Напоминание

Рабочая программа: "Я гражданин России" для обучающихся, воспитанников с нарушением слуха (7–8 класс)


Автор: Гришанова Галина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ ШИ №1
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа: "Я гражданин России" для обучающихся, воспитанников с нарушением слуха (7–8 класс)
Раздел: среднее образование





Назад




Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА:

«Я – гражданин России»

воспитание

гражданско-правовой культуры у обучающихся, воспитанников

с нарушением слуха (7-8 класс)

воспитатель: Гришанова Г.А.

высшая квалификационная категория

г. Хабаровск

2018 г.

1

Содержание:

1. Пояснительная записка …………………………………………………………. ……… 3-4

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха……………. 5-6

2.1. Развитие познавательной сферы у ребёнка, имеющего нарушения слуха…………… 6

2.2. Психологические особенности формирования речи у неслышащих детей…………... 7

2.3. Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха ………………………. 7-8

3. Концептуальные основы программы …………………………………………………… 8-9

4. Цель и задачи программы ………………………………………………………………. 9

5. Механизм реализации программы ……………………………………………………… 10

6. Структура разделов ………………………………………………………....................... 11

7. Совместная деятельность школы, семьи, общественности …………………………… 12

8. Планируемые результаты ……………………………………………………………….. 13

9. Система оценки достижения ожидаемых результатов при реализации программы….. 14-15

Приложение.

10. Примерное тематическое планирование внеклассной работы в 7 классе ……………. 16-23

11. Уровни освоения рабочей программы…………………………………………………... 24-26

12. Примерное тематическое планирование внеклассной работы в 8 классе …………….. 27-34

13. Уровни освоения рабочей программы ………………………………………………… 35-38

Литература ………………………………………………………………………………… 39

2

1.Пояснительная записка

С начала 21 века в России идет процесс демократизации всех сторон жизни общества. Высшей ценностью государства становится человек,

его права и свободы. Изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют адекватных изменений и в сфере образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года) определяет в качестве одной из основных целей

образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях

гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…». Главная задача общества по

отношению к детям – обеспечить оптимальные условия их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от

психофизических особенностей, т.е. защищать права каждого ребёнка на любом этапе его развития и сформировать у него основы

уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим ценностям. Предупреждение правонарушений среди

несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Важную роль в этом вопросе играет школа,

так как она была и остаётся центром воспитательной работы. Гражданско-правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных

мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже

сознательно воспринимать сущность законов.

Существует определённая категория учащихся, которые имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных

условий для получения образования. Это школьники с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в специальных

(коррекционных) образовательных учреждениях.

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-

инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение,

независимо от диагноза. Внедрение ФГОС является необходимостью гармонизации образования как базового института социализации и

новых социально-экономических отношений уже сложившихся в России.

Внеурочная деятельность обучающихся, воспитанников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в

которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно ФГОС НОО в учебном плане КГБОУ ШИ№1

отводится время на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью

образовательного процесса в учреждении. Целью деятельности педагогов является организация обучения и воспитания детей с ОВЗ с учетом

их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. При систематической работе достигаются цели:

самореализации, самоопределения, взаимоотношения, профориентация учащихся.

Уровень и качество гражданско-правового воспитания, получаемого глухими в школе-интернате, в значительной мере определяет их

последующую жизнь, в том числе и профессиональное самоопределение. Всё это и определяет актуальность предлагаемой программы.

Рабочая программа разработана на основе:

- Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, от 19.12.2014г. № 1598. Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся краевого государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения, «Школа-интернат №1».

Согласно закону Российской Федерации ФГОС обеспечивают:

3

- Единство образовательного пространства;

- Преемственность основных образовательных программ;

- Вариативность содержания образовательных программ.

Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, т.е. способности самостоятельно добывать информацию с использованием

технологий и коммуникации с людьми. Особое внимание уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся

по ФГОС должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремящимися к здоровому образу жизни гражданами. Содержание в

ФГОС для детей с ОВЗ чётко выделяются взаимодополняющие компоненты: выстроено следующим образом: «академический» и «жизненная

компетенция».

«Академический компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно,

обучающийся, воспитанник сам впоследствии сможет выбирать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного,

профессионального и социального развития.

Компонент «Жизненная компетенция» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни.

Формируется жизненная компетенция обеспечивающая развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются

преимущественно итогом овладения обучающимися, воспитанниками компонентом жизненной компетенции.

Гражданско-правовое воспитание является одним из определяющих условий развития личности неслышащего воспитанника, данная

категория обучающихся без целенаправленной работы не овладевает в достаточной степени правовой культурой, у неслышащих учащихся

недостаточное понимание правовых ситуаций, поведения окружающих людей, предъявляемых требований, у учащихся нет правильной

правовой модели законопослушного поведения и дети с нарушенным слухом часто испытывают затруднения при правильной оценки

собственного поведения и поведения товарищей, дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и

адекватно организованного обучения и воспитания. Реализация данной программы воспитательной работы позволяет воспитать подростка,

характеризующего следующими чертами личности:

- законопослушность, ответственность, справедливость по отношению к людям;

- соблюдение принципов равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми;

- осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия свободы и демократии;

- гражданин и патриот своей страны;

- успешное выполнение всего спектра социальных ролей: ученик, семьянин, житель своего города, член детской организации, человек мира;

- планирование будущей профессиональной деятельности, осознанный выбор жизненных приоритетов;

- способность участия в творческом преобразовании социальной действительности.

