Напоминание

Игра как средство развития познавательных процессов младших дошкольников


Автор: Зорина Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Самарский социально-педагогический колледж" г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: cтатья
Тема: Игра как средство развития познавательных процессов младших дошкольников
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как средство развития познавательных процессов младших

дошкольников

Любая игра является важным фактором в

развитии познавательных

процессов

и

развлечения

младших

дошкольников.

Благодаря

средствам

информации

и особенно телевидению игры имеют усовершенствованный

характер.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и

следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни,

в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В

действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще

никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни;

в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно

распоряжается своими же созданиями».

Н. Фхилитис

считал, что игра - это отдых от серьезной работы для

восстановления сил.

Таким образом, игры существуют для того, чтобы

ребенок отдыхал в привычных условиях, не требующих большой затраты сил.

Игре

большое

место

отводил

основатель

российской

системы

физического

воспитания

О.П.

Бауэр.

Он

определял

игру

в

качестве

упражнения для подготовки к жизни ребенка.

В

психическом

развитии

детей

дошкольного

возраста

игра

даёт

возможность

ребёнку

в

живой,

увлекательной

форме

познакомиться

с

широким спектром окружающей действительности и активно воспроизвести

в своих действиях. Более глубоко прочувствовать окружающий мир,

дети

могут получить из жизни разных поступков и видов трудовой деятельности

близких людей отображая их действия в своих играх.

Воображение ребенка создается в игре. Но в этой игровой обстановке,

много настоящего. Действия, которые осуществляет ребенок с игрушками,

всегда реальны. Ребенок понимает, что кукла или матрешка, котенок или

собачка-это игрушки. Но отношение у него к ним, как к живым.

Выполнение

правильных

соответствующих

действий

в

игре

и

достижение

игрового

результата,

ребенок

получает,

как

из

детского

коллектива,

так

и

положительной

оценки

воспитателя.

Таким

образом,

образуются

условия

для

получения

новых

дружеских

взаимоотношений

между детьми.

Игра-ведущая деятельность в младшем дошкольном возрасте. Большую

часть времени уделяют игре детям в дошкольном учреждении. Так как с

введением

игровых

приемов

в

практику

обучения

и

воспитания,

более

эффективны

пути

образования

дошкольников.

Такие

познавательные

процессы, как внимание, память, воображение, мышление, развиваются в

процессе игровой деятельности ребенка. А так же формируются все стороны

личности ребенка. В игре происходит переход к новой, более высокой стадии

развития

ребенка.

Игра

является

возможностью

при

воспитании

главной

деятельности дошкольника.

Воспитатель

расширяет

опыт

ребёнка,

руководя

детскими

играми.

Обогащая

их

содержание,

организуя

играющих

детей,

воспитатель

формирует

новые

психические

качества.

Чем

содержательнее

игра,

чем

больше разных правил в ней, тем лучше развито воображение ребенка. Игра

способствует

не

только

развитию

ума

и

чувства

ребенка,

а

также

преднамеренности

познавательных

процессов.

У

ребенка

вырабатывается

умение действовать сообща с коллективом.

Игра становится содержательнее, когда ребенок приобретает опыт в

бытовой деятельности, при выполнении каких – либо трудовых заданий.

Обучение

детей

на

занятиях

расширяет

знания

детей

об

окружающем,

позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями,

навыками изобразительной деятельности и т.д.

На

протяжении

дошкольного

возраста

характер

деятельности

и

психические

особенности

детей

существенно

изменяются.

У

младших

дошкольников

игры

вначале

бедны

содержанием

и

часто

сводятся

к

многократному

повторению

одних

и

тех

же

действий.

Так

как

у

дошкольников

ещё

недостаточно

развито

умение

играть

и

действовать

сообща. Выполнение заданий взрослого, выраженных в словесной форме,

представляет для малышей значительные трудности. Часто они замечают в

предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опуская

менее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они

запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало,

что вызвало у них эмоциональное переживание.

Мышление

носит

ещё

очень

конкретный,

образный

характер.

Дети

легко улавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, не умея

ещё обнаружить их скрытые существенные особенности. Воображение ещё

слабо

развито.

Действия

детей

в

большинстве

случаев

но сят

непреднамеренный,

непроизвольный

характер.

Чувства,

несмотря

на

большую их живость, малоустойчивы и неглубоки по своему содержанию.

Эти психологические особенности младшего дошкольника не являются чем-

то неизменным.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Поэтому игра приучает

детей

подчинять

свои

действия

и

мысли

определенной

цели,

помогает

воспитывать целенаправленность.

В

игре

умственная

активность

детей

всегда

связана

с

работой

воображения;

нужно

найти

себе

роль,

представить

себе,

как

действует

человек,

которому

хочется

подражать,

что

он

говорит.

Интересные

игры

создают

бодрое,

радостное

настроение,

делают

жизнь

детей

полной,

удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших

условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет

вялым, если он лишен увлекательной игры.

Любая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложно е

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и

формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством

всестороннего воспитания личности ребенка.

Наиболее распространенной является дидактическая игра, как форма

обучения

детей.

Дидактическая

игра

содержит

два

начала:

учебное

(познавательное)

и

игровое

(занимательное).

Воспитатель

одновременно

является и руководителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети,

играя, учатся.

Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов

детей

дошкольного

возраста

содержит

в

себе

большие

потенциальные

возможности:

- развивает познавательные процессы (мышление, внимание, память,

воображение и др.);

- воспитывает интерес и внимательность дошкольников;

- развивает способности;

- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения.

Общая

структура

дидактической

игры

содержит

следующие

компоненты:мотвацию, ориентир, исполнительность, контроль и оценку.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая

детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая -

отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки

дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется

через

игровую

задачу,

определяет

игровые

действия,

становится

задачей

самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует

игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий

характер

игры,

направленность

обучающего

содержания

на

процессы

познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Дидактические

игры

имеют

большое

значение

для

нравственного

воспитания.

Дети

учатся

действовать

в

коллективе,

подчиняться

общим

требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное

выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение

контролировать

свои

поступки,

свое

поведение.

В

игре

формируется

честность,

дисциплинированность,

справедливость.

Подвижная

игра

учит

искренности, товариществу.

Таким образом, игра - незаменимое средство пополнения ребенком

знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных

морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при

проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются

задачи собственно физического воспитания.

Подвижные

игры-

это

правильное

физическое

развитие,

овладение

двигательными навыками, совершенствование в них.

Таким образом, игра является незаменимым средством пополнения

ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития

мышления, ценных морально-волевых и других качеств.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!