Авторы: Чемеркина Ирина Владимировна, Чемеркина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель специальных дисциплин, преподаватель математики
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А.Петрова»
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мыслительной деятельности и познавательной активности учащихся"
Раздел: среднее профессиональное
Развитие мыслительной деятельности и познавательной активности учащихся
На
современном
этапе
развития
России
происходят
изменения
в
образовательных
процессах:
содержание
образования
усложняется,
акцентируя
внимание
педагогов
на
развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. На смену традиционным
методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию
познавательного развития студента. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо
уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию студентов, в
широком спектре современных технологий.
Одной из основных задач любой современной педагогической технологии является
развитие
мыслительной деятельности и познавательной
активности учащихся.
Для
ее
реализации
ставятся
цели
обучения,
выбирается
содержание
учебного
материала,
продумывается организация учебного процесса: методы и формы учебной деятельности,
методы
и
формы
работы
педагога;
диагностика.
Особенности
содержания
и
методики
заключаются в том, чтобы вычленив некоторую порцию материала, содержание которого
студентам
необходимо
усвоить,
преподаватель
обдумывает,
какая
именно
организация
работы на уроке этому соответствует. При этом необходимые концептуальные положения,
заключаются в следующем:
личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества,
органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности,
сочетание урочной и внеурочной формы работы.
Урок является основной формой организации учебного процесса. На каждом занятии
преподаватель решает триединую задачу обучения, воспитания и развития студентов. Для ее
успешной реализации необходимо придерживаться единой психолого-педагогической линии.
Во время урока должен быть опрошен по возможности каждый ученик, или, по крайней
мере, каждый должен быть привлечен к участию в уроке. Большая ошибка предложить
десяти ученикам по пяти вопросам, а остальным – ни одного. Если пробудить в учениках
интерес, то не потребуется особых усилий для поддержания дисциплины.
Методическая и педагогическая составляющие неразрывно связаны между собой.
Методическая
система включает
в
себя
классификационные
параметры,
целевые
ориентации и особенности содержания и методики.
По классификационным параметрам технология является:
по уровню применения – частнопредметной,
по характеру содержания – обучающей,
по подходу к учащимся – технологией сотрудничества.
Цель технологии – обучение всех на уровне стандарта.
Особенности методики основаны:
на структурировании обучения,
подаче
материала
небольшими
порциями,
содержащими
подробные
объяснения,
обсуждении большого числа вопросов,
постоянном применении знаний на практике.
Педагогическая система основана на педагогике сотрудничества. Задача педагога двуедина –
подготовка квалифицированного специалиста и воспитание гражданина. Задача развития
профессионально
важных
качеств
может
быть
успешно
решена
только
при
условии
взаимодействия педагога и его воспитанников. При этом необходимо:
Создание благоприятного климата в процессе учения.
Предоставлять самостоятельность
Не подсказывать готового решения, а показывать возможные пути к нему
Хвалить за каждый успех. Непосредственно и незамедлительно.
Сочетание предметно-функциональной и коммуникативной деятельности.
Работа консультантов
Групповые формы работы на уроке
1
Взаимопроверка и рецензирование ответов и работ.
Сочетание познавательной, трудовой и игровой деятельности.
Разнообразие
форм
и
методов
обучения
на
всех
этапах
урока
(Работа
по
карточкам
у
доски
и
на
местах,
фронтальные
опросы,
тестирование,
самостоятельные работы, тихие опросы, творческие задания)
Применение
различных
типов
уроков
(Урок-викторина,
урок-соревнование,
аукцион, суд, деловая игра)
Применение на классических уроках нестандартных форм и познавательных
минуток. (Составь пару, Поле чудес, Дружная четверка)
Основываясь на принципах дидактического усовершенствования и реконструирования
материала условно урок можно разделить на четыре этапа.
Основная цель первоначального этапа работы заключается в том, чтобы подготовить
учащихся
к
самостоятельной
работе
с
новым
материалом.