Успешное освоение данной программы является предпосылкой для успешного становления личности подростка, закладывает фундамент

успешности и психологического комфорта в процессе дальнейшей жизни. Реализация программы позволит подросткам безболезненно

принимать и осваивать новые социальные роли, успешно функционировать в иной системе социальных отношений при выходе из основной

школы.

Срок реализации программы – 2 года.

4

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания

окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. Особенно важна роль

слуха в овладении человеком речью. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку

одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к

нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления. Стойкое нарушение слуха

как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и

личность ребенка в целом. Глухие школьники – это неоднородная по составу группа обучающихся.

В

состав глухих обучающихся входят принципиально разные группы

детей. Это обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в

школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме. Они имеют положительный опыт общения со слышащими

сверстниками, могут

при специальной психолого –

педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям

с

образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обучающиеся, которые

могут получать образование, сопоставимое по итоговым 7

достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием

слышащих нормально развивающихся

детей, но в более пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной образовательной

программе.

Обучающиеся с дополнительными ограничениями здоровья (с умственной отсталостью, в отдельных случаях с задержкой

психического развития церебрально

- органического происхождения

и др.).

Обучающиеся с тяжелыми

множественными

нарушениями

развития, включая выраженные интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, текущие психические заболевания

и др. Различие структуры на

нарушения, разный уровень общего и речевого развития у глухих обучающихся определяют необходимость

многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов. Требуют дифференциации стандарта –

разработку вариантов, обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; обеспечение

специальной помощи глухим детям, обучающимся совместно со слышащими нормально развивающимися сверстниками; преодоление

ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью реб

ѐ

нка к освоению

образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников.

Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. Р.М.Боскис

предложила новые критерии

,

учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха: степень потери слуха; время возникновения

нарушения слуха; уровень развития речи. В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы.

Глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К

этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного

овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием

словесной речи только в условиях специального обучения.

Позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» – те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. У них

может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без

специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является

освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его

5

развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные

с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений.

Слабослышащие (тугоухие), дети с частичной потерей слуха. В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то

мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе

обучения. Интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную

социально-значимую деятельность. Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего,

ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей.

Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе.

В

результате недостаточного развития речи, меньшего объема знаний, которыми располагает неслышащий ребенок по сравнению со слышащими

сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления личности

неслышащего. Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомленности о различных областях

жизни общества.

2.1.Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.

Ощущение и восприятие: особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При

полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется. Выделение и различение форм

предметов облегчается благодаря овладению соответствующими обозначениями и применением их на практике. По данным А.А. Венгера и

А.Л. Венгера, глухие дошкольники оказываются в состоянии различать многие предметы по форме. Это свидетельствует о компенсаторных

возможностях развития восприятия у детей с нарушениями слуха, в частности о возможности формирования у них такого свойства

восприятия, как осмысленность

.

Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха - это главный источник представлений об окружающем мире, важное средство для

развития возможностей глухих детей общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь. Более тонко дифференцируют оттенки

цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.

Внимание: внимание неслышащего ребёнка зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры. Память давно

усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям,

не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.

Воображение: образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат

наизусть. Мышление долгое время преобладает наглядно-образного мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют

внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах.

Абстрагирование: только в старшем школьном возрасте начинает формироваться абстрактно - понятийное мышление. К моменту окончания

школы недостаточно сформированы приемы построения логических заключений.

6

2.2.Психологические особенности формирования речи у неслышащих детей.

Без специального обучения речь у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут

результаты в этом направлении. У глухого процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки

письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной.

Письменная речь: наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний,

грамматических связей слов. В самостоятельной

письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности

изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала.

Дактильная речь: глухие ученики, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой состав слова. У них образуются условные связи

между звуковым и дактильным образом слова. Такая речь является вспомогательным средством при овладении письменной речью, при чтении

с губ речи окружающих глухими.

Мимико-жестовая речь: служит средством общения и познания окружающего мира. Мысли у глухого формируются на основе конкретных

образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным

анализаторам).

2.3.Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха.

- Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха,

уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений.

- Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации. Трудности в

обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.

- Глухие дети менее, социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники.

Самооценка и уровень притязаний: представление глухих детей о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные

представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в

том же направлении, что и в норме. Наблюдается отставание глухих от слышащих, проявляющееся у младших подростков в ситуативности

оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих. Уровень притязания глухих учащихся в учебной деятельности

характеризуется высокой лабильностью (неустойчивостью). С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность глухих

детей повышается.У глухих детей большие трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают

конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание

личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.

Интересы и жизненные ценности:

для глухих подростков первая тройка жизненных ценностей - счастливая семейная жизнь (72%),

успешная профессиональная деятельность (36,5%), воспитание детей (34,1%);

для слабослышащих - счастливая семейная жизнь (65,6%),

достижение успеха в жизни (60,8%), успешная профессиональная деятельность (45,6%).

Учебная деятельность: сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют к нему интереса. Основным мотивом учебной

деятельности у глухих старшеклассников является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих глухих старшеклассников

7

отодвигается на второй план. Стремление к самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших классов к чрезмерному увлечению

спортом, которые затмевают все другие интересы, у других - к бездеятельности и иждевенчеству. Педагог в школе для неслышащих обладает

большим социальным авторитетом по сравнению с той ролевой позицией, которую занимает на уроке учитель общеобразовательных школ. У

глухих и слабослышащих доминируют позитивные характеристики к взаимодействию с педагогом на уроке.

Межличностные отношения: в коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее социометрическое положение, в основном (80%)

относятся ученики контактные, с хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично». Только 20% детей этой группы имеют

неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение. Среди учеников, имеющих плохое социометрическое

положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер. Замкнутость и

некоммуникабельность - это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение.

