Напоминание

"Инновационная деятельность в условиях современного образования"


Автор: Минченко Наталья Михайловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Курганинский аграрно - технологический техникум"
Населённый пункт: г. Курганинск, х. Красное Поле, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная деятельность в условиях современного образования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





«Инновационная деятельность в условиях современного

образования»
Минченко Наталья Михайловна, мастер производственного обучения ГБПОУ КК «Курганинский аграрно – технологический техникум» Сегодня главная задача образования – качество образования – на современном этапе приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества. Сущность современного образования включает такие составляющие, как: - освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности; - овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений; - освоение опыта творческой деятельности; - овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, другим людям, которые дают возможность личности самосовершенствоваться. К сожалению, две последние составляющие остаются практически нереализованными в традиционном обучении. В связи с этим вводимые в образовательное пространство стандарты третьего поколения, реализующие системно - деятельностный подход, направлены на освоение обучающимися универсальных учебных действий: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях и т.д. Как же быть педагогу, чтобы, с одной стороны, выполнять главную задачу образования – давать качественное образование, а с другой стороны, учитывать социальные, индивидуальные, личностные, возрастные факторы жизни ребят? Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности обучающихся. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Но именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков, качество приобретенных з н а н и й . Научить и видеть что-то по новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие способностей обучающихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска. Огромное значение в этом имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей обучающихся и повышает творческо-поисковую активность. Поэтому в последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает педагогическая новатика, одним из важных направлений которой являются разработки и внедрение новых педагогических
технологий. Одними из продуктивных технологий, направленных на формирование и развитие не только узкопредметных, но и метапредметных (общеучебных) умений, считаются технология личностно – ориентированного, развивающего обучения И. С. Якиманской, технология продуктивного обучения А. В. Хуторского, технология критического мышления и проектная технология (или метод проектов) [5, с.9-16]. Однако типичной ошибкой педагога часто бывает подмена технологий какими-либо элементами деятельности, направленными на развитие личностных качеств ученика, а под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, мастер производственного обучения не ставит плохой отметки, даже если ответ обучающегося того заслуживает. Стараясь помочь с л а б ы м о б у ч а ю щ и м с я , о н з а к р ы в а е т гл а з а н а п р о я в л е н и е недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его технологичным. Сущность последнего - не просто создание мастером благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту обучающихся, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание самобытности и уникальности каждого ученика. Но возможно ли это, когда в группе по 25-30 ребят и каждый индивидуален по-своему? Ответ не прост. От нас требуется не только признание за каждым обучающимся своеобразия его личности, но и пересмотр р я д а профессиональных позиций. Рассмотрим некоторые из них. Первая позиция. Опора на субъективный опыт. Мастер или педагог и обучающийся выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных мастеров и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге, как обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения [4, c.29]. В этих условиях обучающиеся будут стремиться быть «услышанными», станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Мастеру нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать обучающихся к такому разговору, активно способствовать выражению обучающихся их индивидуальных "семантик" (пусть не совершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, педагог и формирует «коллективное» знание как результат
«окультуривания» индивидуальных «семантик», а не просто добивается от группы воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения. Вторая позиция. Знание психологических особенностей
.
Подбор дидактического материала к уроку требует от мастера не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого обучающегося в работе с этим материалом. Обучающемуся нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе урока требуют, конечно, особой подготовки мастера производственного обучения и прежде всего знания психофизиологических особенностей ребят, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения. Третья позиция. Роль равноправных партнеров. Она относится к сценарию урока. Если на традиционном уроке основное внимание мастер уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно- ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы группы, гибко распределяя ребят по группам с учетом их личностных особенностей, в целях, создания максимально благоприятных условий для их проявления. Все это, несомненно, требует специальной подготовки. Четвертая позиция. Инструментально- технологическая. Включает в себя совокупность технологий, методов и приемов педагогической деятельности, обеспечивающих усвоение обучающимися знаний, способов умственной деятельности, развитие из мыслительных способностей и повышающих интерес к самостоятельному процессу познания. Например, в основе проектной лежит рефлексивно - деятельностная парадигма [2, с. 38], которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения [2, с.45]: - Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации); - Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия); - Исследовательский метод; - Частично-поисковый, или эвристический метод. При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организуется путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки обучающихся используются задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным является умение обучающихся выдвигать гипотезы и защищать их. Таким образом, инновационная деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию не только обучающегося, но и мастера производственного обучения.
Список используемой литературы:

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.:2003 г. 2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – Луганск, Учебная книга: 2003 г. 3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Волгоград: Учитель, 2005 4. Перинбаньягам Р.С. Диалогическая личность. – М.: 1998 г. 2006 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1998 г.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!