Напоминание

программа театральной студии "Вдохновение"


Автор: Стружкина Елена Евгеньевна
Должность: директор
Учебное заведение: МАОУДО "Центр дополнительного образования
Населённый пункт: село Мошенское Новгородской области
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: программа театральной студии "Вдохновение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Стружкина Елена Евгеньевна, директор МАОУДО «Центр дополнительного образования» с. Мошенское Новгородской области
Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

театральной студии "Вдохновение"
"
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества. Без этого он - засушенный цветок".

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка
Детский театр – особый мир в пространстве образовательного учреждения. В школьном возрасте происходит становление личностного самосознания ребёнка. Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале. В современной педагогике возможности школьного театра-студии трудно переоценить занятия в театральной студии способствуют решению целого ряда учебных
задач:
обучению разговорной речи; приобретению известной свободы в обращении; приучают выступать перед обществом в качестве ораторов. Театр как школа общения, как школа жизни необходим для воспитания нового поколения. Детский возраст диктует потребность в проигрывании, "проживании" социальных ролей. Дети в процессе театральных занятий оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт. Именно в детском театре закладывается культура человеческих взаимоотношений. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – программа) данного направления способствует повышению интереса к театральному искусству, воспитанию творчески активной и гармонично развитой личности, формированию мировоззрения, эстетического вкуса, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. В сельской местности, где не только ребёнок, но и взрослые зачастую лишены возможности приобщения к искусству (в т.ч. театральному) через посещение культурных центров, где культура общения среди взрослых и подрастающего поколения не всегда находится на должном уровне, 1

актуальность
данной программы неоспорима, так как её реализация предполагает ряд богатых возможностей как в развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Данная программа имеет
художественную направленность.
Одним из ведущих направлений программы является театральная постановка, основанная на комплексном подходе. В этом состоит её
особенность

и

новизна
. В основе - коллективная творческая деятельность. Преимущества коллективного подхода очевидны. Прежде всего, общая творческая деятельность сплачивает: это репетиции, отработка актёрского мастерства, подбор музыкального сопровождения, изготовление костюмов, декораций, реквизита. Однако встречаются дети, которые не желают принимать участия в общем творчестве. Для них создаются условия обязательного присутствия на коллективных мероприятиях. Для каждого находится интересное занятие, в котором он может творчески реализовать свои возможности и таланты. Программный подход позволяет моделировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка. Программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя.
Особенность
методики учебной работы с детьми состоит в том, что содержание программы преподносится в формах, доступных и интересных для детей: играх, танцах, пении, поэзии - этот мир ярок, выразителен и поэтому интересен для учащихся. Разнообразные
формы занятий
: ролевые игры, тренинги, мини- концерты, конкурсы актёрского мастерства, экскурсии, просмотры спектаклей способствуют развитию внутреннего мира ребёнка, выявляет его возможности и такие необходимые качества, как внимание, воображение, фантазия, образное мышление, обогащает эмоциональную память. Подготовка и участие в театрализациях всех видов способствует развитию личности и навыков межличностного общения, стремлению к коллективному творчеству в сотрудничестве с педагогом и родителями (законными представителями).
Цель данной программы
: создать условия для развития у обучающихся интереса к театральному искусству через коллективную творческую деятельность. При составлении данной программы были использованы авторские программы Некрасовой Л.М. " Театральная культура", и Гребёнкина А.В. " Сценическое движение", учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов "Театр, где играют дети" под редакцией Никитиной А. Б. 2
Программа предполагает такие
формы подведения итогов
её реализации и определения результативности деятельности воспитанников, как: зачёты, творческие отчёты, конкурсы актёрского мастерства, выставки театральных костюмов, афиш; постановка спектакля для зрителей. Программа театральной студии рассчитана на три года обучения по 108 часов в каждом году. Занятия проводятся 2 раза в неделю, их продолжительность 1,5 часа. По данной программе могут обучаться дети в возрасте от 7 до 14 лет. В каждом разделе программы предусматривается помимо теоретического материала раздел практической работы, основанный на разнообразных формах творческих заданий. По завершении первого года обучения учащиеся должны:  уметь самостоятельно выполнять упражнения на развитие речи;  уметь сочетать речь с мимикой и жестами;  уметь определять внешние характерные черты персонажей;  уметь держаться на публике;  уметь выразительно читать. По завершении второго года обучения учащиеся должны:  иметь представление о театральном искусстве;  иметь выразительную речь, четкую дикцию  ориентироваться в сценическом пространстве;  понимать характер персонажей;  обладать навыками изготовления костюмов, декораций, атрибутов. По завершении третьего года обучения учащиеся должны:  углубить знания о театральной культуре;  владеть театральными терминами;  уметь анализировать текст, выстраивать событийный ряд;  знать профессии, связанные с театральным искусством. Освоение полного объема программы обеспечивает начальную профессиональную актерскую подготовку. Это дает дополнительные возможности при поступлении детей по окончанию школы в учебные заведения данного направления.
Основными

