"Влияние проектной деятельности на формирование личности ученика"
Автор: Чуватова Таисия Георгиевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района " Населённый пункт: г.Саратов Наименование материала: Роль проектной деятельности в биологическом образовании Тема: "Влияние проектной деятельности на формирование личности ученика" Раздел: полное образование
ОБРАЗОВАНИИ
Т. Г. Чуватова, учитель биологии
МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района города
Саратова»
Работа посвящена изучению вопросов применения проектной
технологии для формирования социальной
компетентности
обучающихся
при изучении биологии.
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот
метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки
через
комплекс
заданий,
способствующих
актуализации
исследовательской
деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного
материала в виде какой-либо продукции или действий. План изучения учебной
темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных
вопросах,
связывающих
содержание
образовательных
стандартов
с
мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.
Задачи:
рассмотреть
сущность
социализации,
определить
место
социально значимых проектов в приобретении социального опыта ребенка.
Изучив литературу, мы выделили сущность социализации – это сочетание
адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет
становление
индивида
(субъект-объектная
трактовка
Э.
Дюркгейма
и
Т.
Парсонса).
Воспитание определяется, как целенаправленное “взращивание
человека”,
осуществляемое
в
семье,
школе
и
других
учебных
заведениях.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат
присвоения
ребенком
социального
опыта
по
мере
его
психологического
интеллектуального
и
личностного
развития,
то
есть
преобразование
под
влиянием
обучения
и
воспитания
его
психических
функций,
присвоение
социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования
мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и
психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с
другой
стороны. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка,
активного взаимодействия с окружающим миром.
В
нашем лицее ежегодно
проводятся социально-значимые проекты,
одна
из
задач
которых
-
формирование
социальной
компетентности
обучающихся.
Пример
такого
проекта
- «Подарок
ветерану»
к
70-летию
Великой
победы. Сувенир
в
форме
солдата
–
выполненный
из
теста
на
стеклянной бутылке, раскрашенный гуашью, покрытый лаком соответствовал
роду войск ветеранов.В этот подарок ученики вложили частичку своей души в
благодарность за мирное небо. Наши подарки принесли радость
ветеранам!
Осуществляется связь поколений. Особенно важен «ментальный» аспект –
осмысление
социальной
сферы,
осознанное
выстраивание
отношений
с
окружающими людьми [1].
Опыт деятельности обучающихся в сфере ответственности социально-трудовой
компетенции
формируется
в
деловых,
ролевых
и
имитационных
играх,
социальных
практиках
и
проектах.
Пример
такого
проекта
-
проект
«Экологический полигон на дачном участке». Учащиеся высаживали на дачном
участке семена, которые прорастили в ходе лабораторной работы на уроке
биологии,
выращивали
летом
эти
растения,
вели
дневник
(формируется
предметная
компетенция
-
«Умение
вести
наблюдение»).
Защита
проекта
проходила на уроке технологии, когда обучающиеся наглядно показали, как
используются плоды или части растения.
Метод проектов является одним из способов интегрирования предметов
гуманитарного и естественного циклов. Примером такой интеграции является
проект «Изучение проблемы ядерных испытаний и их последствий на примерах
художественной и публицистической литературы, свидетельствах очевидцев».
Над этим проектом работают обучающиеся школы под руководством учителей
русского языка и литературы, физики, географии и биологии.
Важнейшим
способом
активизации
проектно-исследовательской
деятельности
учащихся
является
проведение
научных
экспедиций.
Они
позволяют решать в комплексе с научными и образовательные, и социальные, и
краеведческие, и оздоровительные задачи.
Во время экспедиции ребята вели фото- и видеосъемку, собирали гербарий
травянистых растений, вели дневники наблюдений. Весь полученный материал
обрабатывался, привлекалась дополнительная литература, приглашались для
консультации
ученые.
Результаты
исследований
описывались
в
докладах,
рефератах, проектных работах. Лучшие работы
представлялись на научно-
практических конференциях, где, как правило, были отмечены дипломами.
Полученные материалы имеют ценность не только для конкретного региона, но
и
в
целом
для
понимания
истории
и
культуры
огромной
территории,
оказывающей в древности большое влияние на историю страны.
Например, проект
«Музей на столе».
Выполнялся
летом
2013г.
в
Хвалынском национальном парке во время Летней экологической школы.
