Автор: Стружкина Елена Евгеньевна Должность: директор Учебное заведение: МАОУДО "Центр дополнительного образования Населённый пункт: село Мошенское Новгородской области Наименование материала: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Тема: программа театральной студии "Вдохновение" Раздел: дополнительное образование
Стружкина Елена Евгеньевна,
директор МАОУДО «Центр
дополнительного образования»
с. Мошенское Новгородской области
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
театральной студии "Вдохновение"
" Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества. Без этого он - засушенный цветок".
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Детский театр – особый мир в пространстве образовательного
учреждения.
В школьном возрасте происходит становление личностного самосознания
ребёнка.
Театр
в
состоянии
выявить
и
подчеркнуть
индивидуальность,
неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того,
где эта личность находится – на сцене или в зале.
В современной педагогике возможности школьного театра-студии трудно
переоценить занятия в театральной студии способствуют решению целого
ряда учебных задач: обучению разговорной речи; приобретению известной
свободы в обращении;
приучают выступать перед обществом в качестве
ораторов.
Театр как школа общения, как школа жизни необходим для воспитания
нового поколения. Детский возраст диктует потребность в проигрывании,
"проживании"
социальных
ролей.
Дети
в
процессе
театральных
занятий
оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных
персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт.
Именно
в
детском
театре
закладывается
культура
человеческих
взаимоотношений.
Реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
(далее
–
программа)
данного
направления
способствует повышению интереса к театральному искусству, воспитанию
творчески
активной
и
гармонично
развитой
личности,
формированию
мировоззрения,
эстетического
вкуса,
пробуждает
самостоятельное
и
независимое мышление.
В сельской местности, где не только ребёнок, но и взрослые зачастую
лишены возможности приобщения к искусству (в т.ч. театральному) через
посещение культурных центров, где
культура общения среди взрослых и
подрастающего
поколения
не
всегда
находится
на
должном
уровне,
1
актуальность данной
программы
неоспорима,
так
как
её
реализация
предполагает ряд богатых возможностей как в развивающем и эстетическом
воспитании детей, так и в организации их досуга.
Данная программа имеет художественную направленность. Одним
из
ведущих
направлений
программы
является
театральная
постановка,
основанная
на
комплексном
подходе.
В
этом
состоит
её особенность
и
новизна . В основе - коллективная творческая деятельность. Преимущества
коллективного
подхода
очевидны.
Прежде
всего,
общая
творческая
деятельность сплачивает: это репетиции, отработка актёрского мастерства,
подбор музыкального сопровождения, изготовление костюмов, декораций,
реквизита. Однако встречаются дети, которые не желают принимать участия
в общем творчестве. Для них создаются условия обязательного присутствия
на коллективных мероприятиях. Для каждого находится интересное занятие,
в котором он может творчески реализовать свои возможности и таланты.
Программный
подход
позволяет
моделировать
индивидуальный
образовательный маршрут каждого ребёнка.
Программа
ориентирована
на
развитие
навыков
эстетической
оценки
произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений.
Сценическая
деятельность
базируется
на
единстве
коллективного
взаимодействия
и
максимальном
творческом
проявлении
каждого
исполнителя.
Особенность методики учебной работы с детьми состоит в том, что
содержание программы преподносится в формах, доступных и интересных
для детей: играх, танцах, пении, поэзии - этот мир ярок, выразителен и
поэтому интересен для учащихся. Разнообразные формы занятий : ролевые
игры, тренинги, мини- концерты, конкурсы актёрского мастерства, экскурсии,
просмотры спектаклей способствуют развитию внутреннего мира ребёнка,
выявляет его возможности и такие необходимые качества, как внимание,
воображение,
фантазия,
образное
мышление,
обогащает
эмоциональную
память. Подготовка и участие в театрализациях всех видов способствует
развитию
личности
и
навыков
межличностного
общения,
стремлению
к
коллективному
творчеству
в
сотрудничестве
с
педагогом
и
родителями
(законными представителями).
Цель данной программы : создать условия для развития у обучающихся
интереса
к
театральному
искусству
через
коллективную
творческую
деятельность.
При составлении данной программы были использованы авторские
программы Некрасовой Л.М. " Театральная культура", и Гребёнкина А.В. "
Сценическое движение", учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов "Театр, где играют дети" под редакцией
Никитиной А. Б.
2
Программа предполагает такие формы подведения итогов её реализации
и определения результативности деятельности воспитанников, как: зачёты,
творческие отчёты, конкурсы актёрского мастерства, выставки театральных
костюмов, афиш; постановка спектакля для зрителей.
Программа театральной студии рассчитана на три года обучения по 108
часов
в
каждом
году.
Занятия
проводятся
2
раза
в
неделю,
их
продолжительность 1,5 часа.
