Напоминание

" Формирование культурно–гигиенических навыков"


Автор: Опёнышева Галина Семёновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 34 " Красная шапочка"
Населённый пункт: Кем обл г Междуреченск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: " Формирование культурно–гигиенических навыков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания у детей младшего возраста

В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-

гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии

с «Программой воспитания в детском саду».

Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застёгивать пуговицы),

постарше – более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или

иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к

одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями

и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. К числу основных условий

успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально

организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых. Под рационально

организованной обстановкой

Понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым

оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание,

сон, занятия и игры).

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой

нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное

количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и

полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем- картинка. Это

повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение

гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию

навыков и привычек культуры поведения. Закрепление их происходит в играх, труде, занятиях, в

быту.

Формирования культурно- гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых-

родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях

дошкольного учреждения и семьи.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с

этим успешного формирования у них гигиенических навыковнеобходимо прибегать к показу и

объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из- за стола, мыть руки.

Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность

требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство

взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Обучение некоторым навыкам,

например культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны

овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности

(правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение

ребёнка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со

стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Особенно

важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель

проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля

приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку,

забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании

навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей,

их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с

собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель

обращает внимание малышей на тех сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно

обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не

участвующий в игре ребёнок. «Посмотрите, дети, - говорит педагог,- Игорь не играл с вами а тоже

убирает, помогает товарищам. Вместе вы быстро уберёте игрушки». Другие дети тоже

принимаются помогать. Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен

проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.

Особая роль в воспитании культурно- гигиенических навыков принадлежит игровым приёмам.

Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной

жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем

куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).

Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации,

художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как

надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на

иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие

гости», «Новенькая» и т. п. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям.

Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости,

взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном,

спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны

стать привычками.

Итак, при формировании культурно- гигиенических навыков мы ставим перед собой

следующие задачи:

1. Приучать есть аккуратно.

2. Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо

вытирать лицо и руки полотенцем.

3. Опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу.

4. Держать ложку в правой руке.

5. Пользоваться салфеткой.

6. Полоскать рот по напоминанию взрослого.

7. Воспитывать умения выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-

за стола, не окончив жевать, говорить «спасибо».

К числу основных условий успешного формировании культурно- гигиенических навыков

относятся:

- рационально организованная обстановка;

- чёткий режим дня;

- руководство взрослых.

Используемые методы и приёмы:

- личный пример взрослых;

- НОД;

- показ;

- объяснение;

- пояснение;

- поощрение;

- беседы;

- упражнения в действиях;

- дидактические игры;

- потешки;

- стихотворения;

- пословицы, поговорки;

- игровые приёмы;

- викторины, развлечения;

- приём повторения действий (например, попросили перед мытьём: «Покажите, как вы засучили

рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки).

Критерии опрятности еды включают умения:

- Правильно пользования столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

-Не крошить хлеб;

- Пережёвывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодарить;

- Пользоваться только своим прибором.

Мытья рук и личной гигиены:

- Мыть лицо, уши, руки;

- Закатать рукава;

- Смочить руки;

- Взять мыло, намыливать до появления пены;

- Смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

- Пользоваться расчёской.

Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка

рук и развитие мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных

занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Для ребёнка младшего возраста самообслуживания включает в себя освоение

следующих навыков:

- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

- раздевание и одевание (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку,

шапку, варежки);

- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и

салфеткой);

- опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у

ребёнка некоторых психофизических возможностей.

К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из

рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя

пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно- слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки,

отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь

имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в

практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие

мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

На 1 этапе ребёнок учится выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре.

На 2 этапе осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно- моторная

координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щёпотью

(тремя пальцами, одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать

вместе, выделять один палец).

На 3 этапе происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два

предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется

согласованность обеих рук, продолжает развивать глазомер.

На 4 этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры,

выполнение действий по показу).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых

игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе

прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите,

когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен

быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими

руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного

выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на

то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать

именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми

одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия , выполняемые в определённом

порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно

ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

1. Сядь на стульчик.

2. Возьми штанишки обеими руками за поясок.

3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину.

4. Поставь ножку на пол.

5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину.

6. Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!