При
этом
необходимо
четко
объяснить основные моменты темы, указать алгоритм действий и способы его исполнения.
Второй
цикл
работы
–
это
решение
поставленных
задач.
Предполагает
дифференцированные
и
индивидуальные
варианты,
которые
готовят
студента
к
самостоятельной работе.
Третий
цикл
работы
–
обобщение.
Проходит
в
форме
взаимопроверки,
групповой
работы, работы в парах. При этом используются различные варианты ориентировочной
основы действий.
Четвертый, заключительный этап – самостоятельная работа. Организуется с помощью
дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля.
Таким образом в учебном процессе реализуется четырехступенчатый цикл. Объяснение
нового
материала
входит
в
первый
цикл
обучения.
Остановимся
на
основных
формах
организации учебной деятельности на первом этапе обучения.
Каждая порция материала, которую необходимо усвоить, предполагает свою форму
организации работы:
работа с книгой
лекция
беседа
работа с презентацией.
Для
того
чтобы
обучение
было
успешным
необходимо
научить
студента
работать
самостоятельно. Учить этому необходимо поэтапно. Недопустимо на весь урок оставлять
студента один на один с книгой или
электронной версией темы и ждать, что он всему
научится сам. Работа с книгой является обязательным элементом не только домашних, но и
классных работ. Работая с учебником на уроке, за отведенное время, можно предложить
студентам:
по
заданному
отрывку
текста
составить
план,
найти
в
тексте
ответ
на
поставленный
вопрос,
найти
в
тексте
и
выучить
сложное
определение,
свойство
или
формулу, пересказать отрывок текста, по образцу в тексте книги выполнить задание.
В качестве домашней работы, можно задать: по плану составить конспект, прочитать
текст и ответить на вопросы, выбрать из предложенного текста определения, формулы,
правила, переписать их в тетрадь и выучить, по конспекту урока и параграфу учебника
составить конспект ответа на экзаменационный вопрос, найти в библиотеке, в интернете
заданную информацию.
Основная
цель
урока
заключается
в
том,
чтобы
подготовить
студентов
к
самостоятельному
выполнению
заданий,
указав
необходимые
ориентиры.
Для
этого
предоставляются краткие схематические записи – конспекты материала и тесты в виде
тетрадей с печатной основой. Работа с ними – это первый этап усвоения – ориентировки в
материале. Во избежание ошибок предусматривается проверка правильности выполнения
теста. Для этого заранее готовятся слайды презентации, решение проговаривается вслух,
контролируется преподавателем.
На этом этапе так же можно использовать тетради с печатной основой для практических
работ, для индивидуального домашнего задания, для подготовки к экзаменам. В них коротко
2
излагается теоретический материал, который содержит основные положения темы, даются
образцы решения заданий, вопросы к теме.
По тетрадям с печатной основой можно: познакомиться с новым материалом, выучить
определение, свойство, формулу, выполнить упражнение по образцу, ответить на вопросы.
Следующая форма работы на первом этапе урока – это лекция как элемент урока, так
как
одним
из
принципов
эффективной
работы
на
уроке
является
частая
смена
видов
деятельности. Опыт показывает, что, когда учащиеся пишут под диктовку, то редко вникают в
текст, так как
они, как правило, плохо умеют совмещать несколько видов деятельности
одновременно. Поэтому лекцию необходимо слушать, вникая в суть изучаемой темы.
Чтобы
поддержать
активный
уровень
внимания,
целесообразно
использовать
дополнительную информацию. А после каждого блока темы, подводить итог, акцентируя
внимание на главном, и на примерах и вопросах проверять степень усвоения темы.
Презентация – это удобный и результативный способ организации работы на уроке.
Использовать
презентацию
можно
на
любом
этапе
урока.
Главное,
чтобы
применение
презентации было обосновано, отвечало задачам урока, а не дублировало текст учебника или
электронной лекции.