По данной программе могут обучаться дети в возрасте от 7 до 14 лет.
В каждом разделе программы предусматривается помимо теоретического
материала
раздел
практической
работы,
основанный
на
разнообразных
формах творческих заданий.
По завершении первого года обучения учащиеся должны:
уметь самостоятельно выполнять упражнения на развитие речи;
уметь сочетать речь с мимикой и жестами;
уметь определять внешние характерные черты персонажей;
уметь держаться на публике;
уметь выразительно читать.
По завершении второго года обучения учащиеся должны:
иметь представление о театральном искусстве;
иметь выразительную речь, четкую дикцию
ориентироваться в сценическом пространстве;
понимать характер персонажей;
обладать навыками изготовления костюмов, декораций, атрибутов.
По завершении третьего года обучения учащиеся должны:
углубить знания о театральной культуре;
владеть театральными терминами;
уметь анализировать текст, выстраивать событийный ряд;
знать профессии, связанные с театральным искусством.
Освоение
полного
объема
программы
обеспечивает
начальную
профессиональную
актерскую
подготовку.
Это
дает
дополнительные
возможности при поступлении детей по окончанию школы в учебные
заведения данного направления.
Основными
критериями
эффективности
реализации
данной
программы могут выступать следующие характеристики:
Критерии
Показатели
личностные
1.Потребность в самореализации в
области театрального искусства.
1 . 1 .
Же л а н и е
у ч а с т в о в ат ь
в
конкурсах выставках, фестивалях и т.
д.
1.2. Высокий уровень мотивации к
3
изучению
материала,
связанного
с
искусством театра.
1.3. усвоение теоретических знаний
и овладение практическими
умениями и навыками в области
театрального искусства.
2. Профессиональное
самоопределение.
2.1. Желание продолжить обучение в
объединении (более половины
обучающихся ).
2.2. Степень освоения навыков
актёрского мастерства.
2.3. Степень информированности об
истории театра.
2.4. Знание профессий, связанных с
театральным искусством.
процессуальные
1.Удовлетворенность субъектов
педагогического процесса.
1.1. Высокий уровень
удовлетворенности детей, родителей,
педагога содержанием, формами
работы, режимом деятельности,
взаимоотношениями.
2. Статус объединения
2.1. Количество воспитанников
объединения, принимающих участие
в выставках, конкурсах и т. д.
2.2. Сохранность контингента
воспитанников.
2.3. Творческие победы, призовые
места в выставках, конкурсах и т. п.
2.4. Количество публикаций,
фотографий в СМИ о деятельности
объединения.
4
Учебно-тематическое планирование
№
п/
п
Наименование темы
1 год
2 год
3 год
Всего
Тео-
рия
прак-
тика
Всего
Тео-
рия
прак-
тика
Всего
Тео-
рия
прак-
тика
1.
Введение
1,5
1,5
-
1,5
1,5
-
1,5
1,5
-
2.
История театра
3
1,5
1,5
3
3
-
3
3
-
3.
Актёрское мастерство
15
3
12
12
3
9
12
3
9
4.
Сценическая речь
12
4,5
7,5
9
3
6
6
1,5
4,5
5.
Сценическое
движение
15
6
9
12
6
6
9
3
6
6.
Основы грима
-
-
-
3
1,5
1,5
6
3
3
7.
Художественное
оформление спектакля
9
3
6
9
3
6
9
3
6
8.
Постановка спектакля
24
3
21
30
3
27
30
3
27
9.
И н д и в и д у а л ь н а я
работа
10,5
-
10,5
10,5
-
10,5
10,5
-
10,5
10.
К о н ц е р т н а я
деятельность
18
-
18
18
18
-
21
-
21
11
Просмотр спектаклей
3
3
3
Итого:
108
24
84
108
24
84
108
21
87
Содержание программы первого года обучения
Введение
Знакомство.
Инструктаж по ТБ.
Противопожарная безопасность.
Правила поведения в ЦДО.
История театра
Заклички,
обряды,
ярмарочные
гуляния
–
зарождение
театрального
искусства.
Театр и дети.
Разучивание закличек.
Актерское мастерство
Игры на перевоплощение: "Море волнуется раз…", "Как у дяди Трифона" и
др.
Игры на развитие внимания: "Поймай хлопок", "Невидимая нить".
Первый драматургический материал: сочиняем сказки.
5
Сценическая речь
Гимнастика для языка и губ.
Игра-занятие "Путешествие весёлого язычка".
Использование междометий, чистоговорок, скороговорок для четкой дикции.
Выразительное чтение. Чтение стихов, сказок по ролям.
Сценическое движение
Упражнения в равновесии (тренировка вестибуляторного аппарата).
Развитие координации движений.
Игры "Суета", "Переход", "Зеркало".
Знакомство с основными
приёмами техники пантомимы. Приобретение
навыков
стилизованного
движения.
Отработка
движений:
стена,
шаг
на
месте, перетягивание каната, лыжник, конькобежец.
Развитие
ритмичности
и
музыкальности
движений.
Навыки
перехода
к
новому темпу и ритму. Ритмические танцы "Колобок", "Кузнечик".
Художественное оформление спектакля
Кто помогает делать спектакль красивым?
Костюм- часть образа.
"Одежда" для сцены.
Декорации и реквизит.
Изготовление макетов к произведениям.
Игра – занятие с переодеванием "Угадай, кто я ? ".
Индивидуальная работа
Упражнения для четкой дикции.
Постановка голоса.
Психологические игры и тренинги.
Постановка спектакля
Распределение ролей.
Речевые и внешние характеристики персонажей.
Репетиции.
Изготовление декораций, костюмов.
Подбор музык, песен.
Концертная деятельность
Подготовка и участие в концертах к праздничным датам.
Выступления в детских садах и школе.
Просмотр спектаклей
Посещение гастрольных спектаклей театральных коллективов.
Содержание программы второго года обучения
6
Введение
Инструктаж по ТБ.
Противопожарная безопасность.
Правила поведения в ЦДО.
Театральные игры.
История театра
Театр- искусство синтетическое.
Возникновение древнегреческого театра.
Средневековый театр Западной Европы.
Театр эпохи Возрождения.
Создание русского театра.
Театр Федора Волкова.
Актерское мастерство
Искусство перевоплощения.
Игры на развитие воображения: "Жизнь бабочки", "Замороженный".
Создание образов одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Основной композиционный закон.
Конкурс актерского мастерства.
Сценическая речь
Артикуляционная гимнастика.
Имитация голоса.
Игры
и
упражнения
для
рождения
звука:
"Полет
шмеля",
"Звучащие
игрушки", "Озвучиваем немое кино".
Сценическое движение
Беседа об исторических особенностях телесного поведения и этикета.
Выразительные манеры разной эпохи.
Особенности пластики светского человека, военного, священника (осанка,
походка, жестикуляция). Особенности женской пластики. Сочетание ходьбы с
поклонами. Движение в парах в различных условиях.
Основы грима
Что такое грим?
Оборудование и инструменты.
Техника наложения грима.
Грим театральный, характерный.
Художественное оформление спектакля
Экскурсия в ККЦ "Уверь".
Стилизация костюмов.
Декорации и бутафория.
7
Звуковой ряд спектакля.
Индивидуальная работа
Работа над образом и речевыми характеристиками персонажей.
Отработка мизансцен.
Постановка спектакля
Анализ текста: тема, сюжет.
Распределение ролей.
Создание речевых характеристик персонажей.
Репетиции.
Отработка мизансцен.
Прикладное искусство.
Концертная деятельность
Подготовка и участие в концертах к праздничным датам.
Выступления в детских садах и школе.
Участие в конкурсах актёрского мастерства.
Просмотр спектаклей
Посещение гастрольных спектаклей театральных коллективов.
Содержание программы третьего года обучения
Введение
Инструктаж по ТБ.
Противопожарная безопасность.
Правила поведения в ЦДО
Психологические игры и тренинги на создание микроклимата.
История театра
Гении русской сцены.
Создание
Московского
художественного
театра.
Роль
Станиславского
и
Немировича-Данченко в истории русского театра.
Новые времена и новые театры: "Современник", Большой драматический
театр, Театр на Таганке.
Актерское мастерство
Упражнения на развитие воображения.
Тренинги и упражнения на развитие устойчивого внимания. Упражнения:
"Поваренная книга", "Рождение фантастического существа".
Сценическая речь
Дыхательный комплекс.
Развитие диапазона голоса.
8
Сценическое движение
Пластические импровизации.
Основные законы сценического пространства.
Сценические трюки: падения, прыжки, переноска партнеров
Основы грима
Грим театральный. Синяки и царапины. Пот, слезы, кровь.
Изменение формы лица, носа, тела.
Грим абстрактный. Творческие импровизации.
Художественное оформление спектакля.
Театрально - декорационное искусство.
Оформление сцены, обозначение места действия.
Создание костюмов, реквизита.
Понятие " работники театрального цеха".
Знакомство
с
профессиями
костюмеров,
бутафоров,
реквизиторов,
осветителей.
Экскурсия в ККЦ " Уверь".
Индивидуальная работа
Работа над образом и речевыми характеристиками персонажей.
Отработка мизансцен.
Постановка спектакля
Анализ текста: тема, сюжет.
Распределение ролей.
Создание речевых характеристик персонажей.
Репетиции.
Прикладное искусство.