критериями

эффективности
реализации данной программы могут выступать следующие характеристики:
Критерии

Показатели

личностные
1.Потребность в самореализации в области театрального искусства. 1 . 1 . Же л а н и е у ч а с т в о в ат ь в конкурсах выставках, фестивалях и т. д. 1.2. Высокий уровень мотивации к 3
изучению материала, связанного с искусством театра. 1.3. усвоение теоретических знаний и овладение практическими умениями и навыками в области театрального искусства. 2. Профессиональное самоопределение. 2.1. Желание продолжить обучение в объединении (более половины обучающихся ). 2.2. Степень освоения навыков актёрского мастерства. 2.3. Степень информированности об истории театра. 2.4. Знание профессий, связанных с театральным искусством.
процессуальные
1.Удовлетворенность субъектов педагогического процесса. 1.1. Высокий уровень удовлетворенности детей, родителей, педагога содержанием, формами работы, режимом деятельности, взаимоотношениями. 2. Статус объединения 2.1. Количество воспитанников объединения, принимающих участие в выставках, конкурсах и т. д. 2.2. Сохранность контингента воспитанников. 2.3. Творческие победы, призовые места в выставках, конкурсах и т. п. 2.4. Количество публикаций, фотографий в СМИ о деятельности объединения. 4

Учебно-тематическое планирование
№ п/ п Наименование темы 1 год 2 год 3 год Всего Тео- рия прак- тика Всего Тео- рия прак- тика Всего Тео- рия прак- тика 1. Введение
1,5
1,5 -
1,5
1,5 -
1,5
1,5 - 2. История театра
3
1,5 1,5
3
3 -
3
3 - 3. Актёрское мастерство
15
3 12
12
3 9
12
3 9 4. Сценическая речь
12
4,5 7,5
9
3 6
6
1,5 4,5 5. Сценическое движение
15
6 9
12
6 6
9
3 6 6. Основы грима
-
- -
3
1,5 1,5
6
3 3 7. Художественное оформление спектакля
9
3 6
9
3 6
9
3 6 8. Постановка спектакля
24
3 21
30
3 27
30
3 27 9. И н д и в и д у а л ь н а я работа
10,5
- 10,5
10,5
- 10,5
10,5
- 10,5 10. К о н ц е р т н а я деятельность
18
- 18
18
18 -
21
- 21 11 Просмотр спектаклей
3

3

3
Итого:
108
24 84
108
24 84
108
21 87
Содержание программы первого года обучения

Введение
Знакомство. Инструктаж по ТБ. Противопожарная безопасность. Правила поведения в ЦДО.
История театра
Заклички, обряды, ярмарочные гуляния – зарождение театрального искусства. Театр и дети. Разучивание закличек.
Актерское мастерство
Игры на перевоплощение: "Море волнуется раз…", "Как у дяди Трифона" и др. Игры на развитие внимания: "Поймай хлопок", "Невидимая нить". Первый драматургический материал: сочиняем сказки. 5

