Автор: Иванова Екатерина Юрьевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ФГАОУ "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялта
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Структурная антропология Клода Леви-Стросса
Раздел: высшее образование
СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КЛОДА ЛЕВИ-СТРОССА
Иванова Е. Ю.
Студентка кафедр истории, страноведения, правоведческих дисциплин с методикой
преподавания
Гуманитарно-педагогической академии (филиал)
Введение: в данной работе рассматривается подход Клода Леви-Стросса к изучению
первобытного общества Южной и Северной Америки.
Цели и задачи исследования:
1.
Проанализировать труд «Структурная антропология».
2.
Раскрыть суть концепции К. Леви-Стросса.
3.
Охарактеризовать основные положения данного подхода.
- методика исследования: анализ работы Леви-Стросса «Структурная антропология».
Результаты
исследования: Клод Леви-Стросс ученый с мировым именем, его
работа «Структурная антропология» стала манифестом одноименной концепции. Главный
акцент в работах был сделан на анализ структур мышления и социальной жизни, которые
не зависят от индивидуального сознания и выбора. Подход К. Леви Стросса становится
наиболее эффективным в объяснении и классификации деталей социальной бытия.
Выводы: Подход Клода Леви-Стросса по изучению первобытных племен, дает
начало новой дисциплине, именуемой структурная антропология. На сегодняшний день
структурная антропология потеряла свою определенность, которую ей задавал идейных
контекст 1950-70 гг. Все публикации, издаваемые во Франции в данной области имеют
различия.
Не
все
авторы
берутся
четко
формулировать
концепцию,
разработанную
мировым ученым. Однако уважение к Клоду Леви-Строссу велико, как удивительному
научному и человеческому феномену.
Клод Леви-Стросс (родился в 1908 г.) – французский этнограф и социолог, один из
основных
представителей
французского
структурализма.
Объектом
его
исследований
является первобытное общество, преимущественно Южной и Северной Америки. К. Леви
Стросс является автором таких работ как: «Структурная антропология», «Мифологии»,
«Структурная антропология – 2», «Структура мифов» и др.
«Структурная антропология» - сборник статей, опубликованный в 1958 г., который
стал
манифестом
одноименной
концепции.
Леви-Стросс
изучает
не
столько
факты,
сколько соотношения между фактами - структуры. Он утверждает, что первобытные
народы,
обладают
логическим
мышлением,
а
разница
между
«цивилизованным»
и
«примитивным» мышлениями не в качестве мысли, а в ее предметах. Этот специфический
подход дает начало новой дисциплине – структурной антропологии. Главный акцент в
работах Леви-Стросса – анализ структур мышления и социальной жизни, которые не
зависят от сознания индивида и выбора. Подход К. Леви Стросса становится наиболее
эффективным в объяснении и классификации деталей социальной бытия.
Культурные
системы
первобытных
племен
–
правила
браков,
терминологию
родства, мифы, рассматриваются как своего рода языки. Так, система браков, выступает
своего
рода
языком,
который
позволяет
обмениваться
женщинами
внутри
отдельных
социальных групп.
Язык – это одновременно продукт культуры, часть культуры и ее
условие, как во времени становления индивида в обществе, так и в уже существующих
индивидуальных и общественных организмах.
Леви-Стросса называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части
структурной антропологии. В основе изучения мифов лежат языковые аналогии. Для
Леви-Стросса миф – логический механизм разрешения противоречий мысли о мире.
Основным
способом
структурирования
мифов
выступает
вычленение
бинарных
оппозиций с фигурами-посредниками.
Леви-Стросс выдвигает концепцию "нового гуманизма", не знающего сословных и
расовых ограничений.
Для объяснения скрытых структур социокультурных явлений первобытного строя
Леви-Стросс
применил
принцип
"взаимности",
предложенный
одним
из
учеников
Дюркгейма Моссом.
В
основу
типологии
современных
обществ
Леви-Стросс
кладет
следующие
признаки: удаленность друг от друга в пространстве, во времени, а также одновременно и
в пространстве, и во времени.
Леви-Стросс предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и разума,
–суперрационализм: его главная идея в том, что универсальность человеческой природы
заложена
в
подсознании,
исследуя
которое
можно
получить
объективное
знание
о
человеке, составляющее содержание новой науки – "структурной антропологии".
Цель
структурной
антропологии,
изучающей
бессознательное
единство
функционирования человеческого разума в различных культурных системах, заключается
в построении моделей, которые можно было бы обобщать на уровне их формальных
свойств, снимая тем самым перегородки между различными дисциплинами.
В
дальнейшем
структурная
антропология
обращается
к
тотемизму,
маскам,
продолжая
изучение
мифов.
В
«Структурной
антропологии
–
2»
рассматриваются
проблемы
гуманизма,
критерии
научности
социальных
и
гуманитарных
дисциплин,
проблемы расы, культуры истории, а также роли мыслителей, которых можно считать
основателями современной антропологии, а именно Ж-Ж. Руссо и Э. Дюркгейма.
На сегодняшний день структурная антропология потеряла свою определенность,
которую ей задавал идейных контекст 1950-70 гг. Все публикации, издаваемые во Франции
в данной области имеют различия. Не все авторы берутся четко формулировать концепции
разработанную мировым ученым. Однако уважение к Клоду Леви-Строссу велико, как
удивительному научному и человеческому феномену.