Напоминание

"Психологическая готовность к школьному обучению"


Автор: Заводиленко Валентина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "11 "Голубой вагон" г.Сальска.
Населённый пункт: город Сальск, Ростовская область
Наименование материала: Групповое родительское собрание
Тема: "Психологическая готовность к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Групповое родительское собрания «Психологическая готовность к школьному обучению»
Автор
: Заводиленко В.В. педагог-психолог МБДОУ №11 «Голубой вагон»г.Сальска
Цель
: познакомить родителей с понятием «готовность к школе»
Задачи:
1.Познакомить родителей с результатами обследования детей на готовность к школьному обучения 2.Познакомить родителей с трудностями, с которыми может столкнуться ребенок - первоклассник 3.Дать рекомендации по подготовке ребенка к школе в домашних условиях
Ход собрания:
Что такое – готовность к школе? Для начала - давайте узнаем мнение наших детей. (Родителям предлагается посмотреть видеозапись беседы с детьми «В школу я уже готов!») Вопросы к детям: Хочешь ли ты идти в школу? Зачем дети ходят в школу? Чему ты хочешь научиться в школе? Ты стал уже совсем взрослый и многое умеешь, что нужно уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Готов ли ты к школе? Мы узнали взгляды наших детей на данную проблему. Теперь узнаем мнение наших родителей. Педагог-психолог предлагает родителям разделить лист бумаги пополам и на одной стороне написать качества, характеризующие, по их мнению, готовность ребенка к школе. Затем все вместе обсуждают полученные ответы. Наиболее часто встречающиеся варианты психолог записывает на доске. (Как правило, большинство родителей выделяют: хорошее здоровье, умение читать, писать, считать, сформированные навыки самообслуживания, хорошую память). На другой стороне листа психолог предлагает записать качества, о которых пойдет речь в выступлении. Выделяют такие виды готовности, как физическую, психологическую и специальную. 1.
Физическая готовность
определяется состоянием здоровья и уровнем развития всех систем организма. Именно в возрасте 7 лет происходит созревание тех отделов головного мозга, которые обеспечивают систематическое обучение, начинает окостеневать позвоночник, укрепляется зрение. Однако, частоболеющие и физически ослабленные дети, а также дети 6 лет – испытывают трудности в обучении
2.
Специальная готовность
– умение писать, считать, читать. В настоящее время эти умения и навыки ребенка важны и на начальном обучении в школе. 3. Но прежде всего важна
психологическая готовность, котарая
представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка: • мотивационная готовность; • волевая готовность; • интеллектуальная готовность; социальная готовность •
Интеллектуальная готовность
определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания,произвольность) Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности: 1. развивайте речь ребенка: читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них 2. постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, следите, чтобы ваша речь была грамотная и выразительная 3. развивайте память и внимание, учите ребенка приемам запоминания (запоминаемый материал разделить на части, проговаривать вслух, повторять на следующий день) 4. учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов 5. учите сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать предметы по группам, анализировать. 6. развивайте мелкую моторику рук • Главное, что необходимо будущему первокласснику – желание учиться
(мотивационная готовность).
Она включает в себя: - наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий); - понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности; - минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным) элементам деятельности; -эмоционально-благополучное отношение к школе.
-желание учиться Но желание пойти в школу и желание учиться - это разные вещи. Ребенок может хотеть в школу потому что сверстники идут туда, потому что школьником быть лучше, чем дошкольником, потому что в школе не нужно спать и наконец потому что к школе он получит новый ранец, учебники, ручки, тетрадки. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы. Просто они поняли, что статус школьника, гораздо выше статуса дошкольника. Но встречаются дети, которые не хотят идти в школу категорично. Причиной негативного отношения к школе являются высказывания родителей, опыт обучения старших детей в школе и их впечатления. Такое отрицательное отношение к школе затрудняет включение ребенка в школьную жизнь. Т.е. каким бы интеллектуально развитым ребенок не был, как бы хорошо не умел читать и писать, без желания учиться и получать новые знания, он не будет успешным в школе, так как школьная обстановка будет ему в тягость. Рекомендации родителям по формированию мотивационной готовности: 1. Беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях, рассматривайте свои школьные фотографии 2. Играйте с ребенком в школу 3. Читайте стихи, рассказы о школе. 4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. •
Эмоционально- волевая готовность
– уровень развития произвольно – управляемого поведения. Ребенок должен уметь длительное время сосредотачивать свое внимание на не всегда интересном материале, стремится к достижению цели, получению определенного результата, стремится преодолевать трудности, должен уметь контролировать свое поведение и эмоции во время урока ( в этом возрасте развиваются дисциплинированность, организованность и самоконтроль) - принцип «Не хочу, но надо» Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Эмоционально-волевая готовность оценивалась в ходе наблюдения за поведением ребенка во время обследования и на занятиях, беседы с воспитателем и при помощи методик «Графический диктант», «Домик», «Корректурные пробы» Во время обследования я оценивала, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.
Именно на эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в 1-м классе; 1.Следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца 2.Приучайте ребенка хранить личные вещи в порядке, в определенном месте (организованность) 3.Учите ребенка самостоятельно принимать решения (планируйте проведение выходных дней, дайте самостоятельность при выборе одежд) 4.Играйте с ребенком в игры по правилам, сюжетно-ролевые игры, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвижные игры с определенными правилами. Поиграть с ребенком в известную игру "Да и нет, не говорите" родителям вполне по силам. 5.Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги. 6.Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 7.Научите ребенка правильно реагировать на неудачи Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша. •
Коммуникативная готовность
– умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив. Рекомендации родителям по формированию коммуникативной готовности 1.Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками). 2.Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно
лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения. 3.Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх. 4.Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем). 5.Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым. Заниженная самооценка – приводит к неуверенности в себе, повышению тревожности ( я не смогу этого сделать); завышенная самооценка порождает конфликтные ситуации с окружающими. Рекомендации родителям по формированию самооценки ребенка 1.Принимайте ребенка таким какой он ест 2.Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях. 3.Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. 4.Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование. Часто нам кажется, что ребенок с приходом в 1 класс, становится взрослее. Что 1 сентября он станет настоящим первоклассником, будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги. Но что происходит на самом деле? Ребенок остается все тем же дошкольником, так как школьником стать за один день невозможно. И именно в это время. В первый год обучения ребенку нужна поддержка и помощь родителей. Потому что, от того как успешно пройдет первый год обучения, будет зависеть учеба в последующие годы. А сейчас я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Возьмите карандаш и напишите: «Мой ребенок – будущий первоклассник». А теперь переложите карандаш в другую руку и напишите эту фразу еще раз. Как ровно и красиво мы пишем привычной, ведущей рукой, и как трудно и
непривычно дается письмо, если мы перекладываем карандаш в другую руку. Так и ваш ребенок. Как весело и легко быть дошкольником, и как непривычно стать школьником. Первоклассником быть трудно, и родителям первоклассника – тоже не просто. И если в течение учебного года вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните этот эксперимент. Психолог предлагает родителям пройти тест
«Готовность ребёнка к школе»
1.Хочет ли ребёнок идти в школу ? 2.Привлекает ли Вашего ребёнка в школе то ,что здесь он многое узнает? 3.Может ли Ваш ребёнок в течении 30 минут заниматься чем –то самостоятельно? 4.Верно ли ,что Ваш ребёнок в присутствии посторонних нисколько не смущается? 5.Умеет ли Ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений? 6.Умеет ли Ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений ? 7.Умеет ли он изменять существительные по числам ? 8.Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам или даже лучше? 9.Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно 10.может ли он решать простые задачи на вычитание и прибавление единиц? 11.Может ли Ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем ,делать аппликацию ? 12.Любит ли он рисовать ,раскрашивать картинки ? 13.Верно ли ,что Ваш ребёнок имеет твёрдую руку ? 14.Сможет ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей ,за 1 минуту ? 15.Знает ли Ваш ребёнок названия диких и домашних зверей ? 16.Может ли он обобщать понятия (называть одним словом)? 17.Любит ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно ,рисовать ,лепить и т.д ? 18.Может ли ребёнок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте количество положительных ответов
15-18 баллов – можно считать ,что ребёнок вполне готов к тому чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались ,а школьные трудности ,если возникнут ,будут легко преодолимы 10-14 баллов – Вы на правильном пути ,ребёнок многому научился ,а содержание вопросов на которые Вы ответили отрицательно подскажут Вам точки приложения дальнейших усилий.
меньше 9 баллов – ребёнку нужна Ваша помощь ,постарайтесь больше времени уделять занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то ,что он не умеет. После разгадывается кроссворд.
1

р

О

1

Р ю К

3

3 А к

В

5

2

К О

4

ь н

и к

З

п Е н А л

р

А

О С

к

Р

к Т

У

Г

И

л

А

к

ь

Л

4

Р У ч

К А

А
По горизонтали: 1) Заплечный мешок, предназначенный для ношения школьных принадлежностей. 2) Ребенок, который учится в школе. 3) Футляр для хранения письменных принадлежностей 4) Письменная принадлежность, заправленная чернилами. По вертикали: 1) Занятие в школе. 2) Небольшой листок с заметками, которым тайком пользуется ученик при сдаче экзамена. 3) Звуковой сигнал, обозначающий перемену в школе. 4) Стирательная резинка. 5) Прибор для начертания окружностей. Родителям раздаются памятки: « Советы психолога родителям первоклассника»
Подведение итогов собрания, обмен мнениями.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!