Сценическая речь
Гимнастика для языка и губ. Игра-занятие "Путешествие весёлого язычка". Использование междометий, чистоговорок, скороговорок для четкой дикции. Выразительное чтение. Чтение стихов, сказок по ролям.
Сценическое движение
Упражнения в равновесии (тренировка вестибуляторного аппарата). Развитие координации движений. Игры "Суета", "Переход", "Зеркало". Знакомство с основными приёмами техники пантомимы. Приобретение навыков стилизованного движения. Отработка движений: стена, шаг на месте, перетягивание каната, лыжник, конькобежец. Развитие ритмичности и музыкальности движений. Навыки перехода к новому темпу и ритму. Ритмические танцы "Колобок", "Кузнечик".
Художественное оформление спектакля
Кто помогает делать спектакль красивым? Костюм- часть образа. "Одежда" для сцены. Декорации и реквизит. Изготовление макетов к произведениям. Игра – занятие с переодеванием "Угадай, кто я ? ".
Индивидуальная работа
Упражнения для четкой дикции. Постановка голоса. Психологические игры и тренинги.
Постановка спектакля
Распределение ролей. Речевые и внешние характеристики персонажей. Репетиции. Изготовление декораций, костюмов. Подбор музык, песен.
Концертная деятельность
Подготовка и участие в концертах к праздничным датам. Выступления в детских садах и школе.
Просмотр спектаклей
Посещение гастрольных спектаклей театральных коллективов.
Содержание программы второго года обучения
6

Введение
Инструктаж по ТБ. Противопожарная безопасность. Правила поведения в ЦДО. Театральные игры.
История театра
Театр- искусство синтетическое. Возникновение древнегреческого театра. Средневековый театр Западной Европы. Театр эпохи Возрождения. Создание русского театра. Театр Федора Волкова.
Актерское мастерство
Искусство перевоплощения. Игры на развитие воображения: "Жизнь бабочки", "Замороженный". Создание образов одушевлённых и неодушевлённых предметов. Основной композиционный закон. Конкурс актерского мастерства.
Сценическая речь
Артикуляционная гимнастика. Имитация голоса. Игры и упражнения для рождения звука: "Полет шмеля", "Звучащие игрушки", "Озвучиваем немое кино".
Сценическое движение
Беседа об исторических особенностях телесного поведения и этикета. Выразительные манеры разной эпохи. Особенности пластики светского человека, военного, священника (осанка, походка, жестикуляция). Особенности женской пластики. Сочетание ходьбы с поклонами. Движение в парах в различных условиях.
Основы грима
Что такое грим? Оборудование и инструменты. Техника наложения грима. Грим театральный, характерный.
Художественное оформление спектакля
Экскурсия в ККЦ "Уверь". Стилизация костюмов. Декорации и бутафория. 7
Звуковой ряд спектакля.
Индивидуальная работа
Работа над образом и речевыми характеристиками персонажей. Отработка мизансцен.
Постановка спектакля
Анализ текста: тема, сюжет. Распределение ролей. Создание речевых характеристик персонажей. Репетиции. Отработка мизансцен. Прикладное искусство.
Концертная деятельность
Подготовка и участие в концертах к праздничным датам. Выступления в детских садах и школе. Участие в конкурсах актёрского мастерства.
Просмотр спектаклей
Посещение гастрольных спектаклей театральных коллективов.
Содержание программы третьего года обучения

Введение
Инструктаж по ТБ. Противопожарная безопасность. Правила поведения в ЦДО Психологические игры и тренинги на создание микроклимата.
История театра
Гении русской сцены. Создание Московского художественного театра. Роль Станиславского и Немировича-Данченко в истории русского театра. Новые времена и новые театры: "Современник", Большой драматический театр, Театр на Таганке.
Актерское мастерство
Упражнения на развитие воображения. Тренинги и упражнения на развитие устойчивого внимания. Упражнения: "Поваренная книга", "Рождение фантастического существа".
Сценическая речь
Дыхательный комплекс. Развитие диапазона голоса. 8