Концертная деятельность
Подготовка и участие в концертах к праздничным датам.
Выступления в детских садах и школе.
Участие в конкурсах актёрского мастерства.
Просмотр спектаклей
Посещение гастрольных спектаклей театральных коллективов.
Методическое обеспечение
9
Построение программы по блокам тем – "История театра", "Актерское
мастерство
",
"Сценическая
речь",
"Сценическое
движение",
"Сценическая
речь",
"Основы
грима",
"Художественное
оформление
спектакля" – дает педагогу вариативно выстраивать работу с детьми.
В работе по программе важным является ролевое существование ученика на
занятиях:
он
бывает
актером,
режиссером,
драматургом,
художником,
зрителем. Полученные знания дети могут применять в сфере собственной
деятельности.
Занятия проводятся в различных формах обучения: занятия - беседы,
тренинги,
игры,
экскурсии.
Эффективно
использование
народных
и
подвижных игр. Итоговые занятия по темам проводятся в виде творческих
отчётов,
конкурсов
актёрского
мастерства,
мини
-
концертов.
Формой
подведения итогов является спектакль, подготовленный в течение года и
показанный зрителям.
При
изучении
ряда
тем
музыкальное
сопровождение
является
существенным
фактором
активизации
творческого
интереса
детей
и
основной
для
освоения
темпо
-
ритма
движений,
для
этого
имеется
магнитофон, фонотека.
Имеется отдельное помещение для занятий, оборудованное зеркалом
и
напольным
покрытием.
При
организации
учебного
процесса
активно
используются костюмы, реквизит, маски, парики, грим, наглядные пособия.
Рекомендуема литература для педагога
1.
Театр, где играют дети: Учеб. - метод. пособие для руководителей
детских театральных коллективов / Под ред. А.Б. Никитиной. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 288с.
2.
Программы дополнительного художественного образования детей.-
М,:"Просвещение", 2006г-239с,
История театра.
1 . Морозов А.Г. Три века русской сцены. Кн.1 - М.: Просвещение, 1978- 319с.
2. Морозов А.Г. Три века русской сцены. Кн.2 - М.: Просвещение, 1984- 335с.
3 .
Петров
И.Ф.
Театрализованные
ярмарочные
гуляния
для
детей.
-
М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 - 84с.
Сценическая речь.
1 . Петрова А.Н. Сценическая речь. - М.: Просвещение, 1981- 135с.
2 . Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.:
Просвещение,1976- 254с.
Актёрское мастерство.
1 . Гельфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших.
М.: Просвещение, 1969 - 103с.
2 . Самоуправление в школе. - Мн.: Изд. ООО "Красико - Принт", 2002 -128с. (
с. 50-58 " Психологические игры и тренинги").
Основы грима.
1. Бейган Ли. Грим для театра, кино телевидения. Практическое руководство
– М.: "Искусство", 1997 – 172с.
10
2 . Проснякова Т.Н. Уроки мастерства.- Самара: Изд. дом " Фёдоров",2001 -
116с.
Постановка спектакля.
1 . Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьные юморины: Сценки, праздники,
пьесы. - М.: Айрис - пресс, 2002 -192с.
2.
Агапова
И.А.,
Давыдова
М.А.
Пьесы
для
школьного
театра
-
М.:
"
Аквариум БУК, 2003 -192с.
3 . Безымянная О. Школьный театр.- М.: Рольф, 2001- 276с.
4 . Золотой карнавал сказок. / Авт.-
сост. В. Цыбульник. - М.: ООО Изд.
АСТ,2002 - 319с.
5. От торжества к торжеству/ Ред. - сост. Л.И. Жук - Мн.: Изд. ООО "Красико
- Принт", 2001,128с.
6 . Погорельский Ю.М. Весёлые представления в школе. - Спб. : Изд. Дом "
Литера", 2002 -240с.
7 . Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного
возраста. : Нескучалия / Ред.- сост. О.А. Толчёнов. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001 - 272с.
8. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001- 192с.
9. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники.: Сборник. - М.: Лабиринт -
Пресс, 2000 - 432с.
Художественное оформление спектакля.
1 . Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. – М.: Знание, 1986 – 128с.
Рекомендуема литература для детей.
1 .Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л: Дет.
лит., 1986 –143с.
2 . Всё для девочек. - М.: ООО " Издательство АСТ: ООО " Издательство
Астрель", 2003 - 544с. (с. 485-488 ).
3. Кадрон К. Детские праздники. Раскрашиваем лицо. Театральный грим. –
М.: Изд. дом "РОСМЭН", - 1998 – 64с.
4 . Тридцать три Егорки: русские народные скороговорки. - М.: Дет. лит.,
1989-32с.
5 . Я расту! / Авт. сост. О.В. Джежелей - М.: Просвещение, 1994-128с.
11