется

им

самим

как

гармоничное

сочетание

личных

и

общественных

интересов.

В

хореографической

постановке

их

в

первую

очередь

заинтересовал

темп,

манера

и

непривычные

элементы

азербайджанского

танца,

а

также

их

увлекло и то, что номер был технически сложен и исполнялся в невероятно

быстром темпе.

8



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!