Автор: Андреев Олег Антонович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО Центр искусств "Эдельвейс"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование национальных обрядов Азербайджана в постановке хореографических номеров для групп ансамблей народного танца"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт-Петербурга
Статья
«Использование национальных обрядов Азербайджана в постановке
хореографических номеров для групп ансамблей народного танца»
Автор:
Андреев Олег Антонович
педагог дополнительного образования
Санкт- Петербург
2019
1
Изучение традиций и танцевальной культуры других народов влияет на
развитие личности ребёнка, его творческих способностей.
Азербайджанское
танцевальное
наследие
по
праву
считается
достоянием
мировой
танцевально-музыкальной
культуры.
Песенно-
танцевальный фольклор Азербайджана очень богат и разнообразен. Круг
сюжетов и тем для танцев очень широк: это и обрядовые, и военные, и
трудовые, и игровые, и празднично-календарные танцы. Именно по ним
можно судить о многих деталях жизни, характера и быта народа. Наиболее
сложными
для
исполнения
являются
мужские
танцы,
в
которых
много
тяжелых
синкопированных
движений,
многочисленных
танцевальных
элементов: прыжков, сложных шагов, трюков.
Несмотря
на
темпераментность
ритмов,
быстроту
темпов,
сами
азербайджанцы исполняют свои танцы собранно и подтянуто. Корпусу и
всему облику танцоров свойственна горделивость, и только ноги, как точно
говорят в народе, «ходят веретеном». Таким образом, детям, которые будут
учиться танцевать азербайджанские танцы, предстоит не только освоить одну
из самых сложных техник в народном танце, но и перенять характер и
постановку корпуса свойственную этим народам.
В танцевальной образовательной деятельности развитие и воспитание
личности
ребёнка
является
одной
из
основных
задач,
требующих
обобщенного
научного
анализа
и
осмысления.
Изучение
танцевальной
народной
культуры
станет
особенно
актуальным,
если
развить
у
детей
особый интерес и мотивацию к танцу, как к средству воспитания личности.
Танец
представляет
структурно-
организованный
диалог
психических
и
телесных субстанций человека, направленный на решение личностных и
социальных проблем.
Для
того,
чтобы
поставить
азербайджанский
народный
танец
необходимо
исследовать
имеющийся
этнографический
материал
по
2
Азербайджанской
республике:
быт,
нравы,
легенды,
обычаи,
традиции,
костюмы, обряды.
Азербайджан
относительно
небольшая
по
численности
и
площади
страна.
У каждого народа есть свои праздники, традиции. В Азербайджане
одним из больших праздников является Новруз, состоящий из большого
количества
обрядов.
На
его
основе
я
проанализировал
и
разработал
драматургическую основу и композиционное построение номера.
При
поиске
информации
для
постановки
танцевального
номера
сталкиваемся с недостаточным количеством методического материала. Все
прочитанные
источники
к
сожалению,
похожи
один
на
другой,
вся
информация носит поверхностный характер, поэтому проблемно найти более
полное раскрытое описание выбранной темы.
Материал
азербайджанского
народного
танца
не
распространен
в
детских хореографических коллективах. В репертуаре коллективов можно
найти
кавказские,
грузинские
и
армянские
народные
танцы,
но
танцы
Азербайджана не пользуются популярностью в детских коллективах из-за
сложной техники исполнения.
Национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны.
Женские платья отличаются изящным силуэтом и покроем, подчеркивающим
гибкие
станы
азербайджанских
красавиц.
Они
украшены
замысловатой
вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой. Мужская одежда также
очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняя их
стремительных движений. Женскую одежду шили, в основном, из шелка и
бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.
Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда.
Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У
богатых же красавиц - из шелка.
3
История
танцевального
искусства
Азербайджана
уходит
корнями
в
глубину веков. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Из
глубины
веков
пришли
массовые
обрядовые
танцы
-
«сэмэни»,
«хыдыр
ильяс», «коса-коса», «году-году» и др.
Обряд «Сэмэни» посвящается приходу весны и оживлению природы.
Он сопровождался песнопениями, играми и танцами.
Обряд «Хыдыр Ильяс» совершался для вызова дождя. Слово «Хыдыр»
является олицетворением воды. Этот обряд исполнялся в начале весны.
