Автор: Панина Лидия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад " Тополек"
Населённый пункт: с.Октябрьское Липецкая область
Наименование материала: Конспект открытого занятия по познавательному развитию
Тема: интеграция образовательных областей
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по познавательному
развитию в младшей – средней группе «Удивительное
путешествие»
Возрастная группа: вторая младшая - средняя группа
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»: Поддерживать детское
любопытство и развивать интерес детей к совместному со
взрослым и самостоятельному познанию, формировать
представления о сенсорных эталонах: цветах спектра,
геометрических фигурах, количестве предметов, отношениях
по величине и поддерживать использование их в
самостоятельной деятельности (развивающих и
дидактических играх), обогащать знания детей о лесных
зверях;
активизировать речь детей, побуждая их к активному
употреблению слов, обозначающих признаки предметов,
развивать артикуляционный аппарат.
«Физическое развитие»: способствовать обогащению
двигательного опыта, развитию координации движения,
зрительно-моторной координации, крупной и мелкой
моторики, способствовать сохранению и укреплению
физического здоровья.
«Социально – коммуникативное развитие»: Помогать детям
в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре,
способствовать установлению положительных контактов
между детьми, воспитывать желание помогать другим в
трудную минуту, выполнять правила противопожарной
безопасности.
Словарная работа: (названия геометрических фигур) круг,
квадрат, треугольник ; слова-понятия: «один», «много»;
названия лесных зверей: еж, лиса, медведь, заяц.
Материал: мягкие игрушки: еж, лиса, волк, конструктор Лего,
прищепки, геометрические фигуры к игре «Сложи домик»,
мешочек с разными предметами для сенсорной игры
«Выбери на ощупь», шапочка Зайчика, корзинка с яблоками,
аудиозапись песенка «Наш автобус голубой» (музыка
А.Филлипенко Т.Волгиной), хороводная игра «Мы на луг
ходили», музыка и звуки леса
Предварительная работа: беседы о лесных зверях, чтение
художественной литературы о них, беседы о правилах
противопожарной безопасности, разучивание
артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики
«Огонь», песенка «Наш автобус голубой» , хороводная игра
«Мы на луг ходили»
Ход:
1.Организационный этап.
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас, стать в кружок.
«Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Я хочу пригласить вас сегодня в удивительное путешествие в
осенний лес.
А на чем мы сегодня будем путешествовать- вы узнаете,
отгадав загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Правильно, на автобусе. Вот у меня есть и билеты на
автобус, не простые, а из цветного конструктора Лего. Сейчас
я вам их раздам.
-Катя какого цвета у тебя билет.., а у тебя Прохор? По
команде вам нужно найти пару с таким же цветом билета, как
у вас.
Д/и «Найди свою пару»
Дети находят свою пару, едут, поют песенку «Наш автобус
голубой» (музыка А.Филлипенко, Т.Волгиной)
2. Основная часть
Дети попадают в лес. Звучит запись «Голоса леса»
Воспитатель: Ну вот, мы и в лесу. Как в лесу светло, красиво и
тихо
Давайте вместе покажем как тихо в лесу.
Артикуляционная гимнастика.
Тихо осенью в лесу.
Су-су-су, су-су-су
Ветер кружится в лесу.
Фу-фу-фу, фу-фу-фу!
Листики шуршат в лесу
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Упражнения для язычка.
Лесной орешек я нашла в лесу.
Давайте мы его положим за щечку (ребята двигают язычком
за щечкой), попробуйте, какой он твердый, а теперь
перекатим его в ротике за другую щечку.
А птички как кричат в лесу? Давайте вытянем язычок из
своего домика - ротика и сделаем «Болтушку»
Молодцы, дети у всех хорошо получилось!
Воспитатель : дети, скажите какие звери живут в лесу?
Дети отвечают, высказывают предположения, называют
лесных жителей.
А как этих всех зверей можно назвать - лесные. Давайте
проговорим это слово все вместе - лесные.
Воспитатель: А кто это прячется за пеньком? Подойдем,
посмотрим. Дети, это же ежик!
Воспитатель показывает детям игрушку – ежа.
-Что ты ёж такой колючий?
-Это я на всякий случай!
-Ёжик, а кто твои соседи?
-Лисы, волки да медведи!
Еж: Ребята, потрогайте мои колючки, они почему-то стали
мягкими и я не смогу теперь защищаться от хищных зверей.
Воспитатель: Дети, вы хотите помочь ёжику? Давайте, так как
я, оденем на спинку ёжику колючки-прищепки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Катя, сколько ты колючек прикрепила ежику на
спинку? (одну колючку). А ты, Вова, сколько прищепок –
колючек прикрепил? Тоже одну. Молодцы, дети. Правильно,
каждый из вас прикрепил только по одной колючке. Сколько
стало колючек на спинке у ёжика (много колючек) Ответ
детей: много.
Воспитатель: Дети вы молодцы, теперь ежику не грозит
опасность.
Воспитатель: Дети, а зачем ежу нужны иголки?
Дети: Чтобы защищаться от врагов.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, как ежик защищается от
врагов? (ответы детей). Он сворачивается клубочком, прячет
нос, наверху остаются иголки, которые защищают его. Вот так
(показ на игрушке). А вы, ребята, умеете так делать, как еж?
Тогда научите меня…
П/и «Ежата и Лиса»
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Сейчас вы
превратитесь в ежат. Ну-ка закружились, закружились и в
ежат все превратились. Вот вы и ежики. Сейчас вы под
музыку будете бегать по залу, а когда появится лиса, вы
должны будете присесть и быстро свернуться в клубочек
(группируются и сидят неподвижно). Лиса ушла, ежики снова
гуляют.
По окончании игры дети превращаются снова в ребят.
Лиса обращается к ребятам:
Ребята, у меня случилась беда. Мои лисята играли со
спичками в доме и случился пожар, теперь нам придется
зимовать на улице…
Воспитатель: Лисичка, а наши ребята знают, что с огнем
играть нельзя. Они тебе сейчас про это расскажут и покажут.
Пальчиковая игра «Огонь».
Я- огонь, я друг ребят, (ладошки соединены по диагонали,
пальчики шевелятся)
Но, когда со мной шалят- (грозят пальчиком)
Становлюсь тогда врагом (руки поднимаем вверх, шевелим
пальчиками)
И сжигаю все кругом. (руки волнообразно опускаем вниз)
Воспитатель: ну что, ребята, нужно нам и Лисичке помочь
сделать домики для нее и ее лисят. Из какой фигуры мы
сделаем стены (квадрат), а крышу (треугольник), окошко
(кружок).
Д/и «Сложи домик» - дети выкладывают домики.
Лисичка: Спасибо.
Воспитатель: А мы пойдем, прогуляемся по лесным
дорожкам.
( дети вместе с воспитателем двигаются по «дорожке
здоровья», перепрыгивают через «ручеек», идут «змейкой»
между кеглями, перешагивают через кубики-«кочки»)
Встречают медведя около берлоги
Воспитатель: Кто это на пенечке сидит?
Дети: медведь.
Воспитатель: Бурый Мишенька- медведь
Сел на пень и стал реветь.
Воспитатель: Чем ты, Мишенька, расстроен?
Медведь: Да вот, зима наступает, а в моей берлоге сыро и
холодно.
Не печалься, Мишенька, у нас есть «Волшебный мешочек», в
котором есть много предметов, а ребята выберут из них
только теплые, мягкие и пушистые вещи.
Сенсорная игра «Выбери на ощупь»
Медведь благодарит. Ребята отправляются дальше по лесной
дорожке.
Воспитатель: Кто тут нас встречает под кусточком?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Заяц – зверь в лесах не редкий,
Только прячется под веткой.
– Мы тебя, ушастый, видим.
Ну- ка выходи, поиграй с ребятами!
Х\и «Мы на луг ходили»
Зайчик (ребенок) благодарит ребят:
Спасибо, вам, ребята,
Меня вы разбудили
За это угощу я вас
Яблочками лесными.
Дети: Спасибо.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ну, а нам нужно возвращаться. Садитесь,
ребята, в автобус.
Ребята поют песню и движутся парами.
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Что в
лесу понравилось вам? Кого мы встретили в лесу? Всем
смогли помочь?
Воспитатель:
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
И гостям мы на прощанье
Дружно скажем: До свиданья!
1. Мы в машину всей гурьбой
Сели прокатиться.
Наш автобус голубой
По дороге мчится.
Би-би-би, би-би-би,
По дороге мчится!
2. Хорошо в машине петь,
Солнце ярко светит.
С нами плюшевый медведь
На прогулку едет.
Би-би-би, би-би-би,
На прогулку едет!
3. Вьется речка под горой,
А за ней дорожка.
Стой автобус голубой,
Отдохни немножко.
Би-би-би, би-би-би,
Отдохни немножко!
Мы на луг ходили, (Дети, взявшись за руки, идут вправо по
кругу.)
Хоровод водили.
Вот так, на лугу
Хоровод водили
Мы ромашки рвали, (Рвут ромашки, наклоняясь к полу)
Мяту собирали
Вот так, на лугу
Мяту собирали
Задремал на кочке (Имитируют спящего зайчика)
Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к
щеке.)
Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то
вправо, то влево)
Зайка в холодочке
Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке
В дудочку дудели
Ду-ду ду-ду-ду
В дудочку дудели
Зайку мы будили( Показывают игру на барабане.)
В барабаны били
Бум-бум тра-та-та
В барабаны били
Ну-ка просыпайся (Грозят зайке указательным пальчиком в
такт музыки.)
Ну-ка одевайся
Вот так не ленись (Хлопают в ладоши в такт музыки.)
Ну-ка просыпайся. (Зовут к себе зайчика, он скачет в
середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.)
Мы с тобой попляшем (Свободный танец, прыжки)
В хороводе нашем
Вот так, мы с тобой
Весело попляшем
Мы на луг ходили, (Дети, взявшись за руки, идут вправо по
кругу.)
Хоровод водили.
Вот так, на лугу
Хоровод водили
Мы ромашки рвали, (Рвут ромашки, наклоняясь к полу)
Мяту собирали
Вот так, на лугу
Мяту собирали
Задремал на кочке (Имитируют «спящего зайчика»)
Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к
щеке.)
Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то
вправо, то влево)
Зайка в холодочке
Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке. Обращать
особое внимание на работу пальчиков.)
В дудочку дудели
Ду-ду ду-ду-ду
В дудочку дудели
Зайку мы будили( Показывают игру на барабане.)
В барабаны били
Бум-бум тра-та-та
В барабаны били
Ну-ка просыпайся (Грозят зайке указательным пальчиком в
такт музыки.)
Ну-ка одевайся
Вот так не ленись (Хлопают в ладоши в такт музыки.)
Ну-ка просыпайся. (Зовут к себе зайчика, он скачет в
середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.)
Мы с тобой попляшем (Свободный танец, прыжки)
В хороводе нашем
Вот так, мы с тобой
Весело попляшем