Авторы: Васильева Екатерина Сергеевна, Цветкова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 14 "Ёлочка" комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Сясьстрой, Ленинградская область
Наименование материала: сценарий игры - путешествия
Тема: "Россия - Родина моя"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №14 «Елочка» комбинированного вида
Игра-путешествие
«Россия – Родина моя»
для детей дошкольного возраста
Сценарий составили:
Васильева Екатерина Сергеевна
воспитатель первой квалификационной категории
Цветкова Екатерина Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Сясьстрой
2019
1
Игра-путешествие «Россия – Родина моя»
для детей дошкольного возраста
Данное мероприятие проводится на свежем воздухе, в форме игры по станциям,
может быть приурочено празднованию Дня России. На каждой станции – «городе»
воспитатели проводят ряд игр и/или эстафет, связанных с темой праздника.
Дети проходят по станциям согласно выстроенному маршруту, который получают в
начале праздника у ведущей мероприятия.
1
5
4
3
Цель: ознакомление
дошкольников
с
культурой
и
традициями
русского
народа
посредством участия их в различных видах детской деятельности.
Задачи:
Способствовать нравственно – патриотическому просвещению дошкольников.
Развивать
познавательные,
речевые,
коммуникативные,
спортивные
возможности ребенка.
Приобщать детей к народным традициям в играх, музыке, танцах.
Предоставить воспитанникам возможности для раскрытия своих талантов.
Формировать положительное восприятие и эмоциональную отзывчивость детей.
Расширять
нравственные
представления
дошкольников
о
любви
к
Родине,
дружбе, взаимопомощи.
2
Предварительная
работа: беседы
о
нашей
Родине
–
России,
о
предстоящем
празднике,
о
малой
Родине;
рассматривание
иллюстраций,
энциклопедий,
чтение
русских народных сказок; игровая деятельность на физкультурных и музыкальных
занятиях;
тематическая продуктивная деятельность с детьми; дидактические игры
«По
дорогам
сказок»,
«Символы
России»,
«Ремёсла
Руси»
и
др.;
разучивание
народных подвижных игр «Золотые ворота», «Челнок»; разучивание песни «У моей
России», народного танца «Калинка - малинка», хороводного танца «Во поле берёза
стояла».
Атрибуты (пособия): флагшток с Государственным Российским флагом; карта России,
мольберт; Волшебный сундучок с набором детских музыкальных русских народных
инструментов: погремушки, бубны, трещотки, ложки, дудка, рожок; 4 ориентира, 2
детских кивера, 2 лошадки, 2 сабельки, снаряжение: щит, меч, кольчуга; 2 коромысла, 4
ведёрка; 5 конвертов с разрезными картинками сказок; 5 корзинок, наборы сувениров:
5 матрёшек, 5 Российских флажков, 5 детских сабелек, 5 рушников, 10 деревянных
ложек; фонограмма Гимна Российской Федерации,
фонограмма
песни «У моей
России»
(
музыка
Г.
Струве,
слова
Н.
Соловьёвой),
фонограмма
песни
«Большой
хоровод» (слова Е. Жигалкина, музыка А. Хайт),
Участники: педагоги и воспитанники средней группы «Полянка», старших групп
«Колокольчик»,
«Звёздочка»,
«Светлячки»,
подготовительных
к
школе
групп
«Муравьишки», «Речецветик», «Пчёлки».
Ход мероприятия:
Звучит песня «У моей России», дети выстраиваются по периметру
спортивной
площадки, украшенной флажками и воздушными шарами.
3
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Завтра мы будем праздновать замечательный праздник
– День России! 12 июня – день рождения нашей Родины – России. В этот день мы
чествуем нашу Родину. День России – это праздник свободы, мира и добра.
Сейчас Иван Иванов расскажет стихотворение о нашей Родине:
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Ведущая: У каждого государства есть свои символы, по которым это государство
узнают во всем мире. Главными символами нашей страны – России являются: флаг,
Герб и Гимн. Гимн – это торжественная песня. Музыка Гимна нетороплива и величава.
В ней поется о любви к Родине – России, об уважении к ее истории, о красоте ее
природы, о надежде на прекрасное будущее. Когда исполняется Гимн – все встают.
Когда поднимается Российский флаг, тоже исполняется Гимн.
4
Сейчас я приглашаю для поднятия флага наших выпускников: Гаврилова Захара,
Баринову Тамару и Гладкову Аню.
Звучит Гимн России (под Гимн дети поднимают Российский флаг)
Ведущая: Флаг – это еще один символ России. Посмотрите, какие цвета вы видите на
нашем Российском флаге?
Белый – облако большое,
Синий – небо голубое,
Красный – солнышка восход,
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты –
Это флаг моей страны.