Участники
экспедиции
изучали
рельеф
склонов,
знакомились
с
находками
бывшего
морского
дна.
Учащиеся
собрали
«Экспонаты
музея»
-
песок
палеогеновой эпохи, глину, мел, белемниты и построили ландшафтный профиль
восточного макросклона Хвалынских гор. «Экспонаты» используются теперь
на уроках биологии и географии в 5-х классах.
В 2015 году ученики нашего лицея (4-10 классы) приняли участие в
работе Летней экологической школы (село Лесная Нееловка). Они собрали
большой
экспедиционный
материал,
выполнили
несколько
проектов
по
способам биоиндикации загрязненности воздушной среды по распространению
лишайников, изменению хвоинок сосны и ели, асимметрии листьев древесных
пород. Проекты были представлены на региональном этапе
Всероссийской Олимпиады «Созвездие», на V Cаратовском региональном туре
Всероссийского
конкурса
юношеских
исследовательских
работ
им.
В.
И.
Вернадского. Все три проекта получили отличные оценки и были награждены
дипломами.
Проектная деятельность может проводиться большими группами учащихся
и длительное время. Так учащиеся 10 и 11 классов изучали близнецов школы и
района на протяжении 3 лет. Они сравнивали их внешний вид, индивидуальные
параметры развития, отпечатки пальцев, состав крови, группы крови, измеряли
давление, уровень сахара в крови (по результатам медицинских осмотров).
Исследователи проводили сравнение данных одно- и дизиготных близнецов,
делали выводы о роли наследственности и среды в развитии признаков. Эта
проектная
работа
была
представлена
на
городской
научно-практической
конференции и удостоена призового места. Также в течение 3 лет учащиеся
изучали отпечатки пальцев своих товарищей, сравнивали отпечатки мальчиков
и девочек, отпечатки детей разных национальностей, устанавливали гребневый
счет, составляли формулу пальцев, сравнивали с отпечатками больных детей,
полученных
из
генетической
лаборатории.
Работа
была
доложена
на
конференции «Вектор успеха» и заслужила награды – диплом 2 степени.
Диагностические
исследования
учащихся
лицея
сотрудниками
психологической
службы
показали
наличие
потребностей
и
возможностей
лицеистов
заниматься
проектной
работой.
Психолог
лицея
утверждает,
что
проектно-исследовательская
деятельность
повышает
стрессоустойчивость,
способствует
эмоциональному
благополучию,
улучшает
коммуникативные
навыки,
раскрывает
творческие
способности,
формирует
чувство
ответственности и самостоятельности. Таким образом, организация совместной
проектной
деятельности
педагогов
и
учащихся
способствует
развитию
социально-активной
личности
субъектов
образовательного
процесса.
Такая
деятельность
учащихся
и
учителей
создает
в
учебном
заведении
новую
образовательную
среду,
является
важнейшим
фактором
развития
лицея
как
инновационного учебного заведения нового типа. В лицее формируется новое
педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся,
непрерывное
совершенствование
субъект-субъектных
отношений,
атмосфера
духовной близости и сотворчества.
Проектная
деятельность
способствует
расширению
диапазона
знаний;
развитию
познавательного
интереса;
стремлению
к
поиску,
получению
информации
и
новых
ресурсов;
развитию
умения
анализировать;
формированию собственных суждений; формированию адекватной самооценки;
установлению контактов и стремлению к контакту; становлению способности
ориентироваться в жизни, возможности профессионального самоопределения;
возможности моделировать будущее, профессиональной мобильности.
Вывод: социальная и социально-трудовая компетентности
обучающихся
-
необходимое условие для самореализации личности.
Мы
рекомендуем
проектную
деятельность в
рамках
предметных
областей
«Технология», «Экология», «Биология», «Химия» для формирования и развития
социальной
и
социально-трудовой
компетентностей,
приобретения
социального опыта обучающимися.
Литература
1.
Веселкова
Н.В.,
Прямикова
Е.В.
Социальная
компетентность
взросления. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005
2.
Павенков О. В. Нормативистские концепции ценностей и ценностных
ориентаций
в
социологической
науке
(Э.
Дюркгейм,
М.
Вебер,
Т.
Парсонс) / О. В. Павенков // Известия Уральского государственного
университета. – 2011. – № 2(91). – С. 164-171.