Автор: Вечканова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель I кат.
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с "Буратино" с. Ивановка
Населённый пункт: Амурская область Ивановский район с. Ивановка
Наименование материала: проект
Тема: проект в средней группе " Добрый клевер"
Раздел: дошкольное образование
Администрация Ивановского района Амурской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Буратино» комбинированного вида.
Структурное подразделение детский сад
№ 3 «Солнышко» с. Ивановка.
познавательно-исследовательский проект
Выполнила: Вечканова Т.В.
Ивановка 2018 г
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Проект проводится с 20 марта по 14 мая 2018 года, его продолжительность 2
месяца.
Цель
данного
проекта: формирование
у
детей
системы
знаний
о
разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития
растений из семян.
Задачи:
1. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли
семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи живой и неживой природы,
о бережном и заботливом отношении к ней.
2 . Создать условия для формирования способности видеть многообразие
мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширения перспектив
развития
поисково-исследовательской,
экспериментальной
деятельности
путем
включения
их
в
мыслительные,
моделирующие
и
преобразующие
действия.
3. Расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью
наглядных
средств;
развивать
умение
сравнивать,
сопоставлять,
делать
выводы;
ориентироваться
в
информационном
пространстве;
применять
полученные знания в изменяющихся условиях; способствовать овладению
трудовыми навыками.
4. Способствовать развитию связной, диалогической речи; совершенствовать
умение сочинять рассказы, сказки, отгадывать загадки; использовать в речи
произведения устного народного творчества.
5. Довести до сознания детей необходимость вести здоровый образ жизни,
укреплять свое здоровье, употреблять витамины, лекарственные растения;
совершенствовать умение соотносить движения с текстом; развивать мелкую
моторику рук.
6.
Поощрять
у
детей
инициативу,
сообразительность,
пытливость,
критичность, самостоятельность.
На подготовительном этапе проекта мною были собраны иллюстрации по
теме проекта; подготовлены наборы семян для изучения, для посадки, ящики
с грунтом; разработала непосредственно-образовательную деятельность «Мы
изучаем
семена»
с
использованием
презентации:
«Разные
семена»;
подготовила дневник наблюдений за ростом растений для последующего его
заполнения; собрала картотеку дидактических игр; подобрала загадки, стихи,
произведения
устного
народного
творчества,
познавательную
и
художественную литературу; материалы для бесед; подготовила презентации:
«Как прорастает семя» (для экспериментальной деятельности), «Вырастим
укроп» (для беседы), собрала материал для пособия «Чудо-семена».
Дети самостоятельно выявили проблему. Один ребенок пришел в детский
сад после болезни и рассказал, что врач посоветовал ему употреблять в пищу
больше витаминов, которые находятся в луке, укропе, салате. Но где взять эти
растения ранней весной, когда земля еще покрыта снегом? Отсюда возникла
идея
организовать
проект,
который
ответил
бы
на
этот
вопрос. Дети
определили цель
своего
проекта: как
появляются
растения,
которые
содержат витамины.
Я использовала модель трех вопросов:
— что знаем об этих растениях? (выращивают на огороде, очень полезные,
содержат много витаминов, употребляют в пищу, чтобы не болеть, их можно
добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная).
—
что
хотим
узнать?
(откуда
берутся
растения,
последовательность
их
развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за
ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения,
что у них общего).
— как узнать? (дети обращаться за помощью к воспитателям, родителям,
бабушкам
и
дедушкам;
находят
информацию
в
энциклопедии,
книгах,
детских телепередачах; используют в исследованиях, экспериментах лупы,
дневник наблюдений, пинцеты, линейки).
Перед началом проекта я проинформировала родителей о том, что в группе
будет
реализовываться
экологический
проект
«Чудесные
семена».
Все
родители
поддержали
идею
проведения
проекта
и
высказали
желание
оказывать содействие, принимать активное участие в нем.
На основном
этапе была
проведена
экспериментальная
деятельность
по
выращиванию семян укропа, базилика, зеленого салата, чеснок и лук (в
опилках). Сначала мы с детьми замочили семена, затем провели их посев.
Теперь будем отмечать их рост в дневнике наблюдений.
В течение шести недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием
растений. Все наблюдения дети заносили в дневник. Растения находились на
подоконнике на солнечной стороне, ребята, аккуратно, стараясь не повредить
молодые
всходы,
производили
их
полив.
Дети
установили,
что
для
нормального роста и развития растений необходимы: тепло, свет и влага.
В результате бережного и заботливого отношения к растениям, у нас вырос
хороший урожай, который послужил прототипом деревенского огорода для
составления
композиции
«Деревенька».
