Автор: Клюшина Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №23
Населённый пункт: г.о.Электросталь, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы "Такие разные книги"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №23»
Организация образовательной деятельности
по ознакомлению с художественной литературой
с детьми старшей группы
«Такие разные книги»
Выполнила:
воспитатель
Клюшина Е.Н.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей
группе «Такие разные книги»
Цель: Расширить знания детей о книгах и их назначении.
Задачи:
1. Вызвать желание читать книги.
2. Познакомить с пословицами, стихами и загадкой о книге,
активизировать словарь детей.
3. Воспитывать любовь к художественней литературе, бережное
отношение к книгам, закрепить правила поведения в общественных местах.
Оборудование:
Детские книги разных форматов и жанров, большая книга, раскраски.
Предварительная работа:
Чтение книг разных авторов, рассматривание альбома «Писатели –
детям».
Ход ООД:
1. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель загадывает загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней
Станешь вчетверо умней.
Вос-ль:Не зря говорит пословица: «Книга - источник знаний!». Книги
вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле,
космосе, жизни в нашей стране и других странах, знакомят с миром
природы, рассказывают о жизни растений, животных, птиц. А у вас есть
любимая книга? (ответы детей)
Вос-ль. Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все
они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают
книги? (ответы детей)
Воспитатель демонстрирует книги и показывает детям различные
виды книг.
Вос-ль. Правильно, есть книги с картинками, а есть без картинок. Есть
детские книги, а есть книги для взрослых.
Книги отличаются размером. Бывают большие и маленькие книги. Про
маленькие книги взрослые говорят – книги малого формата. Это значит,
что книга маленького размера. А мы называем их «книжки-малышки». У вас
есть такие? Еще, ребята, бывают книги большого размера. (показ книг) А вот
эти книги чем отличаются (толщиной) Есть толстые и тонкие книги.
Книги отличаются не только размером, но и своим содержанием. По
содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы,
стихи.
Есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например,
энциклопедия. А знаете ли вы, какие книги называют
учебниками? (Ответы.)
Вос-ль. Они помогают детям в школе. Кто пишет книги? (Ответы детей:
писатель, поэт).
Ребята, а кто знает, где живут книги?
Вос-ль. Правильно, в библиотеке. Демонстрация картины
«Библиотекарь». Это специальное здание, где хранятся книги. Кто из вас
знает, как называется профессия человека, который работает в библиотеке?
( ответы детей)
У некоторых дома есть домашние библиотеки.
А как надо себя вести в библиотеке? (ответы)
Психогимнастика :
Помни, что библиотека
Не базар, не дескотека.
Тишину здесь соблюдайте,
Книжки не перегибайте!
И запомните друзья!
Заходить сюда – нельзя
Не с пальто, и не с кошелкой,
И не с булкой, и не с елкой,
И за это книжный храм
Будет благодарен вам!
Вос-ль. А как надо обращаться с книгами? (ответы)
Появляется большая книга
Книга: Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Где взял меня- туда верни,
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Книга. Здравствуйте, ребята. Я слушала вас, и мне очень понравилось,
как вы отвечали.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдем от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
И сейчас я хочу с вами поиграть. Я буду показывать иллюстрации из
разных книг, а вы будете угадывать, что это за произведение.
Открывается книга с иллюстрациями.
Игра «Угадай-ка»
«Мойдодыр» К. Чуковский
«Живая шляпа» Н. Носов
«Колобок» нар. сказка
«Усатый – полосатый» С. Маршак
«Серебряное копытце» Е. Бажов
«Цветик – семицветик» В. Катаев
«Дюймовочка» Х. -К. Андерсен
Книга: Молодцы, ребята. А теперь отгадайте мои загадки(Когда дети
отгадают загадку, появляется картинка)
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?. (Буратино)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной … (туфелька)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка "
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
Книга. Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами играт
4. Вос-ль. А теперь еще игра, вам понравится она.
Сейчас мы с вами поиграем в игру. (Дети стоят). Я буду называть героев
из разных книг, а вы если герой добрый и поступает хорошо, будете
улыбаться и хлопать в ладоши, а если злой и поступает плохо, будете
топать ногами и закрывать лицо ладошками. Будьте внимательны.
Баба Яга, Золушка, Бармалей, Айболит, Дюймовочка, Кощей, Карабас-
Барабас, Мальвина, Леопольд, Людоед.
6. Книга. Ох, ребята, какие вы молодцы. Мне очень понравилось у вас в
гостях. Нам пора расставаться. Но я не прощаюсь, мы еще будем много с
вами встречаться. И я хочу, чтобы вы запомнили пословицу: «Кто много
читает, тот много знает». До скорой встречи. (книга закрывается)
Вос-ль. Вот и закрылась наша книга. Вы запомнили пословицу, которую
сказала вам книга? Давайте повторим вместе. (дети проговаривают
вместе с воспитателем)
Вос-ль. Ребята, наша книга оставила вам подарок. Это раскраски из
разных книг.
Воспитатель раздает детям раскраски.