Сценическое движение
Пластические импровизации. Основные законы сценического пространства. Сценические трюки: падения, прыжки, переноска партнеров
Основы грима
Грим театральный. Синяки и царапины. Пот, слезы, кровь. Изменение формы лица, носа, тела. Грим абстрактный. Творческие импровизации.
Художественное оформление спектакля.
Театрально - декорационное искусство. Оформление сцены, обозначение места действия. Создание костюмов, реквизита. Понятие " работники театрального цеха". Знакомство с профессиями костюмеров, бутафоров, реквизиторов, осветителей. Экскурсия в ККЦ " Уверь".
Индивидуальная работа
Работа над образом и речевыми характеристиками персонажей. Отработка мизансцен.
Постановка спектакля
Анализ текста: тема, сюжет. Распределение ролей. Создание речевых характеристик персонажей. Репетиции. Прикладное искусство.
Концертная деятельность
Подготовка и участие в концертах к праздничным датам. Выступления в детских садах и школе. Участие в конкурсах актёрского мастерства.
Просмотр спектаклей
Посещение гастрольных спектаклей театральных коллективов.
Методическое обеспечение
9
Построение программы по блокам тем – "История театра", "Актерское мастерство ", "Сценическая речь", "Сценическое движение", "Сценическая речь", "Основы грима", "Художественное оформление спектакля" – дает педагогу вариативно выстраивать работу с детьми. В работе по программе важным является ролевое существование ученика на занятиях: он бывает актером, режиссером, драматургом, художником, зрителем. Полученные знания дети могут применять в сфере собственной деятельности. Занятия проводятся в различных формах обучения: занятия - беседы, тренинги, игры, экскурсии. Эффективно использование народных и подвижных игр. Итоговые занятия по темам проводятся в виде творческих отчётов, конкурсов актёрского мастерства, мини - концертов. Формой подведения итогов является спектакль, подготовленный в течение года и показанный зрителям. При изучении ряда тем музыкальное сопровождение является существенным фактором активизации творческого интереса детей и основной для освоения темпо - ритма движений, для этого имеется магнитофон, фонотека. Имеется отдельное помещение для занятий, оборудованное зеркалом и напольным покрытием. При организации учебного процесса активно используются костюмы, реквизит, маски, парики, грим, наглядные пособия.
Рекомендуема литература для педагога

1.
Театр, где играют дети: Учеб. - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б. Никитиной. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 288с.
2.
Программы дополнительного художественного образования детей.- М,:"Просвещение", 2006г-239с,
История театра.

1
. Морозов А.Г. Три века русской сцены. Кн.1 - М.: Просвещение, 1978- 319с.
2.
Морозов А.Г. Три века русской сцены. Кн.2 - М.: Просвещение, 1984- 335с.
3
. Петров И.Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 - 84с.
Сценическая речь.

1
. Петрова А.Н. Сценическая речь. - М.: Просвещение, 1981- 135с.
2
. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение,1976- 254с.
Актёрское мастерство.

1
. Гельфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М.: Просвещение, 1969 - 103с.
2
. Самоуправление в школе. - Мн.: Изд. ООО "Красико - Принт", 2002 -128с. ( с. 50-58 " Психологические игры и тренинги").
Основы грима.

1.
Бейган Ли. Грим для театра, кино телевидения. Практическое руководство – М.: "Искусство", 1997 – 172с. 10

2 .
Проснякова Т.Н. Уроки мастерства.- Самара: Изд. дом " Фёдоров",2001 - 116с.
Постановка спектакля.

1
. Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьные юморины: Сценки, праздники, пьесы. - М.: Айрис - пресс, 2002 -192с.
2.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Пьесы для школьного театра - М.: " Аквариум БУК, 2003 -192с.
3
. Безымянная О. Школьный театр.- М.: Рольф, 2001- 276с.
4
. Золотой карнавал сказок. / Авт.- сост. В. Цыбульник. - М.: ООО Изд. АСТ,2002 - 319с.
5.
От торжества к торжеству/ Ред. - сост. Л.И. Жук - Мн.: Изд. ООО "Красико - Принт", 2001,128с.
6
. Погорельский Ю.М. Весёлые представления в школе. - Спб. : Изд. Дом " Литера", 2002 -240с.
7
. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста. : Нескучалия / Ред.- сост. О.А. Толчёнов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 272с.
8.
Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001- 192с.
9.
Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники.: Сборник. - М.: Лабиринт - Пресс, 2000 - 432с.
Художественное оформление спектакля.

1
. Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. – М.: Знание, 1986 – 128с.
Рекомендуема литература для детей.

1
.Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л: Дет. лит., 1986 –143с.
2
. Всё для девочек. - М.: ООО " Издательство АСТ: ООО " Издательство Астрель", 2003 - 544с. (с. 485-488 ).
3.
Кадрон К. Детские праздники. Раскрашиваем лицо. Театральный грим. – М.: Изд. дом "РОСМЭН", - 1998 – 64с.
4
. Тридцать три Егорки: русские народные скороговорки. - М.: Дет. лит., 1989-32с.
5
. Я расту! / Авт. сост. О.В. Джежелей - М.: Просвещение, 1994-128с. 11


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!