Ребята
с
удовольствием
поучаствовали в создании этой композиции. «Деревенька» напомнила детям
места, где живут их бабушки и дедушки, где они проводят летний отдых.
Детей очень порадовали сочный и вкусный укроп, витаминная травка для
кошек, которую мы срезали несколько раз и дети забирали ее для своих
домашних питомцев, лук добавляли в супы во время обеда, кресс-салат
удивил своим необычным вкусом и большим количеством витаминов.
Во
время
образовательной
деятельности: «Мы
изучаем
семена»
дети
узнавали,
сравнивали,
описывали
семена
различных
растений
по
мнемосхеме,
одновременно
с
исследовательской
деятельностью
у
детей
развивалась
связная,
диалогическая
речь,
обогащался
словарный
запас.
Работа
в
нашей
лаборатории
очень
увлекла
ребят,
им
понравилось
пользоваться
лупами,
пинцетами,
пузырьками;
рассматривать
семена
растений (кукурузы, тыквы, томата, подсолнуха, огурца, арбуза, дыни), т.к.
некоторые из семян дети увидели впервые.
Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились
на протяжении всего проекта.
Дидактическая игра: «Где посажены семена?» помогла детям соотнести
растения по месту их выращивания. Детям были представлены схематичные
изображения
цветника,
огорода,
сада
и
поля,
к
которым
нужно
было
подобрать
необходимые
карточки
цветов,
овощей,
фруктов,
злаков.
Дети
уверенно справились с поставленной задачей.
В дидактической игре: «Отгадай!» ребята называли характерные признаки
овощей,
фруктов,
место
их
произрастания,
пользу.
После
рассказа
дети
сообща заполнили две корзины: одну- овощами, другую- фруктами.
Дидактическая игра: «Рисуем картину», где дети сначала приклеивали, на
обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника,
гороха, а затем раскрашивали их. Данная деятельность потребовала от детей
усидчивости, аккуратности, внимательности, тем не менее заинтересовала
детей самим процессом и порадовала результатом.
Ведение
дневника
наблюдений
за
ростом
и
развитием
семян
вызвало
большой интерес у детей, они с увлечением делали необходимые зарисовки в
дневнике,
согласно
результатов
наблюдений
за
растущими
растениями.
Дневник велся на протяжении всего проекта, зарисовывались изображения
растущих
растений:
укропа,
лука,
салата,
витаминной
травы.
Дети
с
удовольствием передавали результаты наблюдений в рисунке.
В ходе проекта мы изготовили поделки на тему: «Уж тает снег, бегут
ручьи…». У нас получились необычные кораблики с парусами, украшенные
семенами растений: гречихи, риса, подсолнечника, гороха. В результате, по
быстрому весеннему ручью поплыл длинный красивый караван кораблей.
Совместно с родителями провели выставку рисунков: «Растения нашего
края». Она вдохновила детей на тщательное продумывание замысла своего
рисунка: необходимо было изобразить семена растения, рост этого растения
и его плод. Дома, вместе с родителями, дети рассматривали растение, его
семена, изучали энциклопедию, а в детском саду, используя полученные
знания,
самостоятельно
рассказывали
об
изображенном
растении.
Таким
образом, дети познакомились с этапами развития выбранного растения, его
характерными особенностями, используя знания, полученные от родителей.
Во время проекта изготовили две коллективные работы. «Цветочную
композицию» дети украсили семенами различных растений. Они с большим
увлечением украшали цветок за цветком, листок за листком, поочередно
меняясь и уступая место друг другу.
Коллективная работа: «Озеро» представляла собой разноцветных рыбок,
плавающих в голубом озере. Всех рыбок украсили семенами различных
растений.
Эти
работы
пот ребова ли
от
детей
а к к у р а т н о с т и ,
сосредоточенности,
нацеленности
на
результат,
проявления
творческих
способностей.
В результате проведения этих работ дети поняли, что семена могут не только
прорастать
и,
постепенно
развиваясь,
превращаться
в
растения,
но
и
использоваться как декоративное украшение в художественном творчестве.
На заключительном этапе, продуктом проекта стало изготовление пособия:
«Чудо-семена».
Оно
помогло
детям
задействовать
для
решения
познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память;
дети
смогли
выделить
главное,
систематизировать,
анализировать
и
синтезировать полученные знания.
В
дальнейшем
ребята
продолжали
использовать
пособие
«Чудо-семена».
Самостоятельно, в домашней обстановке, они стали знакомиться с новыми
растениями и помещать их иллюстрации или семена в наше пособие. Далее,
используя известный алгоритм, дети, уже без помощи воспитателя, изучали
выбранные растения.
Предложенный
проект
по
развитию
познавательно-исследовательской
и
экспериментальной
деятельности
предоставил
детям
возможность
дальнейшего самостоятельного познания окружающего мира.