Напоминание

Функции семьи в выполнении комплексной программы реабилитации детей с отклонениями в развитии


Автор: Гарина Наталья Викторовна
Должность: педагог-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ № 23
Населённый пункт: г. Искитим, Новосибирская область
Наименование материала: ранняя комплексная помощь
Тема: Функции семьи в выполнении комплексной программы реабилитации детей с отклонениями в развитии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Функции семьи в выполнении комплексной программы

реабилитации детей с отклонениями в развитии

Одним из самых актуальных направлений специальной

(коррекционной) педагогики на современном этапе, как в России, так

и во всем мире, является ранняя комплексная помощь детям с

отклонениями в развитии. Ранняя комплексная помощь — это новая,

быстро развивающаяся область междисциплинарного знания,

рассматривающая теоретические и практические основы

комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из

групп медицинского, генетического и социального риска отставания в

развитии. От эффективной организации ранней комплексной помощи

в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и

(или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и

трудоспособности.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр

долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг,

ориентированных на семью и осуществляемых в процессе

согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных

мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как

самостоятельное направление деятельности учреждений,

находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и

социальной защиты населения:

При незначительных и умеренных отклонениях:

В дошкольном возрасте

1.

Получение инструктажа у специалистов ЛПУ и

применение в домашних условиях лечебно-тренирующих

методов, корригирующих отклонения в развитии.

2.

Воспитание навыков санитарии, гигиены,

самообслуживания под наблюдением патронирующего

персонала ЛПУ.

3.

Инициатива зачисления ребенка в дошкольные детские

учреждения общего типа.

4.

Создание в семье благоприятного психологического

климата, рациональное воспитание.

5.

Участие в ассоциациях родителей детей с

ограниченными возможностями.

6.

Инициатива востребования материальной (денежной,

натуральной, технической) помощи, надомное

трудоустройство матери.

В школьном возрасте

1.

Продолжение постоянных и периодических курсовых и

корригирующих лечебно-тренирующих методов.

2.

Инициатива зачисления ребенка в общеобразовательную

школу для обучения со здоровыми детьми или в специальных

классах.

3.

Повседневная помощь ребенку в выполнении школьных

уроков.

4.

Поддержание в семье благоприятного психологического

климата, продолжение рационального воспитания без гипер

опеки и перегрузок.

5.

Участие в ассоциациях родителей детей с

ограниченными возможностями.

6.

Инициатива востребования материальной (денежной,

натуральной, технической) помощи, надомное

трудоустройство матери.

При значительных отклонениях:

В дошкольном возрасте

1.

Получение инструктажа у специалистов ЛПУ и

реабилитационных центров, применение лечебно-

тренирующих методов в домашних условиях.

2.

Поддержание нормального санитарно-гигиенического

состояния ребенка по указаниям персонала ЛПУ.

3.

Инициатива зачисления ребенка в специализированные

дошкольные учреждения и группы.

4.

Сохранение семьи, генетическая и психологическая

консультация в специализированных учреждениях.

5.

Участие в ассоциациях родителей детей с

ограниченными возможностями.

В школьном возрасте

1.

Продолжение лечебно-корригирующих тренировок в

домашних и стационарных условиях.

2.

Поддержание нормального санитарно-гигиенического

состояния ребенка по указаниям персонала ЛПУ.

3.

Инициатива зачисления ребенка в спецшколу (по

профилю патологии) или для надомного обучения.

4.

Поддержание психологической стабильности в семье.

5.

Участие в ассоциациях родителей детей с

ограниченными возможностями.

Таким образом, в последние годы наметилась тенденция

улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными

физическими и умственными возможностями. Этому способствовал

ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение

законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки

семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне),

определенная трансформация массового сознания россиян, еще

недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте,

динамичный рост числа центров реабилитации детей с

ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется

социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-

реабилитационных услуг. В рамках федеральной целевой программы

«Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центров реабилитации детей

с ограниченными возможностями получили необходимое

реабилитационное оборудование и автотранспорт. Проблема детской

инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее

окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) — главное

звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения

потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть

ребёнок-инвалид, создавшаяся ситуация может повлиять на создание

более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для

выполнения своих функций. Детство и юность ребенка с

ограниченными возможностями, становление его личности, его

реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для его

судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и

собственного «Я». В этом велика роль семьи, родителей, которые

должны находиться в тесном контакте со специалистами.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!