Напоминание

"Значение реки Томь для города Новокузнецка"


Автор: Здорнова Ольга Валеревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение реки Томь для города Новокузнецка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Значение реки Томь для города Новокузнецка»

Автор: Здорнова О.В. воспитатель «Детский сад 33»

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Берег левый - берег правый,

По воде есть переправа,

Что же это за вода,

И течет она куда? -

Быстротечна, глубока

Вдаль бежит - течет.

Педагог: правильно, это река.

Сегодня мы с вами будем говорить о реке, на которой стоит наш город

Новокузнецк.

Кто скажет, что это за река? – Томь

Название реки Томь – означает «темная», глубокая, а глубокие воды всегда

кажутся темными.

С чего начинается река Томь? – Каждая река начинается с родничка,

бьющего из – под земли. Родник дает начало ручью, несколько ручейков

сливаются в речки, а они образуют большие реки.

Как называется место, где образуется река? – Это место называется исток.

Река Томь берет свое начало в горах Кузнецкого Алатау.

В горах реки имеют быстрое течение, каменистое дно, обрывистые

берега, узкие долины, прозрачную холодную воду.

На равнине наши реки становятся спокойными, берега у них пологие,

долины широкие, вода теплая и часто мутная. Углубление, в котором течет

река называется руслом реки.

Все реки несут свои воды в озера, моря и другие крупные реки. Место,

куда впадает река, (другая река, озеро или море)? - называется устьем реки.

У рек много помощников, большие и маленькие реки, которые несут

свои воды в нее, называются они притоками.

Какие две реки, в нашем городе, впадают в реку Томь? – это реки Аба и

Кондома. Эти реки являются притоками реки Томь в Новокузнецке.

Где можно увидеть слияние рек Томь и Кондома? – слияние рек можно

увидеть на Левом берегу на новой Набережной.

Да, в этом месте река Кондома впадает в реку Томь, для Кондомы, это место

будет устьем реки Кондома.

А сейчас мы поиграем с вами в игру противоположности, которая

называется «Река какая?» (с мячом)

Река глубокая – мелкая, короткая – длинная, широкая – узкая, быстрая –

спокойная, грязная – чистая, большая – маленькая, вода прозрачная – мутная,

дно бывает каменистое – бывает песчаное, берега бывают крутые – бывают

пологие.

С этим заданием справились, молодцы!

- Ребята, послушайте стихотворение, которое приготовила нам

«Купание в Томи»

В Томи зеленая вода и камешки прыгучи.

И коль замерзну – не беда: бьет солнце из-под тучи.

Плыву, течение, прервав, на середине сносит.

Бьет родниковая вода и холодит, как осень.

Вот остров посреди реки. Столпились бревна горкой.

Сажусь на них. Из-под руки гляжу на берег зорко.

И вновь я к берегу плыву, от взмахов согреваясь.

А Томь, как сказка наяву, веселая. Живая…

Река Томь имеет большое значение для Кузбасса и, конечно же, для

нашего любимого города Новокузнецка. В первую очередь, река Томь

является нашей поилицей, это большие запасы пресной, питьевой воды не

только для жителей нашего города, но и всего Кузбасса и других областей.

Именно из реки Томь в наши дома поступает питьевая вода, которую

очищают на специальных водонаборных станциях, пропуская воду через

специальные очистительные фильтры. Поэтому наша с вами задача сохранять

нашу реку чистой, потому что без чистой, пресной воды не могут жить ни

люди, ни животные, ни растения. Как называют Томь в народе? Томь –

поилица.

Ребята, а давайте с вами представим, как – будто мы спустились с вами к

реке.

Физминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре…/ 2 раза – отряхиваем руки, колени

Вот так славно освежились – показать жест класс

А теперь поплыли дружно: - плывем кроль

Делать так руками нужно: - кроль

1,2,3,4 / 2 раза - брасс

Делать так руками нужно - брасс

Вышли на берег крутой, - марш

1,2,3,4 / 2 раза – отряхиваем руки и колени

Отряхнулись - и домой. – марш

Томь дарит огромные природные богатства и очаровывает своей

красотой, поэтому зовут ее Томью – красавицей.

Томь – это живописные берега с лесами, кустарниками и рощами,

любимое место отдыха новокузнечан. А какие леса растут по берегам реки

Томь? – лиственные, смешанные, хвойные.

Лес дает чистый воздух и кислород, который необходим людям,

животным и растениям. Оказывает огромное влияние на животный мир,

обеспечивая животных пищей, является местом их обитания. Предотвращает

реки от обмеления, т.к корни деревьев удерживают влагу в почве, зимой

деревья удерживают снег, что способствует весной постепенному

снеготаянию, талые воды стекают в реки, наполняя их водой. Лес украшает

берега и предотвращает их от разрушения. В народе говорят «Лес и вода –

брат и сестра».