Ведущая: Наша страна огромная, величественная и богата красивыми городами. И
сегодня, мы предлагаем вам отправиться в путешествие по необычным городам нашей
Родины на поиски сувениров, которые вы будете собирать в пяти городах, выполняя
задания. Каждая команда выбирает капитана. Капитаны, выходите! Я вручаю вам
путеводители,
и
вы,
как
настоящие
путешественники,
вместе
со
своей
командой
отправитесь в путь. По окончании путешествия мы все вернемся обратно на площадку
и узнаем, какая команда собрала все пять сувениров. А сейчас я вам покажу карту –
маршрут и представлю тех, кто будет встречать вас в городах.
5
1.
Картинка
«Богатырь»
-
город
«Сильных
и
отважных»
–
там
вас
встретит
Отважный Гусар – защитник Отечества (спортивная площадка);
2. Картинка «Знак вопроса» - город «Загадок и скороговорок» - в этом городе вас
ожидает Тетушка Загадушка (участок группы №8);
3.
Картинка
«Российский
флаг»-
город
«Патриотический»
-
там
с
вами
будет
беседовать Учитель Истории (участок группы №3);
4. Картинка «Деревянные расписные ложки» - город «Музыкальный» - в этом городе
будете веселиться с Матреной Петровной - (участок группы №7),
5. Картинка «Царевна - Лягушка» - город «Сказочный» - там вас будет ожидать
Царевна-Лягушка (участок группы №6).
Вы готовы? Рассмотрите свои путеводители и отправляйтесь в город под номером 1!
Удачи!
Дети получают карты, определяют, с помощью педагогов, порядок маршрута, в
«городах» выполняют задания и получают сувениры.
6
I Город «Сильных и отважных»
Гусар: Cкажите мне, пожалуйста, кто в старину был самым сильным и крепким?
(ответы детей). Это были богатыри! Посмотрите, какое снаряжение надевали на себя
богатыри – защитники русской земли.
Гусар: А ещё русскую землю защищали смелые гусары, которые были отличными
всадниками.
Сейчас
я
предлагаю
вам
поиграть
в
игру
«Отважные
гусары».
Игра «Гусары»
Для игры нужно 2 ориентира, 2 лошадки и 2 сабли. Дети делятся на 2 команды и по
сигналу садятся на лошадок, обегают ориентиры и передают саблю и лошадку
другому. Чья команда первая справится с заданием – тот и победил.
7
Гусар: В старину носили воду в ведрах на коромысле и сейчас мы посмотрим, как вы
справитесь с этим заданием.
Игра «Коромысло»
Дети делятся на 2 команды и по сигналу берут коромысло с 2 ведерками и обегают
ориентир. Затем коромысло передают другому, пока вся команда не пробежит. Кто
первый закончил, тот победил.
II Город «Патриотический»
Учитель
Истории:
Краше
и
любимей
России
нет
на
целом
свете.
Россия
-
единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Давайте поиграем – я буду говорить начало, а вы будет продолжать.
Как называется наша страна – (Россия)
Если мы живем в России, то кто мы – (россияне)
Как называется столица России – (Москва)
Кто управляет нашей страной? – (Президент)
А как его зовут? – (Владимир Владимирович Путин)
Где работает Президент России? – (В Москве, в Кремле)
А как называется наш город – (Сясьстрой)
Назовите города России, которые вы знаете.
8
Какие деревья растут в лесах России?
Какие животные живут в лесах России?
Какие
праздники
отмечаются
на
Руси
с
древних
времен?
– (Рождество,
Пасха,
Масленица)
Какие блюда русской кухни вы знаете? – (Каша, пироги, блины, щи…)
Какую обувь носили на Руси? – (Лапти, валенки)
Ребята, вам уже говорили, что у нас в стране есть государственные символы. Какие?
(ответы детей – Герб, Гимн и флаг)
Какие цвета есть на нашем Российском флаге?
Что они обозначают?
Белый – облако большое,
Синий – небо голубое,
Красный – солнышка восход
9
III Город «Загадок и скороговорок»
Тётушка Загадушка: Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – место, где мы
родились, страна, в которой мы живем, гражданами которой являемся.
Разгадайте мои загадки:
1. Подрасту и вслед за братом тоже стану я солдатом
Буду помогать ему охранять свою...(страну)
2. Теплый ветер принесет аромат смородины,
Так чего дороже нет? – Нет дороже... (Родины)
3. Любой профессии военной учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны, сберечь Россию от... (войны)
4. У него названий много: триколор, трехцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги бело-сине-красный ... (флаг)
5.На свете много песен разных, но эта нам важней всего,
Она, как символ государства, известна всем до одного. (Гимн)
6. Он дополняет Гимн и флаг, любой страны то главный знак.
У России он особый, ты назвать его попробуй. (Герб)
10
Тётушка Загадушка: Мы собрались позабавиться да потешиться, поиграть, пошутить,
да посмеяться.
