Напоминание

"Влияние проектной деятельности на формирование личности ученика"


Автор: Чуватова Таисия Георгиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района "
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Роль проектной деятельности в биологическом образовании
Тема: "Влияние проектной деятельности на формирование личности ученика"
Раздел: полное образование





Назад





РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИОЛОГИЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ
Т. Г. Чуватова, учитель биологии МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района города Саратова» Работа посвящена изучению вопросов применения проектной технологии для формирования социальной компетентности обучающихся при изучении биологии. Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста. Задачи: рассмотреть сущность социализации, определить место социально значимых проектов в приобретении социального опыта ребенка. Изучив литературу, мы выделили сущность социализации – это сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида (субъект-объектная трактовка Э. Дюркгейма и Т. Парсонса). Воспитание определяется, как целенаправленное “взращивание человека”, осуществляемое в семье, школе и других учебных заведениях. Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. В нашем лицее ежегодно проводятся социально-значимые проекты, одна из задач которых - формирование социальной компетентности обучающихся. Пример такого проекта - «Подарок ветерану» к 70-летию Великой победы. Сувенир в форме солдата – выполненный из теста на стеклянной бутылке, раскрашенный гуашью, покрытый лаком соответствовал роду войск ветеранов.В этот подарок ученики вложили частичку своей души в благодарность за мирное небо. Наши подарки принесли радость ветеранам! Осуществляется связь поколений. Особенно важен «ментальный» аспект –
осмысление социальной сферы, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми [1]. Опыт деятельности обучающихся в сфере ответственности социально-трудовой компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах. Пример такого проекта - проект «Экологический полигон на дачном участке». Учащиеся высаживали на дачном участке семена, которые прорастили в ходе лабораторной работы на уроке биологии, выращивали летом эти растения, вели дневник (формируется предметная компетенция - «Умение вести наблюдение»). Защита проекта проходила на уроке технологии, когда обучающиеся наглядно показали, как используются плоды или части растения. Метод проектов является одним из способов интегрирования предметов гуманитарного и естественного циклов. Примером такой интеграции является проект «Изучение проблемы ядерных испытаний и их последствий на примерах художественной и публицистической литературы, свидетельствах очевидцев». Над этим проектом работают обучающиеся школы под руководством учителей русского языка и литературы, физики, географии и биологии. Важнейшим способом активизации проектно-исследовательской деятельности учащихся является проведение научных экспедиций. Они позволяют решать в комплексе с научными и образовательные, и социальные, и краеведческие, и оздоровительные задачи. Во время экспедиции ребята вели фото- и видеосъемку, собирали гербарий травянистых растений, вели дневники наблюдений. Весь полученный материал обрабатывался, привлекалась дополнительная литература, приглашались для консультации ученые. Результаты исследований описывались в докладах, рефератах, проектных работах. Лучшие работы представлялись на научно- практических конференциях, где, как правило, были отмечены дипломами. Полученные материалы имеют ценность не только для конкретного региона, но и в целом для понимания истории и культуры огромной территории, оказывающей в древности большое влияние на историю страны. Например, проект «Музей на столе». Выполнялся летом 2013г. в Хвалынском национальном парке во время Летней экологической школы. Участники экспедиции изучали рельеф склонов, знакомились с находками бывшего морского дна. Учащиеся собрали «Экспонаты музея» - песок палеогеновой эпохи, глину, мел, белемниты и построили ландшафтный профиль восточного макросклона Хвалынских гор. «Экспонаты» используются теперь на уроках биологии и географии в 5-х классах. В 2015 году ученики нашего лицея (4-10 классы) приняли участие в работе Летней экологической школы (село Лесная Нееловка). Они собрали большой экспедиционный материал, выполнили несколько проектов по способам биоиндикации загрязненности воздушной среды по распространению лишайников, изменению хвоинок сосны и ели, асимметрии листьев древесных пород. Проекты были представлены на региональном этапе Всероссийской Олимпиады «Созвездие», на V Cаратовском региональном туре
Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Все три проекта получили отличные оценки и были награждены дипломами. Проектная деятельность может проводиться большими группами учащихся и длительное время. Так учащиеся 10 и 11 классов изучали близнецов школы и района на протяжении 3 лет. Они сравнивали их внешний вид, индивидуальные параметры развития, отпечатки пальцев, состав крови, группы крови, измеряли давление, уровень сахара в крови (по результатам медицинских осмотров). Исследователи проводили сравнение данных одно- и дизиготных близнецов, делали выводы о роли наследственности и среды в развитии признаков. Эта проектная работа была представлена на городской научно-практической конференции и удостоена призового места. Также в течение 3 лет учащиеся изучали отпечатки пальцев своих товарищей, сравнивали отпечатки мальчиков и девочек, отпечатки детей разных национальностей, устанавливали гребневый счет, составляли формулу пальцев, сравнивали с отпечатками больных детей, полученных из генетической лаборатории. Работа была доложена на конференции «Вектор успеха» и заслужила награды – диплом 2 степени. Диагностические исследования учащихся лицея сотрудниками психологической службы показали наличие потребностей и возможностей лицеистов заниматься проектной работой. Психолог лицея утверждает, что проектно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Таким образом, организация совместной проектной деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. Такая деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного заведения нового типа. В лицее формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект-субъектных отношений, атмосфера духовной близости и сотворчества. Проектная деятельность способствует расширению диапазона знаний; развитию познавательного интереса; стремлению к поиску, получению информации и новых ресурсов; развитию умения анализировать; формированию собственных суждений; формированию адекватной самооценки; установлению контактов и стремлению к контакту; становлению способности ориентироваться в жизни, возможности профессионального самоопределения; возможности моделировать будущее, профессиональной мобильности. Вывод: социальная и социально-трудовая компетентности обучающихся - необходимое условие для самореализации личности. Мы рекомендуем проектную деятельность в рамках предметных областей «Технология», «Экология», «Биология», «Химия» для формирования и развития социальной и социально-трудовой компетентностей, приобретения социального опыта обучающимися.
Литература 1. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005 2. Павенков О. В. Нормативистские концепции ценностей и ценностных ориентаций в социологической науке (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс) / О. В. Павенков // Известия Уральского государственного университета. – 2011. – № 2(91). – С. 164-171.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!