Обряд «Кос-Коса» посвящается приходу весны. В идею этого обряда-
игры вложено борьба двух сил – лютой зимы и молодой весны.
Еще
одним
обрядом,
магически
действующего
на
урожай
является
«Году». Это культ вызова солнца.
Женский
и
мужской
танцы
резко
отличаются
друг
от
друга.
Особенность
исполнения
женского
танца
было
обусловлено
костюмом:
длинная
юбка
определяла
плавность
движения
ног,
все
внимание
танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части
корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Мужской танец определяет
техника
ног.
Танцовщик
с
легкостью
встает
на
пальцы,
стремительно
опускается на колено и т.д.
В азербайджанских женских танцах руки являются одним из основных
выразительных
средств.
Рисунок
рук
исполнительницы
тщательно
разработан.
Движения
обычно
бывают
мягкие
и
плавные.
Переходы
из
позиции в позицию, из одного положения в другое обычно выполняются
медленно,
певуче,
иногда
сопровождаются
волнообразным
или
вращательным движением кистей в один поворот. Однако некоторым танцам
свойственны более быстрые движения рук.
Говорят,
что
радость
и
горе
–
близнецы.
Наверное,
поэтому
танцевальное искусство - не только ода радости, торжества и победы, но и
проявление грусти, печали, тоски. Танец – искусство, выражающее чувства
4
человека, его любовь к жизни. В этом искусстве заключена огромная история.
Не случайно самые древние народы мира являются обладателями наиболее
богатого и разнообразного танцевального наследия.
Как правило, азербайджанские народные танцы состоят из трех частей:
первая часть ритмичная, танец по кругу; вторая часть лирическая. Танцор
словно застывает (парит) на месте, корпус держится высоко и горделиво;
третья часть - тоже по кругу, ей характерна ритмичность, торжественность и
большой эмоциональный всплеск.
Стоит
отметить,
что
в
национальных
танцах
Азербайджана
очень
хорошо отображены особенности азербайджанского народа. Быстрый темп и
оптимизм
танцев
говорит
о
смелости
народа
этой
страны.
Также
примечательно
то,
что
национальная
одежда
Азербайджана
до
сих
пор
повсеместно используется в национальных танцах.
При первобытнообщинном строе люди в танцах делились радостью
совместной победы над голодом, природой, дикими животными. Эволюция
человечества
не
обошла
стороной
и
его
танцы.
После
возникновения
классового
общества
танцы
стали
использовать
для
развлечения
представителей господствующих классов. Для этого во дворцах содержали
специальных
танцоров,
плясунов.
Но
даже
в
эти
времена
танцевальное
искусство сохранило свою истинную суть. В азербайджанских народных
танцах
отражены
чувства
народа
–
радость,
милосердие,
тонкий
юмор,
обычаи
и
традиции.
Борьба
народа
против
иноземных
захватчиков,
его
несгибаемая воля также являлись темой ряда наших народных танцев.
В годы советской власти в Азербайджане появились новые танцы,
п о с в я щ е н н ы е
г е р о я м
т р уд а ,
с б о р у
в и н о г р а д а
и
х л о п к а .
Лауреат
международных
конкурсов,
танцор-хореограф,
преподаватель
Азербайджанской хореографической гимназии Тахир Эйнуллаев отмечает,
что танцы возникли из самых различных движений и жестов, связанных с
эмоциональным состоянием, порожденным трудом и окружающей средой.
5
"Движения
изменялись
постепенно,
подвергаясь
художественному
обобщению, и в результате сформировалось танцевальное искусство – одно
из древнейших проявлений народного творчества. На основе танцевальных
традиций, языка хореографии, пластической выразительности, соотношения
движения и музыки у каждого народа сложились свои танцевальные пути", -
г о в о р и т
Т . Э й н у л л а е в .
С
древних
времен
в
Азербайджане
существуют
самые
различные
по
характеру
и
содержанию
танцы,
многочисленные
типы
танцевальных
движений.
Здесь
каждый
регион,
каждая
деревня
имеет
свои
танцы
и
танцевальные
традиции,
и
в
силу
множества
существенных
причин
в
азербайджанских танцах фольклор занимает важное место.
Передаваясь
из
поколения
в
поколение,
азербайджанские
народные
танцы
жили
в
народе
и
развивались.
Наряду
с
такими,
как
"Газахы",
"Хейвагюлю", "Лале", "Гызылгюл", "Иннабы", есть и танцы, увековечившие в
себе
географические
названия
–
"Ашгабади",
"Гарс",
"Дярбянди"
и
др.
Многие азербайджанские народные танцы оказались неподвластны времени,
дойдя до наших дней в первичной форме. Но названия некоторых из них
претерпели
изменения.
Например,
хотя
изначально
название
веселого,
ритмичного танца "Шалахо" и происходило от слова "шялякум", а точнее –
"шялякя
юкюм",
позднее
оно
получило
нынешнее
звучание.
К
примеру,
«Абайи»
является
азербайджанским
танцем,
который
ведет
свое
происхождение из Шеки и Закатальского района Азербайджана. Этот танец
обычно исполняется людьми среднего возраста, которые в этой области носят
название
«абайи».
Создателями
мелодии
для
этого
танца
являются
композиторы Шеки. Танец, по обыкновению, ранее исполнялся в медленном
темпе только группой людей, но позже он превратился в индивидуальный
танец.
Агир Карадаги - азербайджанский танец, созданный в горах Карадага.
О н
оч е н ь
п о п ул я р е н
в
Ш е ке
и
З а г ат а л е
в
А з е р б а й д ж а н е .
6
"Энзели" — традиционный танец, его исполняют, в основном, на свадьбах.
Практически
на
любой
азербайджанской
свадьбе
можно
увидеть,
как
старики,
зачастую
и
молодые
люди,
танцуют
романтичный
энзели.
"Джейран-бала".
Джейран
–
красивое,
нежное
животное.
В
танце
подчеркивается
легкость
его
движений,
стройность,
симметрия
фигуры.
Исполняется и мужчинами, и женщинами.
"Яллы" - коллективный танец, один из самых распространенных и
популярных
в
Азербайджане.
Уходит
корнями
к
древнейшим
обрядам.
Известно более 240 видов танца "Яллы", из которых до нас дошли только 120.
Танцующие встают в круг, держа друг друга за раскрытые руки или сплетая
мизинцы. Танец состоит из двух частей. Начинается он торжественно, с
размашистых шагов. Постепенно темп ускоряется, завершаясь быстрыми,
сложными
в
техническом
плане
"прыжковыми"
движениями.
Во
главе
танцующих следует один человек с платком в руке – "яллыбашы". Он –
инициатор
в
танце.
Исполняется
мужчинами
и
женщинами,
как
по
отдельности, так и совместно.
Асма Касма - один из старейших азербайджанских танцев, обычно
исполняемый на свадьбах. Его название происходит от одноименной музыки,
которую традиционно играют на свадьбах во время сопровождения невесты
домой к жениху. Характерной особенностью танца является то, что в нем
много прыжков.
Авари — танец, названный в честь народа авари, проживающего в
Азербайджане. Стоит отметить, что этот танец очень популярен в стране. Он
состоит из трех частей. Сначала он очень медленный, и постепенно начинает
набирать темп. В финальной части авари — это быстрый бешеный танец под
музыки лезгинки.
Перечень национальных азербайджанских танцев можно продолжать и
продолжать, их достаточно много и каждый из них представляет интерес для
исполнения.
7
Подводя
итог,
следует
отметить,
что
участие
в
хореографических
постановках
помогла
учащимся
осознать
важность
обрядов
в
азербайджанском этнографическом фольклоре. В результате работы у них
сформировался целый комплекс знаний, умений и навыков эстетического,
познавательного
и
физического
порядка,
который
во
многом
определяет
новые
стороны
поведения
школьника,
осмысляется
им
самим
как
гармоничное
сочетание
личных
и
общественных
интересов.
В
хореографической
постановке
их
в
первую
очередь
заинтересовал
темп,
манера
и
непривычные
элементы
азербайджанского
танца,
а
также
их
увлекло и то, что номер был технически сложен и исполнялся в невероятно
быстром темпе.
8