Напоминание

"Взаимодействие педагога – музыканта с родителями учащегося на начальном этапе обучения в Детской школе искусств"


Автор: Павлова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская школа искусств р.п. Межевой
Населённый пункт: р.п. Межевой, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Взаимодействие педагога – музыканта с родителями учащегося на начальном этапе обучения в Детской школе искусств"
Дата публикации: 11.06.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Е.А.Павлова, преподаватель

первой категории фортепианного

отделения МБОУ ДО ДШИ р.п.Межевой

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА

С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩЕГОСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Работа с родителями занимает немаловажное место в воспитании и успешном

обучении детей в ДШИ. Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов и

условий

воспитывающей

среды,

которой

определяет

эффективность

всего

образовательного

процесса.

Необходимо

тесное

сотрудничество

педагогов

с

семьями

воспитанников.

К

сожалению,

в

настоящее

время

педагог

может

столкнуться

с

различными

проблемами в отношениях семьи и школы. Наиболее распространенными являются:

чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к

сокращению времени на воспитание детей;

недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в

школьных делах;

невысокий

образовательный

и

общекультурный

уровень

родителей,

зачастую

повторяющийся у их детей.

К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному

искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как к «кружку» или «секции»,

где

ребенок

проводит

свое

свободное

время,

но

при

этом

не

затрачивает

усилий

в

домашней работе.

Однако

исследователи

музыкальной

педагогики

и

психологии

выдвигают

ряд

аргументов

в

пользу

обучения

музыке.

В

том

числе

положительные

аспекты,

формирующиеся в процессе занятий в музыкальной школе:

Музыкальные знания воспитывают волю и дисциплину ребенка: заниматься на

инструменте надо регулярно. Систематические занятия воспитывают характер, упорство и

выдержку.

Занимаясь

музыкой,

ребенок

развивает

математические

способности:

он

пространственно

мыслит,

попадая

на

нужные

клавиши,

манипулирует

абстрактными

звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные

слова, быстрее усваивают грамматику: фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и

восклицания есть и в музыке, и в речи человека.

Музыкальное образование помогает ребенку в понимании компьютера. Музыка

структурна и иерархична: крупные части, делятся на небольшие темы и фрагменты,

состоящие из фраз и мотивов.

Музыкальные занятия развивают навыки общения (коммуникативные навыки).

Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Положение артиста на сцене

приучает к максимальной готовности, и ребенок с таким опытом в будущем не «завалит»

серьезный

экзамен,

ответственный

доклад,

собеседование

при

приеме

на

работу.

Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много

дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах,

приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Обучение в музыкальной школе знакомит с творчеством композиторов разных эпох

и стилей, формирует у ребенка эстетический вкус, любовь к музыке; дает возможность

публично выступать на различных концертах, конкурсах, фестивалях, почувствовать себя

настоящим артистом, вырабатывает уверенность и не только на сцене, но и в жизни.

Формируются

культурные

потребности.

Заполнение

своего

пространства

полезными и нужными делами и знаниями.

Учитывая данные положительные аспекты, многие семьи привлекают своих детей к

обучению

в

музыкальной

школе.

Конечно,

перед

желающими

обучаться

игре

на

фортепиано встает не мало проблем, таких как:

Организационная покупка инструмента: найти место в квартире, поднять на какой-

то этаж.

Маленькие дети 6-9-летнего возраста не всегда могут прийти на урок, а родителям

некогда. Выход из такой ситуации всегда найдется: попросить родственников или хороших

знакомых.

Необходима

помощь

родителей

в

организации

домашних

занятий,

напомнить

ребенку,

заигравшемуся

в

компьютере

или

на

улице,

что

надо

еще

позаниматься.

Проследить,

чтобы

ребенок

выполняя

то,

что

задается

педагогом,

помимо

своих

творческих изобретений.

И, конечно, мы знаем, что нет у людей, занимающихся музыкой ни выходных, ни

праздников. Чтоб чему-то научиться, надо к этому стремиться, надо заниматься каждый

день. К этой мысли надо постепенно приучать и родителей, и детей, но сначала их надо

заинтересовать. Пригласить их на первые занятия и проверить данные ребенка:

Внимание

концентрация

ребенка

на

выполняемом

действии

его

самого

и

педагога.

Слух – способность различать звуки по высоте.

Память – способность запоминать небольшие стихи, песенки.

Ритм – способность воспроизводить заданный ритмический рисунок.

Интерес и желание к обучению.

Рекомендации, направленные на совершенствование музыкально-педагогического

процесса

и

установления

тесного

сотрудничества

между

педагогом,

ребенком

и

его

семьей:

Присутствие на уроке родителей или членов семьи, которые смогут объяснить

алгоритм

выполнения

домашней

работы,

составленный

совместно

с

педагогом,

проконтролировать результативность и эффективность ее выполнения.

Приобщение

к

концертной

деятельности:

посещение

музыкальных

театров,

концертных программ филармонии и других концертов. Кроме того, родители не должны

быть безразличными к концертам, в которых принимает участие ребенок. Такие концерты

полезны с музыкально- просветительской точки зрения и мотивационно-конкурирующей

(можно адекватно оценить уровень исполнения своего ребенка и сравнить с другими

ребятами,

а

ребенок

будет

мотивирован

на

успех

и

дальнейшее

развитие,

видя

заинтересованность родителей).

Домашние

концерты,

организованные

к

семейным

праздникам

или

другим

праздничным датам.

Можно предложить ребенку кроме подготовки музыкальных номеров, оформить

пригласительные билеты или самостоятельно приглашать гостей по телефону.

Несколько советов по проведению домашних концертов:

Не приглашать слишком много гостей, но присутствие кого-то кроме домашних

должно быть обязательно – это повышает ответственность юного музыканта.

Во время концерта нельзя разговаривать, ходить по комнате, делать замечания, т.е.

нужно создать атмосферу настоящего концерта.

Необходимо

наградить

игру

ребенка

аплодисментами,

несмотря

на

уровень

исполнения,

сказать

одобряющие

слова,

что

его

игра

нравиться

другим,

приносит

слушателям удовольствие.

Совместное музицирование с кем-то из взрослых или сверстников. В таком роде

музыкальных

занятий

происходит

формирование

партнерских

отношений,

взаимной

поддержки.

Одной из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей является беседа, в

ходе

которой

выясняются

необходимые

для

профессиональной

работы

сведения

(особенности здоровья ребенка, его интересы и увлечения, мотивация учения и т.д.).

Успешность

(или

неуспешность)

такого

взаимодействия

во

многом

определяется

правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его общения.

Работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию ребенка и формированию у него

любви к музыкальным занятиям одинаково сложна и интересна. «Хорошие родители

важнее

хороших

педагогов»,

-

говорил

Г.Г.Нейгауз,

имея

в

виду,

что

самые

лучшие

педагоги

будут

бессильны,

если

родители

равнодушны

к

музыке

и

музыкальному

воспитанию своих детей.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!