По берегам рек растут растения, которым нужно много воды – гусиные

лапки, незабудки, осока, стрелолист, верхние листья которого похожи на

листья, отсюда и название этого растения, камыш (рогоз) с бархатными

початками.

В воде живут такие растения, как водоросли, который насыщают воду

кислородом, являются кормом и домом для рыб, водное растение ряска –

поглощает углекислоту, выделяет кислород, очищает воду от вредных

веществ, является кормом для обитателей реки.

По поверхности воды бегают клопы – водомерки, их ножки покрыты

жиром, поэтому они не тонут, питаются комарами и мелкой живностью. В

толще воды плавают жуки – плавунцы – они хищники, охотятся на комаров,

мелкую живность и сами являются кормом для рыб.

Улитки очищают дно реки, поедая различные микроорганизмы, рак –

питается водорослями, погибшими рыбами, улитками, лягушки – полезные

животные, которые поедают много вредных насекомых, и другие животные.

По берегам реки Томь можно встретить таких животных, как бобер,

выдра, ондатра. Бобра называют замечательным пловцом и четвероногим

инженером, искусным строителем за его сооружения – хатки, плотины,

каналы. У него красивая темно – коричневая шкурка, веслообразный хвост и

лапы с перепонками. Эти животные очень пугливы и осторожны, поэтому

увидеть их довольно трудно.

По берегам реки можно увидеть много птиц – это водоплавающие утки,

– речная чайка, аляпка (водяной воробей), трясогузка, цапли – все они

питаются мелкой рыбой и насекомыми.

В реке водится много рыбы.

Послушайте мои загадки.

Хвостом она виляет,

Зубаста, а не лает.

Кто же это?

- Правильно, это щука.

От зубастой щуки скрылся,

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины серебрясь...

Как его зовут?

- Правильно, это карась.

Он всеядный и большой,

Скрытый желтой чешуёй.

Ил его любимый скарб...

Как зовут все рыбку?

-Правильно, карп.

Она похожа на плотву,

В иле копается на дну.

Глаз кровавый, дальнозорка...

Как зовётся?

- Правильно, красноперка.

Совсем не крупный, но усатый,

Зеленовато-буроватый.

Он в речке мудрый секретарь...

Как все зовут его?

- Это, ребята, пескарь.

Есть в речке демон из шипов,

С защитой от щучьих клыков.

Он весь в колючках, не тревожь...

Как зовут ту рыбку?

- Правильно, ерш.

Молодцы! Правильно отгадали загадки.

Вот сколько животных и рыб обитает в нашей реке, поэтому народ называет

ее ласково Томь – кормилица.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке.

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»,

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!».

А третья сказала: «мне хочется спать!»,

Четвертая стала чуть – чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Скорее плывите, чтоб не проглотил!»

Река Томь не только кормит людей рыбой, но и дает им

электроэнергию, по ней ходит речной транспорт – лодки, катера, баржи.

Посмотрите, на берегах реки Томь построили крупные заводы и

фабрики: изготавливают металл, цемент, кирпич, и др. промышленную

продукцию. И везде используют воды реки Томь.

Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря её прозвали Томью-

труженицей.

Да вот беда! Заболела Томь. Вода стала грязной, потому что с заводов и

фабрик сливают в реку грязную использованную воду. Исчезает рыба,

животные, растения…

Чтобы жизнь людей улучшить, человек не подумал, хорошо ли реке будет, не

повредит ли это ей.

Вот так и может наступить экологическое бедствие. Наша с вами задача не

допустить этого!

Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт.

Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу реки.

Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

В настоящее время на заводах и фабриках строят очистные сооружения,

где использованная в производстве вода, очищается и используется

снова.

На берегу реки такая благодать,

Сюда скорей беги купаться, загорать!

Но только разный сор в траве не оставляй!

Не зарывай в песок и в воду не бросай!

Не засоряй сейчас прекрасный водоем-

И мы еще не раз с тобой сюда придем!

Тема организованной образовательной деятельности по ознакомлению с

окружающим миром «Значение реки Томь для города Новокузнецка»

Т.к. наш детский сад внедряет инновационную деятельность, работает в

режиме инновационной площадки, которая предполагает «Использование

пространства города в воспитательных целях», поэтому сегодня будет

использован региональный компонент, такой как ознакомление дошкольников

с рекой Томь города Новокузнецка. Мы покажем Вам работу с подгруппой

детей подготовительной группы, т.к. наш детский сад компенсирующего

вида, вторая подгруппа работает с учителем – логопедом.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!