Автор: Петушкова Наталья Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "ДСКВ №2"
Населённый пункт: Ленинградская область, г. Всеволожск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Лето в гости к нам пришло!"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе «Лето к нам пришло!»
Задачи:
- развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в
летний период;
- развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои
мысли;
- воспитывать культуру поведения в природе в летний период;
- научить детей выявлять главные особенности каждого летнего месяца;
Материал: предметные картинки луговых цветов, насекомых, птиц, животных.
Ход занятия
Педагог. Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор, а
загадка поможет вам узнать, о чем мы поговорим:
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь! » — приглашаю.
И любите за это вы все меня, я …
(лето)
Педагог. Вот, наконец, и наступило лето красное! Мы так долго ждали его с вами!
Скажите, какие же приметы лета вы знаете? (Ответы детей.)
Педагог. Очень много существует пословиц и поговорок про лето. Как вы думаете, как
можно объяснить такие поговорки и пословицы: «Летом заря с зарёй встречаются».
(Большой световой день.) «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко». Почему
говорят: летом каждый кустик ночевать пустит? (Потому что летом очень тёплые ночи)
(Ответы детей)
Педагог. Ребята, а вы слышали когда-нибудь, как месяц июнь называют — «хлеборост».
Как вы объясните это название? (Ответы детей.)
Педагог. Ещё одно название июня — «изок», по-древнерусски — «кузнечик». А это
потому, что одной из примет июня является громкое стрекотание кузнечиков. Видите,
сколько интересного можно узнать про летние месяца! А теперь отгадайте загадку:
Летом снег!
Просто смех.
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
Ребята, что это за снег?
(Ответы детей)
Педагог. Правильно. Этот снег — тополиный пух. Так тополь распространяет свои семена.
Педагог. Летом цветёт очень много растений, поэтому июнь в народном календаре
называют «разноцвет». А как вы думаете, чем полезны цветы?
(Ответы детей)
Педагог. А кто-нибудь из вас ходил на луг? Много ли цветов вы там видели? Можно ли
собирать букеты на лугах? Почему? Какие вы знаете лекарственные растения? (Ответы
детей.)
Педагог. Послушайте, как в народе называли месяц июль.
Июль — «липец» — цветение липы и время пчёл. А где живут пчёлы?
(Ответы детей)
Педагог. Полезные ли это насекомые?
Педагог. А что необходимо знать и помнить при общении с пчёлами? Опасен ли укус
пчелы для человека или животного?
(Ответы детей)
Педагог. А вспомните, кто из сказочных героев пострадал от незнания правил поведения
при встрече с пчёлами? (Винни-Пух.)
Педагог. Июль — время птенцов выводить, на крыло ставить. А что это значит?
Педагог. Расскажите, какие птицы вывели птенцов? Как называются птенцы этих птиц
(вывешиваются предметные картинки? Чем же кормят своих птенцов разные птицы и как
учат их летать?
(Ответы детей)
Педагог. В июле еще заготавливают сено. А для чего люди это делают? Как же называется
место, где косят траву? (Ответы детей)
Педагог. Как называются люди, которые косят траву?
(Ответы детей)
Педагог. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.
Подвижная игра «Косари».
Выбираются 3 водящих – косари, остальные играющие – цветы. Каждый играющий
ребенок получает цветную ленту, обозначающую цветок: желтая лента – одуванчик, белая
лента – ромашка, синяя – василёк. Ленты закрепляются у детей сзади на поясе. Водящие
заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и
имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками,
растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону -вперёд и ходят между
цветами по полю.
Слова цветов:
Зелен, зелен луг, всё цветёт вокруг,
И роса блестит, и коса звенит.
Одуванчик, василёк и ромашка здесь растут.
Слова косарей:
Я косой траву скошу и букетик наберу.
Раз, два, три…
На слова: «Раз, два, три… » - цветы разбегаются, стараясь добежать до условленного
места. Косари срывают с убегающих ленточки только своего цвета, так как по договору
каждый косарь собирает или только одуванчики, или ромашки, или васильки. Побеждает
тот, кто больше сорвал ленточек, соответствующих заданному цветку.
Педагог. Поиграли, а теперь продолжаем наш разговор. Вы знали, что Август называют —
«жнивень», «густарь», «разносол», «серпень». Август поднимает птицу на крыло: стаи
скворцов первыми с шумом проделывают крутые взлёты и виражи. По утрам и вечерам
стайки грачей кричат на гнёздах, а днём — на добыче. В августе лето бежит навстречу
осени. Август очень щедрый месяц: на весь год люди запасают хлеб, добывают корма для
животных. «У зимы рот велик, августу спать не велит».
Педагог. Что именно заготавливают люди в августе? Какие заготовки делают ваши
родители из ягод, фруктов и овощей, грибов? Что надо знать и помнить при сборе ягод и
грибов в лесу? (Ответы детей.)
Педагог. Ну вот наш разговор подходит к концу. Надеюсь, что вам было интересно, и вы
узнали много нового и вспомнили забытое старое. Отличного летнего настроения вам!