Самочувствие: ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у неслышащих можно

считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической

готовности к труду.

Двигательная сфера: недостаточно точная координация и неуверенность движений, замедленность в овладении двигательными навыками,

трудности в овладении статического и динамического равновесия, нарушение плавности и синхронности движения, низкий уровень

пространственной ориентировки, замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа в целом.

3. Концептуальные основы программы

Концептуальные основы программы ФГОС, программа воспитания и социализации КГБОУ ШИ №1.

Принципы:

- включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка:

интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения;

действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность);

эмоциональной (общение с окружающими).

- научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность,

партнёрство, творчество и успех.

- принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных.

- принцип личностной направленности – принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

- принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые речевые процессы.

- принцип системности и последовательности в подаче материала – опора на разные уровни организации психических процессов.

- соблюдение необходимых условий для развития личности ребёнка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного

эмоционального фона.

8

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями

образовательных областей.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и

прогнозирование деятельности.

4. Цель и задачи программы

Цель:

формирование навыков социально-активного поведения, гражданско-правовой культуры у обучающихся, воспитанников с

нарушениями слуха для их дальнейшей социализации, адаптации и интеграции в социуме.

Задачи программы:

1. научить

- правилам поведения школьников в общественных местах;

- навыкам общения со сверстниками и взрослыми;

- разрешать конфликты мирным путём, в том числе с использованием различных норм и правил.

2. создать

- целостное представление о личной ответственности за свои антиобщественные деяния.

3. сформировать

- умение различать хорошие и плохие поступки;

- позитивное правосознание;

- способность к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

4. предупредить

- об опасности необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

5. способствовать

- формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости;

- развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.

9

5. Механизм реализации программы

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации

обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям

социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы-интерната.

Методы достижения поставленных целей и задач:

В работе с неслышащими подростками применяются разнообразные методы: увлечение, вовлечение в деятельность, доверие, стимулирование,

сотрудничество и др. Наиболее эффективными считаются методы переубеждения и переключения воспитанников на другую полезную

деятельность:

-метод переубеждения - предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков;

-метод переключения – занятие подростка трудом, учёбой, спортом, новой общественной деятельностью.

Педагогические технологии:

- Игровые;

- Здоровьесберегающие;

- Информационно – коммуникативные;

- Организации КТД (Иванов И.П.);

- Сотрудничества;

- Поддержки;

- Организации и проведения группового воспитательного дела (Щуркова Н.Е.).

Формы:

Коллективные (декады соответствующей тематики, викторины, экскурсии в музеи, по памятным местам города);

Групповые (беседы, деловая и ролевая игры, ситуативный практикум, конкурсы рисунков, газет, выпуск листовок соответствующей

тематики);

Индивидуальные (беседы, диагностика, тестирование, деятельность).

Методы:

дискуссии, стимулирования, создание проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека,

ситуации свободного выбора поступка по отношению к окружающим, коллективный анализ и оценка, личный пример.

Методики и технологии: технология КТД, игровые технологии, технология диалога, сотрудничества, методики проведения различных видов

внеклассных занятий, мероприятий.

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 36 часов в год.

10

6.Структура разделов

В соответствии с поставленными задачами предлагается следующая структура разделов по программе для 7-8 класса

1. «Человек и гражданин»

В этом блоке воспитанники разбираются, от чего зависят поступки человека. Даются представления о правах человека и гражданина. Дети

учатся рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

2. «Человек в обществе людей»

В данном блоке дети знакомятся с нормами жизни в обществе людей, с этическими и правовыми нормами поведения, учатся разбираться в

людях, в их достоинствах и недостатках. У детей повышается культура межличностных отношений, развиваются нравственные представления

о жадности и зависти. Даётся общее представление о единстве прав и обязанностей.

3. «О государстве»

В этом блоке воспитанники получают знания о том, что такое власть, государство, федерация. Продолжается работа с государственной

символикой, символикой Хабаровского края.

4. «Жизнь даётся один раз»

Работа по этому блоку направлена на предупреждение правонарушений детьми в школе и за её пределами, на воспитание здорового образа

жизни, на негативное отношение к вредным привычкам – курение, пьянство, наркотики.

Материалы Программы направлены на:

-развитие способности говорить о себе без стеснения;

-поддержку стремления стать лучше;

-воспитание культуры поведения;

-формирование нравственно-психологического барьера против отрицательных действий и поступков;

-на профилактику и предупреждение правонарушений, вредных привычек;

-формирование представлений о Конституции как об Основном законе РФ, правах и обязанностях граждан России;

-на осмысление понятий «свобода», «право на свободу» и т.д.

Предлагаемый материал освобождается от сложностей и дается в небольшом объеме. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и

заканчиваются получением обратной связи. Постепенно от класса к классу содержание повторяется на более высоком уровне, в соответствии с

возможностями учащихся.

11

7.Совместная деятельность

школы, семьи, общественности

1. Взаимодействие в коллективе педагогов:

Формы работы: совместное планирование, проведение внеклассных мероприятий – тематические декады, диагностика, творческие дела,

работа с родителями, заседания МО и педсоветов.

2. Взаимодействие с семьёй:

Формы работы: совместное проведение мероприятий в классе и школе, родительские собрания, консультации, рекомендации по воспитанию

детей, спонсорская помощь родителей школе, работа психолога с родителями, пропаганда здорового образа жизни семьи.

