Автор: Фомина Татьяна Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Новгородской области г.Холм
Наименование материала: «Значение музыки на уроках хореографии»
Тема: Cовершенствование методов обучения и воспитания
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«
Холмская детская школа искусств»
Статья
«Значение музыки на уроках хореографии»
Авторская разработка
подготовила
концертмейстер хореографического
отделения высшей категории
Фомина Татьяна Владимировна
г. Холм Новгородская область
2019
Значение музыки на уроках хореографии.
Искусство танца без музыки существовать не может. Среди множества форм
художественного
воспитания
подрастающего
поколения
хореография
занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать
прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают
гармоничное
пластическое
развитие,
а
так
же
помогают
развивать
музыкальную
и
образную
выразительность
ребенка
в
творчестве.
Хореография
обладает
огромными
возможностями
для
полноценного
эстетического
развития
ребенка,
для
его
гармоничного
духовного
и
физического
развития,
раскрытия
его
внутреннего
мира
и
творческой
одаренности.
Уроки
хореографии
от
начала
и
до
конца
строятся
на
музыкальном материале. Успех работы с детьми во многом зависит от того,
насколько
правильно,
выразительно
и
художественно
пианист
исполняет
музыку, доносит ее содержание до детей.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство
развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное
отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную
фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
На
занятиях
хореографии
учащиеся
приобщаются
к
лучшим
образцам
народной,
классической
и
современной
музыки,
и
таким
образом
формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и
образное
мышление,
которые
помогают
при
постановочной
работе
воспринимать
музыку
и
хореографию
в
единстве.
Концертмейстер
ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по
композиции,
характеру,
динамике,
темпу,
метроритму.
Музыка
вызывает
двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а
определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является
развитие «музыкальности» танцевальных движений.
Хороший
концертмейстер
должен
обладать
общей
музыкальной
одаренностью
и
(практика
достаточно
часто
это
подтверждает)
особым
даром,
«аккомпаниаторским
чутьём»
хорошим
музыкальным
слухом,
воображением.
Мне кажется, что работа концертмейстера хореографического класса, самая
непредсказуемая и интересная. Очень часто на уроках, особенно у малышей,
приходится
просто
сочинять
музыку,
что
называется
«на
ходу».
В
музыкально-танцевальных играх дети часто создают определенный образ и
передают в движении разнообразные чувства. Например на уроках ритмики и
танца, детки любят играть в игру «Подарок на день рождения». Им нужно
придумать подарок и показать его, вот и приходится концертмейстеру тут же
перевоплощаться в композитора. И ещё много неожиданных ситуаций бывает
на уроках, когда концертмейстер всегда должен быть готов к импровизации.
В
работе
концертмейстера
всегда
есть
объективные
сложности.
Ему
приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников
до
выпускников),
с
педагогами
разных
танцевальных
направлений
–
народной
хореографии,
классического
и
современного
танца.
Подход
к
каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие
таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в
жизни,
повысить
способность
адаптации
к
различным
жизненным
изменениям. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом
танцоров,
репертуаром
данной
возрастной
категории
и
танцевальным
направлением,
не
просто.
Путь
один
–
постоянное
совершенствование,
серьезный творческий подход к работе.
Работая более 20-ти лет концертмейстером, я поняла какое огромное
значение
играет
присутствие
опытного
концертмейстера
и
его
помощь
педагогу-хореографу в творческом процессе.
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным,
четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное
развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя
задачи каждого года обучения (как на уроках народно-сценического, так и на
уроках
классического
танца),
а
также
проявить
не
сухое
следование
рекомендациям
нотно-музыкальных
пособий
для
хореографии,
а
индивидуально-творческий
подход
в
подборе
музыкального
оформления
уроков. Может показаться странным и смешным, но иногда мне приходилось
одно и то же произведение играть в разных размерах (когда нужно было
«быстренько» что-то новенькое из
2/4
на ¾ ), очень интересно было наблюдать
за
реакцией
детей.
Результативная
работа
в
хореографических
классах
возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь
можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет
психологическая
совместимость,
личностные
качества
концертмейстера
и
хореографа.
Музыку
для
сопровождения
танцевальных
упражнений
необходимо
постоянно
пополнять
и
разнообразить,
руководствуясь
эстетическими
критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках
одного
и
того
же
марша
или
вальса
ведет
к
механическому,
не
эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и
другая
крайность:
слишком
частая
смена
сопровождений
рассеивает
внимание
учащихся,
не
способствует
усвоению
и
запоминанию
ими
движений.
Особенностью
концертмейстерской
деятельности
является
ее
многомерность,
которая
предопределяет
необходимость
решения
разнообразных
творче ских
задач,
связанных
с
м уз ыка льным
исполнительством.
Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его
внутренний мир и помогают познать себя.
Таким
образом,
с
первых
дней
занятий
ребенка
в
хореографическом
коллективе,
необходимо
начинать
с
развития
эм о ц и о н а льн о й
выразительности, а также музыкальности, что в свою очередь способствует
успешной работе, а сам процесс занятий приносит детям истинную радость и
способность к самовыражению в творчестве.
Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность
работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить
свои
знания,
продемонстрировать
владение
техникой,
при
этом
проявить
артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования.