Напоминание

Структурная антропология Клода Леви-Стросса


Автор: Иванова Екатерина Юрьевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ФГАОУ "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского", Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялта
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Структурная антропология Клода Леви-Стросса
Раздел: высшее образование





Назад




СТРУКТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КЛОДА ЛЕВИ-СТРОССА

Иванова Е. Ю.

Студентка кафедр истории, страноведения, правоведческих дисциплин с методикой

преподавания

Гуманитарно-педагогической академии (филиал)

Введение: в данной работе рассматривается подход Клода Леви-Стросса к изучению

первобытного общества Южной и Северной Америки.

Цели и задачи исследования:

1.

Проанализировать труд «Структурная антропология».

2.

Раскрыть суть концепции К. Леви-Стросса.

3.

Охарактеризовать основные положения данного подхода.

- методика исследования: анализ работы Леви-Стросса «Структурная антропология».

Результаты

исследования: Клод Леви-Стросс ученый с мировым именем, его

работа «Структурная антропология» стала манифестом одноименной концепции. Главный

акцент в работах был сделан на анализ структур мышления и социальной жизни, которые

не зависят от индивидуального сознания и выбора. Подход К. Леви Стросса становится

наиболее эффективным в объяснении и классификации деталей социальной бытия.

Выводы: Подход Клода Леви-Стросса по изучению первобытных племен, дает

начало новой дисциплине, именуемой структурная антропология. На сегодняшний день

структурная антропология потеряла свою определенность, которую ей задавал идейных

контекст 1950-70 гг. Все публикации, издаваемые во Франции в данной области имеют

различия.

Не

все

авторы

берутся

четко

формулировать

концепцию,

разработанную

мировым ученым. Однако уважение к Клоду Леви-Строссу велико, как удивительному

научному и человеческому феномену.

Клод Леви-Стросс (родился в 1908 г.) – французский этнограф и социолог, один из

основных

представителей

французского

структурализма.

Объектом

его

исследований

является первобытное общество, преимущественно Южной и Северной Америки. К. Леви

Стросс является автором таких работ как: «Структурная антропология», «Мифологии»,

«Структурная антропология – 2», «Структура мифов» и др.

«Структурная антропология» - сборник статей, опубликованный в 1958 г., который

стал

манифестом

одноименной

концепции.

Леви-Стросс

изучает

не

столько

факты,

сколько соотношения между фактами - структуры. Он утверждает, что первобытные

народы,

обладают

логическим

мышлением,

а

разница

между

«цивилизованным»

и

«примитивным» мышлениями не в качестве мысли, а в ее предметах. Этот специфический

подход дает начало новой дисциплине – структурной антропологии. Главный акцент в

работах Леви-Стросса – анализ структур мышления и социальной жизни, которые не

зависят от сознания индивида и выбора. Подход К. Леви Стросса становится наиболее

эффективным в объяснении и классификации деталей социальной бытия.

Культурные

системы

первобытных

племен

правила

браков,

терминологию

родства, мифы, рассматриваются как своего рода языки. Так, система браков, выступает

своего

рода

языком,

который

позволяет

обмениваться

женщинами

внутри

отдельных

социальных групп.

Язык – это одновременно продукт культуры, часть культуры и ее

условие, как во времени становления индивида в обществе, так и в уже существующих

индивидуальных и общественных организмах.

Леви-Стросса называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части

структурной антропологии. В основе изучения мифов лежат языковые аналогии. Для

Леви-Стросса миф – логический механизм разрешения противоречий мысли о мире.

Основным

способом

структурирования

мифов

выступает

вычленение

бинарных

оппозиций с фигурами-посредниками.

Леви-Стросс выдвигает концепцию "нового гуманизма", не знающего сословных и

расовых ограничений.

Для объяснения скрытых структур социокультурных явлений первобытного строя

Леви-Стросс

применил

принцип

"взаимности",

предложенный

одним

из

учеников

Дюркгейма Моссом.

В

основу

типологии

современных

обществ

Леви-Стросс

кладет

следующие

признаки: удаленность друг от друга в пространстве, во времени, а также одновременно и

в пространстве, и во времени.

Леви-Стросс предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и разума,

–суперрационализм: его главная идея в том, что универсальность человеческой природы

заложена

в

подсознании,

исследуя

которое

можно

получить

объективное

знание

о

человеке, составляющее содержание новой науки – "структурной антропологии".

Цель

структурной

антропологии,

изучающей

бессознательное

единство

функционирования человеческого разума в различных культурных системах, заключается

в построении моделей, которые можно было бы обобщать на уровне их формальных

свойств, снимая тем самым перегородки между различными дисциплинами.

В

дальнейшем

структурная

антропология

обращается

к

тотемизму,

маскам,

продолжая

изучение

мифов.

В

«Структурной

антропологии

рассматриваются

проблемы

гуманизма,

критерии

научности

социальных

и

гуманитарных

дисциплин,

проблемы расы, культуры истории, а также роли мыслителей, которых можно считать

основателями современной антропологии, а именно Ж-Ж. Руссо и Э. Дюркгейма.

На сегодняшний день структурная антропология потеряла свою определенность,

которую ей задавал идейных контекст 1950-70 гг. Все публикации, издаваемые во Франции

в данной области имеют различия. Не все авторы берутся четко формулировать концепции

разработанную мировым ученым. Однако уважение к Клоду Леви-Строссу велико, как

удивительному научному и человеческому феномену.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!