Автор: Чемеркина Ирина Владимировна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А.Петрова»
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Виды погрешностей измерений по учебной дисциплине Электрорадиоизмерения"
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2
по учебной дисциплине «Электрорадиоизмерения»
Тема: Виды погрешностей измерений
1. Цель работы: Изучить виды погрешностей измерений
2.
Паспорт
практической
работы.
Работа
выполняется
в
отдельной
тетради
с
использованием конспекта лекций и теоретического материала.
3. Перечень вопросов, используемых для подготовки к занятию:
Единство измерений
Погрешность
Признаки, по которым различаются погрешности
Абсолютная погрешность
Класс точности прибора
Погрешности по способу выражения
Промахи
4. Перечень литературы для подготовки к занятию:
Конспект лекций
5. Краткое теоретическое введение. Погрешность – это несоответствие действительной и
измеренной величины. Для нахождения погрешностей измерений необходимо знать истинное
значение измеряемой величины. Поэтому этой формулой можно пользоваться только в тех
редких случаях, когда проводятся измерения констант, значения которых заранее известны.
Цель
же
измерений,
как
правило,
состоит
в
том,
чтобы
найти
неизвестное
значение
физической
величины.
Поэтому
на
практике
погрешности
измерений
не
вычисляются,
а
оцениваются.
6. Порядок выполнения практической работы:
Изучить теоретические сведения по теме «Виды погрешностей измерений»
Изучить и пояснить что такое погрешность
Изучить по каким признакам различаются погрешности
Записать ответы на контрольные вопросы к зачету по практической работе
Выполнить практические задания
7. Практические задания
7.1. Дано: Выбрать значение I
ном
(мА), К (%) и I
д
(мА) согласно варианта в таблице 1.
Таблица 1
Вариант
1
2
3
4
I
ном
, мА
35
12
8
40
К, %
3
2
1
4
I
д
, мА
30
10
6
30
Задание:
1. Найти максимально допустимую погрешность прибора ΔX
max
по току.
2. Определить измеренное значение тока I
изм
.
7.2. Дано: Для повышения точности измерения проведена серия измерений одной и той же
физической величины. Полученные результаты приведены в таблице 2.
Выбрать значение R
x
(Ом) согласно варианта в таблице 2.
Таблица 2
Вариант
1
2
3
4
R
x
, Ом
238;237;240;238;
242;238;241;243;
244;239
264;263;266;268;
272;263;264;268;
262;270
208;206;210;208;
212;214;208;206;
216;209
128;127;130;138;
132;126;128;129;
126;130
Задание:
1.
Определите
наиболее
достоверное
значение
измеряемой
величины
А
ср
,
абсолютную
погрешность каждого из измерений Δi
n
, среднеквадратическую погрешность δ.
2. Результаты записать в виде А = А
ср
± δ.
7.3. Дано: Выбрать значение l
шк
(мм), Δl (мм), U
изм
(В), U
действ
(В) согласно варианта в таблице 3.
Таблица 3
Вариант
1
2
3
4
l
шк
, мм
200
112
224
108
Δl, мм
5
3
4
3
U
изм
, В
101
58
88
98
U
действ
, В
98
54
86
95
Задание:
1. Найти: ΔU, δ
отн
, δ
прив
.
7.4. Дано: Выбрать значение Х
ном
, Х
изм
, К согласно варианта в таблице 4.
Таблица 4
Вариант
1
2
3
4
Х
ном
1 кГц
108 В
224 В
0,12 мА
Х
изм
990Гц
105 В
218 В
0,11 мА
К, %
0,5
0,05
1,5
0,1
Задание:
1. Найти: Зная класс точности прибора, номинальное и измеренное значения величины
определить относительную погрешность δ
отн
.
8. Содержание отчета
Дата, №, название работы
Цель работы
Краткие ответы на контрольные вопросы
Решение практических заданий
9. Контрольные вопросы к зачету по практической работе
Дайте определение единству измерений
Поясните что такое погрешность
Поясните по каким признакам различаются погрешности
Дайте определение абсолютной погрешности
Поясните что называется классом точности прибора
Перечислите погрешности по способу выражения
Дайте определение промахам
Основные теоретические положения
Погрешность – это несоответствие действительной и измеренной величины.
Погрешности различаются:
– по способу выражения;
– по характеру проявления;
– по источнику возникновения;
– по условию проведения.
По способу выражения погрешности бывают:
– абсолютная
ΔX = X
изм
– X
действ
,
где Х – предел измерения
– относительная
δ
отн
=
¿
ΔX
∨
¿
X
дейст
¿
∙ 100%
Для нахождения погрешностей измерений необходимо знать истинное значение измеряемой
величины. Поэтому этой формулой можно пользоваться только в тех редких случаях, когда
проводятся измерения констант, значения которых заранее известны. Цель же измерений, как
правило, состоит в том, чтобы найти неизвестное значение физической величины. Поэтому на
практике погрешности измерений не вычисляются, а оцениваются.
В частности, относительную погрешность находят как отно шение абсолютной погрешности
не к истинному (действительному), а к измеренному значению величины:
δ
отн
=
ΔX
X
изм
∙ 100%
– приведенная:
для прибора с равномерной шкалой
δ
пр
=
¿
ΔX
∨
¿
X
ном
¿
∙ 100% ,
где Х
ном
– выбранный предел измерений
для прибора с неравномерной шкалой
δ
пр
=
¿
Δl
∨
¿
l
шк
¿
∙ 100% ,
где l
шк
– длина шкалы в мм
Δl – расстояние между отметками шкалы в мм, соответствующее и измеренному и
действительному значению
– допустимая (класс точности)
δ
доп
или К =
¿
Δ X
max
∨
¿
X
ном
¿
∙ 100% ,
где К – класс точности прибора
ΔX
max
– максимально допустимая погрешность прибора в соответствии с его классом
точности
Х
ном
– предельное значение или выбранный предел.
Зная класс точности прибора можно определить относительную погрешность:
δ
отн
= К ∙
X
ном
X
изм
, %
По характеру проявления погрешности бывают:
– систематическая, значения которой при повторных измерениях остаются постоянными;
–
случайная,
значения
которой
при
повторных
измерениях
изменяются,
поэтому
необходимо произвести серию измерений одного и того же параметра, а затем определить
среднее арифметическое значение. Которое в последствии будет использоваться в расчетах как
действительное
А
ср
=
А
1
+
А
2
+
...
+
А
n
n
,
где n – число измерений;
– промахи (грубая ошибка), которая возникает по вине проводившего измерения
δ =
i
1
Δ
¿
¿
i
2
Δ
¿
¿
i
n
Δ
¿
¿
¿
2
¿
¿
√
¿
,
где n – число измерений,
Δi
1
= A
1
- A
ср
или Δi
n
= A
n
- A
ср
Погрешности по условию проведения измерения зависят от влияния внешних условий
(температура, давление, влажность и др.) как на измеряемый объект, так и на измерительный
прибор.
По источнику возникновения погрешности бывают:
– инструментальная,
– методическая,
– субъективная.