Дальше бой скороговорок
разрешите мне начать.
Кто-то пусть скороговорит,
остальных прошу молчать.
Тётушка Загадушка говорит скороговорку, один из детей повторяет.
На возу коза, под возом лоза.
Баран-буян залез в бурьян.
Сшила Саша Сашке шапку.
Оса на ноги боса и без пояса.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Саша шапкой шишку сшиб.
Крот рыл, рыл - не дорыл.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Петр Петру пек пироги.
Опять пять ребят нашли пять опят.
Стоит воз овса, возле воза - овца.
Коваль колокол ковал, ковал и перековывал.
Тётушка Загадушка: А сейчас я вам еще загадаю загадки. Готовы?
1.
Косолапый – не косой! И не маленький – большой!
Может много скушать меда, а еще проспать полгода. (медведь)
2.
Кто в салатовое платье нарядился по весне?
И над тихой водной гладью с ветром шепчется в листве?
Кто роняет наземь слезы? Как зовут ее? ... (береза)
3.
На столе стоит пузатый. Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты. Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар! Тульский это…(самовар)
4.
Кукла – символ материнства и семейного единства.
Сарафан ее одежка. Вся из дерева... (матрешка)
11
IV Город «Музыкальный»
Матрёна
Петровна: Дорогие гости, проходите! Да на мой Волшебный сундучок
посмотрите! Буду я вам музыкальные загадки загадывать, а вы инструменты звучащие
отгадывать! (звучит инструмент – дети отгадывают, что звучит: бубен, трещотка,
погремушка, ложки, дудочка и т.д.) А теперь инструменты разбирайте да музыку
весёлую дружно сыграйте! (дети импровизируют)
Матрёна
Петровна: Вы скорее в круг вставайте, да «Калинку» запевайте! Дружно
спляшем и споём! А потом играть начнём! (дети пляшут под русскую народную
музыку, закрепляют движения «полочка», «топотушки», «пяточка – носочек» и др)
12
Матрёна Петровна: Кто в «Челнок» со мной сыграет, тот и ложки получает!
V Город «Сказочный»
Царевна - Лягушка: Почему о многих сказках мы говорим – русские народные?
Правильно, их сочинил русский народ. Отгадайте героев русских сказок:
1.
Удивительный народ! Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко, Потянули…Вот и… (Репка)
2.
По тропинке он катился, своей удалью хвалился,
Да попался на носок. Ам, и съеден… (Колобок)
3.
В этой сказке все отлично: Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба, что у них есть… (Курочка Ряба)
4.
В поле домишко. Нашли в нем приют
жители леса, и дружно живут:
Заяц, норушка, лисица и волк.
Только медведь развалил… (Теремок)
5.
Живет в лесу старушка. У нее есть избушка. Летает на метле.
Детей ворует на заре. Костяная у нее нога, А зовут ее … (Баба-Яга)
6.
У Аленушки сестрицы унесли братишку птицы,
Та с подружками играла, братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)
7.
Миша по лесу идет, короб на спине несет –
Пироги для бабы с дедом внучка Маша напекла –
Несговорчивого Мишу вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)
13
8.
Красна девица грустна: ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
9.
Парень по воду побрел, В проруби ее нашел.
Чудеса теперь кругом: ведра прискакали в дом.
Берегите, братцы, ноги: едет печка по дороге!
Все по его хотению… (По-щучьему велению)
10. Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут …
(Царевна-лягушка)
Царевна – Лягушка: А еще я для вас приготовила вот такие сказки в картинках. Вам
нужно собрать картинки и назвать сказки.
Дети выполняют задание
Царевна – Лягушка: А вот и еще одна загадка:
Э т а
с к а т е р т ь
з н а м е н и т а
т е м ,
ч т о
к о р м и т
в с е х
д о с ы т а ,
Что сама собой она вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
14
По окончанию игры - путешествия все команды вновь собираются на спортивной
площадке.
Ведущая: Наша игра подошла к концу. Капитаны, подходите, давайте посчитаем,
сколько сувениров собрала каждая команда?
Ведущая: Вы – большие молодцы! Вы справились со всеми заданиями, прошли
множество испытаний!
Тетушка Загадушка: Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть!
Учитель истории: Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию - нет России другой
!
Гусар:
Дорогие
друзья!
Наш
праздник
заканчивается.
Мы
желаем
вам
мира,
добра и благополучия. Еще раз с праздником – Днем России! Ура! Ура! Ура!
А сейчас я приглашаю всех вас на общий танец!
Все участники встают в хоровод и вместе выполняют движения под фонограмму
«Большой хоровод»
15
Матрена Петровна: А теперь мы всех ребяток угощаем и на чаепитие приглашаем!
КОНЕЦ
16