Темы консультаций и собраний для родителей:

1. «Психологические особенности подросткового возраста»

2. «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье»

3. «Как услышать подростка»

4. «Учите детей отвечать за себя»

5. «Ребёнок и компьютер»

6. «Хороший тон – лучший воспитатель»

7. «Права и обязанности ребёнка-инвалида»

8 «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»

9. «Как научить быть ответственным за свои поступки»

3. Взаимодействие с общественностью:

Формы работы: экскурсии, беседы, проведение социальных акций;

организация совместного досуга, выставок, соревнований, конкурсов, праздников;

внешкольная кружковая работа;

работа со спонсорами;

встречи с инспектором ОДН.

12

8.Планируемые результаты воспитания гражданско-правовой культуры у воспитанников школы-интерната 7-8 классов

1.Знания:

- осмысление нравственных понятий «совесть», «жадность», «милосердие»

- понимание ответственности за свои поступки

- знание основных свобод в области прав человека

- понимание основных прав и обязанностей гражданина РФ

- проявление негативного отношения к вредным привычкам

2. Умения:

- умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, анализировать, обобщать факты

- умение критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям

- умение противостоять жестокости, агрессии и насилию

- умение неагрессивным способом реагировать на критику

3. Опыт:

- формирование общего представления об ООН и принятых ею документах

- формирование гражданских качеств личности, любви к своему Отечеству

- формирование представлений о юридическом и духовно-нравственном понятии «гражданин»

- формирование представлений о Конституции как Основном законе РФ

- участие в социальных акциях

- формирование навыков законопослушного поведения

13

9.Система оценки достижения ожидаемых результатов при реализации программы

п/п

вид диагностики

способ диагностики

выход

сроки

1.

Карта-

характеристика

личности подростка

Заполнение документа

Заполнение карты-характеристики

Ежегодно

сентябрь

2.

Психолого-

педагогическая

карта подростка

Заполнение документа

Заполнение психолого-педагогической

карты

Ежегодно

сентябрь

май

3.

Уровень

воспитанности

Анкетирование

«Изучение уровня

воспитанности»

Составление диагностических

таблиц по результатам диагностики

апрель

май

4.

Нравственная

мотивация

Диагностика

Нравственная мотивация

школьника

Составление диагностических

таблиц по результатам диагностики

апрель

май

5.

Сформированность

культуры

здоровья

Анкетирование

д л я

в ы я в л е н и я

о т н о ш е н и я

учащихся к ЗОЖ

Диагностика

«Уровень сформированности

культуры здоровья личности

у школьников»

методика Кузнецовой Н.П.

методика Мейснер Е.В.

Составление

диагностических

таблиц

по результатам диагностики

Ежегодно

сентябрь

май

14

6.

Общественная

активность

«Определение общественной

активности учащихся»

методика Е.Н.Степанова

Составление диагностических

таблиц по результатам диагностики

апрель

май

7.

Личностный

рост

Диагностика

«Личностного роста»

методика Григорьева Д.В.

методика Степанова П.В.

Составление диагностических

таблиц по результатам диагностики

апрель

май

8.

Уровень

ответственности

методика «Ваше чувство

ответственности»

Диагностика

«Отношения

к жизненным ценностям»

Составление диагностических

таблиц по результатам диагностики

апрель

май

9.

Уровень

социализации

Изучение социализированности

личности учащегося

методика М.И. Рожкова

Составление диагностических таблиц

по результатам диагностики

апрель

май

15

10. Примерное тематическое планирование внеклассной работы в 7 классе

Тематический блок «Человек и гражданин»

п/п

Темы внеклассных занятий

Формы деятельности

Цели деятельности

ч

1

«Право быть ребёнком»

Беседа с элементами

дискуссии

Сформировать

общее

представление

об

ООН

и

принятых ею документах, познакомить с Конвенцией

ООН о правах ребёнка

1

2

Встреча с инспектором ОДН

лекция

Просвещение детей в области ответственности за

хулиганство, формирование навыков

законопослушного поведения.

2

3

«России верные сыны»

занятие

Знакомство с выдающимися людьми России,

воспитание патриотизма

1

4

«Моё поведение»

беседа с элементами

ситуативного практикума

Совершенствование умений регулировать своё

поведение в соответствии с нормами морали,

упражнения в умении решать споры

бесконфликтными средствами.

1

5

«От чего зависят мои поступки?»

беседа

Формирование умения находить у одноклассников

положительные качества личности, учить ценить

позитивные свойства и достоинства своей личности.

1

6

«Как совесть Незнайку мучила»

классный час-

рассуждение

Формирование представления об ответственности за

свои поступки, нравственном выборе, осмысление

нравственного понятия «совесть».

1

7

Рассматривание альбома «Ребёнок имеет

право»

занятие

Закрепление знаний о правах ребёнка.

1

8

«Нет прав без обязанностей»

тренинг общения

Формирование адекватного отношения к

соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и

принципов морали, показать единство прав и

обязанностей.

1

9

«Кража или что?»

беседа-рассуждение

Формирование навыков законопослушного

поведения.

1

16

Требования к результатам освоения раздела блока «Человек и гражданин

:

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о гражданских качествах личности;

- о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин»;

- о Конституции как основном Законе РФ;

- о правах и обязанностях гражданина России;

Знания:

- о хулиганстве

- о мерах ответственности за совершение кражи

- своих прав и обязанностей в школе-интернате

Умения:

- уметь правильно анализировать свои поступки и поступки людей

- не совершать отрицательных поступков

- регулировать своё настроение

17

Тематический блок «Человек в обществе людей»

п/

п

Темы классных занятий

Формы деятельности

Цели деятельности

ч

1

«Правила, обязательные для всех»

ситуативный практикум

Развитие эстетических норм поведения в обществе,

воспитание культуры речи, уважения личности

1

2

«Правила поведения в школе-интернате»

этическая беседа

Воспитание культуры поведения в общественных

местах, развитие эстетических и правовых норм

поведения в учебном заведении

1

3

«Про разные вредности»

тематическая беседа

Формирование нравственно-психологического

барьера против отрицательных действий и поступков.

