Автор: Гарина Наталья Викторовна
Должность: педагог-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ № 23
Населённый пункт: г. Искитим, Новосибирская область
Наименование материала: ранняя комплексная помощь
Тема: Функции семьи в выполнении комплексной программы реабилитации детей с отклонениями в развитии
Раздел: дошкольное образование
Функции семьи в выполнении комплексной программы
реабилитации детей с отклонениями в развитии
Одним из самых актуальных направлений специальной
(коррекционной) педагогики на современном этапе, как в России, так
и во всем мире, является ранняя комплексная помощь детям с
отклонениями в развитии. Ранняя комплексная помощь — это новая,
быстро развивающаяся область междисциплинарного знания,
рассматривающая теоретические и практические основы
комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из
групп медицинского, генетического и социального риска отставания в
развитии. От эффективной организации ранней комплексной помощи
в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и
(или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и
трудоспособности.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр
долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг,
ориентированных на семью и осуществляемых в процессе
согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.
Она представляет собой систему специально организованных
мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как
самостоятельное направление деятельности учреждений,
находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и
социальной защиты населения:
При незначительных и умеренных отклонениях:
В дошкольном возрасте
1.
Получение инструктажа у специалистов ЛПУ и
применение в домашних условиях лечебно-тренирующих
методов, корригирующих отклонения в развитии.
2.
Воспитание навыков санитарии, гигиены,
самообслуживания под наблюдением патронирующего
персонала ЛПУ.
3.
Инициатива зачисления ребенка в дошкольные детские
учреждения общего типа.
4.
Создание в семье благоприятного психологического
климата, рациональное воспитание.
5.
Участие в ассоциациях родителей детей с
ограниченными возможностями.
6.
Инициатива востребования материальной (денежной,
натуральной, технической) помощи, надомное
трудоустройство матери.
В школьном возрасте
1.
Продолжение постоянных и периодических курсовых и
корригирующих лечебно-тренирующих методов.
2.
Инициатива зачисления ребенка в общеобразовательную
школу для обучения со здоровыми детьми или в специальных
классах.
3.
Повседневная помощь ребенку в выполнении школьных
уроков.
4.
Поддержание в семье благоприятного психологического
климата, продолжение рационального воспитания без гипер
опеки и перегрузок.
5.
Участие в ассоциациях родителей детей с
ограниченными возможностями.
6.
Инициатива востребования материальной (денежной,
натуральной, технической) помощи, надомное
трудоустройство матери.
При значительных отклонениях:
В дошкольном возрасте
1.
Получение инструктажа у специалистов ЛПУ и
реабилитационных центров, применение лечебно-
тренирующих методов в домашних условиях.
2.
Поддержание нормального санитарно-гигиенического
состояния ребенка по указаниям персонала ЛПУ.
3.
Инициатива зачисления ребенка в специализированные
дошкольные учреждения и группы.
4.
Сохранение семьи, генетическая и психологическая
консультация в специализированных учреждениях.
5.
Участие в ассоциациях родителей детей с
ограниченными возможностями.
В школьном возрасте
1.
Продолжение лечебно-корригирующих тренировок в
домашних и стационарных условиях.
2.
Поддержание нормального санитарно-гигиенического
состояния ребенка по указаниям персонала ЛПУ.
3.
Инициатива зачисления ребенка в спецшколу (по
профилю патологии) или для надомного обучения.
4.
Поддержание психологической стабильности в семье.
5.
Участие в ассоциациях родителей детей с
ограниченными возможностями.
Таким образом, в последние годы наметилась тенденция
улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными
физическими и умственными возможностями. Этому способствовал
ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение
законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки
семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне),
определенная трансформация массового сознания россиян, еще
недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте,
динамичный рост числа центров реабилитации детей с
ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется
социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-
реабилитационных услуг. В рамках федеральной целевой программы
«Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центров реабилитации детей
с ограниченными возможностями получили необходимое
реабилитационное оборудование и автотранспорт. Проблема детской
инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее
окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) — главное
звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения
потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть
ребёнок-инвалид, создавшаяся ситуация может повлиять на создание
более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для
выполнения своих функций. Детство и юность ребенка с
ограниченными возможностями, становление его личности, его
реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для его
судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и
собственного «Я». В этом велика роль семьи, родителей, которые
должны находиться в тесном контакте со специалистами.