"Инновационная деятельность в условиях современного образования"
Автор: Минченко Наталья Михайловна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГБПОУ КК "Курганинский аграрно - технологический техникум" Населённый пункт: г. Курганинск, х. Красное Поле, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Инновационная деятельность в условиях современного образования" Раздел: среднее профессиональное
«Инновационная деятельность в условиях современного
образования»
Минченко Наталья Михайловна,
мастер производственного обучения
ГБПОУ КК «Курганинский аграрно – технологический техникум»
Сегодня
главная
задача
образования
–
качество
образования
–
на
современном
этапе
приобретает
новый
статус
и
требует
новых
форм
взаимодействия образования, государства и общества.
Сущность современного образования включает такие составляющие, как:
- освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах
деятельности;
-
овладение
системой
интеллектуальных
и
практических
навыков
и
умений;
- освоение опыта творческой деятельности;
- овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, другим
людям, которые дают возможность личности самосовершенствоваться.
К
сожалению,
две
последние
составляющие
остаются
практически
нереализованными
в
традиционном
обучении.
В
связи
с
этим
вводимые
в
образовательное пространство стандарты третьего
поколения, реализующие
системно - деятельностный подход, направлены на освоение обучающимися
универсальных учебных действий: уметь выявлять возникающие проблемы,
уметь
адаптироваться
в
реальных
условиях,
уметь
применять
полученные
знания на практике в различных ситуациях и т.д.
Как же быть педагогу, чтобы, с одной стороны, выполнять главную задачу
образования – давать качественное образование, а с другой стороны, учитывать
социальные, индивидуальные, личностные, возрастные факторы жизни ребят?
Процесс
обучения
может
протекать
с
различным
приложением
сил,
познавательной
активности
и
самостоятельности
обучающихся.
В
одних
случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий.
Но именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат -
уровень приобретенных знаний, умений и навыков, качество приобретенных
з
н
а
н
и
й
.
Научить и видеть что-то по новому, не так, как все, и не так, как ты видел
раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить
процесс
обучения
на
развитие
способностей
обучающихся
системой
познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не
только к знаниям, но и к самому процессу поиска. Огромное значение в этом
имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества,
по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления,
творческих
способностей
обучающихся
и
повышает
творческо-поисковую
активность.
Поэтому
в
последние
годы
образовательное
пространство
стремительно
завоевывает
педагогическая
новатика,
одним
из
важных
направлений которой являются разработки и внедрение новых педагогических
технологий.
Одними
из
продуктивных
технологий, направленных
на
формирование и развитие не только узкопредметных, но и метапредметных
(общеучебных) умений, считаются технология личностно – ориентированного,
развивающего обучения И. С. Якиманской, технология продуктивного обучения
А. В. Хуторского, технология критического мышления и проектная технология
(или метод проектов) [5, с.9-16].
Однако типичной ошибкой педагога часто бывает подмена технологий
какими-либо
элементами
деятельности,
направленными
на
развитие
личностных
качеств
ученика,
а
под личностно-ориентированным
уроком
понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога,
прежде
всего
в
том,
чтобы
создать
эмоционально
положительный
настрой
класса на работу. Бывает, мастер производственного обучения не ставит плохой
отметки, даже если ответ обучающегося
того заслуживает. Стараясь помочь
с л а б ы м
о б у ч а ю щ и м с я ,
о н
з а к р ы в а е т
гл а з а
н а
п р о я в л е н и е
недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты.
Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные
самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок
более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает
основания
считать
его
технологичным.
Сущность
последнего
-
не
просто
создание мастером
благожелательной творческой атмосферы, а постоянное
обращение к субъектному опыту обучающихся, то есть к опыту их собственной
жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание самобытности и
уникальности каждого ученика. Но возможно ли это, когда в группе по 25-30
ребят и каждый индивидуален по-своему?
Ответ не прост. От нас
требуется не только признание за каждым
обучающимся
своеобразия
его
личности,
но
и
пересмотр
р я д а
профессиональных позиций. Рассмотрим некоторые из них.
Первая позиция. Опора на субъективный опыт. Мастер или педагог и
обучающийся выступают как равноправные партнеры, носители разнородного,
но
необходимого
опыта.
Педагог
должен
продумать
не
только
то,
какой
материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по
поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат
их
предшествующего
обучения
у
разных
мастеров
и
собственной
жизнедеятельности).
Надо
продумать,
что
следует
сделать,
дабы
обсудить
детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а
в равноправном диалоге, как обобщить эти «версии», выделить и поддержать те
из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме
урока, задачам и целям обучения [4, c.29].
В этих условиях обучающиеся будут стремиться быть «услышанными»,
станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои
варианты ее содержательного обсуждения. Мастеру
нужно быть готовым к
тому,
чтобы
инициировать
обучающихся
к
такому
разговору,
активно
способствовать
выражению
обучающихся
их
индивидуальных
"семантик"
(пусть не совершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на
уроке,
педагог
и
формирует
«коллективное»
знание
как
результат
«окультуривания»
индивидуальных
«семантик»,
а
не
просто
добивается
от
группы воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.
Вторая
позиция.
Знание
психологических
особенностей .
Подбор
дидактического
материала
к
уроку
требует
от
мастера
не
только
его
объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого
обучающегося
в
работе
с
этим
материалом.
Обучающемуся
нужно
предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе
с учебным материалом. Классификация дидактического материала, подбор и
использование его в ходе урока требуют, конечно, особой подготовки мастера
производственного
обучения
и
прежде
всего
знания
психофизиологических
особенностей
ребят,
умения
выявлять
и
продуктивно
их
использовать
в
процессе усвоения.
Третья
позиция.
Роль
равноправных
партнеров.
Она
относится
к
сценарию
урока.
Если
на
традиционном
уроке
основное
внимание
мастер
уделяет
коллективным
(фронтальным)
методам
работы,
то
на
личностно-
ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора
самостоятельной работы группы, гибко распределяя ребят по группам с учетом
их личностных особенностей, в целях, создания максимально благоприятных
условий
для
их
проявления.
Все
это,
несомненно,
требует
специальной
подготовки.
Четвертая позиция. Инструментально- технологическая.
Включает в
себя
совокупность
технологий,
методов
и
приемов
педагогической
деятельности,
обеспечивающих
усвоение
обучающимися
знаний,
способов
умственной
деятельности,
развитие
из
мыслительных
способностей
и
повышающих интерес к самостоятельному процессу познания. Например, в
основе проектной лежит рефлексивно - деятельностная парадигма [2, с. 38],
которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию,
что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.
Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения [2, с.45]:
- Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);
- Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);
- Исследовательский метод;
- Частично-поисковый, или эвристический метод.
При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода
учебный процесс организуется путём применения системы теоретических и
практических
исследовательских
заданий,
характеризующихся
высоким
уровнем
проблемности.
При
достаточном
уровне
подготовки
обучающихся
используются задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным
является умение обучающихся выдвигать гипотезы и защищать их.
Таким
образом,
инновационная
деятельность
позволяет
осуществлять
образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует
развитию не только обучающегося, но и мастера производственного обучения.
Список используемой литературы:
1.
Бершадский
М.Е.,
Гузеев
В.В. Дидактические
и
психологические
основания образовательной технологии. – М.:2003 г.
2.
Гин
А.А. Приёмы педагогической техники. – Луганск, Учебная книга:
2003 г.
3.
Кульневич
С.В.,
Лакоценина
Т.П. Современный
урок.
–
Волгоград:
Учитель, 2005
4.
Перинбаньягам Р.С. Диалогическая личность. – М.: 1998 г. 2006
5.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1998 г.