Важным аспектом первого цикла обучения является обеспечение
ориентировочной
основы
действий
с
новым
материалом.
Для
этого
он
подается
небольшими
порциями,
содержащими подробные объяснения, обсуждается большое число вопросов, полученные
знания постоянно применяются на практике.
Затем
идет
закрепление
полученных
знаний
и
навыков,
и,
как
высшая
степень
понимания заданной темы, применение их в нестандартных условиях.
Первичное закрепление нового материала можно проводить в качестве фронтального
опроса. Категории вопросов могут быть самыми разнообразными. Формулировка вопроса
сама по себе должна заинтересовывать студента.
Для прочного усвоения материала, необходимо уметь задавать вопросы в разной форме
по одному и тому же понятию.
Второй цикл учебного процесса – это закрепление полученных знаний, решение задач.
Этот этап работы на уроке предполагает дифференцированные варианты: реши с помощью,
карточки-консультанты, реши вместе с товарищем, самостоятельное выполнение упражнений
с
проверкой
решения,
выполнение
заданий
по
тетради
с
печатной
основой,
ответы
на
вопросы по пройденному материалу, программированный опрос, дидактические игры.
Третий
цикл
обучения
заключается
в
обобщении
пройденного.
Обобщение
можно
провести
в
форме
взаимопроверки,
работы
в
парах,
групповой
работы,
когда
каждый
отчитывается по всем рассмотренным вопросам. На этом этапе обучения можно провести
игру-соревнование.
Разделить
группу
на
команды
по
5
человек.
В
порядке
очереди,
например, по жеребьевке, команда выбирает категорию вопросов. По очереди участники
команды
перечисляют
формулы,
определения,
теоремы
и
свойства
по
выбранной
теме
категории вопросов. Каждый участник за правильный ответ получает 1 балл. Повторять одно
и то же правило нельзя. Команда, ответившая лучше всех, получает дополнительные баллы.
Четвертый цикл обучения это самостоятельная работа студентов. На этом этапе можно
применять
дидактические
материалы,
творческие
задания
и
экспрессовые
фронтальные
способы контроля и самоконтроля. Все виды самостоятельной работы предусматривают
проверку
результатов
и
обсуждение
способов
решения.
Основной
составляющей
самостоятельной работы является домашнее задание. Мастерство преподавателя заключается
в том, чтобы подобрать посильное домашнее задание, которое позволит приучить студента к
систематическим занятиям по дисциплине и вместе с тем, развить его способности. Без
систематической проверки смысл домашнего задания теряется.
Проверка домашнего задания должна быть разнообразной: диктант по дисциплине,
опрос
по
карточкам
у
доски,
самостоятельная
работа,
фронтальный
опрос,
работа
с
формулами, определениями, понятиями.
В заключении хотелось бы отметить, что распределение форм организации учебной
деятельности по четырем этапам является условным. Очевидно, что варианты использования
3
предложенных
видов работы могут быть самыми разнообразными. Главное, чтобы все
элементы урока были продуманы и соответствовали намеченным целям.
Организация всей системы работы должна быть направлена на
поиск новых, более
эффективных
психолого-педагогических
подходов
к
процессу
обучения.
Инновационные
процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему
образования,
ставя
перед
ней
задачу
раскрытия
потенциальных
способностей
студента.
Развитие среднего специального образования, переход на новый качественный уровень не
может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в
педагогической
практике,
ориентированные
на
личность
студента,
на
развитие
его
способностей.
Список использованной литературы
1.
Волович М.Б. Все это просто // Народное образование. – 1989. - № 10
2.
Волович М.Б. Ключ к пониманию алгебры. – М.: Аквариум 1996
3.
Галева Н. Л. Сам себе учитель «5 за знание», М. 2006
4.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985
5.
Граник Г.Г. Когда книга учит, М. 1988
6.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб., 2001
7.
Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение,
1985.
4