1

4

«Жадность»

беседа-размышление

Формирование представлений о негативной черте

характера человека как жадность.

1

5

«Милосердие»

беседа-размышление

Формирование представления об этической

категории, как милосердие, побуждение к

проявлению милосердия к окружающим.

1

6

«Все мы разные, но все мы равны»

занятие

Формирование понятий о непохожести людей друг на

друга, равенстве, воспитание толерантности.

1

7

«Что делать?»

ситуативный практикум

Формирование правовой культуры и гражданской

активности; воспитание чувства ответственности за

свои поступки.

1

8

«Мои права»

рисование

Закрепление представлений о правах детей.

1

9

Решение ситуаций гуманистического

характера.

ситуативный практикум

Воспитание уважения и терпимости к людям

независимо от их социального происхождения,

личностного своеобразия, внешнего облика,

физических недостатков

1

18

Требования к результатам освоения раздела блока «Человек в обществе людей»:

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о гражданских правах и обязанностях

- о нормах поведения в обществе

- об отрицательных действиях и поступках

- о правах ребёнка

- об этической категории «милосердие»

Знания:

- прав и обязанностей учащихся школы-интерната

- нормы культурного поведения

- об ответственности за отрицательные поступки

Умения:

- выполнять обязанности школьника

- отвечать за свои поступки

- проявлять милосердие к окружающим

- защищать свои права

19

Тематический блок «О государстве»

п/п

Темы классных занятий

Формы деятельности

Цели деятельности

ч

1

«Что такое государство»

занятие

Формирование представлений о понятии

«государство»

1

2

«Что такое Федерация»

беседа

Формирование представлений о понятиях

«Федерация» и «государство», как равнозначных.

1

3

«Флаг. Герб. Гимн»

беседа с элементами

игры

Формирование знаний о государственной символике

РФ и уважительном к ней отношении.

1

4

«Символика города Хабаровска»

беседа

Формирование знаний о городе Хабаровске, как о

главном городе Дальнего Востока и его смимволике

1

5

«Символика Хабаровского края»

беседа

Формирование знаний о Хабаровском крае, его

символике

.

1

6

«Конвенция

о

правах

ребёнка

-

главный

детский документ»

беседа-размышление

Формирование знаний о Конвенции по правам

ребёнка

1

7

«Я – гражданин России»

беседа с элементами

игры

Формирование гражданских качеств личности,

любви и уважения к своему Отечеству,

представлений о юридическом и духовно-

нравственном смысле понятия «гражданин»

1

8

«Жить в мире с собой и другими»

занятие

Воспитание терпимого отношения к себе и к

окружающим, независимо от личностных

особенностей, убеждений, этнической

принадлежности.

1

9

«Конституция Российской Федерации»

занятие

Способствовать пониманию значимости Основного

Закона России в прочности нашего государства и

достойной жизни её граждан.

1

20

Требования к результатам освоения раздела блока «О государстве»:

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о Конвенции о правах ребёнка как о главном детском документе

- о понятиях «государство» и «федерация»

- о значимости Конституции для государства и его жителей

- о гражданских качествах человека

Знания:

- название основного документа о правах ребенка, права ребёнка

- символы РФ

- как государство может защищать права ребёнка

- символику Хабаровского края и города Хабаровска

- о равнозначности понятий «государство» и «федерация»

Умения:

- уважительно относиться к государственной символике

- терпимо относиться к окружающим

- различать символику края от символики города

- отстаивать свои права

21

Тематический блок «Жизнь даётся один раз»

п/

п

Темы классных часов

Формы деятельности

Цели деятельности

ч

1

«Сочетай полезное с приятным »

беседа с элементами игры и

практики

Пропаганда разумного и здорового досуга.

1

2

«Хороший тон»

беседа-практикум

Формирование навыка достойного поведения.

1

3

«Дорожные знаки»

занятие-практикум

Формирование умений и навыков применять

полученные знания и представления о безопасном

поведении на улицах и дорогах в повседневной

жизни.

1

4

«Ты дорожишь своим здоровьем?»

беседа с элементами

тренинга

Формирование навыков по сохранению здоровья,

пропаганда здорового образа жизни.

1

5

«Опасные и безопасные ситуации»

занятие-практикум

Формирование навыков ориентировки в ситуациях и

принятия рациональных решений.

1

6

«Кушайте на здоровье»

занятие

Формирование потребности в здоровом образе

жизни.

1

7

«Наша воля, или научись говорить «нет»»

беседа с элементами игры-

тренинга

Ознакомление с понятием «воля», воспитание

волевых качеств.

1

8

«Школа пешехода»

викторина

Закрепление и расширение знаний и умений по

правилам дорожного движения

1

9

«Расти здоровым»

устный журнал

Обобщение полученных знаний, развитие интереса к

здоровью, воспитание бережного отношения к

своему организму.

1

10

«Друг или враг нам этот табак?»

беседа с элементами игры и

практикума

Обогащение культуры знаний по проблеме

табакокурения.

1

22

Требования к результатам освоения раздела блока «Жизнь даётся один раз»:

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о правильном режиме дня

- о смысле понятия «воля»

- о способах сохранения здоровья

Знания:

- о вредных продуктах питания

- о вреде вредных привычек

- правил поведения на дороге - об опасных жизненных ситуациях

Умения:

- проявление негативного отношения к вредным привычкам

- дисциплинированно вести себя на дороге

- избегать опасных ситуаций

- ориентироваться в опасных ситуациях

- организовать свой досуг

23

11. Уровни освоения рабочей программы

Высокий уровень усвоения программы:

Обучающиеся, воспитанники знают:

-символику РФ, Хабаровского края, города Хабаровска

-равнозначность понятий «государство» и «федерация»

-как называется основной закон РФ

-права и обязанности гражданина России

-название основного документа о правах ребёнка

-как государство защищает их права

-свои права и обязанности в школе-интернате

-нормы культурного поведения

-об ответственности за совершаемые поступки

-как влияют вредные привычки на организм человека

Умеют:

-различают символику РФ, своего края, города

-правильно анализировать свои поступки и отвечать за них

-регулировать своё настроение

-защитить и отстоять свои права

-проявить милосердие и терпимость к окружающим

-выполнять свои обязанности, как школьника

-организовать свой досуг

-избегать и ориентироваться в опасных жизненных ситуациях

-дисциплинированно вести себя на дороге, соблюдать правила дорожного движения

-правильно питаться

Опыт:

-высокий уровень воспитанности

-сформирована культуры здоровья

-у детей 100% занятость в свободное от занятий время

24

-высокая активность и уровень социализированности

Средний уровень усвоения программы:

У обучающихся, воспитанников слабые знания:

-о символике РФ, Хабаровского края, города Хабаровска

-затруднения в определении понятий, как «государство» и «федерация»

-об основном законе РФ

-представления о правах и обязанностях граждан России

-об основном документе по правам ребёнка

-о том, как государство защищает их права

-не в полном объёме знают о своих обязанностях в школе-интернате

-частичное соблюдение норм культурного поведения

-не в полном объёме имеет представления об ответственности за совершаемые поступки

-о влиянии вредных привычек на организм человека

- правил поведения на дороге

Умения:

-затрудняются в различии символики края от символики города

-не могут понять равнозначности понятий «государство» и «федерация»

-затруднения при переходе дороги на перекрёстке, обходе автобуса

-не всегда могут признать свою вину

-знают, но не всегда соблюдают нормы культурного поведения в общественном месте

-не всегда правильно питаются, выбирают продукты питания

-слабо ориентируется при возникновении сложной жизненной ситуации

Опыт:

-не всегда могут ответить за свой поступок

-не достаточно сформирована культура здоровья

-слабое проявление активности

-не могут определиться в организации своего досуга

25

Низкий уровень усвоения программы:

Знания:

-не знают символики государства, края, города

-не могут назвать прав и обязанностей гражданина России

-не знают названия основного закона РФ

-не знают названия основного документа о правах ребёнка

-не понимают равнозначности понятий «государство» и «федерация»

Умения:

-не может мирным путём разрешить спор

-не регулирует своё настроение

-нарушение школьного режима дня

-не может организовать свой досуг

Опыт:

-игнорирует выполнение своих прямых обязанностей в школе (интернате)

-никогда не признает своей вины

-низкий уровень воспитанности

-слабо сформирована культура здоровья

-низкая нравственная мотивация

26

12. Примерное тематическое планирование внеклассной работы в 8 классе

Тематический блок «Человек и гражданин»

27

№ п/п

Темы внеклассных занятий

Формы деятельности

Цели деятельности

ч

1

«Путешествие в страну

«Законию»

классный час с элементами игры

Формирование представлений о Конституции

как об Основном законе Российской Федерации,

правах и обязанностях гражданина России

1

2

«Что такое гражданство»

час-размышление

Формирование гражданских качеств личности,

воспитание правовой культуры.

1

3

«Доброта и гуманность»

беседа-размышление

Осмысление нравственного понятия

«гуманность», формирование личностных

нравственных качеств подростков

1

4

«Все люди под одним небом живут»

занятие

Формирование гражданских качеств личности

по отношению к людям независимо от их

социального происхождения, личностного

своеобразия, внешнего облика, физических

недостатков.

1

5

«Есть ли границы у свободы?»

беседа-диалог

Осмысление понятий «свобода» и «право на

свободу», знакомство с основными свободами в

области прав человека.

1

6

Встреча с инспектором ОДН

час общения

Просвещение детей в области ответственности

за правонарушение, формирование навыков

законопослушного поведения.

2

7

«Путешествие по Правограду»

правовой практикум

Расширение знаний о правах и

ответственности несовершеннолетних

1

8

«Что такое совесть?»

час-рассуждение

Помочь в осмыслении нравственного понятия

«совесть», сформировать представление об

ответственности за свои поступки,

формирование гражданской ответственности и

правового самосознания.

1

Требования к результатам освоения раздела блока «Человек и гражданин»:

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о Конституции РФ, как основном законе государства

- о гражданских качествах человека

- о нравственном понятии «гуманность»

- об основных свободах человека

- об ответственности за правонарушение

- о гражданско-правовом самосознании

Знания:

- своих прав и обязанностей

- меры наказания за правонарушение

- свобод человека

- положительные личностные качества человека

- что такое «гражданство»

Умения:

- проявлять гуманность

- проявлять положительные качества

- не совершать правонарушений

- ответить за свой поступок

28

Тематический блок «Человек в обществе людей»

Требования к результатам освоения раздела блока «Человек в обществе людей»:

29

п/п

Темы внеклассных занятий

Формы деятельности

Цели деятельности

ч

1

«Человек среди людей»

этическая беседа

Помочь учащимся осознать нравственные нормы и

правила

поведения

в

обществе,

способствовать

осознанию неизбежности подчинения моральным и

правовым нормам в обществе.

1

2

«Люди существуют друг для друга»

дискуссия

Формирование

нравственного

от н о ш е н и я к

окружающим людям, формирование нравственной

системы ценностей.

1

3

«Мир глазами агрессивного человека»

классный

час

с

элементами

тренинга

Обучение

подростков

навыкам

распознания

и

контроля деструктивного поведения.

1

4

«Как зависть душу разъедает»

беседа с элементами дискуссии и

ситуативного практикума

Обсудить с детьми, что такое человеческие пороки

и как они влияют на жизнь человека. Помочь

осознать необходимость самовоспитания.

1

5

«Проступок и преступление»

занятие-тренинг

Показать

разницу

понятий

«проступок»

и

«преступление»,

формирование

убеждения,

что

к а ж д ы й

ч е л о в е к

н е с ё т

п е р с о н а л ь н у ю

ответственность за свои поступки.

1

6

«Что такое вымогательство?»

классный час - рассуждение

Формирование гражданской ответственности и

правового самосознания, профилактика

правонарушений и преступлений, ознакомление с

правовым понятием «вымогательство» и мерами

наказания за данный вид преступления.

1

7

«Что ты знаешь о своих правах и

обязанностях?»

викторина

Закрепление и расширение представлений детей о

своих правах и обязанностях.

1

8

«Ценности семьи»

занятие

Формирование

представлений

о

значимости

семейных ценностей в жизни каждого человека.

1

9

«

О вреде сквернословия»

этическая беседа

Формирование

навыков

культуры

общения,

показать

негативное

влияние

сквернословия

на

жизнь человека.

1

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

- о нравственных нормах поведения

- о человеческом пороке как «зависть»

- о семейных ценностях

- о своих обязанностях

- о юридическом смысле понятия «гражданство»

- о персональной ответственности за правонарушение

- об агрессивном состоянии человека

- о правовом понятии «вымогательство»

- о понятии «проступок»

- о пороках человека

Знания:

- о пагубном влиянии сквернословия на внутренний мир человека

- о мерах наказания за вымогательство

- что относится к семейным ценностям

- нормы и правила поведения

- разницу понятий «проступок» и «преступление»

- значение терминов «пороки человека»

Умения:

- отличить проступок от преступления

- негативно относиться к зависти

- не заниматься вымогательством

- не проявлять агрессию по отношению к окружающим

- не сквернословить

- подчиняться и соблюдать нормы поведения

Тематический блок

«О государстве»

30

Требования к результатам освоения раздела блока «О государстве»:

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

31

№ п/п

Темы внеклассных занятий

Формы деятельности

Цели деятельности

ч

1

«Государственный

гимн,

флаг

и

герб

современной России»

Беседа с элементами игры

Воспитание уважительного отношения к

государственной символике, любовь к Родине,

гражданские и патриотические чувства.

1

2

«История флага России»

Информационный час

Познакомить с историей возникновения флага России.

Формирование гражданских качеств.

1

3

История Конституции

Информационный час

Познакомить с историей появления Конституции,

формирование навыков уважительного отношения к

главному документу РФ

1

4

«Конвенция ООН о правах ребёнка»

Беседа с элементами дискуссии

Расширить знания о документах, принятых ООН.

1

5

«Наша страна – Россия!»

Беседа

Формирование гражданских качеств, патриотизма.

1

6

«Кто такой – президент?»

Занятие-рассуждение

Формирование знаний о президенте РФ, о том, кто

выбирает президента, какими гражданскими

качествами должен обладать главный человек

государства.

1

7

«Мой взгляд»

Правовая игра

Ознакомление с основами российского

законодательства, анализ типичных правонарушений

среди несовершеннолетних, выяснение причины

правонарушений, нахождение способа поведения в

критических ситуациях.

1

8

«Равноправие граждан»

Беседа-диалог с элементами игры

Формирование представлений о равноправии граждан

России, их праве на личную неприкосновенность,

воспитание гражданских качеств и толерантности у

подростков.

1

9

Решение

ситуаций

гуманистического

выбора

Занятие

1

Представления:

- о современной государственной символике

- об истории появления флага у России

- об истории возникновения главного Закона страны – Конституции

- о значении термина «равноправие»

- об основах российского законодательства

- о видах правонарушений среди подростков

- о президенте России и его роли в жизни государства

- о гражданских качествах личности человека

Знания:

- знают историю символики России

- понимают значение термина «равноправие»

- президента РФ и его основные обязанности

- положительные качества гражданина

Умения:

- умеют адекватно вести себя в критических ситуациях

- умеют анализировать свои поступки

- могут назвать главный документ государства

Тематический блок «Жизнь даётся один раз»

32

Требования к результатам освоения раздела блока «Жизнь даётся один раз»:

У обучающихся, воспитанников должны сформироваться:

Представления:

33

п/п

Темы внеклассных занятий

Формы деятельности

Цели деятельности

ч

1

«Здоровье человека»

занятие - рассуждение

Формирование установок здорового образа

жизни.

2

2

«Учись говорить «нет»

Беседа с элементами

ситуативного практикума

Обучение навыкам эффективного

противостояния влиянию, оказываемому со

стороны других людей.

1

3

«Зависимость – это неволя»

классный час – размышление

Формирование взглядов и убеждений,

соответствующих здоровому образу жизни,

выявление его преимущества для личности и

общества.

1

4

«Три ступени ведущие вниз»

беседа с элементами дискуссии

Показать

проблемы

курения.

Алкоголизма,

наркомании,

используя

научные

данные;

развить способность оценить вред никотина,

алкоголя,

наркотиков

на

подростковый

организм, воспитание потребности в ЗОЖ.

1

5

«Курить или жить?»

ситуативный практикум

Привитие потребности в ЗОЖ, отработка навыков

отказа от курения.

1

6

« Что такое ДТП?»

беседа-диалог

Ознакомление

с

особенностями

правил

дорожного движения

1

7

«Поверь в себя»

беседа - тренинг

Увеличение

степени

самостоятельности

подростков и их способности контролировать

свою жизнь и более эффективно разрешать

возникающие проблемы.

1

8

«Твой выбор»

Агитационная акция за ЗОЖ

Привитие

интереса

к

ЗОЖ,

формирование

способности

правильного

выбора

между

здоровой

пищей,

культурным

отдыхом

и

вредными привычками.

1

- о здоровом образе жизни

- о здоровой пище

- о культурном отдыхе

- об особенностях правил дорожного движения

- о способах отказа от курения

- о пагубном влиянии алкоголя, курения, наркомании на подростковый организм

Знания:

- способов противостоять вредным привычкам

- важности продуктов питания для жизни человека

- как нужно правильно отдыхать

- правил дорожного движения

- как важно не курить, не употреблять спиртных напитков и наркотических средств

Умения:

- находят альтернативу вредным привычкам

- самостоятельно и эффективно решают проблемы

- контролируют своё поведение

- соблюдают правильный режим питания

- самостоятельно организовывают свой отдых

13. Уровни освоения рабочей программы

Высокий уровень усвоения программы:

Обучающиеся, воспитанники знают:

34

- о гражданских качествах личности человека

- о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин»;

- значение терминов «потребность», «равноправие граждан», «право на личную неприкосновенность»

- назначение правовых документов

- имеют представление об истории флага России

- как не стать соучастником правонарушений и преступлений

- о мерах наказания за групповые нарушения

- о пагубном влиянии сквернословия на внутренний мир человека

-меры наказания за нарушение поведения в общественных местах

- значение терминов «пороки человека»

- значение нравственно-правовых понятий «совесть» и «вымогательство»

- о мерах наказания за вымогательство

- о семейных ценностях

- о необходимости самовоспитания

-о влиянии пороков человека на его жизнь

- о президенте России и его роли в жизни государства

- значение термина «гуманность»

- об основах российского законодательства

Умеют:

- правильно вести себя в конкретных ситуациях

- придерживаться правильной жизненной позиции

- контролировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами

- отличать правонарушение от преступления

- противостоять вредным привычкам

- проявлять гуманность по отношению к ближнему

- умеют критически относиться к себе и к своим поступкам

- проявлять положительные качества

- не совершать правонарушений

- ответить за свой поступок

- негативно относиться к зависти

- не заниматься вымогательством

35

- не проявлять агрессию по отношению к окружающим

- не сквернословить

- могут назвать главный документ государства

- найти альтернативу вредным привычкам

- самостоятельно и эффективно решить проблемы

- соблюдать правильный режим питания

- самостоятельно организовывать свой отдых

Опыт:

- контролируют своё поведение

- не совершают правонарушений, не сквернословят

- самостоятельно организовывают свой отдых

- отвечают за свои поступки

- не проявляют агрессии в отношении к окружающим

- не имеют вредных привычек

- соблюдают правила дорожного движения

Средний уровень усвоения программы:

У обучающихся, воспитанников слабые знания:

- путаются в понятиях «равноправие» и «личная неприкосновенность»

36

- о Конституции РФ

- путаются в определениях понятий доброты и гуманности

- о семейных ценностях

- о Президенте РФ, его основных обязанностях

Умения:

- знают, но не всегда соблюдают правила дорожного движения

- забывают о контроле над своим поведением

- не всегда могут сдерживать свои эмоции

- не всегда правильно ведут себя в сложившейся дорожной ситуации

Опыт:

- бывают случаи сквернословия

- не всегда правильно реагируют на сложившуюся ситуацию

- слабо сформированы представления об ответственности за правонарушения

- не проявляют самостоятельности в организации своего досуга

Низкий уровень усвоения программы:

Знания:

- не знают Президента РФ

37

- нет знаний о истории появления флага России

- не знают о последствиях при нарушении Закона

- не знают что такое вымогательство, о наказании за вымогательство

- нет представлений о понятие ответственности за правонарушение

- не видят различия между правонарушением и преступлением

Умения:

- не могут назвать президента РФ

- не могут самостоятельно организовать свою деятельность

- не сформированы представления о семье и семейных ценностях

- не могут сдерживать себя в определённых ситуациях

Опыт:

- не соблюдают нормы культуры в общественных местах

- нет представления об ООН

- не могут аргументировано отстоять свою точку зрения

- при общении проявляют агрессию

- нет организации своей деятельности

Литература:

38

Конституция РФ

Закон РФ «Об Образовании»

Национальная доктрина образования в РФ

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001 г.;

Ивлиева Л.Г. «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006;

Летнева О.В. «Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий» - Учитель 2005;

Волкова Г.Ю. "Правовое образование и воспитание учащихся";

Карташова С.В., Бадиж Л.Ф. "Правовое воспитание учащихся (из опыта работы клуба "Юный правовед";

Дик Н.Ф. «Правовые классные часы в 7-9 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов» - Феникс,

2007;

Корнилович В.А. Правовое воспитание подростков: Методические рекомендации по проведению классных часов - Барнаул, 2004 г.;

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. «Подростки XXI века» 8-11 классы - Москва, «Вако» 2008 г.;

Баранов, В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В. Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В. К.

Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2013 г.;

Евтушенко И. И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности/ И. И. Евтушенко //Социально-

гуманитарные знания:научно-образ-е изд.-М.,2011г.;

Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е. А. Певцова // Современное право. – 2009 г.

39



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!